Исследования головного мозга у детей при задержке речевого развития

Зарубежные исследователи делят нарушения речи на первичные (собственно речевые) и вторичные. Первичные речевые нарушения возникают сами по себе и не связаны с другими состояниями, вторичные же возникают при ДЦП, расстройствах аутистического спектра, умственной отсталости, нарушениях слуха и т.д.

То есть дети с задержкой речевого развития – это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в возрастные нормативы. Чтобы родители могли понять, когда консультацию логопеда ни в коем случае нельзя откладывать, Американская Ассоциация Семейных Врачей приводит список так называемых красных флагов (оригинал статьи), при появлении которых родителям стоит сразу же обратиться к специалистам.

Возраст // Понимание речи // Собственная речь

1 год // Нет лепета // Ребёнок не показывает на предмет и не общается жестами.

1 год и 3 месяца // Ребёнок не смотрит на игрушки, не показывает по названию родителям предметы и людей. По норме ребенок должен к этому времени различать 5-10 предметов. Например, любимые игрушки // В речи менее трех слов.

2 года // Не соотносит слова и названия частей тела. // В речи менее 25 слов.

В любом возрасте:
Наблюдается регресс в развитии речи или потеря ранее приобретённых речевых навыков.

Также американские семейные врачи, как и отечественные специалисты, говорят о важности ранней диагностики речевых нарушений и, соответственно, раннем начале их коррекции. Многие считают, что логопедическая работа не может начаться до тех пор, пока ребёнок не начнёт говорить, но эта позиция не верна. Коррекция может и должна начаться как можно раньше. Согласно данным исследований, дети активно усваивают язык задолго до того, как произносят своё первое слово.

Ученые Общества впервые в мире применили функциональную МР-томографию (ф-МРТ) для изучения активности головного мозга у детей с ЗРР. “С появлением нейровизуализации мы получили возможность по-новому взглянуть на нарушения речи” – говорит доктор медицины Нолан Р. Альтман, соавтор исследования и заведующий отделения радиологии Детского Госпиталя Майами.

Исследователи провели ф-МРТ 17 детям с ненормально задержанным речевым развитием и 35 детям того же возраста с нормальной речью, чтобы сравнить модели работы головного мозга в обеих группах. Чтобы изучить реакцию мозга на воспринимаемую речь, ф-МРТ проводилось в момент прослушивания детьми аудиозаписей с голосами их матерей. Средний возраст детей составил 4,5 года.

Читайте также:  Компрессия спинного мозга в шейном отделе

Результаты показали, что у детей с выраженной ЗРР выше уровень активности правого полушария головного мозга по сравнению со здоровыми детьми, у которых при восприятии речи работает левое полушарие. Также было выяснено, что у детей с ЗРР от 4 лет и старше в целом мозговая активность несколько ниже, чем у детей из контрольной группы, что говорит об отставании в развитии понимания речи у таких детей. Эти данные ещё раз говорят о важности раннего начала коррекционной работы, ведь понимание обращённой речи формируется у детей и до появления первых собственных слов.

Какие же советы по развитию речи дают специалисты Американской Ассоциации Семейных врачей?

1) Говорите с ребёнком с самого момента рождения. Даже новорожденным полезно слышать речь.
2) Отвечайте на гуление и лепет своего ребёнка.
3) Играйте с ним в простые игры типа “Ладушек”.
4) Слушайте своего ребёнка. Смотрите на него, когда он говорит с вами. Дайте ему время, чтобы ответить (это похоже на вечность, но посчитайте до 5, а лучше до 10 перед тем, как нарушить тишину).
5) Описывайте детям, что они делают, чувствуют и слышат в течение дня.
6) Поощряйте сочинение историй и рассказы ребёнка.
7) Читайте книги вслух. Попросите у библиотекаря книги, подходящие ребёнку по возрасту. Если ребёнок теряет интерес к тексту, просто обсудите картинки.
8) Пойте ребёнку и давайте слушать музыку. В процессе разучивания песенок ребёнок учит новые слова, развивает память и учится выражать мысли словами.
9) Разговаривайте с ребёнком как можно больше. Комментируйте все, что вы делаете.
10) Планируйте семейные прогулки и путешествия. Новый опыт даёт интересную пищу для разговоров до, после и во время прогулки.
11) Рассматривайте семейные фотографии и обсуждайте их.
12) Отвечайте каждый раз, когда ребёнок говорит, это вознаграждает его за речь.
13) Задавайте ребёнку как можно больше вопросов.
14) Не исправляйте грамматические ошибки – просто покажите правильную модель.
15) Играйте с ребёнком один на один и обсуждайте игры и используемые игрушки.
16) В играх следуйте за ребёнком, так вы будете заниматься тем, что привлекает интерес ребёнка в то время, когда вы разговариваете.
17) Создайте для ребёнка возможность играть с детьми с чуть более развитой речью.

Читайте также:  Человеческий мозг и его возможности

Таким образом становится понятно, какое важное значение имеет ранее начало работы с ребёнком, направленное сперва на развитие понимания обращённой речи, на базе которого затем и формируется активная речь.

Шамшуро Елена
журнал «Няня», 2001 год № 4

Редактор: Мария Чулова (27.09.03)

Справочная > Развитие ребенка > развитие речи

Комментарии посетителей: средний балл: 9/10
Неизвестный аноним оценка: 10/10
03-11-2003 11:48:11
Замечательная статья с граммотной и очень востребованной, профессиональной консультацией. Эта информация постоянно запрашивается родителями. Отмечу и замечательную подачу материала. Е.Шестова (практикующий логопед 14 пр.кат.).

Яна Полей оценка: 10/10
11-08-2004 19:37:08
Я логопед, работаю в поликлинике. Мне статья понравилась, хорошо бы побольше родителей её прочитали. Маленькое замечание — в поликлинике, увы, тяжело организовать занятия для маленьких детей( до 4,5 лет) и практически не существует садов, где вели бы работу с малышами, часто даже 4-летнего ребёнка непросто пристроить в специализированный сад. А всё остальное рассказано просто великолепно — чётко, ясно, понятно для родителей. После такой статьи можно и к специалисту не идти:)) Так приятно обнаружить многие свои мысли и рекомендации. ) Конечно, если что-то беспокоит, да, даже, если на взгляд мамы всё хорошо, неплохо зайти в поликлинику, получить развёрнутую консультацию по домашней работе со своим ребёнком. и никто не мешает несколько раз подходить на такие консультации( я, например, назначаю прийти через 3 месяца или через 6, в зависимости от тяжести задержки и ответственности мамы).И никогда не надо ждать, что всё само наладится, лучше перебдить, чем упустить какой-то момент в развитии. Я бы ещё порекомендовала прийти хоть раз на консультацию маме, только ожидающей рождения ребёнка. В принципе, у хорошего специалиста найдётся, что сказать и этой маме, в качестве профилактических советов.Так что статья верная, правильная, я бы её даже на 10 с + оценила. С уважением, Яна Борисовна

15-11-2004 06:55:11
Да, написанное в этой статье, описывает мою ситуацию. Мы живем в Китае, ребенок ходит в китайский д.сад, при этом мой муж австриец гов: на немецком, а Я украинка говорю на русском. Дома мы разговариваем на английск языке. Наш сын Говорит на английском, китайском, русском, не так как все дети, но с успехом.
Словарный запас слов очень мал, но ему только 4 года. Статья замечательная, будем работать вместе с малышом !

Читайте также:  Теория заговора вторжение в мозг

Развитие речи у детей с задержкой речевого и психоречевого развития

По роду деятельности мне приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку. Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши её малыш уже все стихи Барто наизусть читает!
И вторая группа родителей – это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе. Так что же такое задержка речевого развития и задержка психоречевого развития?

Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.
Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция!

В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите — срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.

Читайте также:
Adblock
detector