Доктор савельев на маяке о коре головного мозга

mariiama_gkova

Сергей Вячеславович Савельев (род. 1959) — российский учёный, эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН. Один из крупнейших в мире специалистов по морфологии мозга.

Отрывок из книги «Изменчивость и Гениальность».
Особое внимание следует уделить как выражен­ным проявлениям гениальности, так и трагедии огромных потенциальных способностей без мате­риального субстрата для конкретной творческой деятельности. Такие ситуации довольно часты и воз­никают в нескольких случаях. Чаще всего несостоя­тельность потенциального гения возникает при нали­чии всей зрительной, обонятельной или слуховой цепочки центров, которая сопровождается отсутст­вием выраженных нейральных механизмов двига­тельной реализации имеющегося потенциала. Напри­мер, человек блестяще понимает законы живописи, обладает феноменальной зрительной памятью и раз­витой фантазией, а провести даже прямую линию не может. Аналогично одарённые в слуховом отноше­нии люди испытывают огромный дискомфорт от невозможности писать и исполнять музыку.
Однако существуют и намного более сложные си­туации. Обычно они связаны с тем, что у одарённого человека мозг достаточно велик, творческий и интел­лектуальный потенциал огромен, а необходимой для выбранной профессии структурной предрасположен­ности нет. Иначе говоря, речь пойдёт об интеллек­туально чрезвычайно одарённом человеке, проблемой которого стало отсутствие полной цепочки выра­женных центров гениальности. В этом случае конф­ликт между потенциальными возможностями и их практической реализацией только усугубляется. Рассмотрим на хорошо известном и понятном примере историю крупного головного мозга потен­циально одарённой личности. Для этих целей прекрасно подходит мозг Владимира Владимировича Маяковского (1893— 1930). После смерти у В.В. Мая­ковского был обнаружен крупный головной мозг, который подвергся детальным цитоархитектоническим исследованиям в Институте мозга (Боголепова, Боголепов, 1997; Спивак, 2001). Масса мозга В.В. Маяковского составляла 1700 г, что намного больше средней величины. В раннем детстве и юности В.В. Маяковский не проявлял выраженных способностей, которые могли бы послужить основа­нием для развития поэтического таланта. В юности его единственным заметным стремлением было достижение личной исключительности и доминант­ности среди окружающих. Через всю жизнь он про­нёс страсть к доминантности, выигрыванию в мелоч­ных спорах и желание быть лучшим во всём на свете. Любой ценой он стремился достичь предельной ори­гинальности, привлекательности для женщин и все­общего поклонения. По сути дела, огромный мозг В.В. Маяковского предопределил драматичность судьбы этого неорди­нарного человека. В основе трагедии был невероятно большой и творческий мозг без выраженной детер­минации как художественной, так и поэтической одарённости. В.В. Маяковский жаждал любой славы и известности. Он попробовал получить её в подполь­ной деятельности, хулиганством, эпатажем в искус­стве, в революционном стихосложении и необычно­сти повседневной жизни. Очень большой творческий потенциал, трудолюбие и терпение позволили ему достигнуть определённых успехов даже в поэзии, хотя выраженной предрасположенности у него не было.

Читайте также:  Желтый и красный костный мозг

Попробуем реконструировать организацию мозга этого одаренного человека как на материале оригинальных исследований, так и на более поздних компиляциях. Это позволит хотя бы отчасти понять причины драма­тичной судьбы В.В. Маяковского. Маяковский более известен как поэт и декла­матор своих произведений. Для реализации поэтиче­ских и декларативных способностей необходим опре­делённый морфологический субстрат. В первую очередь это выраженная область Брока, которая включает в себя комплекс полей 44, 45 и частично 47. Для сочинения стихов сформированность развитых полей области Брока крайне важна, так как при про­изношении слов мы проговариваем их при помощи микродвижений языка и оцениваем речевую прием­лемость найденной рифмы. При развитом поэтиче­ском таланте количество нейронов в области Брока должно быть особенно велико, а площадь поверх­ности полей неокортекса обязана превалировать над другими прилежащими центрами. Сравним поля 44, 45 и 47 неокортекса В.В. Маяковского с аналогич­ными полями у людей, не занимавшихся поэзией. Область Брока В.В. Маяковского в обоих полушариях по абсолютным размерам меньше, чем максимально известные показатели в группе из 12 полушарий мозга, полученные от 6 человек, не занимавшихся поэзией. Так, минимальная площадь поверхности комплекса полей 44, 45 и 47 у обычных людей составляет 2444 мм2, а максимальная — 5944 мм2. У В.В. Маяковского в левом полушарии соответству­ющая площадь поверхности составляла 4011 мм2, а в правом — 4121 мм2. Показатели на треть меньше, чем у людей, не занимавшихся поэзией. Этот резуль­тат будет намного более удручающим, если мы учтём различия в массе мозга. В группе сравнения исследо­ван мозг массой от 1350 до 1620 г, а у В.В. Маяков­ского он был массой 1700 г.

По этой причине не удалось обнаружить ни одного поля в лобной области, которое было бы максимального размера во всей исследованной группе. Наоборот, поле 12 в левом полушарии было близко к нижней границе нормы, а площадь поверхности поля 46 вообще минимальна во всей изученной группе. Эти данные показывают, что особенности неуправляемого и взрывного характера поэта имеют вполне материальный субстрат. Сочета­ние относительно небольших размеров одних полей с гипертрофированными участками других, при нали­чии уникальных новых подполей, создаёт достаточ­ную основу для возникновения человека с необыч­ными формами поведения. Если вновь воспользоваться относительными размерами полей с учётом большой массы мозга В.В. Маяковского, то можно сказать, что до средних показателей было бы необходимо добавить ещё 20— 25% неокортекса в лобной доле. Учитывая столь скромные размеры ассоциативной лобной области В.В. Маяковского, невольно начинаешь испытывать сочувствие к его изнурительному труду по поиску оригинальнейших словосочетаний и метафор. Для обладателя небольших лобных ассоциативных долей это сложная задача, которая могла быть решена только при полной мобилизации памяти и ассоциа­тивных зон височной области. По-видимому, подоб­ные творческие усилия отнимали почти все интеллек­туальные ресурсы В.В. Маяковского, что постоянно ухудшало его физическое и психическое состояние. Возникает вполне правомерный вопрос, за счёт каких же областей мозга В.В. Маяковский создавал свои необычные, но безусловно гениальные произ­ведения? Обратимся к официально опубликованным данным и подробным описаниям процесса творчества (Боголепова, Боголепов, 1997; Спивак, 2001). Поэт был врождённым левшой и после многочисленных попыток переучивания одинаково владел обеими ру­ками, что подтверждается большой площадью поля 6 в правом полушарии, которая составляла 79,2% предцентральной области (в левом — 71,7%). У правшей наблюдается обратное соотношение.

Читайте также:  Отходящие от головного и спинного мозга нервы и нервные узлы образуют

При этом в лобной области существовали уникальные подполя, не встречающиеся у других людей, в правом полушарии некоторые подполя теменной области отсутствовали. Это придавало оригинальность его мышлению и не­ формальной логике. В основу поэтического таланта он колоссальным усилием воли положил феноме­нальную память и сенсомоторные области неокор­текса. Именно они придавали его стихам уникальный ритм шагов поэта. Этим объясняется значительное своеобразие его поэзии, где смысловое содержание необычно согласуется с оригинальной поэтической формой. Данный пример показывает, что инстинктивные биологические мотивации могут реализоваться самым необычным образом в выдающемся головном мозге гения, что интуитивно предполагали ещё классики психологии одарённости (Нордау, 1898). В.В. Маяковский как безусловно одарённый человек занялся тем, к чему его мозг был подготовлен не самым идеальным образом. В ре­зультате возник внутренний конфликт, связанный с хроническим рассогласованием функций специализированных неокортикальных полей. Иначе гово­ря, В.В. Маяковский невероятным усилием заставлял свой мозг заниматься далеко не тем, что ему было дано природой. Если бы его мозг был меньшей мас­сы, то известный нам поэтический результат вряд ли удалось достичь.


Остаётся только сожалеть, что свой колоссальный нейробиологический потенциал В.В. Маяковский направил на поэзию, а не реализо­вал его в иной области деятельности.

Читайте также:
Adblock
detector