Как использовать свой мозг на максимум

Когда ваш мозг подкинет вам неприятное воспоминание, не сопротивляйтесь, а, наоборот, выберите удобный момент и попробуйте сделать то, о чем мозг просит, — то есть полностью и подробно вспомните неприятное событие, как бы омерзительно это ни было.

Для мозга нет разницы между воображением и реальностью. Поэтому, если в воображении вы замените концовку с негативной на позитивную, мозг легко поверит в это, и воспоминание сразу потеряет для него прежнюю значимость, поскольку уже не будет связано с безопасностью.

Наше сознание монозадачно. Наш мозг, при всей его сложности, на сознательном уровне способен контролировать только одно дело в одну единицу времени. Если дел оказывается два или три, то, чтобы выполнить их, мозг использует специальный прием. Поскольку сознательно заниматься несколькими делами одновременно он не может, мозг начинает быстро переключаться, перескакивать с одного на другое и обратно. Это создает у нас иллюзию, что мозг делает несколько дел сразу. Но в реальности мозг по-прежнему придерживается принципа одно дело на единицу времени, только быстро чередует дела.

Все. С этого момента головные боли и кошмарные сновидения немедленно и полностью прекратились.

Хочу пить, есть, спать, бегать, хочу сидеть и ничего не делать, хочу в отпуск на море, хочу немедленно похудеть — все эти требования мозга обоснованы и имеют конкретную причину.


Уход за мозгом. Владимир Яковлев [практическое пособие по уходу за самым важным органом] Владимир Яковлев Вайнер, Марина Собе-Панек Купить книгу В избранное В избранном





В течение жизни наш мозг кодирует мысли и воспоминания, формируя новые нейронные связи. Кроме того, более интегрированным становится взаимодействие правого и левого полушарий мозга, что расширяет наши творческие возможности.

Не такой быстрый, как в молодости, мозг здорового пожилого человека выигрывает в гибкости.

Возможно, поэтому именно в зрелом возрасте мы делаем более точные выводы и принимаем мудрые решения. Кроме того, было обнаружено, что с возрастом наш мозг спокойнее реагирует на отрицательные эмоции.

Мозг начинает работать в полную силу в возрасте 60 — 80 лет

Пик интеллектуальной активности человека приходится приблизительно на 70 лет, когда мозг начинает работать в полную силу, установили американские ученые.

Со временем в головном мозге увеличивается количество миелина — вещества, которое заставляет сигнал быстрее проходить между нейронами. За счет этого общая интеллектуальная сила мозга повышается до 3000% по сравнению со средним показателем. А пик активности производства миелина приходится на 60- 80 летний возраст. Если до 60 лет между двумя полушариями головного мозга существует строгое распределение функций, то после 60 лет человек может использовать обе части мозга одновременно, регулируя их включение легким наклоном головы в ту или другую сторону. Это позволяет решать значительно более сложные задачи.

Таковы результаты исследования канадских нейрохирургов из Университета города Монреаля.

Ученые отобрали добровольцев различных возрастных групп и попросила их ответить на ряд тестов различного уровня сложности. Оказалось, что люди старшей возрастной категории (60-75лет) намного проще и быстрее решают самые сложные задачи.

Более молодые участники эксперимента, в критических ситуациях, при решении сложных задач, пытались решать их просчетом всех возможных вариантов, что, в конце концов, приводило к путанице. В то время, как те кому было за 60, с удивительной точностью выбирали два-три альтернативных варианта приводящих их к единственно правильному решению.

Руководитель исследования, профессор Мончи Ури из Монреальского Университета считает, что » мозг пожилого человека выбирает наименее энергоемкий путь, сокращая ненужные и оставляя только правильные варианты решения задачи».

Наряду с этим, сказывается и жизненный опыт пожилых людей, полученный в течение всей жизни. Они меньше подвержены смятению из-за необычной или эмоциональной информации, нежели молодежь. Как заявил профессор Университета Калифорнии Дилип Джейст, «мозг человека, за плечами которого находятся десятилетия жизни, менее импульсивен и более рационален». Именно это мы и называем мудростью — смесь знаний и подсознательного опыта позволяющие принимать быстрые и единственно правильные решения.

Улучшение работы мозга.

Если Вы хотите использовать силу Вашего мозга по максимуму, придерживайтесь следующих советов:

Занимайтесь спортом. Считается, что при больших физических нагрузках у человека лучше развивается мозг. Ученые из Института биологических исследований Salk, штат Калифорния, выяснили, что у мышей, бегающих во вращающемся колесе, вдвое больше клеток в той области мозга, которая отвечает за изучение и память.

Почему же умственные способности более активных грызунов лучше? Добровольные физические нагрузки не столь трудны и поэтому более выгодны. Это означает, что, занимаясь спортом с удовольствием, Вы становитесь более остроумными и счастливыми.

Читайте также:  Бесконечная моя любовь мозги

Следите за осанкой.Ваша осанка влияет на мыслительный процесс. Проверьте это на себе. Попытайтесь решить в уме любую математическую задачку, сидя неправильно и смотря в пол. Потом попробуйте сделать то же самое только, уже сидя с прямой спиной, смотря вверх или прямо перед собой. Вы заметите, что легче думать все-таки во втором варианте.

Следите за кровообращением. Плохое кровообращение не позволяет человеку полностью сконцентрироваться. Если Вы долго находитесь в одном и том же положении, постарайтесь хотя бы в течение 1-2 минут разминать ноги. Это позволить восстановить циркуляцию крови.

Тренируйте мышление. Важны не только физические упражнения. Вы можете развивать различные области своего мозга, заставляя их работать. Профессор Катц говорит, что мышление и анализ окружающего мира могут улучшить функционирование бездействующих частей мозга. Пробуйте новые вкусы и запахи. Пробуйте делать что-нибудь левой рукой (если вы правша, и наоборот). Путешествуйте по новым местам. Занимайтесь искусством. Читайте произведения Шекспира, Достоевского, Кафки, Акунина, Рубиной.

Избавьтесь от негативных мыслей. Мысли, которые Вас посещают, имеют большое значение для работы Вашего мозга. Исследование, проведенное Марком Джорджем и его коллегами из Национального Института Здоровья доказало, что счастливые, оптимистичные мысли оказывают успокаивающий эффект на мозг, в то время как негативные мысли приводят к депрессии и беспокойству. Лучше вообще не думать, чем думать негативно.

Больше смейтесь. Ученые говорят, что громкий смех полезен для нашего здоровья. В процесса громкого смеха вырабатываются эндорфины, и это помогает нам снять напряжение. Таким образом, смех может заряжать наш мозг.

Развивайте память. Мозг — это машина памяти. Возьмите старый фотоальбом или школьный дневник и вспоминайте. Проведите время со своими воспоминаниями. Но вспоминайте только хорошее. Не смотрите на фотографии людей, с которыми связаны плохие воспоминания. Закрывайте их рукой или листком бумаги. Позвольте разуму размышлять, вспоминать. Позитивные эмоции от воспоминаний помогут Вам справиться с проблемами.

Отдыхайте. Во время работы всегда делайте перерывы. Это поможет снять напряжение, которое появляется из-за того, что Вы слишком долго сидите на одном месте. Отдыхая всего лишь 10-15 минут каждый час, Вы сможете повысить трудоспособность. Короткий отдых поможет Вашему мозгу расслабиться и привести в порядок мысли.

Разговаривайте с воображаемым другом. Разговаривая и получая советы от воображаемого собеседника, Вы способны открыть доступ к информации, находящейся на подсознательном уровне. Представьте, что Вы разговариваете с человеком, который достаточно компетентен в необходимой Вам области. Лучше всего разговаривать вслух.

Разгадайте загадку. Некоторые из нас любят мозаики, некоторые кроссворды, а кто-то логические загадки. Все это очень хороший способ активизировать Ваш мозг и поддерживать его активность. Разгадайте загадку ради забавы, но, делая это, знайте: Вы тренируете свой мозг. Но избегайте загадок, которые не можете разгадать. Например, кто создал Вселенную? Это может подействовать на мозг негативно.

Эффект Моцарта. Десятилетие назад психолог Франциск Рошер и его коллеги сделали открытие. Оказывается, прослушивание музыкальных произведений Моцарта улучшает математическое мышление людей. Даже крысы преодолевали лабиринты быстрее и более точно после прослушивания Моцарта, чем после шума или музыки композитора-минималиста Филиппа Гласа. В прошлом году Рошер сообщил, что для крыс, как и для человека, соната Моцарта является стимулятором деятельности трех генов, связанных с клетками, передающих сигналы в мозг. Это самый гармоничный способ улучшить Ваши умственные способности. Но прежде, чем Вы возьмете компакт-диски, примите к сведению, что не каждый, кто стремится к эффекту Моцарта, получает его. К тому же даже его сторонники склоняются к тому, что музыка повышает способности мозга, потому что заставляет слушателей чувствовать себя лучше. Происходит одновременно и расслабление, и стимулирование организма.

Улучшайте навыки. Обычные занятия, такие как вышивание, чтение, рисование и разгадывание кроссвордов, очень важны. Заставляйте себя выполнять все это по-новому, находите оригинальные решения, чтобы улучшить свои навыки. Читайте новые книги, изучите новые способы рисования, разгадывайте более сложные кроссворды. Напрмер, попробуйте читать перевернутую книгу. Не огорчайтесь, если это не получится сразу. Тренируйтесь. Достижение более высоких результатов поможет вашему мозгу быть здоровым.

Сократите количество алкоголя. Доказано, что алкоголь не только повреждает умственные способности, но и препятствует их восстановлению. Пить можно, но в меру. Разумеется, у каждого своя мера.

Играйте. Если у вас есть свободное время, играйте. Выделите время на игры. Играйте в карты, в видеоигры, в настольные игры. Даже в морской бой или крестики — нолики. Не имеет значение, во что Вы играете. Игра улучшит ваше настроение и работу мозга. Это научит Ваш мозг думать стратегически, изобретательно.

Читайте также:  Что будет если задержать дыхание до потери сознания

Спите с ручкой и бумагой. Просмотр ключевой информации перед сном улучшит ее запоминание на 20-30%. Вы можете держать около кровати какую-нибудь книжку для чтения перед сном, если она не будет сильно утомлять Вас. И обязательно держите ручку с блокнотом рядом с кроватью. Если появится какая-нибудь навязчивая мысль, она не даст уснуть, пока Вы ее не запишете. Не огорчайтесь, если утром она покажется глупой или нелепой. Главное, что мозг проделал работу.

Любовь для мозга. В серии исследований доктора Катлера и его коллегв университете Пенсильвании и позднее в Стенфордском университете было обнаружено, что регулярный сексуальный контакт оказывал благоприятное воздействие. Сексуальный контакт, по крайней мере, раз в неделю приводил у женщин к регулярным менструальным циклам, более коротким менструациям, задерживал менопаузу, увеличивал уровень эстрогена и замедлял процесс старения. Увеличение уровня эстрогена за счет увеличения количества занятий сексом помогает улучшить мозговую деятельность. Во время секса старайтесь думать о ком-либо, кто Вам особенно приятен. Это не обязательно тот человек, с которым Вы занимаетесь сексом. В исследовании доктора Катлера наличие оргазма не было столь важным. Главное думайте, не отключайте свой мозг. Полезно думать о бытовых или профессиональных проблемах. Доктор Каплер отмечает, что известны случаи, когда ученые находили решение проблемы именно во время секса. Близость и эмоциональное соединение являются самыми влиятельными факторами.

Играйте со страстью. Когда в жизнь людей входит изучение и творчество, они отдают своей работе на 127% больше. Восхищайтесь сами и восхищайте мир. Вспомните, что Вы любили делать, когда были ребенком, и делайте это будучи взрослым. Это ключ к Вашему гению. Да Винчи, Эдисон, Эйнштейн, Пикассо — все они любили играть и исследовать. Не бойтесь «впасть в детство». Это происходит рано или поздно со всеми, но не все понимают пользу от этого.

Циклы сознания. Определите то время, когда Ваше сознание наиболее активно. Если Вы определите это время, Вы сможете заниматься самыми важными задачами именно в это время. Это может быть утро, вечер, ночь. Или даже время, которое вы проводите в туалете.

Пишите.Вести личный дневник очень полезно, в первую очередь для Вас. Это очень хорошая стимуляция мозга. Пишите письма незнакомым людям. Неполучение ответа не очень важно. Письма позволяют расширить возможности вашего мозга. Найдите способы писать, чтобы Вас смогли читать остальные. Это могут быть истории Вашего детства, смешные или забавные случаи, которыми Вы хотите поделиться с другими людьми. Заведите блог, чтобы Вас могли читать как можно больше людей. Общайтесь.

Окружите себя вдохновителями. Общайтесь с вдохновляющими вас людьми, как с современникам, так и из прошлого времени. Независимо от того, сколько Вам лет и чем вы занимаетесь, Вашему мозгу просто необходима нагрузка. Это могут быть логические задачки, запоминание Шекспира или изучение китайского языка. Заставьте Ваш мозг напряженно трудится, если Вы не хотите, что бы он заржавел как автомобиль на свалке.

Ваш успех зависит от вашей способности думать

Чтобы принимать максимально выверенные решения и действовать проактивно в сложных, непредсказуемых и быстро меняющихся условиях современного мира, мы не должны доверяться воле нашего молниеносного, но поверхностного и не склонного к размышлениям примитивного рефлекторного мозга.

Да, этот мозг хорошо служил нашим далеким предкам, которые ежедневно вели борьбу за выживание в опасной среде. Они не могли позволить себе роскошь размышлять и обдумывать многочисленные варианты действий и их возможные последствия.

Но чтобы добиться успеха в джунглях XXI века, мы, наоборот, должны как можно меньше подчиняться своему рефлекторному мозгу и думать, думать, думать!

Мы должны уделять время сосредоточенному размышлению и обсуждать важные вопросы с другими людьми. И при этом необходимо делать регулярные перерывы, чтобы дать архивирующему мозгу возможность упорядочить и сохранить полученную информацию.

Электронные системы хранят только данные и иногда — информацию, если данные упорядочены неким значащим образом. Единственное место, где находятся знания, понимание и идеи, — это человеческий мозг. Только через осмысление и размышление мы можем превратить информацию в знания и мудрость — и воспользоваться фантастическими возможностями синергии между мозгом и ИКТ (информационно-коммуникационными технологиями).

Читайте также:  Полипы в головном мозге

Чтобы быть успешными, мы должны учиться на протяжении всей жизни. Обучение — результат целенаправленного осмысления информации, сосредоточенного размышления, исследования, вдумчивого чтения, обсуждения с другими людьми. Это применение метода проб и ошибок — разумеется, если мы находим время провести разбор наших провалов и успехов, проанализировать их и сделать выводы.

Многозадачность — главный враг интеллектуальной продуктивности

Однако мыслящий мозг не делает различий между этими видами многозадачности, поскольку в обоих случаях он вынужден постоянно прерываться и менять вид деятельности — переключаться между задачами.

Чуть позже я расскажу об особом виде параллельной многозадачности, когда рефлекторный мозг выполняет простые, привычные действия в автоматическом режиме, в то время как мыслящий мозг сосредоточивает сознательное внимание на задаче основной, нерутинной.

Концепция многозадачности пришла к нам из мира компьютеров. Она означает, что процессор (так называемый процессор последовательной обработки данных, используемый в большинстве современных компьютеров) — который, как и наш мыслящий мозг, способен выполнять всего одну задачу зараз — может переключаться между несколькими задачами так быстро, будто он выполняет их все одновременно. Чтобы переключиться между задачами, процессор помещает информацию во временную память, которая подобна грифельной доске и имеет ограниченные ресурсы: когда она заполняется, приходится стирать с доски старую информацию, чтобы освободить место для новой. Запомните эту метафору — она хорошо иллюстрирует, что происходит в мозге, когда мы работаем в многозадачном режиме.

Вы считаете многозадачность эффективной и безопасной?

Ответьте честно: хотели бы вы, чтобы вас оперировал хирург, который бегает между несколькими операционными столами, а в промежутке еще и проверяет свою электронную почту? Или чтобы автомеханик, ремонтируя тормоза на вашем автомобиле, параллельно занимался бы еще несколькими машинами?

Как вы думаете, сколько времени займет ремонт дома? Такая многозадачность в высшей степени неэффективна, непродуктивна и неразумна. А иногда и опасна. Но именно так работает большинство тружеников умственного труда! Вероятно, они просто не знают, что их мыслящий мозг не способен работать в многозадачном режиме. А если заставлять его, то это приводит к колоссальной потере времени, существенно снижает скорость, точность, запоминание, креативность, эффективность и интеллектуальную продуктивность и при этом усиливает стресс.

Знали ли вы, что

30 минут непрерывной работы над одной задачей

— в 3 раза эффективнее, чем 3 захода по 10 минут;

— в 4 раза эффективнее при выполнении сложных задач;

— в 10 раз эффективнее, чем 10 заходов по 3 минуты.

Знали ли вы, что

большинство работников умственного труда работают в среднем над 65 задачами одновременно;

они безотрывно работают над одной задачей от 3 до 11 минут, прежде чем кто-то или что-то отвлечет их внимание;

после этого им требуется не меньше 25 минут, чтобы вернуться к первоначальной задаче;

в 40% случаев они так и не возвращаются к первоначальной задаче.

Это эффективно. Продуктивно. Разумно.

Это уже не просто многозадачность, а гиперзадачность.

По-прежнему не верите, что многозадачность крайне неэффективна?

Возьмите лист бумаги, ручку и секундомер. Эксперимент состоит из 2-х простых заданий: написать слово и присвоить каждой букве порядковый номер. В первой части эксперимента вы выполняете эти задания в однозадачном режиме — сначала пишете полностью слово, а затем расставляете цифры. Во второй части делаете то же самое в многозадачном режиме — пишете поочередно то букву, то цифру.

В обоих случаях засеките время, которое потребуется вам для выполнения заданий.

1 часть. Однозадачность

О Д Н О З А Д А Ч Н О С Т Ь

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

2 часть. Многозадачность

Выполняйте задания поочередно: напишите букву М и ее порядковый номер 1; затем напишите букву Н и ее порядковый номер 2; затем напишите букву О и ее порядковый номер 3 и т. д.

Теперь сравните результаты. В среднем в многозадачном режиме тратится как минимум вдвое больше времени, треть людей совершают ошибки даже в таких простых заданиях и все испытывают заметно большее напряжение.

Только представьте, сколько вы теряете в черной дыре многозадачности, когда постоянно переключаетесь не между двумя простыми заданиями, а между десятками гораздо более сложных задач! Потери интеллектуальной продуктивности, креативности, времени и сил поистине уму непостижимы.

Читайте также:
Adblock
detector