До скольки лет мозг развивается мозг

В каком возрасте мозг полностью развит?

Хотя его формирование подвержено значительным индивидуальным колебаниям, большинство экспертов полагают, что мозг заканчивает свое развитие к 25 годам.

Это означает, что некоторые сталкиваются с серьезными трудностями при принятии спонтанных решений и планировании поведения для достижения поставленной цели. Система вознаграждения, как правило, достигает высокого уровня активности во время полового созревания. А когда человек достигает 25-летнего возраста, она постепенно возвращается к нормальной работе. Взрослые, как правило, менее чувствительны к влиянию со стороны сверстников и гораздо проще справляются с этим.

Как меняется мозг в процессе развития

С подросткового и до зрелого возраста он переживает значительный рост и сокращение. Первоначальное формирование начинается вблизи задней части коры головного мозга и, как правило, заканчивается в лобных областях (например, префронтальной коре). Есть пара ключевых моментов изменения мозга на различных стадиях формирования, включая миелинизацию и синаптический прунинг (сокращение числа синапсов).

Мозг способен передавать большее количество информации между областями и лучше планировать, справляться с эмоциями и решать проблемы.

Большинство исполнительных функций, которые мы выполняем, осуществляются через префронтальную кору. Это позволяет нам оценивать риски, думать наперед, оценивать самих себя, ставить цели и контролировать эмоции.

Какие функции выполняет префронтальная кора?

Есть целый ряд функций, за которые отвечает префронтальная кора.

Способность фокусироваться на одном, игнорируя отвлекающие факторы, является функцией нашей префронтальной коры. Люди с недостатком внимания (например, СДВГ) имеют аномалии в префронтальной области. Аналогичным образом, те, кто злоупотребляет наркотиками или алкоголем, сталкиваются с проблемами со вниманием.

Всякий раз, когда вы ставите перед собой цель, требующую определенной степени планирования, ваш префронтальный регион находится в рабочем состоянии.

Мы часто с трудом принимаем правильные решения в подростковом возрасте, но по мере приближения к 20-летнему возрасту процесс принятия решений становится эффективнее. Это связано с тем, что наша префронтальная кора помогает нам логически мыслить и делать более взвешенные оценки ситуаций.

Борьба с импульсивностью часто связана с плохим формированием префронтальной коры. Способность поддерживать самодисциплину и избегать импульсивного поведения достигает своего пика только в 20 лет.

Подростки часто оправдывают поведение, основанное на эмоциях, а не на логике. Когда префронтальная кора полностью развивается, логическое мышление улучшается.

Как помочь развитию мозга

Если вам еще не исполнилось 25 лет и ваш мозг еще не полностью развился, вы можете воспользоваться этим переломным периодом. Ведение здорового образа жизни и оптимальная умственная стимуляция помогут обеспечить здоровое развитие префронтальной коры.

Помогая мозгу выполнять сложные и требующие когнитивных навыков задачи, вы тем самым стимулируете его развитие.

Рекомендуется употреблять в пищу много овощей, фруктов, белков, жиров и необходимых углеводов. Также полезно избегать искусственных подсластителей и продуктов с высоким содержанием сахара.

Физическая активность

Спорт улучшает кровоток, оптимизирует уровень нейротрансмиттеров, а эмоции становятся более позитивными.

Здоровый и полноценный сон

Необходим для восстановления и омоложения.

Определенные добавки укрепляют мозг. К ним относятся рыбий жир (омега-3 жирные кислоты), антиоксиданты и т.д. Также осознайте, что, хотя прием пищевых добавок может принести пользу, правильный сон и здоровое питание являются более полезными.

Что мешает развитию мозга

К сожалению, многие люди сталкиваются с вещами, которые негативно влияют на развитие их мозга. К ним относятся неблагоприятные социальные факторы, злоупотребление психоактивными веществами или постоянный стресс.

Злоупотребление алкоголем

Крайне важно избегать злоупотребления алкоголем во время подросткового развития. Избыток алкоголя нарушает формирование префронтальной коры и наносит серьезный вред здоровью.

Читайте также:  Порок головного мозга у новорожденных

Чрезмерное психологическое напряжение нарушает архитектуру развивающегося мозга. Кроме того, высокий стресс способен подорвать способность противостоять стрессу в будущем.

Злоупотребление наркотиками

Любые наркотические и психоактивные вещества приводят к ухудшению познания в более позднем возрасте и нарушениям префронтальной коры.

Питание играет важную роль в функционировании мозга и даже влияет на то, развивается ли у человека какое-либо психическое заболевание.

Те, кто не получает достаточного количества сна (с точки зрения качества и количества), имеют слаборазвитый мозг.

Заключение

Неврологи в основном согласны с тем, что человеческий мозг полностью развивается только к середине 20-ти лет. Хотя изменения, которые он испытывает после подросткового возраста, недостаточно изучены, миелинизация и сокращение нервных путей, только увеличивается.

Хотя вы можете считать себя взрослым в 18 лет, имейте в виду, что ваш мозг все еще развивается. С возрастом ваше познание, способность оценивать риски и логически мыслить продолжают улучшаться.

Мозговые волны

Мозговые волны – это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:

Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.

Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева (их можно скачать на многих специализированных сайтах).

Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.

  • концентрация, волнение, бдительность, познание;
  • высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.
  • релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
  • сонливость, медитация, вход в подсознание.
  • фаза сна REM;
  • увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
  • интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
  • гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.

Пренатальное развитие

Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития). Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля. Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.

На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.

Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.

Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:

  • 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
  • 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
  • 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
  • 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
  • 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
  • 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
  • далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.

Неонатальное развитие ГМ

Люди – единственные млекопитающие, ГМ которых в первые 2 года жизни в 3 раза увеличивается в размерах. Если бы он был больше уже при рождении, голова младенца не смогла бы пройти через родовые пути. В случае маленького объема жизнь малыша была бы под угрозой.

Недостаточный размер ГМ наблюдается при микроцефалии, аномалии, сопровождающейся умственной недостаточностью.

Как развивается мозг ребенка до года:

  • при рождении он весит около 350 г, до 1 года – около 1 кг;
  • при рождении мозг имеет около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько во взрослом возрасте;
  • каждый нейрон реагирует на стимуляцию растущей системы дендритов (разветвленных нервных клеток) и синапсов (место передачи сигналов от одного нейрона к другому);
  • каждый нейрон заканчивается дендритами с примерно 15000 синапсов;
  • формирование дендрита со временем становится более сложным, с 3-4 ветвями в возрасте до 6 месяцев;
  • чем больше стимулов захватывает ГМ, тем лучше становятся дендриты;
  • передняя доля (часть, отвечающая за эмоции) становится метаболически активной с 6 месяцев (нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев);
  • на протяжении 2-4 месяцев количество синапсов в зрительном центре увеличивается в 10 раз (примерно 20000 нейронов);
  • до 12 месяцев нейроны, отвечающие за идентификацию родного языка, находят свое постоянное место.
Читайте также:  Пилоидная астроцитома червя мозжечка

Развитие ГМ в течение первых лет жизни

Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.

В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.

В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.

Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.

В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.

В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые. Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания. В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.

У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.

Мозговые заболевания у детей

Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.

В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:

  • церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
  • гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
  • эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.

Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.

Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию кист. Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.

Читайте также:  Жидкость в головном мозге у ребенка

Как поспособствовать развитию детского ГМ?

Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.

Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир. На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей. Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.

Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период. Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса. Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.

Детям не рекомендуется гипноз. МРТ выявил значительные функциональные изменения в мозге после гипноза.

Заключение

Детский мозг имеет гораздо больше нервных связей, чем взрослый. Новорожденный поглощает все стимулы из окружения, не умеет выбирать между ними. Только посредством обучения и опыта он постепенно начинает концентрироваться на индивидуальных восприятиях, а нервная сеть формируется в более простую, но конкретную форму.

Блог о здоровье, здоровом и трезвом образе жизни. Новости медицины и здоровья.

До скольки лет развивается мозг

Познакомлю Вас с результатами двух интересных исследований, проведенных недавно учеными, и, касающихся деятельности нашего головного мозга.

До недавнего времени официальная медицина считала, что мозг человека развивается только в детском возрасте. Однако, как доказали исследователи из Университетского колледжа Лондона, в детстве развитие головного мозга только начинается, затем в конце подросткового периода проходит своеобразную реорганизацию, и продолжается до зрелого возраста, т.е. до 40 лет. Ученые провели сканирования голоного мозга у нескольких добровольцев, в ходе которого установили, что префронтальная кора головного мозга, которая расположена сразу позади лба, изменяет свою форму вплоть до 40 лет.
Другая группа ученых, примерно в это же время, сделала другое любопытное открытие. Психологи из Университета Чикаго пришли к выводу, что развивают наш головной мозг как сами физические упражнения, так и наблюдения за различными спортивными состязаниями. В ходе своего исследования ученые наблюдали за тремя группами добровольцев: хоккеистов, хоккейных болельщиков и людей, никогда отроду не интересовались хоккеем.

Через специальные датчики ученые наблюдали за активностью зон головного мозга участников эксперимента, в ходе обсуждения ими перипетий хоккейного матча. Как оказалось, и у хоккеистов, и у хоккейных болельщиков, в сравнении с людьми, не увлекающихся игрой, активность зоны мозга, отвечающая за планирование и контроль физических действий, была значительно выше.

Таким образом, в будущем это открытие может привнести революционные изменения в методики подготовки людей, которые профессионально связанны с физической деятельностью — это и военные, и спасатели, и пожарные, и телохранители, и прочие.

Читайте также:
Adblock
detector