Как развивать лобные доли головного мозга

Ученые всего мира уже давно доказали, что внимание участвует во всех психических процессах. Это своего рода программа, организующая мыслительные процессы, при необходимости усиливая или уменьшая их. Определенные состояния внимания могут повысить или понизить интеллект, улучшить или ухудшить память, расширить или ограничить поле нашего зрения и т. п.

Скорость мыслительных процессов и, в конечном счете, их результативность напрямую зависят от параметров внимания!

Разработанный учеными интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте дает возможность любому человеку взять процесс внимания под свой контроль. С этой методикой каждый из нас может научиться в нужное нам время и в нужной ситуации приводить свой интеллект в суперрабочее состояние и мгновенно получать желаемый результат!

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте – уникальная методика развития внимания!

Для успеха в любом деле нужно уметь естественным образом призвать на помощь свое внимание, чтобы оно во много раз усилило возможности нашего интеллекта и привело нас к победе. Как же это сделать?

Существует множество методик, которые тренируют внимание, развивают разные его свойства (объем, концентрацию, распределение и т. д.). Нельзя сказать, что они неэффективны, многие из них позволяют тренировать различные свойства внимания, что, безусловно, пригодится в жизни.

Когда мы говорим об эффективности внимания, то имеем в виду его интенсивность и концентрацию, объем, а также скорость переключения и устойчивость. Все эти характеристики существуют в неразрывной связи друг с другом, поэтому, усиливая одну из них, мы воздействуем и на весь процесс внимания в целом.

Обычно внимание описывают при помощи следующих характеристик.

Интенсивность внимания – способность человека на протяжении длительного времени произвольно сохранять внимание на том или ином объекте.

Объем внимания – количество объектов, которые человек одновременно может охватить с достаточной ясностью.

Концентрация внимания (сосредоточенность) – сознательное выделение определенного объекта и направление на него внимания.

Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Устойчивость внимания – продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте.

Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Занятия на интеллектуальном тренажере с таблицами Шульте способствуют овладению навыками быстрого подключения внимания.

В результате вы сможете:

• в любой момент за считанные секунды многократно усиливать интеллектуальный потенциал, привлекая скрытые резервы мозга;

• активировать память и извлекать из нее всю необходимую информацию;

• быстро выбирать из миллиона возможных единственно правильное решение, приносящее успех!

Сами таблицы представляют собой матрицы, состоящие из 25 клеток (5 по вертикали и 5 по горизонтали). В каждую клеточку в произвольном порядке вписана цифра от 1 до 25. Перед тренирующимся ставится задача – как можно быстрее найти цифры либо в прямой последовательности от 1 до 25, либо в обратной – от 25 до 1.

Данную методику применяют практические психологи в своих исследованиях.

Во-первых, при работе с таблицами Шульте развивается объемное (параллельное, а не последовательное) внимание, когда символы, находящиеся в поле зрения, воспринимаются одновременно, а пересчитываются последовательно. Этим открытием стали широко пользоваться при обучении скорочтению и расширению поля зрения.

Во-вторых, было отмечено, что состояние человека, работающего с таблицами Шульте, сходно с медитативным. А в таком состоянии максимально раскрывается весь наш внутренний потенциал, в том числе интеллект и память.

Механизм действия интеллектуального тренажера на основе таблиц Шульте на мозг можно сравнить с нанотехнологиями. Вы влияете на тончайшие процессы, протекающие в вашем головном мозге, включая в работу те резервы, которые большинство людей не используют в повседневной жизни.

По данным самых последних научных исследований, для того чтобы использовать наш мозг на все сто процентов для решения задачи и добиваться максимального успеха в решении любого вопроса, необходимо:

1. Усилить кровоток в определенных зонах мозга (лобных долях). Это обеспечит максимальную работоспособность всех интеллектуальных процессов, которые протекают в коре головного мозга во время процесса принятия решений.

3. Правильно сосредоточиться на решаемой задаче. Одна задача требует концентрации, чтобы в буквальном смысле слова ничего не видеть и не слышать, кроме нее; другая – переключения внимания; третья – одновременного обращения к нескольким информационным полям. Иными словами, каждая задача требует активизации определенной стороны внимания, чтобы оптимально подключить нужные интеллектуальные ресурсы для ее решения.

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте направлен именно на активизацию лобных долей коры головного мозга. Этот отдел полушарий мозга в процессе эволюции сформировался довольно поздно: у хищников он был едва намечен, у приматов был уже достаточно развит. У современного человека лобные доли занимают около 25 % общей площади больших полушарий мозга.

Нейрофизиологи утверждают, что сейчас эта часть нашего мозга находится на вершине своего развития. Хотя еще в начале XX столетия исследователи считали эти зоны бездействующими, так как их функции были не установлены, деятельность этой части мозга не удавалось связать с какими-либо внешними проявлениями.

Другими словами, эта часть головного мозга отвечает за то, насколько хорошо мы оказываемся способны организовывать свои мысли и действия в соответствии с поставленными целями. Полноценное функционирование лобных долей дает каждому из нас возможность сопоставлять свои действия с нашими намерениями, выявлять несоответствия и исправлять ошибки.

Врачи, которые занимаются реабилитацией пациентов с повреждением мозга, отмечают, что нарушение деятельности этих зон коры подчиняет действия человека случайным импульсам или стереотипам. Эти случаи сопровождаются заметными изменениями личности пациентов, неизбежным снижением их умственных способностей. Особенно тяжело сказываются такие травмы на людях творческих профессий – создавать что-либо новое они уже не способны.

Читайте также:  После смерти человека сколько живет мозг

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

В 1848 году двадцатипятилетний Финеас Гейдж, железнодорожный рабочий, прокладывал полотно железной дороги в Вермонте. В среду 13 сентября он вместе с другими рабочими взрывал скалистый участок, для того чтобы подготовить ровную поверхность для прокладки рельсов. В обязанности Гейджа входило пробить дыры в скале, наполнить их порохом, засыпать все это песком, а затем утрамбовать песок и порох с помощью трамбовочного стержня. После этого следовало поджечь фитиль и взорвать скалу.

В тот день в половине пятого Финеас Гейдж пробил дыру в скале и заполнил ее порохом, но забыл засыпать песок. Когда он начал утрамбовывать порох стрежнем, возникшие при этом искры подожгли его, что вызвало взрыв. Трамбовочный стержень вырвался из руки Гейджа, пронзил левую скулу, прошел через мозг под левой глазницей, пробил верхнюю часть черепа и вылетел наружу.

Состояние Гейджа говорило о том, что передняя часть мозга отвечает скорее не за то, как мы живем и дышим, а за то, как мы действуем. Пройдет еще около сотни лет, прежде чем ученые поймут, почему это происходит.

После несчастного случая с Гейджем ученые начали срочно составлять карту головного мозга. Проводить исследования на людях было опасно, поэтому, как в случае с Гейджем, медикам приходилось полагаться на те травмы и болезни, которые встречались в их практике. Ситуация кардинально изменилась после разработки в 70-х годах ХХ века технологии магнитно-резонансной томографии (МРТ), а затем и функциональной магнитнорезонансной томографии (МФРТ), которая дала возможность врачам изучать работу мозга в живом организме. Целый ряд новых технологий позволяет измерять активность мозга у детей и взрослых, благодаря чему ученые могут лучше понять, как он работает.

Поскольку лобная доля головного мозга обрабатывает также информацию о вероятности и времени, именно она отвечает за то, как мы справляемся с неопределенностью. Она позволяет нам думать не только о настоящем, но и о будущем. Именно здесь мы успокаиваем свои эмоции на достаточно долгий период, чтобы предвидеть вероятные последствия наших поступков и составить соответствующий план действий на завтра, даже если результат не установлен, а будущее неизвестно. Лобная доля головного мозга — это участок мозга, в котором протекает процесс опережающего мышлени я.

Возьмем в качестве примера пациентов ХХ и XXI столетия, получивших травмы лобной доли (о некоторых из них написано очень много). Эти люди отличаются тем, что, хотя их умственные способности не изменились и они по-прежнему могут решать конкретные задачи, у них возникают трудности с принятием решений в личной и общественной жизни. В отношении друзей, партнеров и поступков они делают выбор, противоречащий их собственным интересам. Таким людям трудно увидеть абстрактную цель с точки зрения конкретных шагов, необходимых для ее достижения. У них возникают проблемы с планированием своей жизни на дни и годы вперед.

Современные технологии и пациенты с травмами головного мозга позволили разгадать тайну Финеаса Гейджа. В середине XIX века невозможно было представить, что кто-то может получить травму мозга, остаться в живых, рассказать об этом и еще что-то умудряться делать. Теперь мы понимаем, что Финеас Гейдж превратился из рассудительного в безрассудного человека, из целеустремленного в нерешительного потому, что трамбовочный стержень пронзил его лобную долю.

У молодых людей двадцати с лишним лет могло и не быть причин размышлять о Финеасе Гейдже или лобной доле, если бы не исследователи лаборатории нейровизуализации Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Благодаря сканограммам головного мозга мы знаем, что формирование лобной доли заканчивается в возрасте от двадцати до тридцати лет. В двадцать с лишним лет ищущий удовольствий эмоциональный мозг готов уйти на покой, тогда как лобная доля мозга, отвечающая за опережающее мышлени е, все еще находится в стадии формирования.

Все дело просто в разных наборах навыков.

Для того чтобы успешно справляться с учебой, нужно уметь решать задачи, у которых есть правильные ответы и четкие сроки решения. Однако для того чтобы быть взрослым человеком, способным мыслить с опережением, необходимо уметь думать и действовать даже (и особенно) в условиях неопределенности. Лобная доля не позволяет нам спокойно решать задачу о том, чем именно нам стоит заняться в жизни. Проблемы, с которыми сталкиваются взрослые люди (какую работу выбрать, где жить, с кем строить личные отношения или когда создавать семью), не имеют единственно правильного решения. Лобная доля — это тот участок мозга, который позволяет нам выйти за рамки бесполезных поисков черно-белых решений и научиться относиться терпимо к различным оттенкам серого — и действовать соответственно.

Тот факт, что формирование лобной доли завершается достаточно поздно, может стать поводом отложить действия на потом, подождать до тридцати с лишним лет и только затем начать жить взрослой жизнью. В одной из недавно опубликованных статей даже говорится о том, что мозг молодых людей в возрасте от двадцати до тридцати лет должен обслуживать соответствующие потребности. Однако вряд ли стоит тратить впустую третий десяток лет своей жизни.

Читайте также:  В чем содержится глюкоза для мозга

Упреждающее мышлени е не приходит с возрастом. Оно развивается в процессе практики и по мере накопления опыта. Именно поэтому некоторые юноши и девушки двадцати двух лет — это владеющие собой, ориентированные на будущее молодые люди, которые знают, чего хотят, и не боятся смотреть в лицо неизвестности, тогда как мозг некоторых людей тридцати четырех лет все еще функционирует по-другому. Для того чтобы понять причину подобных различий в развитии людей необходимо услышать конец истории Финеаса Гейджа.

Жизнь Финеаса Гейджа после травмы превратилась в сенсацию. В учебниках его чаще всего изображают как неудачника или чудака, сбежавшего из дома и присоединившегося к цирковой группе, который так и не вернулся даже к подобию нормальной жизни. Гейдж действительно какое-то время демонстрировал металлический трамбовочный стержень (и самого себя) в Американском музее Барнума. Но гораздо важнее другой, не столь известный факт: до смерти, наступившей после ряда эпилептических припадков, Гейдж много лет работал кучером почтовой кареты в Нью-Гэмпшире и Чили. Выполняя эту работу, он каждый день вставал рано утром и подготавливал своих лошадей и карету к отправлению ровно в четыре утра. По несколько часов подряд он возил пассажиров по ухабистым дорогам. Все это противоречит представлениям о том, что Гейдж прожил остаток жизни как импульсивный бездельник.

Таким образом, благодаря Финеасу Гейджу медики получили не только самые ранние данные о функциональных участках головного мозга, но и первые доказательства его пластичности. Социальная реабилитация Гейджа, а также последующие многочисленные исследования головного мозга говорят о том, что мозг меняется под влиянием внешней среды. Этот процесс протекает особенно активно в возрасте от двадцати до тридцати лет, когда завершается второй (и последний) этап формирования головного мозга.

К двадцати годам мозг человека достигает нужного размера, но в нем еще проходит процесс формирования нейрон ных связей. Обмен информацией в головном мозге происходит на уровне нейрон ов. Мозг состоит из сотни миллиардов нейрон ов, каждый из которых способен сформировать тысячи связей с другими нейрон ами. Скорость и эффективность мышлени я — главный, полученный ценой титанических усилий результат двух важнейших периодов развития головного мозга.

На протяжении первых полутора лет жизни человека происходит первый этап развития мозга, когда в нем появляется гораздо больше нейрон ов, чем он может использовать. Мозг младенца активно готовится к освоению всего того, что преподнесет ему жизнь, в частности к обретению способности разговаривать на любом языке, который младенец слышит. Постепенно человек превращается из годовалого младенца, понимающего меньше сотни слов, в шестилетнего ребенка, который знает их уже больше десяти тысяч.

Однако в ходе быстрого синтеза чрезмерно большого количества нейрон ов формируется очень плотная нейрон ная сеть, что снижает эффективность когнитивных процессов и адаптивн ость мозга. Именно поэтому маленькие дети, только начинающие ходить, изо всех сил стараются связать несколько слов в предложение, но забывают надевать носки перед тем, как обуться. Потенциал и путаница правят бал. Для того чтобы повысить эффективность нейрон ных сетей, после первого этапа активного развития мозга происходит так называемый синаптический прунинг, или удаление избыточных нейрон ных связей. На протяжении нескольких лет мозг человека сохраняет активные нейрон ные связи и удаляет те, которые не используются.

Довольно долго считалось, что прунинг носит линейный характер и происходит на протяжении всей жизни человека, по мере того как мозг совершенствует свою нейрон ную сеть. Однако в 90-х годах ХХ столетия исследователи Национального института психи ческого здоровья обнаружили, что этот процесс повторяется только в течение второго критического периода развития мозга, который начинается в юности и заканчивается в возрасте от двадцати до тридцати лет. В это время снова появляются тысячи связей, многократно увеличивая нашу способность к изучению всего нового. Однако процесс познания при этом не сводится только к языкам, носкам и обуви.

Большинство нейрон ных связей, появляющихся в юности, возникает в лобной доле. Мозг снова активно готовится, но в этот раз — к неопределенности взрослой жизни. Раннее детство может быть самым лучшим периодом для освоения языка, но специалисты по теор ии эволюции утверждают, что второй критический период помогает нам справиться со сложными задачами взрослой жизни: как найти свою профессиональную нишу; как выбрать партнера и научиться с ним жить; как быть отцом или матерью; в чем и когда брать на себя ответственность. Этот последний период развития мозга быстро связывает нас со взрослой жизнью.

Подобно тому как маленькие дети учатся разговаривать на английском, французском, каталонском или китайском языке (в зависимости от того, в какой среде растет ребенок), между двадцатью и тридцатью годами мы особенно чувствительны к тому, что находится в пределах слышимости. Работа, которую мы выполняем в двадцать с лишним лет, учит нас управлять эмоциями и преодолевать те сложности социального взаимодействия, из которых и состоит взрослая жизнь. Работа и учеба позволяют молодым людям освоить сложные технические навыки, которые требуются в наше время во многих сферах деятельности. Связи, формирующиеся в возрасте от двадцати до тридцати лет, готовят нас к вступлению в брак и другим отношениям. Планы, которые мы строим после двадцати, помогают нам мыслить на годы и десятилетия вперед. То, как в период от двадцати до тридцати лет мы справляемся с неудачами, учит нас тому, как вести себя с мужем (женой), начальником и детьми. Нам также известно, что более крупные социальные сети меняют наш мозг к лучшему, поскольку мы общаемся с бóльшим числом самых разных людей.

Читайте также:  Жидкость в головном мозге у ребенка

Но этого может и не произойти.

Молодые люди в возрасте от двадцати до тридцати лет, которые эффективно используют свой мозг, занимаясь работой и поддерживая настоящие отношения, осваивают язык взрослой жизни именно тогда, когда их мозг готов к этому. В следующих главах мы поговорим о том, как юноши и девушки этой возрастной категории учатся владеть собой на работе и в любви, что помогает им стать настоящими профессионалами в своей сфере деятельности и добиться успеха в личной жизни. Они учатся строить отношения с другими людьми и достигать поставленных целей, что делает их счастливыми и уверенными в себе. Они учатся мыслить с опережением, пока определяющие моменты их жизни не окажутся в прошлом. Молодые люди двадцати с лишним лет, неэффективно использующие свой мозг, становятся тридцатилетними взрослыми людьми, которые чувствуют себя несостоявшимися в профессиональном и личном плане. Такие люди просто упускают возможность достойно прожить оставшуюся часть жизни.

Это очень легко — позволить неопределенности взять над собой верх, затаиться где-то в городской толпе или в родительском доме и ждать, пока наш мозг созреет сам по себе и мы каким-то образом получим правильные ответы на все те вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Но наш мозг устроен совсем не так. И жизнь устроена не так. Кроме того, даже если бы наш разум мог подождать, любовь и работа ждать не могут. Возраст от двадцати до тридцати лет — действительно самый подходящий этап для активных действий. Именно от этого зависит наша способность мыслить с опережением в период неопределенности.

Небольшой экскурс в тайны мозга

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте направлен именно на активизацию лобных долей коры головного мозга. Этот отдел полушарий мозга в процессе эволюции сформировался довольно поздно: у хищников он был едва намечен, у приматов был уже достаточно развит. У современного человека лобные доли занимают около 25 % общей площади больших полушарий мозга.

Нейрофизиологи утверждают, что сейчас эта часть нашего мозга находится на вершине своего развития. Хотя еще в начале XX столетия исследователи считали эти зоны бездействующими, так как их функции были не установлены, деятельность этой части мозга не удавалось связать с какими-либо внешними проявлениями.

Другими словами, эта часть головного мозга отвечает за то, насколько хорошо мы оказываемся способны организовывать свои мысли и действия в соответствии с поставленными целями. Полноценное функционирование лобных долей дает каждому из нас возможность сопоставлять свои действия с нашими намерениями, выявлять несоответствия и исправлять ошибки.

Врачи, которые занимаются реабилитацией пациентов с повреждением мозга, отмечают, что нарушение деятельности этих зон коры подчиняет действия человека случайным импульсам или стереотипам. Эти случаи сопровождаются заметными изменениями личности пациентов, неизбежным снижением их умственных способностей. Особенно тяжело сказываются такие травмы на людях творческих профессий – создавать что-либо новое они уже не способны.

Естественно, для того чтобы эти зоны коры справлялись с задачами, стоящими перед ними, их нужно развивать и регулярно тренировать. Исследования подтвердили, что при решении интеллектуальных задач наблюдается заметная активизация этих участков.

Почему интеллектуальный тренажер Шульте?

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте отлично подходит для этой цели. Доказано, что работа с таблицами позволяет усилить кровоток в лобных долях коры головного мозга и раскрыть интеллектуальный потенциал.

В этом плане данный тренажер дает гораздо больший эффект по сравнению с другими интеллектуальными нагрузками, стимулирующими работу головного мозга. Почему так? В научно-исследовательских экспериментах с помощью специальных приборов ученые регистрировали интенсивность мозгового кровотока в разных областях коры головного мозга во время проработки людьми тех или иных интеллектуальных задач (арифметические задачи, кроссворды, таблицы Шульте и т. п.). Это позволило сделать два вывода.

1. Каждая новая задача, предъявляемая испытуемому, вызывала заметный прилив крови к лобным долям коры головного мозга. При повторном предъявлении той же самой задачи интенсивность кровотока существенно снижалась.

2. Интенсивность кровотока зависела не только от новизны, но и от характера предъявляемых задач. Наибольшая интенсивность была зарегистрирована при работе с таблицами Шульте.

Когда мы работаем с таблицами Шульте, мы ничего не припоминаем, ничего не складываем-вычитаем-умножаем, не обращаемся к ассоциациям, не сверяем информацию с уже имеющейся и т. д. и т. п. Иными словами, мы не прикладываем никаких дополнительных интеллектуальных усилий. Именно за счет этого создается возможность направить весь кровоток к центру интеллекта в лобных долях, что и раскрывает весь наш интеллектуальный потенциал.

То есть, если мы будем как можно чаще предлагать своему мозгу новые задачи для решения (в нашем случае – заниматься с различными таблицами Шульте), то таким образом будем стимулировать кровоток в лобных долях головного мозга, что позволит улучшать мозговую деятельность, увеличивать объем памяти и усиливать концентрацию внимания.

Ежедневные регулярные тренировки лобных долей головного мозга позволяют получить потрясающие результаты – заметное усиление концентрации внимания, развитую способность мгновенно считывать и удерживать в своей памяти огромное количество информации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также:
Adblock
detector