Как работает наш мозг

Нервная система – важнейшая регуляторная система нашего организма. Но она не одинока, существуют еще две системы: эндокринная и иммунная. И для того, чтобы управлять нашим телом, эти системы выделяют особые вещества. Нервная система выделяет медиаторы, эндокринная – гормоны, иммунная – цитокины. Эти вещества действуют на различные органы, ткани, создают адаптацию к тем или иным условиям окружающей среды. Кроме того, эти три системы влияют друг на друга.

Эффекты этой системы наиболее точечные, поскольку отростки нервных клеток подходят к различным органам, тканям и очень-очень точно передают информацию на те или иные системы. В этом смысле иммунная и эндокринная системы действуют более примитивно, поскольку цитокины и гормоны попадают в основном в кровь.


Нервная система человека

Нервная система в процессе эволюции появляется самой последней среди трех систем, лишь на уровне многоклеточных. Она в первую очередь нужна была для питания, ухода от опасности, размножения. И вначале она представляла собой сеть, позже появились структуры, состоящие из нервных узлов и нервной трубки, наконец произошел процесс цефализации.

Нервные клетки и нейроглии

Наш мозг сформирован из нервной ткани, а ее ключевой элемент – нейроны. Данные клетки выглядят очень характерно, обычно у них большое число отростков, подразделяющихся на два типа: дендриты и аксоны. Первые – это отростки, воспринимающие информацию. Они обычно образуют большие ответвления для того, чтобы этой информации было побольше. Аксон – отросток, проводящий сигналы к другим клеткам. Между двумя этими видами отростков располагается тело нервной клетки, отвечающее в основном за обработку информации.

Наряду с нейронами в составе нервной ткани присутствуют еще вспомогательные клетки — глиальные. Их в среднем в 7 раз больше, чем нейронов, и они механически защищают нервные клетки, создают взаимную электрическую изоляцию, а также формируют ГЭБ, то есть барьер между кровью и мозгом, который следит за проникновением веществ в нервную ткань.

То, что нейроны не делятся, знают все. Но это не дефект нервной клетки, а ее необходимое свойство. Разделиться нейрону – это то же самое, как если бы вы взяли компьютерный диск и разрезали его пополам. У вас не получится два диска, а останется один, причем сломанный. Поэтому если нервные клетки в какой-то части мозга делятся, то это очень особые зоны и очень особые функции, например, обоняние.

Электричество и мозг

Если потенциал действия возник хотя бы в одной точке мембраны, он дальше разбегается по всей поверхности нервной клетки и достигает окончания аксона, запуская выделение вещества медиатора. Это вещество повлияет на следующие клетки, органы или мышцы. Такое распространение идет достаточно медленно, его скорость составляет 1-10 метров в секунду, максимум – 100-120.

Синапсы и медиаторы

Если происходит возбуждение, мы наблюдаем вход в клетку-мишень ионов натрия, после чего возможно возникновение потенциала действия. Это значит, что какая-то порция информации благополучно миновала синаптическую щель. Передвигаясь вперед, она, возможно, запустит реакцию или попадет в память нейросети. Если наблюдается торможение, в клетку-мишень, как правило, входит хлор или выходит калий, в результате чего клетка-мишень на время становится менее возбудимой.


Строение синапса

Очень важно то, что на каждом нейроне сходятся сотни и тысячи синапсов, сотни и тысячи аксонов, и сигналы от соседних аксонов суммируются. В итоге нейрон оказывается достаточно сложным вычислительным устройством, которое работает одновременно с сотнями и тысячами информационных каналов. А элементарной структурно-функциональной единицей мозга оказывается все-таки синапс. И вычислительные ресурсы нейросети зависят не от количества нейронов, а от того, насколько много синапсов находится в единице объема нервной ткани, допустим, в одном кубическом миллиметре.

Химия психики

Список медиаторов, то есть веществ, посредством которых нервные клетки влияют на другие клетки, весьма обширен. Но в нем есть и главные действующие лица, и второстепенные. Основные медиаторы нашей центральной нервной системы: глутамат и ГАМК. Первый является ключевым возбуждающим медиатором нашего мозга. А ГАМК – ключевой тормозный медиатор, он контролирует информационные потоки, не допускает лишние сигналы. Большинство задач, которые решаются нашим мозгом, требуют постоянного, тонкого баланса между глутаматом и ГАМК. Если этот баланс нарушается, появляются разнообразные проблемы, начиная от СДВГ и бессонницы и заканчивая эпилепсией.

Второстепенные медиаторы нужны для функционирования нашей психоэмоциональной сферы. К примеру, дофамин. С этой молекулой связана масса положительных эмоций. Нарушение функций дофамина приводит к таким патологиям, как паркинсонизм и шизофрения. Препараты, схожие с дофамином, работают как наркотики-психостимуляторы.

Еще один медиатор – серотонин. От него зависит целый ряд тормозных функций. Он контролирует центры негативных эмоций и уровень шума в мозговой коре. Благодаря серотонину мышление человека становится более чутким. С данным медиатором связаны препараты, которые мы относим к антидепрессантам. А еще на функции серотонина воздействуют наркотики, способные вызывать галлюцинации.

Эндорфины – ключевые медиаторы, связанные с контролем боли и опять-таки с центрами положительных эмоций. Поэтому на их основе созданы важнейшие группы анальгетиков, а также такие известные наркотические препараты, как морфин и героин, которые влияют на эндорфиновые синапсы.

Список медиаторов можно продолжить: аденозин, глицин, ацетилхолин, норадреналин… Любой из них крайне важен для функционирования мозга и внутренних органов. На их основе созданы важнейшие группы лекарств.

Иерархия отделов мозга

На макроуровне мозг представляет собой сложную иерархию структур. Проще всего устроен спинной мозг. Там мы можем достаточно четко выделить участки, отвечающие за сенсорику; двигательные зоны; вегетативные зоны, которые управляют внутренними органами; интегративные зоны.

В головном мозге сложность структур резко увеличивается, хотя самые нижние зоны – луковица и мост – реализуют довольно простые задачи: дыхание, управление сердечнососудистой системой и так далее.

Надо отметить, что головной мозг эволюционирует вперед и в сторону (как говорят анатомы, рострально и латерально). В нем выделяют структуры, классифицирующиеся по времени возникновения. Древние структуры есть уже у рыб, наших далеких предков. Старые структуры появляются в момент выхода позвоночных на сушу, они часто связаны с деятельностью конечностей. Новые структуры характерны для млекопитающих, а многие из них – лишь для обезьян и человека.

В среднем мозге помещаются древние центры: зрения, слуха, сна, двигательные. Большие полушария — самая крупная часть нашего головного мозга. В них располагаются высшие участки и центры, отвечающие за сенсорику, движение, мышление и так далее.

Промежуточный мозг состоит из верхней зоны (таламуса) и нижней (гипоталамуса). Первый является фильтром, через который проходит практически вся информация, поднимающаяся в наши высшие центры. Второй же преимущественно отвечает за эндокринную и вегетативную регуляцию.


Строение головного мозга

Мозжечок – это центр нашей двигательной памяти, в нем также выделяют новые, старые и древние зоны. Древние отвечают за оптимизацию рефлекторных программ, старые в первую очередь призваны обеспечивать перемещение человека в пространстве (шаг, бег), а новые ответственны за тонкие движения пальцев (например, при игре на музыкальных инструментах, письме, печатании на клавиатуре).

Мозг и потребности

Ключевая задача мозга — руководить поведением, которое в большинстве случаев нацелено на удовлетворение определенной нужды. Есть ряд базовых потребностей, с рождения встроенных в мозг и являющихся основой нашего поведения.

Читайте также:  Гипоплазия мозолистого тела головного мозга последствия

В перечень потребностей прежде всего входят витальные программы, ответственные за выживание человека: питание, защищенность, гомеостаз и так далее. Велика роль социальных программ, отвечающих за жизнь внутри сообщества. И есть особые программы, заставляющие стремиться к свободе, новизне, подражанию.

Центр каждой биологической потребности можно обнаружить в той или иной зоне мозга и проанализировать, на какие факторы реагирует этот центр. Как правило, значимы, во-первых, внешние сигналы, скажем, какие-то болевые стимулы. Во-вторых, внутренние сигналы, допустим, химический состав крови. Огромное значение для некоторых видов поведения имеет гормональный фон.

Каждый конкретный поведенческий акт может приводить либо к удовлетворению потребности, либо к тому, что она не удовлетворяется. Если нужду удается удовлетворить, в мозге генерируются позитивные чувства. Они заставляют мозг запоминать успешные алгоритмы поведения. При фрустрации же возникают негативные чувства. На их основе происходит забывание, снижение рейтинга тех программ, которые окончились неудачей.

Обучение и запоминание

Ключевой структурой, отвечающей за кратковременную память, является гиппокамп – зона, которая расположена у нас в глубине височных долей. Там находятся особые рецепторы (NMDAR), способные почти мгновенно менять свою активность при получении сильного сигнала. Если возникает большое количество потенциалов действия, эти рецепторы переходят в активное состояние, в результате чего синапсы, где они локализуются, начинают проводить информационные потоки. Это активное состояние сохраняется в течение нескольких часов.

Для возникновения долговременной памяти, как правило, нужно, чтобы в нейронах были синтезированы новые рецепторы, которые встроились бы в мембрану, воспринимающую действие медиатора. Почти всегда данным медиатором является глутамат. Формирование долговременной памяти, как правило, происходит на фоне эмоций, которые генерируются в центре потребностей.

Таким образом, независимо от того, какую конкретно информацию мы запоминаем, в разных частях нашей коры головного мозга происходит одно и то же событие: повышается эффективность синапсов, проводящих сигналы от глутаминовой кислоты. Этот механизм является универсальным способом вписать в нейросеть новую информацию и создать новые каналы для ее проведения.

Мозг и мышление

Высшие функции больших полушарий связаны с ассоциативной корой. Ассоциативность здесь подразумевает то, что она объединяет многие информационные потоки. И на боковой поверхности полушарий мы видим прежде всего ассоциативную теменную кору и ассоциативную лобную кору. Первая занимает в основном заднюю часть теменной доли, располагается она между двумя главными сенсорными центрами. В итоге здесь собирается зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая информация и прочие информационные потоки. Формируется целостная сенсорная картина внешнего мира.

Лобная кора – это главный центр управления поведением. Здесь принимаются решения о запуске тех или иных программ. И первое, что она делает, — это оценивает выраженность различных потребностей. Этот участок мозга выбирает доминирующую нужду, а дальше он должен запустить программу, которая позволила бы эту нужду удовлетворить. При этом лобная кора учитывает сигналы от ассоциативной теменной коры, а также от центров памяти: от гиппокампа, от тех нейросетей, которые модифицировались в ходе долговременного обучения. Она запускает программу и мониторит ее реализацию. Такой мониторинг особенно важен в том случае, если программа длительная, если нужно за каждым этапом смотреть, удалось или не удалось достичь некой текущей цели.

Повреждение этого участка приводит к тому, что такие функции человеческого мозга, как воля и инициатива, очень сильно страдают. Кроме того, свойства ассоциативной лобной коры определяют такие особенности нашего темперамента, как импульсивность и настойчивость.

Опасности и ловушки

За последние 20-30 лет человечество узнало о работе мозга очень-очень много. Эта информация чрезвычайно важна и полезна, если мы хотим как-то корректировать работу нервной системы, улучшать ее, помогать в случае тех или иных патологий. Сейчас мы гораздо яснее видим различные ловушки и проблемы. Например, проблему использования психотропных препаратов. Мы очень четко понимаем, что любой серьезный психотропный препарат (нейролептик, антидепрессант, снотворный препарат) фатально влияет на работу синапсов и состояние нейросетей и вызывает привыкание и зависимость.

В еще большей степени это относится к наркотическим препаратам, которые порой не просто меняют состояние нейросетей на очень длительный срок, но и разрушают эти нейросети и приводят к гибели нервных клеток, например, в центрах положительных эмоций.

Особая группа проблем связана с тем, что мозг человека, судя по всему, слишком быстро эволюционировал. В результате некоторые высшие функции мозга оказались не совсем адекватно инсталлированы, в связи с чем каждый сотый человек является шизофреником, а каждый двухсотый страдает эпилепсией. Список таких проблем можно продолжать. Чтобы корректировать такие патологические состояния организма ученым и медикам придется еще очень много потрудиться.

Наконец, проблема нейродегенерации. Нервные клетки порой накапливают в своей цитоплазме дефектные белки, которые нарушают их работу и приводят к гибели. К сожалению, все усилия нейрофизиологии и других нейронаук пока что не привели к радикальному успеху в этой области. Такие заболевания, как паркинсонизм и болезнь Альцгеймера, мы пока толком лечить не умеем, и это, безусловно, задача 21 века.



Интеллект – это способность адаптации средств к цели.
А. Бине

Как же работает наш мозг не с точки зрения физиологии, а психологии мыслительных процессов? Достаточно много написано про то, за что отвечает правое и левое полушарие мозга, много советов и рекомендаций для стимулирования мышления, вроде таких: “Каждый раз добирайтесь до работы разными маршрутами”, “Смените рабочую руку: если вы правша – используйте левую руку, и наоборот ”, “Решайте кроссворды, играйте в логические игры, шахматы, например ” и т.д. Правда, зачем все это делать не объясняется, кажется понятным как само собой разумеющееся. Зная, как человек думает, появляется возможность понять, какие существуют ресурсы стимулирования мышления на каждом этапе работы мозга.

С чего начинается мыслительная деятельность? Чтобы думать, у нас должно быть “о чем думать”, т.е. информация. Мышление – это, по сути, оперирование имеющейся информацией. Как поступает к нам эта информация?

1. Первоначально человек воспринимает все то, что он знает на уровне органов чувств – т.е. вся информация на этом этапе является сенсорной, это то, что мы видим, слышим, ощущаем.

Эта информация поступает в память, которую можно смело считать “совокупностью информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением”.

Чем выше концентрация внимания на сенсорных ощущениях, тем больше информации поступает в память. Как правило, внимательность возрастает, когда нам что-то интересно – например, все новое. Именно поэтому рекомендуют ходить на работу, в магазин новой, незнакомой дорогой. В противном случае велик риск жить на автомате, когда мозг уходит в спячку или работает только на свои 5%.

Сенсорный тип информации сохраняется в памяти очень непродолжительное время, потому что такой информации поступает очень много, и мозгу как-то надо отделять более приоритетную от менее важной. Для того чтобы сенсорная информация перешла в долговременную память необходимо:

Понятия суть сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Ф. Энгельс

Читайте также:  Чем женский мозг отличается от мужского

Именно поэтому для запоминания услышанного номера телефона или имени нового знакомого, необходимо аудиальную и визуальную информацию представить образно – как-то связать с внешностью человека, обстоятельствами встречи и т.д..

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

Как только сформировались понятия, их можно начать делить на средства и цели – очень существенный момент в улучшении мыслительной деятельности. Причем в зависимости от ситуации разные понятия могут быть либо средствами, либо целью.

3. Далее понятию, образу придается личностный смысл : для любителя кошек – это источник положительных эмоций, для человека, у которого аллергия на них – скорее наоборот.

4. Имея в запасе определенные понятия и наделяя их личностным смыслом, человек начинает строить логические мыслительные операции.

Логическим или абстрактным мыслительным операциям, которые естественным образом происходят у взрослого человека в мозгу, предшествуют конкретные операции – это когда дети собирают–разбирают игрушки, и не только игрушки:), всячески манипулируют конкретными предметами.

Сначала нужно проделать эти операции на практике и только потом можно переходить к “теории”, иначе как мы убедимся, что так оно и есть.

С помощью мыслительных операций осуществляется проникновение вглубь проблемы-цели, изучаются свойства объектов (не обязательно находящихся перед глазами), составляющих эту проблему (не обязательно находящуюся перед глазами), и находится решение задачи (в первую очередь в уме и только затем реализуется на практике).

5. Суждение отражает связи между предметами и явления, утверждает что-либо или отрицает это.

Чем больше связей установлено между различными объектами, тем больше вероятность, что из множества имеющихся найдется правильное решение задачи. Именно поэтому во время мозгового штурма рекомендуют выдвигать пусть фантастические, невозможные способы решения проблемы, вроде “Прилетит вдруг волшебник В голубом вертолете, И бесплатно покажет кино”.

5.1 Суждения не обязательно содержат сравнения, хотя такое случается довольно часто. Если кто-то говорит: «Я эгоист», — вы можете спросить: «Кто это сказал?» Если он ответит: «Я» или какая-то авторитетная личность, то вы можете выразить сомнение: «Пользуясь какой меркой, вы (он) решил(и), что вы эгоист?»

5.2 Суждения включают в себя анализ, который означает расчленение (разбивание) объекта на составляющие его части или свойства.

А также синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных свойств или понятий в целое или комплект. Синтез неотделим от анализа и они, как правило, осуществляются одновременно.

6. На основе нескольких суждений делается определенный вывод – умозаключение. Пример умозаключения: Человек, просыпаясь утром, видит на улице лужи и приходит к выводу, что ночью был сильный дождь.

Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

6.1 Индуктивное умозаключение — это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах человек делает общий вывод. Например, учитель, просматривая годовые оценки знаний каждого ученика, не увидел ни одной двойки. Из этих фактов (частных случаев) он делает общий вывод: весь класс успевает.

6.2 Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. Например: в классе 9б все ученики успевают. Сидоров учится во 9б классе, следовательно, он — успевающий ученик. Дедукция позволяет людям предвидеть ход событий, обнаруживать новые факты, опираясь на раскрытую закономерность.

Подводные камни обобщения: существует опасность не увидеть отдельных деревьев в лесу, если разные части опыта без разбора смешиваются в кучу под одним названием. Например, судить о всех представителях какой-то национальности, опираясь на качества единичных лиц. Чрезмерно «увлекшись» обобщением, человек будет видеть и слышать лишь то, что ожидает увидеть и услышать.

6.3 Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Вывод о том, что на Марсе есть жизнь, сделан по аналогии Марса с Землей: Марс, как и Земля,— планета, окружен атмосферой, имеет несколько времен года и времени суток и т. д. На основе умозаключений по аналогии создаются гипотезы.

С точки зрения формальной логики структура умозаключения выглядит примерно так:

  • Все жидкости – упруги.
  • Ртуть – жидкость.
  • Ртуть – упруга. (вывод)

Но( !) умозаключение умозаключению рознь:

  • Все гусеницы едят салат.
  • Я ем салат.
  • Я – гусеница:)

Таким образом, приспособление средств к цели, адаптация человека к окружающей среде осуществляется двумя способами:

1) Ассимиляция , при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующей структуре информации.
2) Аккомодация (термин Ж.Пиаже), при которой, напротив, прежние знания трансформируются, переделываются с целью их приспособления к новой ситуации.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

  1. Мотивация (желание решить задачу).
  2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «к чему требуется прийти», какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).
  3. Поиск решения: с помощью известных алгоритмов, на основе комбинации звеньев из различных алгоритмов, эмпирического метода проб и ошибок, с помощью логических мыслительных операций (см. выше) и пр.
  4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
  5. Реализация решения на практике.
  6. Проверка найденного решения.
  7. Коррекция (в случае необходимости возврат к пункту № 2).

Резюмируя, ресурсы для улучшения работы мозга, учитывая этапы мыслительного процесса, будут:

  • Внимательность при усвоении сенсорной информации.
  • Грамотное формирование понятий с учетом их свойств, построение классификаций (хотя бы в уме; пример классификации см. выше).
  • Понимание причины возникновения личностного смысла того или иного понятия.
  • Расширение связей между понятиями, пусть на первый взгляд даже не связанными.
  • Критичное отношение к суждениям.
  • Проверка правильности умозаключений-выводов.
  • Пошаговое решение проблемы, в случае необходимости (см. структура мыслительных процессов)

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного — например, “эврика” Архимеда и таблица Менделеева относятся к результатам второго типа мышления.

Два следующих теста в картинках позволят лучше понять, как вы собираете информацию из окружающего мира и каким образом оперируете ею.

Тест №1. Практик и Логик.

Перед вами цепочка овалов. На основе этой детали вам надо воссоздать всю картину, из одного фрагмента сотво­рить целое. Что вы нарисуете и чем дополните данный рисунок, зависит только от вас.

Тест №2 Сенсорик и Интуитивист.

Инструкция. Перед вами произвольный набор фигур, некая композиция. Используя одну, две или больше фигур (столько, сколько вам потребуется для выполнения задачи), нарисуйте человека.

Как работает мозг человека и как улучшить его работу.

Мозг — это просто скопление нейронов и других клеток, собранных в одном месте, для того, чтобы упростить его работу. Мозг может представлять собой горстку клеток, как у некоторых беспозвоночных, или миллиарды клеток, как у человека.

Какую функцию выполняет мозг?

Он позволяет животным адаптировать свое поведение к изменениям окружающей среды, причем гораздо быстрее, чем эволюция. Он помогает собирать информацию, сам служит информацией и сохраняет результаты для использования в будущем, другими словами, в сенсорной системе, моторной системе и памяти.

Читайте также:  Кости мозгового черепа лицевого черепа

Что особенного в человеческом мозге, в отличие от мозга других приматов?

Человеческий мозг, особенно полушария головного мозга, развиты больше и лучше, чем у других приматов. Лобные и префронтальные доли больших полушарий мозга связаны со сложным типом мышления и взаимодействия, таким как планирование, принятие решений, ложь, и принятие моральных решений. Но даже с учетом размера тела, эти различия довольно малы у людей.

Разница между человеческим мозгом и мозгом шимпанзе и гориллы в основном состоит в том, как связаны между собой нейроны. У людей есть несколько уникальных генов, которые контролируют передвижение нервных клеток по мере того, как мозг развивается, и разные формы экспрессии генов в мозге. Таким образом, сам «аппарат» выглядит также, но работает он по-разному.

Что касается неприматов, у других млекопитающих мозг меньше, с менее развитыми лобными долями. Вниз по эволюционному дереву, животные теряют кору головного мозга, и у рептилий мозг напоминает наш столб головного мозга. У простых животных, мозг больше похож на некоторое расширение в верхней части нервного ствола или вокруг области рта.

Как человеческий мозг думает и решает задачи?

Вся активность мозга происходит в виде электрохимических разрядов. Сигналы формируются в нейронах, которые проходят через аксоны, похожие на ветки, и при выработке химических веществ — нейромедиаторов они переходят от одного нейрона к другому через синапсы.

Форма, размер и число этих сигналов, то с чем они взаимодействуют и область мозга, где это происходит, определяют то, чего они достигают. Эта система напоминает компьютер, только намного более мощный.

Многие люди определяют мысль, как активная сознательная активность мозга, другими словами, мозг сигнализирует о том, что мы сознаем. Никто не знает почему некоторые сигналы мозга, такие как контроль над мышцами или биение сердца являются абсолютно бессознательными.

Решение задач происходит двумя путями. Это может быть тип мысли или расчета – выискивание информации из памяти, фильтрация новой информации, сочетание ее и тщательная оценка альтернатив. Либо это может быть интуиция – решение принятое более примитивной, эмоциональной частью мозга.

Решение творческой задачи может стать длительным процессом обдумывания фактов мысленно и в нашем подсознании, при этом ответ может появиться внезапно.

Как в мозге хранятся воспоминания?

Существует несколько типов памяти: на факты, умения и события, и несколько областей мозга отвечают за эти функции.

На нейронном уровне, память – это любое изменение, которое увеличивает шансы сигналов пройти определенный путь или увеличение размера или силы этого сигнала. Вначале изменение может быть простым увеличением в количестве высвобождаемых химических веществ. Постепенно, связи накапливаются с большим числом синапсов. В конце концов, формируется больше ответвлений.

Для более постоянных изменений, гены становятся активными и производят строительный материал для формирования структурных изменений. Но воспоминания никогда не хранятся в неизменной форме — они постоянно меняются и повторно формируются.

Является ли язык «жестко встроенным» в мозг?

Некоторые люди считают, что это так, тогда как другие с этим не согласны. Лингвист Ноам Чомски (Noam Chomsky) известен тем, что был защитником «жесткой встроенности» языка, утверждая что все дети рождаются с основами языка и правил грамматики.

Другие исследователи говорят о том, что язык и его правила приобретаются через опыт — процесс, называемый статистическое обучение. Они считают, что мозг рождается «чистым» и учится через пример.

Есть и такие, кто считает, что правда где-то посередине. При такой точке зрения, мы все рождаемся со встроенной способностью подхватывать язык и извлекать правила из примера, но слова, концепции, синтаксис и грамматику мы изучаем.

Как алкоголь и наркотики влияют на мозг?

Эти вещества внедряются в мозг и мешают механизмам нормального сигнализирования. Зачастую наркотические вещества очень схожи с естественными веществами — нейромедиаторами. Марихуана содержит соединение, похожее на естественные каннабиоиды, морфин и героин имитируют наши естественные болеутоляющие опиоиды, амфетамин и кокаин пытаются поправить сигнализирование допамина и серотонина.

Они могут либо имитировать, либо блокировать или продлевать обычные сигналы, потому ведут к разным ощущениям и поведению. Все наркотики, в той или иной степени, влияют на допамин и системы опиоидов, которые способствуют некоторому чувству удовольствия и вознаграждения. Это означает, что система вознаграждения может быть повреждена зависимостью от потребления наркотиков в течение длительного периода или у людей с определенной генетической предрасположенностью.

Правда ли, что мы используем лишь малую часть всего объема мозга?

В любой момент времени это действительно так. Одни утверждают, что мы используем 10 процентов, другие 1 процент мозга. Но каждая часть мозга выполняет функцию, и мы, в конце концов, используем весь мозг в разные моменты.

К тому же, использование большего объема мозга не обязательно сделает нас умнее. На самом деле, это было бы настоящей катастрофой, став своего рода массовым эпилептическим припадком.

Конечно, не существует простой связи между тем, насколько активным является мозг, и тем, насколько умными мы являемся. Когда люди занимаются творческим делом, их мозговые волны на самом деле спокойнее чем, при менее творческой задаче. И чем лучше мы чем-то владеем, тем меньше нужно активности мозга.

Сны – это тип активности мозга, которая происходит тогда, когда мы спим. Наиболее реалистичные сновидения происходят во время фазы сна, называемой фазой быстрого сна. Во время сна активизируются эмоциональные, визуальные и другие сенсорные области мозга и многие считают, что это время, когда мозг упорядочивает, сортирует и собирает информацию.

Можно ли создать искусственный человеческий мозг?

Пока это невозможно. Было несколько успешных попыток при смешивании электроники с настоящими клетками. В ходе некоторых экспериментов смогли получить сигналы, которые выходили и входили в искусственный мозг и даже привели к обучению.

Устройства, похожие на кардиостимуляторы, могут заменить некоторые простые функции или контролировать эпилепсию, а простетические сенсорные системы могут отдавать некоторые ощущения. Но фундаментальная сложность мозга настолько велика, что ни одна электронная система не смогла даже близко приблизиться к нему.

Что такое сознание?

Это самая большая тайна в изучении мозга человека. Сознание является противоположностью подсознания. Это состояние бодрствования и осведомленности, но кроме того это включает в себя и ощущение собственного «я», олицетворения, восприятие личной истории – «поток сознания».

Многие философы спорили над тем, почему люди так ясно ощущают себя. В последнее время ученые пытаются определить области мозга, которые относятся к сознанию. Однако даже если они найдут эти области или тип активности мозга, который отличается в сознательном и бессознательном состоянии, вопрос, почему импульсы химических веществ и электрические сигналы могут как-то ощущаться, остается открытым.

Читайте также:
Adblock
detector