mariiama_gkova
Сергей Вячеславович Савельев (род. 1959) — российский учёный, эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН. Один из крупнейших в мире специалистов по морфологии мозга.
Отрывок из книги «Изменчивость и Гениальность».
Особое внимание следует уделить как выраженным проявлениям гениальности, так и трагедии огромных потенциальных способностей без материального субстрата для конкретной творческой деятельности. Такие ситуации довольно часты и возникают в нескольких случаях. Чаще всего несостоятельность потенциального гения возникает при наличии всей зрительной, обонятельной или слуховой цепочки центров, которая сопровождается отсутствием выраженных нейральных механизмов двигательной реализации имеющегося потенциала. Например, человек блестяще понимает законы живописи, обладает феноменальной зрительной памятью и развитой фантазией, а провести даже прямую линию не может. Аналогично одарённые в слуховом отношении люди испытывают огромный дискомфорт от невозможности писать и исполнять музыку.
Однако существуют и намного более сложные ситуации. Обычно они связаны с тем, что у одарённого человека мозг достаточно велик, творческий и интеллектуальный потенциал огромен, а необходимой для выбранной профессии структурной предрасположенности нет. Иначе говоря, речь пойдёт об интеллектуально чрезвычайно одарённом человеке, проблемой которого стало отсутствие полной цепочки выраженных центров гениальности. В этом случае конфликт между потенциальными возможностями и их практической реализацией только усугубляется. Рассмотрим на хорошо известном и понятном примере историю крупного головного мозга потенциально одарённой личности. Для этих целей прекрасно подходит мозг Владимира Владимировича Маяковского (1893— 1930). После смерти у В.В. Маяковского был обнаружен крупный головной мозг, который подвергся детальным цитоархитектоническим исследованиям в Институте мозга (Боголепова, Боголепов, 1997; Спивак, 2001). Масса мозга В.В. Маяковского составляла 1700 г, что намного больше средней величины. В раннем детстве и юности В.В. Маяковский не проявлял выраженных способностей, которые могли бы послужить основанием для развития поэтического таланта. В юности его единственным заметным стремлением было достижение личной исключительности и доминантности среди окружающих. Через всю жизнь он пронёс страсть к доминантности, выигрыванию в мелочных спорах и желание быть лучшим во всём на свете. Любой ценой он стремился достичь предельной оригинальности, привлекательности для женщин и всеобщего поклонения. По сути дела, огромный мозг В.В. Маяковского предопределил драматичность судьбы этого неординарного человека. В основе трагедии был невероятно большой и творческий мозг без выраженной детерминации как художественной, так и поэтической одарённости. В.В. Маяковский жаждал любой славы и известности. Он попробовал получить её в подпольной деятельности, хулиганством, эпатажем в искусстве, в революционном стихосложении и необычности повседневной жизни. Очень большой творческий потенциал, трудолюбие и терпение позволили ему достигнуть определённых успехов даже в поэзии, хотя выраженной предрасположенности у него не было.
Попробуем реконструировать организацию мозга этого одаренного человека как на материале оригинальных исследований, так и на более поздних компиляциях. Это позволит хотя бы отчасти понять причины драматичной судьбы В.В. Маяковского. Маяковский более известен как поэт и декламатор своих произведений. Для реализации поэтических и декларативных способностей необходим определённый морфологический субстрат. В первую очередь это выраженная область Брока, которая включает в себя комплекс полей 44, 45 и частично 47. Для сочинения стихов сформированность развитых полей области Брока крайне важна, так как при произношении слов мы проговариваем их при помощи микродвижений языка и оцениваем речевую приемлемость найденной рифмы. При развитом поэтическом таланте количество нейронов в области Брока должно быть особенно велико, а площадь поверхности полей неокортекса обязана превалировать над другими прилежащими центрами. Сравним поля 44, 45 и 47 неокортекса В.В. Маяковского с аналогичными полями у людей, не занимавшихся поэзией. Область Брока В.В. Маяковского в обоих полушариях по абсолютным размерам меньше, чем максимально известные показатели в группе из 12 полушарий мозга, полученные от 6 человек, не занимавшихся поэзией. Так, минимальная площадь поверхности комплекса полей 44, 45 и 47 у обычных людей составляет 2444 мм2, а максимальная — 5944 мм2. У В.В. Маяковского в левом полушарии соответствующая площадь поверхности составляла 4011 мм2, а в правом — 4121 мм2. Показатели на треть меньше, чем у людей, не занимавшихся поэзией. Этот результат будет намного более удручающим, если мы учтём различия в массе мозга. В группе сравнения исследован мозг массой от 1350 до 1620 г, а у В.В. Маяковского он был массой 1700 г.
По этой причине не удалось обнаружить ни одного поля в лобной области, которое было бы максимального размера во всей исследованной группе. Наоборот, поле 12 в левом полушарии было близко к нижней границе нормы, а площадь поверхности поля 46 вообще минимальна во всей изученной группе. Эти данные показывают, что особенности неуправляемого и взрывного характера поэта имеют вполне материальный субстрат. Сочетание относительно небольших размеров одних полей с гипертрофированными участками других, при наличии уникальных новых подполей, создаёт достаточную основу для возникновения человека с необычными формами поведения. Если вновь воспользоваться относительными размерами полей с учётом большой массы мозга В.В. Маяковского, то можно сказать, что до средних показателей было бы необходимо добавить ещё 20— 25% неокортекса в лобной доле. Учитывая столь скромные размеры ассоциативной лобной области В.В. Маяковского, невольно начинаешь испытывать сочувствие к его изнурительному труду по поиску оригинальнейших словосочетаний и метафор. Для обладателя небольших лобных ассоциативных долей это сложная задача, которая могла быть решена только при полной мобилизации памяти и ассоциативных зон височной области. По-видимому, подобные творческие усилия отнимали почти все интеллектуальные ресурсы В.В. Маяковского, что постоянно ухудшало его физическое и психическое состояние. Возникает вполне правомерный вопрос, за счёт каких же областей мозга В.В. Маяковский создавал свои необычные, но безусловно гениальные произведения? Обратимся к официально опубликованным данным и подробным описаниям процесса творчества (Боголепова, Боголепов, 1997; Спивак, 2001). Поэт был врождённым левшой и после многочисленных попыток переучивания одинаково владел обеими руками, что подтверждается большой площадью поля 6 в правом полушарии, которая составляла 79,2% предцентральной области (в левом — 71,7%). У правшей наблюдается обратное соотношение.
При этом в лобной области существовали уникальные подполя, не встречающиеся у других людей, в правом полушарии некоторые подполя теменной области отсутствовали. Это придавало оригинальность его мышлению и не формальной логике. В основу поэтического таланта он колоссальным усилием воли положил феноменальную память и сенсомоторные области неокортекса. Именно они придавали его стихам уникальный ритм шагов поэта. Этим объясняется значительное своеобразие его поэзии, где смысловое содержание необычно согласуется с оригинальной поэтической формой. Данный пример показывает, что инстинктивные биологические мотивации могут реализоваться самым необычным образом в выдающемся головном мозге гения, что интуитивно предполагали ещё классики психологии одарённости (Нордау, 1898). В.В. Маяковский как безусловно одарённый человек занялся тем, к чему его мозг был подготовлен не самым идеальным образом. В результате возник внутренний конфликт, связанный с хроническим рассогласованием функций специализированных неокортикальных полей. Иначе говоря, В.В. Маяковский невероятным усилием заставлял свой мозг заниматься далеко не тем, что ему было дано природой. Если бы его мозг был меньшей массы, то известный нам поэтический результат вряд ли удалось достичь.
Остаётся только сожалеть, что свой колоссальный нейробиологический потенциал В.В. Маяковский направил на поэзию, а не реализовал его в иной области деятельности.