Как работает мозг пианиста

Фортепиано – это прекрасный инструмент, издающий чарующие мелодии. Поэтому мы воспринимаем пианистов как настоящих магов и волшебников. Они тратили сотни и даже тысячи часов, практикуя гаммы и разучивая музыкальные произведения. Каждый раз они садились за инструмент и повторяли пьесы снова и снова. Пианисты не знают покоя, пока не доведут процесс звукоизвлечения до совершенства. Для зрителей эти люди, выступающие на большой сцене, являются настоящими небожителями. Они входят в круг избранных и автоматически наделяются всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами. Но что стоит за всем этим тяжелым трудом и магией? Попытаемся разобраться.

Уникальное мышление

Маленькие разряды электричества проходят сквозь нейроны головного мозга пианистов в тот момент, когда их тонкие длинные пальцы прикасаются к клавишам инструмента. С точки зрения нейробиологии мозг виртуозов клавиш работает совсем не так, как у остальных музыкантов. И это все благодаря возможностям инструмента.

Оба полушария сбалансированы

Пианисты (как и все остальные люди) рождаются со способностью подчиняться одному из полушарий головного мозга. У всех нас есть естественное предпочтение, стоит посмотреть на руку, которой мы пишем или держим ложку за обедом. Разница между нами начинает формироваться с самого юного возраста, когда будущих гениев отдают обучаться в музыкальную школу. С помощью многократных повторений малыши разрабатывают обе руки практически в равной степени. И это одно из условий виртуозной игры.

Если бы одна из рук пианиста владела инструментом хуже, мелодия бы так и осталась лишь в нотах. В лучшем случае пианиста-неумеху ожидал бы недовольный свист из зрительного зала. Постоянная необходимость держать в тонусе пальцы обеих рук вызывает определенные изменения в головном мозге. Разумеется, у каждого музыканта сильная рука сохраняет свои преимущества, однако со временем возможности обеих рук выравниваются.

Многозадачность

Пианист с годами искусственно уравновесил влияние правого и левого полушария. А это значит, что ему удалось протянуть связующую нить между лобными долями, которые контролируют эмоциональные реакции, социальное поведение и импульсы. Нейробиологи видят в этом одно большое преимущество. Вместе с этой связью пианисты получают возможность принимать самые рациональные решения, а также применять на практике многозадачные навыки.

Читайте также:  Какое полушарие мозга отвечает за изучение иностранных языков

Свободное самовыражение

Научное исследование, проведенное доктором Аной Пиньо, обнаружило, что особо виртуозные пианисты научились обходить ту часть мозга, которая отвечает за стереотипное мышление. Это позволяет им лучше выражать собственную аутентичность. Они показывают свое естество и то, что хотят донести до зрителя с помощью музыки. Именно поэтому среди пианистов так много прославленных композиторов. Кстати, и в повседневной жизни отсутствие стереотипного мышления может неплохо пригодиться. По крайней мере, эти люди прекрасно знают, что такое быть самим собой.

Эффективное использование ресурсов мозга

Как только вы в совершенстве овладели своим ремеслом, мозг направляет меньше крови и кислорода в моторный отдел. Ваши движения отточены до автоматизма, поэтому больше нет нужды задействовать дополнительные ресурсы. Тем самым энергия освобождается для других компонентов музицирования, например для выражения собственных чувств и нахождения эмоциональной связи с произведением.

У пианистов особый стиль общения

Вы когда-нибудь присутствовали при импровизации двух пианистов? Эта музыкальная битва может быть расценена как еще один способ общения друг с другом. Это подтверждает исследование, проведенное доктором Чарльзом Лимбом. Во время того, как музыкант начинает импровизировать, активизируется отдел мозга, отвечающий за языковую практику.

Работа мозга пианиста зависит от стиля исполняемой музыки.

Джазмены реагировали на команду сыграть неожиданный аккорд быстрее «классических» пианистов.

В полной тишине музыканты повторяли движения руки, которую видели на экране.

Новое исследование нейробиологов во главе с Даниэлой Саммлер (Daniela Sammler) раскрывает влияние стиля музыки на работу мозга исполнителя. В частности, оно даёт ответ, почему музыкантам так сложно переключаться между стилями.

Музыканты давно заметили, что очень сложно на одном и том же концерте играть классику и джаз. Работа учёных объясняет, в чём здесь дело.

Исследователи отобрали 30 профессиональных пианистов, половина из которых не менее двух лет специализируется на исполнении джаза, а другая половина – на классической музыке. Учёных интересовало, как музыканты разных стилей решают две извечные проблемы пианистов: какие клавиши нажимать («что играть») и какими пальцами («как играть»).

Испытуемым показывали анимированную руку, которая воспроизводила последовательность фортепианных аккордов. При этом воображаемый пианист время от времени допускал огрехи двух видов: он нажимал не на те клавиши (ошибки в гармонии) и неудачно выбирал для этих действий пальцы (ошибки в аппликатуре).

Читайте также:  Злость это состояние в котором язык работает быстрее мозга

«Подопытный» должен был подражать этой руке, воспроизводя её игру на фортепиано. При этом энцефалограф регистрировал мозговую активность музыканта. Чтобы гарантировать, что фиксируется реакция на процесс игры, а не на музыку, которая при этом получается, эксперимент проводился в полной тишине (фортепиано не издавало звуков).

Исследование показало, что джазмены гораздо более сосредоточены на правильном выборе клавиш, а исполнители классической музыки – на аппликатуре.

В пресс-релизе исследования это объясняется следующим образом. Ключевой элемент джаза – импровизация, поэтому музыкант всегда готов сыграть свой собственный аккорд. Отсюда и концентрация на гармонии, то есть на выборе клавиш.

С другой стороны, редактирование на ходу произведений Бетховена или Шопена отнюдь не приветствуется. Поэтому исполнители классики сконцентрированы не на выборе аккордов, который задан раз и навсегда, а на безупречной технике исполнения, ключевой элемент которой – аппликатура.

Кроме собственно прямого результата исследование показывает, что при изучении работы мозга музыкантов (а скорее всего, и слушателей) нельзя ограничиваться одним стилем музыки, даже если он настолько прекрасен, как классическая музыка. «Магия звуков» разнообразна, и для проникновения в её тайны нужно всестороннее исследование.

Для многих людей умение играть на музыкальном инструменте – задача не из приоритетных. Обычно это откладывается как-нибудь на потом, или же человек убеждает себя в том, что чтобы стать хорошим музыкантом, требуется самоотверженность и сила воли, которых многим как раз и не хватает. Конечно, становиться виртуозом необязательно, но преимущества обучения игре очевидны и неоспоримы. В чем же они состоят?

Нейрофизиологи из Университета Южной Калифорнии недавно провели исследование, посвященное изучению воздействия музыкального образования на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие детей. Результаты показывают, что оно значительно ускоряет развитие аудиального восприятия и улучшает мозговую деятельность.

Ведущий автор исследования Ассал Хабиби поделилась итогами работы своей команды:

Обучение музыке очень тренирует мозг как мышцу. Это также было доказано исследователями медицинского центра Бет Исраэль Диаконисс в Бостоне. Они обнаружили, что у мужчин-музыкантов мозг большего объема, нежели у мужчин без какой-либо музыкальной подготовки.

Читайте также:  Журнал детская нейрохирургия и неврология

Конечно, мы не будем утверждать, что люди, умеющие играть на музыкальном инструменте, способны читать мысли; однако в тех частях мозга, которые отвечают за воспроизведение музыки и социальное познание, существует реальная согласованность в работе. Исследование, проведенное в Берлине в 2012 году, показало, что у гитаристов, играющих в группе, существует невероятная синхронизация мозговой деятельности во время игры и даже перед ней.

Великий музыкант может сыграть сложный музыкальный отрывок так, что он будет казаться проще и доступнее, чем он есть. Факт остается фактом, но игра на инструменте часто отключает осознанные усилия в мозге.

Если игра на гитаре развивает возможности левой руки (и правой для левшей), то пианисты учатся играть на 88 клавишах двумя руками. Обучение игре на фортепиано с раннего возраста оказывает удивительное воздействие на развитие мозга; это приводит к тому, что мозговая деятельность мозга становится более симметричной.

Пианистам приходится преодолевать качество, присущее подавляющему большинству людей, у которых обычно одна рука доминирует над другой, что обусловливается центральной (или роландовой) бороздой мозга, которая определяет, какая рука, собственно, является доминирующей.

Пианисты отличаются от этого большинства людей, поскольку мозг их перестает отдавать предпочтение одной из рук, отчего деятельность его более симметрична и более эффективна. Это также заставляет нас задуматься о том, действительно ли все ударные инструменты, которые связаны с работой обеих рук, имеют одинаковый эффект, скажем, для барабанщиков.

Итак, если вы хотите улучшить работу собственной головы, вот вам готовый рецепт – начинайте учиться играть на музыкальном инструменте, чтобы усилить и усовершенствовать нейронные связи в мозге. Для этого не нужно обладать действительно выдающимся талантом, ведь умение воспроизводить музыку может просто стать приятным увлечением, приносящим пользу.

Поделитесь постом с друзьями!

Читайте также:
Adblock
detector