Читайте также:
|
1. Интегративные процессы ЦНС как основа психических функций
2. Нейрофизиологические механизмы восприятия и внимания
3. Эмоции, мотивации и поведенческие реакции
4. Обучение и память
Интегративная деятельность мозгаосуществляется структурами ЦНС, объединенными в динамические функциональные системы, обеспечивающие приспособительные характеристики поведенческой реакции. Эта деятельность осуществляется с участием коры БП и ближайших подкорковых образований – БГ, лимбической системой, промежуточным мозгом (та часть, которая соединяет БП и ствол мозга – таламус, гипоталамус, гипофиз). Интегративная деятельность мозга называется аналитико-синтетической (по Павлову). Анализ – способность высших структур ЦНС разделять, вычислять, различать отдельные раздражения и их дифференцировать.
Синтез – способность к объединению, обобщению. Аналитико-синтетическая деятельность – это основа ВНД. Интегративная деятельность мозга выполняет следующие высшие психические функции: восприятие и внимание, речь и мышление, память и обучение, эмоции и мотивации, сознание. Восприятие – важнейший процесс в системе познавательной деятельности человека, включащая анализ и синтез поступающей информации. Существуют 4 операции, которые выполняет мозг: прием, анализ, переработка и оценка.
Прием осуществляется анализаторными системами. Анализ осуществляется в корковых концах анализаторов. Переработка осуществляется в участках коры, соединяющей корковые концы анализаторов. Оценка осуществляется передними отделами мозга. Существуют 3 специфических поля в полушариях: первичные проекционные поля (анализ), вторичные проекционные поля (интеграция), ассоциативные поля (передние лобные и задние теменно-затылочные).
В различные возрастные преиоды постепенность и неодновременность созревания различных областей коры БП определяет особенности восприятия.
Создание образа предмета связано с функцией ассоциативных областей, которые созревают к 7 годам. Первичные проекционные поля работают сразу. Качественный скачок в восприятии происходит после 5 лет. Это возраст чувственного восприятия (сенсетивный), работают задние ассоциативные поля. К 11-12 годам активно вступают в деятельность передние ассоциативные поля, участвующие в принятии решений, оценки значимости. Формируется произвольное избирательное восприятие. Структурно-функциональное созревание лобных областей определяет совершенствование процесса восприятия как сложного системного ответа ЦНС на внешние воздействия.
Внимание – это сложный систематический акт, в котором принимают участие различные структуры мозга, обеспечивающие оптимизацию процессов воспитания и обучения. Два вида внимания -–неприозвольное, которое характерно для раннего дествкого возраста и связано с реакцией генерализованной активации мозга, зависит от распространения возбуждения за счет РФ. Произвольное внимание – формируется к 6-7 годам и связано с корковой локалтной активацией (лимбическая и лобная системы). Концентрация внимания – процесс ограничения иррадиации возбуждения отрицательным индукционным процессом. Таким образом формируется доминантный очаг. К 12-13 годам – нейроэндокринные сдвиги.
Мотивации – побуждение к совершению тех или иных действий, направленных на удовлетворение потребностей.
Потребность – специфическая необходимость, обеспечивающая человеку связь со средой, самосозранение и саморазвитие. Три группы: витальные, социальные и творческие.
Эмоции – реакции организма на раздражитель, исходящий из внешней или внутренней среды, направленный на усиление или ослабление состояний, вызванных этим раздражителем. Эмоции развиваются на основе активации специализированных структур мозга и отражают состояние какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, которую имеет личность и которую оценивает на основе генетического и индивидуального опыта. Структуры: лимбическая система, РФ, лобные доли, сенсозные части коры БП. Функции: отражение и оценка, потребление, компенсация и переключение. Существует теория дифференцирования эмоций. Она основана на взаимосвязи эмоций и мотиваций. Пять свойств: 1) наличие 10 фундаментальных эмоций, основывающих мотивационную сферу человека 2) Кажда фундаментальная эмоция имеет уникальную мотивацию 3) Разные эмоции характеризуются четкими различными проявлениями 4) эмоции взаимодействуют между собой и способны усиливать или ослаблять 5) Эмоции взаимодействуют со всеми процессами ЦНС.
10 фундаментальных эмоций:
1. Интерес мотивации обучения
2. Радость мотивации творчества
3. Удивление — познания
4. Горе —-страдание
5. Гнев —- агрессии
6. Обращение —агрессии
7. Презрение —-агрессии
8. Страх —-опасность
9. Стыд — самоуважение и самоуничижение
10. Вина — чувства ответственности
Память – одно из основных свойств в ЦНС, выражающееся в способности длительное время хранить информацию и выводить ее при необходимости в область сознания и поведения. Виды : временная, пространственная, сенсорная, когнетивная, прогностическая. Четыре оперативные памяти:
Структуры: каждый нейрон обладает памятью. В лимбической структуре есть структуры: гипокамп (аммонов рог). Виды временной памяти: 1) иконическая – образ предмета действуе на сенсорные органы 0,5 сек; 2) кратковременная – формируется при действии на человека длительностью 0,5 – 60 сек; 3) долговременная – более 1 минуты.
Практическое значение доминанты
Пособы разрешения доминанты
Основные свойства доминанты
Структуры мозга, принимающие участие в формировании доминанты
Структурами, принимающими активное участие в образовании доминанты, являются апикальные дендриты пирамидных клеток, интернейроны и клетки глии.
Первичный очаг возбуждения при формировании некоторых естественных биологических доминант (голода, жажды) может возникать в ядрах гипоталамуса. Инертность такого очага обеспечивается за счет длительной активации соответствующих низкопороговых хеморецепторных нейронов и окружающих их глиальных клеток.
В формировании коркового доминантного очага участвуют различные неспецифические образования таламуса.
1. Повышенная возбудимость.
2. Стойкость возбуждения.
3. Инертность возбуждения.
4. Способность к суммированию возбуждения, т.е. доминантный очаг или центр сильного возбуждения способен суммировать возбуждение из других областей мозга, даже если стимулы, их вызывающие непосредственно к нему не относятся.
5. Способность тормозить другие центры. Не входящие в состав доминанты.
1. Если доминанта представляет собой цепной рефлекс, то завершающий акт и будет концом доминанты (например, половое поведение).
2. Возникновение новой доминанты, несовместимой с первой (например, защитное поведение тормозит пищевое).
3. Осуществление прямого торможения доминанты возможно волевым усилием, т.е., с коры мозга.
4. Стойкое подкрепление доминанты посторонними импульсами может подготовить ее торможение. Доминанта в самой себе несет свой конец, обладая способностью растормаживаться.
Наличие доминанты и ее устранение после действия условного сигнала являкется условием быстрого образования условного рефлекса – после 1-2 сочетаний.
Возможна разработка методов ускоренного обучения путем создания у обучающихся сильных эмоционально-мотивационных доминант.
Доминанта и условный рефлекс взаимодействуют в формировании поведения. Доминанта обеспечивает поисковую активность, направляет поведение на удовлетворение наиболее важной потребности, а условный рефлекс обеспечивает адекватность реакции условиям среды.
Прогрессивное структурное развитие организма сопровождается функциональным объединением нервных центров, что приводит к формированию новой интегративной системы. Процесс интеграции неизбежно сопровождается редукцией и соподчинением отдельных частей составляющих целостную систему. Такой принцип присущ не только развитию интегративной деятельности мозга в целом, но и формированию целостных функциональных систем организма. В процессе эволюции только после значительного ограничения функциональной диффузности (генерализованности) нервной системы оказалось возможным усложнение образа жизни и в первую очередь двигательной активности. Одновременно с сенсорной и двигательной специализацией мозговых образований шло повышение лабильности нервных центров (нейронных модулей) и развивалась функция замыкания временных связей, т.е. появлялись механизмы, лежащие в основе высшей интегративной деятельности мозга. Возможность временного функционального объединения нескольких нервных центров, возможность участия одного нервного центра в различных функциях организма значительно усовершенствовала адаптивную функцию организма. Классический вариант интегративной деятельности мозга может быть представлен в виде взаимодействия трех функциональных блоков мозга: 1. Блок приема и переработки сенсорной информации – сенсорные системы (анализаторы). 2. Блок модуляции, активации нервной системы – модулирующие системы (лимбико-ретикулярные системы) мозга. 3. Блок программирования, запуска и контроля поведенческих актов – моторные системы (двигательный анализатор).
Интегрирующая роль нервной системы – это соподчинение и объединение тканей и органов в центрально-периферическую систему, деятельность которой направлена на достижение полезного для организма приспособительного результата. Такое объединение становится возможным благодаря участию ЦНС в управлении опорно-двигательным аппаратом с помощью соматической нервной системы, благодаря регуляции функций всех внутренних органов и тканей организма с помощью вегетативной нервной системы, благодаря наличию обширнейших афферентных связей ЦНС со всеми соматическими и вегетативными эффекторами организма. Условно можно выделить четыре уровня ЦНС, каждый из которых вносит свой вклад в реализацию интегративных процессов.
Первый уровень – нейрон.
Второй уровень – нейроналъный ансамбль (модуль), обладающий качественно новыми свойствами, отсутствующими у отдельных нервных клеток и позволяющими ему включаться в более шожные взаимоотношения в составе ЦНС.
Третий уровень – нервный центр.
Четвертый уровень – высший уровень интеграции, объединяющий все центры регуляции в единую регулирующую систему, а отдельные органы и системы – в единую физиологическую систему (организм). Это достигается взаимодействием главных систем ЦНС: лимбической, ретикулярной формации, подкорковых образований и неокортекса как высшего отдела ЦНС, организующего поведенческие реакции и их вегетативное обеспечение.
Целенаправленное поведение определяется доминирующей мотивацией, побуждающей организм к удовлетворению преобладающей потребности.
Адаптивный же характер поведения достигается с помощью множества условных рефлексов, которые обеспечивают приспособление организма к конкретной пространственно-временной ситуации. Неспецифическая направленность поискового поведения определяется наличием гипоталамического очага стационарного возбуждения, обладающего доминантными свойствами (инертность, высокая возбудимость, способность к суммации); поисковая же активность в конкретной ситуации определяется системой корковых условно-рефлекторных связей как основы прошлого жизненного опыта, который обеспечивает направленный поиск объекта удовлетворения потребности.
Высшие интегративные (ассоциативные) системы мозга являются основным аппаратом управления пластичными формами поведения, которые обеспечиваются механизмами:
— селективной конвергенции биологически значимой информации;
— пластических перестроек под влиянием доминирующей мотивации;
— краткосрочного хранения интегральных образов и программы предстоящей поведенческого акта.
Степень развития ассоциативных систем мозга в эволюции млекопитающих коррелирует с совершенством аналитико-синтетической деятельности и организацией сложных форм поведения. Ассоциативные системы мозга – это своеобразные структуры, не принадлежащие какой-либо одной сенсорной системе, но получающие информацию от нескольких сенсорных систем. Согласно анатомическим данным выделяют две высшие ассоциативные системы мозга. Первая включает заднюю группу ассоциативных ядер, проецирующихся на теменную область коры, и именуется таламопариеталъной системой. Вторая на таламическом уровне состоит из медиодорзального ядра с его проекцией на лобную область коры и называется таламофронталъной системой. Обе ассоциативные системы – продукт прогрессивной дифференциации неспецифического таламуса и достигают значительных размеров у приматов и человека.
Способность формировать последовательность движений и предвидеть ее peaлизацию как самая сложная функция мозга достигает наибольшего развития у человека, обладающего свойствами речевого управления поведением.
Лекция 3. Функциональные состояния. Потребности и мотивация
Понятие функционального состояния, структуры мозга, участвующие в его регуляции. Методы диагностики функциональных состояний. Понятие сна, виды сна. Стадии сна. Структуры мозга, участвующие в регуляции сна. Функции сна, потребность в сне. Теории сна.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
В коре большого мозга различают пять долей: лобную, теменную, затылочную, височную и островковую доли. Одним из механизмов функции нейронов различных её областей является механизм конвергенции возбуждений к отдельным нервным клеткам.
Различают мультисенсорную конвергенцию, которая проявляется в реакции отдельных нервных клеток на несколько предъявляемых раздражителей (звуковой, световой, соматосенсорный раздражитель и др.).
Сенсорно-биологическая конвергенция связана с различными биологическими состояниями организма (боль, голод и др.).
Интегративная деятельность корковых нейронов обеспечивает системные процессы формирования целенаправленного поведения.
Среди ассоциативных областей коры большого мозга лобные доли играют главную роль в выработке стратегии поведения. Выбор стратегии поведения особенно нагляден в ситуациях, когда необходим быстрый переход от одних поведенческих актов к другим. Чем продолжительнее такой переход, тем менее эффективно функционирование лобных долей коры большого мозга. Исследование активности нейронов этой области показало, что изменение активности в большей степени отражает структуру поведенческого акта, связанную с моментом выбора цели механизмами внимания и кратковременной памяти. Передний отдел лобной доли принимает участие в формировании личностных качеств и творческих процессов.
В затылочно-теменных областях коры большого мозга осуществляются высший анализ и интеграция соматосенсорных, вкусовых и зрительных сигналов. Обширные зоны височной коры включаются в механизмы долговременной памяти.
У большинства людей доминирующим является левое полушарие, которое обеспечивает функцию речи, контролирует действия правых конечностей, вербальное, логическое мышление. Такой человек тяготеет к теории имеет большой запас слов, ему присущи целеустремленность, повышенная двигательная активность, способность предвидеть события.
Правое полушарие головного мозга специализировано на восприятии формы и пространства и участвует в интуитивном мышлении. Доминирование правого полушария проявляется у человека в конкретных видах деятельности, в способности тонко чувствовать и переживать.