Как влияет на мозг чтение

От того, какие книги мы читаем, зависит наш уровень грамотности. Это исследование было подтверждено учеными и опубликовано в Journal of Business Administration. И именно выбор материалов для чтения оказывает большее влияние, нежели заучивание правил грамматики.

В исследовании приняли участие две группы студентов. Первые читали классику и научно-популярные книги. Вторые — веб-агрегаторы незамысловатого содержания и популярную беллетристику. Показатели по степени грамотности составления сложных предложений у первой группы были выше в несколько раз.

Что такое глубокое чтение, и как оно влияет на мозг?

Под этим термином скрывается чтение сложных текстов. Не поверхностное, а вдумчивое, когда человек погружается в текст и проживает его. В этом случае мозг начинает задействовать области, которые активизируются при обучении и получении нового опыта. В дополнение к созданию новых нейронных связей такой метод чтения позволяет развивать эмпатию. Мы проживаем проблему, примеряем ее на себя, соответственно — интуитивно начинаем понимать эмоции автора.

Если говорить подробнее, то такое чтение активизирует несколько отделов головного мозга, а именно:

Центр Брока. Эта часть мозга отвечает за создание речевых оборотов, связных предложений.

Область Вернике. Мозговой центр с подобным названием помогает воспринимать смысл прочитанного.

Наконец, активизируется угловая извилина, которая влияет на уровень восприятия и владения языком.

Как научиться глубокому чтению?

Совет первый — читайте больше стихов. Лучше будет, если вы отдадите предпочтение сложным, эмоционально насыщенным рифмам. В процессе чтения ставьте себя на место автора или главных героев, стремитесь почувствовать их чувства и угадать мысли. Это положительно повлияет на творческие навыки.

Совет второй — достаньте с полки классику. Нет ничего лучше глубокого чтения хорошей классической литературы. Это поможет развить речь, сделать ее ярче и богаче. К тому же, проживание переживаний главных героев развивает эмоциональный интеллект, который пригодится в работе и в повседневной жизни.

Читайте также:  Тета ритмы головного мозга

Перестройка мозга

Французский нейробиолог Станислас Деан шутит, что дети, которые участвуют в его исследованиях, чувствуют себя астронавтами, когда ложатся в аппарат МРТ, напоминающий капсулу космического корабля. Во время тестов Деан просит их читать и считать, чтобы проследить за работой мозга. На сканировании видно, как даже одно прочитанное слово оживляет мозг.

Мозг действует логично, говорит Деан: сначала буквы для него — это просто визуальная информация, объекты. Но затем он соотносит этот визуальный код с уже имеющимся знанием о буквах. То есть человек узнает буквы и только потом понимает их значение и то, как они произносятся. Все потому, что природа не предполагала, что человек изобретет именно этот механизм для передачи информации.

Оказаться в шкуре героя

Исследование Университета Эмори доказывает, что человек может испытывать эмпатию не только по отношению к соседу или прохожему, но и персонажу книги. Читающим участникам эксперимента сделали серию МРТ, которая показала повышенную активность в центральной борозде мозга. Нейроны в этом отделе могут преобразовывать размышления в реальные ощущения — например, мысли о будущих соревнованиях в ощущение физической нагрузки. А во время чтения они буквально помещают нас в шкуру любимого героя.

Для работы и удовольствия

Чтение делает умнее?

Считается, что чтение полезно для интеллекта. Но так ли это на самом деле? Эксперимент Общества исследований в области развития ребенка среди 1890 однояйцевых близнецов 7, 9, 10, 12 и 16 лет показал, что ранние навыки чтения влияют на общий уровень интеллекта в будущем. Дети, которых активно учили читать в раннем возрасте, оказывались умнее своих однояйцевых близнецов, не получавших такой помощи от взрослых.

А исследователи Университета Нью-Йорка выяснили, что чтение коротких художественных рассказов немедленно улучшает способности к распознаванию человеческих эмоций. Участники этого исследования разделились на группы и определяли эмоции актеров по фотографиям их глаз после чтения популярной литературы, нон-фикшна или художественных новелл — результат последней группы оказался гораздо более впечатляющим.

Читайте также:  За что отвечает продолговатый мозг

Многие относятся к результатам этих экспериментов скептически. Так, сотрудники Университета Пейса провели похожий эксперимент на угадывание эмоций и выяснили, что люди, которые больше читали на протяжении всей жизни, действительно лучше декодируют выражения лица, но ученые призывают не путать причинность с корреляцией. Они не уверены, что результаты эксперимента связаны именно с чтением: возможно, эти люди больше читают именно потому, что они эмпатичны, а не наоборот. А когнитивный нейробиолог MIT Реббека Сакс отмечает, что сам метод исследования очень слабый, но ученым приходится им пользоваться из-за отсутствия более совершенных технологий.

Другим нашумевшим исследованием, уязвимым для критики, оказался эксперимент ученых Университета Ливерпуля. Они измеряли когнитивную активность студентов литературных факультетов и выяснили, что у более начитанных и способных к анализу текстов учащихся наблюдается повышенная мозговая активность. В этом выводе также корреляция подменяется причинностью: возможно, наиболее начитанные участники показали такие результаты из-за врожденных когнитивных способностей (и по этой же причине в свое время полюбили чтение).

Исследование ученых базировалось на обследовании участников, привлеченных для научной работы, посредством томографического оборудования. Результаты расшифровок показаний свидетельствовали о создании новых нейронных связей, а также упрочнении ранее имеющихся, в процессе чтения книг. Такая закономерность, по мнению ученых, обусловлена необходимостью масштабной мозговой активности, необходимой для моментальной обработки информации, появляющейся вследствие восприятия буквенных символов. Также исследование показало, что в процессе чтения в мозге человека задействовано более пяти слухо-речевых зон.

Также исследователи полагают, что появление навыков чтения у предков современного человека оказало одно из наиболее полезных воздействий на ход эволюции. По мнению специалистов, именно этот инструмент восприятия и обработки информации предопределил возможность глобального развития человеческого мозга и, как следствие, возможность исторического прогресса.

Читайте также:  Гипоплазия головного мозга у взрослых что это такое

Читайте также:
Adblock
detector