Белое вещество головного мозга за что отвечает


Узнать, что такое белое вещество головного мозга, из чего оно состоит и зачем нужно можно прочитав представленную статью.

В ней же освещаются сведения о строении и возможные повреждения белого вещества.

Общие сведения

Когда говорят об уме человека или об его глупости, то обязательно упоминают серое вещество. В обиходе оно считается как бы синонимом головного мозга. На самом деле это далеко не так.

В объемном соотношении белого даже чуть больше. Говорить, что оно играет более важную роль в работе головного мозга было бы неправильно. Только дополняя друг друга мозг выполняет возложенные на него обязанности.

Где находится

Серое вещество базируется в основном на поверхности и образует кору. Меньшая его часть образует ядра. На шестом месяце беременности у плода начинает интенсивно развиваться белое вещество. При этом развитие коры в этот период отстает. Это стало причиной того, что на поверхности возникли борозды и извилины. Серое вещество обволакивает белое, образуется кора полушарий.

Из чего состоит

Объем между базальными ядрами и корой полностью заполнен белым веществом. Состоит из отростков нейронов (аксонов). В совокупности они представляют собой множество нервных миелиновых волокон. Присутствие миелина определяет цвет волокон. Они распространяются в различных направлениях и проводят сигналы.

Нервные волокна представлены тремя группами:

  1. Ассоциативные волокна. Необходимы для связи частей коры только в области 1 полушария. Бывают короткие и длинные. Их задачи не одинаковы: короткие связывают извилины, располагающиеся по соседству, длинные — отдаленные участки.
  2. Комиссуральные волокна. Ответственны за связь определенных долей обеих полушарий. Локализованы в мозговых спайках. Основа этих волокон представлена мозолистым телом. К тому же они следят за сочетаемостью функций в работе мозга.
  3. Проекционные волокна. Несут ответственность за связь с остальными точками центральной нервной системы. Соединяет кору с образованиями ниже.

Функции

Безопасность среды для функционирования ядер и других частей мозга и проводимость сигналов по всему пути нервной системы являются основными задачами белого вещества.

Постоянно, бесперебойно связывать все участки центральной нервной системы главная цель действия белого вещества. Этим обеспечивается координация общей жизнедеятельности. Посредством нейронных отростков передается сигнал, что позволяет иметь возможность многообразия действий человека.

На коре мозга можно отчетливо видны бороздки и валики, которые образуют извилины. Центральная борозда делит теменную и лобную долю. По обеим сторонам от этой борозды базируются височные доли. Борозды и извилины разделяют полушария, образуя в каждом по 4 доли:

  1. Лобные доли. В процессе эволюции претерпели большие изменения. Развивались быстрее других, имеют самую большую массу. В них белое вещество должно обеспечить все двигательные процессы. Здесь запускаются процессы мышления, регулировка структуры речи, письма и контролируются все сложные формы жизнеобеспечения.
  2. Височные доли. Граничат со всеми остальными долями. Функционирование белого вещества в них направлено на понимание речи, возможности обучения. Позволяет делать выводы, получая всевозможную информацию посредством слуха, зрения, обоняния.
  3. Теменные доли. Отвечают за болевую, температурную, тактильную чувствительность. Делают возможным работу центров, доведенных до автоматизма: еда, питье, одевание. Строится трехмерное представление об окружающем мире и себя в пространстве.
  4. Затылочные доли. В этой области функции направлены на запоминание обработанной зрительной информации. Происходит оценка формы.

Повреждение белого вещества

Современные возможности медицины и новейшие технологии позволяют на ранних стадиях определить патологию белого вещества или нарушение его целостности. Это значительно увеличивает шанс справиться с проблемой.

Повреждение белого вещества может быть травматическим или патологическим. Вызванным каким-либо заболеванием или врожденным. В любом случае это приводит к тяжелым состояниям. Нарушает слаженность работы организма.

Возможны нарушение речи, поля зрения, глотательного рефлекса. Могут начаться психические расстройства. Больной перестанет узнавать людей, предметы. Каждый симптом соответствует повреждению белого вещества в определенной области.

Читайте также:  Лобная доля головного мозга функции

Таким образом, зная симптомы уже можно предположить участок повреждения. А иногда и причину, например, при травме черепа или инсульте. Это дает возможность оказать правильную скорую помощь до проведения полной диагностики.

Нервные реакции передаются с нужной скоростью только в случае целостности белого вещества. Любые нарушения могут привести к необратимым процессам и требуют срочного обращения к специалистам.

В диапазоне 30 — 50 лет происходит самое большое число качественных связей. Далее активность передачи импульсов уменьшается с каждым годом.

Профилактика нарушений работы

Физические нагрузки даже у немолодых людей влияют на структуру белого вещества.

Кроме того, нагрузка приводит к уплотнению белого вещества, что положительно влияет на увеличение скорости передачи сигналов.

Правильный образ жизни приводят к улучшению работы мозга, что заметно улучшает состояние всего организма. Интеллектуальные занятия наряду с физическими нагрузками, игры на свежем воздухе, разнообразный активный отдых – все это непременно поможет сохранить память и ясность ума в любом возрасте.

В мозге человека присутствуют белое и серое вещество полушарий, которые необходимы для функционирования мозговой деятельности. Мы рассмотрим, за что отвечает каждое из них и в чем их принципиальное отличие.

Белое вещество в спинном мозге

Белое вещество присутствует в теле человека не только в головном мозге, но и в спинном. Однако в этом отделе нервной системы человека белое вещество находится вокруг серого, снаружи него. Здесь оно призвано обеспечить связь с некоторыми участками головного мозга (например, двигательного центра), а также взаимосвязь отделов спинного мозга.

Белое вещество головного мозга

В медицинской науке принято подразделять нервные волокна на три группы:

  1. Ассоциативные волокна, которые, в свою очередь, также бывают разных типов – короткие и длинные, все они сосредоточены в одном полушарии, но выполняют разную функцию. Короткие соединяют соседние извилины, а длинные, соответственно, держат связь более отдаленных участков. Пути ассоциативных волокон таковы — верхний продолговатый пучок лобной доли к височной, теменной и затылочной коре; крючковидный пучок и пояс; нижний продольный пучок от лобной доли к затылочной коре.
  2. Комиссуральные волокна отвечают за функцию соединения двух полушарий, а также за сочетаемость их функций в деятельности мозга. Данная группа волокон представлена передней спайкой, спайкой свода и мозолистым телом.
  3. Проекционные волокна связывают кору с другими центрами центральной нервной системы, вплоть до спинного мозга. Таких типов волокон существует несколько: одни отвечают за двигательные импульсы, посылаемые к мышцам человеческого тела, другие ведут к ядрам черепных нервов, третьи – от таламуса к коре и обратно, а последние от коры к ядрам моста.

Функции белого вещества головного мозга

  • связывает воедино работу обоих полушарий;
  • играет важную роль для передачи данных от коры больших полушарий к участкам нервной системы;
  • обеспечивает контакт зрительного бугра с корой cerebrum;
  • соединяет извилины в обеих частях полушарий.

Деформация белого вещества грозят массой неприятных последствий, среди которых можно выделить нарушения состояния полушарий, проблемы с мозолистым телом и внутренней капсулой, а также другие смешанные синдромы.

На фоне изменения состояния этого отдела могут развиться следующие заболевания:

Функционирование белого вещества и здоровье мозга

Физические нагрузки

Согласно последним исследованиям ученых из США физические нагрузки способны положительным образом повлиять на структуру белого вещества, а значит, и на здоровье всего мозга в целом. Во-первых, физические упражнения помогают увеличить кровоснабжение миелиновых волокон. Во-вторых, спорт делает ваше вещество мозга более плотным, что позволяет ему быстро передавать сигналы из одной части мозга в другую. Кроме того, научно доказано, что для сохранения здоровья мозга полезно выполнять физические нагрузки как детям, так и людям в возрасте.

Читайте также:  Мозг здорового человека и мозг алкоголика

Взаимосвязь возраста и состояния белого вещества

Выводы таковы: наибольшее количество качественных связей наблюдалось у испытуемых в возрасте от 30 до 50 лет. Пик активности мышления и высшая степень обучаемости максимально развивается к середине жизни, а далее идет на спад.

Белое вещество и лоботомия

И если до недавнего времени считалось, что белое вещество представляет собой пассивный передатчик информации, сейчас это мнение изменяется в геометрально противоположную сторону.

Это может показаться удивительным, но в свое время над белым веществом ставили эксперименты. Португалец Эгашу Монишу в начале 20-го века получил Нобелевскую премию за то, что предложил для лечения психических расстройств рассекать белое вещество мозга. Именно эта процедура известна в медицине как лейкотомия или лоботомия, одна из самых страшных и негуманных процедур, известных миру.

Мозг является главным звеном в сложном строении высшей нервной деятельности. Он координирует множественные процессы жизнедеятельности, находится в черепной коробке, состоящей из костей. Череп выполняет защитную функцию. Вес мозга составляет 1300 – 1400 грамм, что равно примерно двум процентам от веса человека. Размер никак не связан с интеллектуальностью человека. Рассмотрим, какие функции выполняет белое вещество головного мозга и из чего оно состоит.

Типы волокон

Мозг образован нейронами, которые состоят из тела и нескольких отростков. Из тел нейронов состоит серое вещество, а из отростков – белое вещество мозга. Серое вещество образует кору мозга, а белое вещество полушарий головного мозга является проводящей системой. Масса белого вещества составляет 465 грамм от всего веса мозга. Различают три типа нервных волокон:

Функционирование аксонов

Посредством нейронных отростков происходит связь разных участков коры мозга и координация жизнедеятельности организма. В результате создания связей между нейронами путем электрических импульсов, приводящих к образованию центростремительных и центробежных сигналов, деятельность человека проявляется большим многообразием. Борозды и извилины образуют в каждом полушарии по четыре доли:

Эти доли мозга развиты больше остальных и имеют большую массу. Работа белого вещества лобных долей способствует образованию произвольных движений, регулирует сложные формы поведения, механизмы воспроизведения речи и письма, процессы мышления. Проводящие пути белого вещества мозга способствуют абсолютно всем двигательным процессам. В современной нейропсихологии нервные центры в лобных долях являются программным блоком, который контролирует и регулирует сложные формы жизнедеятельности.

Здесь расположены следующие центры: 1) понимание устной речи, 2) восприятие звуковых сигналов, 3) вестибулярный анализатор, 4) центр зрения, 5) центр обоняния и вкуса, 6) центр музыки. Функционирование височных долей имеет асимметричный характер. Если человек – левша, то большей функциональностью будет обладать правое полушарие; если правша, то большей активностью (доминантной) будет проявляться левое полушарие. Функционирование белого вещества этого полушария дает возможность понимать речь, обучаться на основании прослушанной информации. Объединяя обонятельную, слуховую и зрительную информации, делать умозаключения, создавая образы гармоничного эмоционального фона и долговременной памяти. К функциям недоминантного полушария относятся: распознавание музыки и ритма, голосовых интонаций, узнавание лиц и их выражения,обучение с использованием визуальных образов.

Центры, расположенные здесь, наделяют человека общей чувствительностью: болевой, тактильной и температурной. Тут же находятся центры, которые осуществляют сложные координированные движения, доведенные до автоматизма, и действия целенаправленного свойства, приобретенные посредством обучения и непрерывной практики в течение всей жизни. Это еда, ходьба, одевание, особенности письма, определенная трудовая деятельность и другие действия, присущие только человеку. Левая доминантная сторона обеспечивает возможность писать и читать; отвечает за действия, приводящие к необходимому результату; является ответственной за ощущение положения своего тела в целом и отдельных его частей; за определение правой и левой стороны. В правой недоминантной доле идет процесс преобразования всей информации, поступающей из затылочных долей, создается трехмерная картина окружающего мира, обеспечивается ориентация в пространстве и определяются расстояния между ориентирами.

Читайте также:  Отдел мозга отвечающий за эмоции

Здесь проводящие пути белого вещества мозга направлены на восприятие зрительной информации с последующей ее обработкой и запоминанием. Объекты окружающего мира воспринимаются глазами как совокупность раздражителей, которые по-разному отражают свет на сетчатку глаза. Световой сигнал преобразуется в информацию о цвете и форме видимого объекта, его движениях. В зрительной зоне затылочных долей формируются трехмерные изображения этих объектов в сознании человека. Зрительная память помогает ориентироваться в незнакомой обстановке. Функция бинокулярного зрения способствует оценке формы предметов и расстояния до них.

Роль проводящих путей

Обеспечивая связь между разными участками нервной системы, белое вещество головного мозга является координатором всей работы человеческого организма. Посредством своей структуры оно преобразовывает миллиарды электрических сигналов, проводя их в кору мозга и обратно. Белое вещество головного мозга объединяет работу обоих полушарий, обеспечивает связь подкорковых центров с центрами коры головного мозга.

Повреждения мозга

В результате травмы черепа может произойти повреждение головного мозга, а значит, и белого вещества. Другой причиной служат некоторые заболевания, приводящие к повреждению переднего отдела мозга. Развитие патологии, в зависимости от локализации, вызывает паралич мышечной системы с одной стороны тела. Такие симптомы характерны при поражении участка мозга вследствие инсульта. Паралич может быть смешанным, например, левая половина лица и правая половина тела. Поражение белого вещества может нарушить поле зрения, акт глотания, вызвать расстройство речи и множество других симптомов. При заболевании Альцгеймера поражаются мозговые участки, отвечающие за память и узнавание, появляются психические расстройства. Повреждения отдельных участков мозга могут произойти во время внутриутробного развития плода при инфекционном заболевании матери. При тяжелом течении родов ребенок находится в опасности от получения родовой травмы, а в первые месяцы жизни угрозой служат инфекционные заболевания, которые приводят к повреждению мозга.

Профилактические меры для здоровья мозга

Скорость проведения нервных импульсов напрямую зависит от целостности белого вещества. Его здоровое состояние определяет нормальное функционирование. Научно доказано, что с увеличением возраста качественное состояние белого вещества и его функциональность идут на спад. Поэтому нужно соблюдать некоторые простые условия:

  1. Регулярно заниматься физическими упражнениями в любом возрасте – от простой утренней гимнастики до серьезных занятий спортом.
  2. Следить за своим здоровьем и вовремя обращаться к врачу.
  3. При появлении заболеваний, способных вызвать повреждение мозга, проводить лечение под контролем врача.
  4. Убрать из жизни вредные привычки, которые способны ухудшить здоровье.
  5. Повышать иммунитет, используя закаливающие процедуры.
  6. Держать под контролем эмоциональное состояние.
  7. Давать пищу для мозговой деятельности: читать, писать, разгадывать кроссворды и другие головоломки.
  8. Во время беременности быть под постоянным наблюдением специалиста.

Активная физическая жизнь и интеллектуальные занятия в сфере как работы, так и досуга, продлят нормальную работоспособность и ясность ума, сохранят крепкую память. Как можно раньше приучать детей серьезно относиться к своему здоровью. Заниматься спортом, играми, развивающими интеллект. Хорошо заниматься совместно, доказывая полезность своим примером.

Только человек обладает высшей нервной деятельностью, и это – его прямое отличие от других видов млекопитающих. Условные рефлекторные действия, которыми он овладевает в процессе жизнедеятельности, ставят его на высшую ступень развития.

Читайте также:
Adblock
detector