То, как человек воспринимает окружающий мир и как представляет его — разные познавательные процесса, которые задействуют одни и те же зоны коры мозга. Как же устроены эти процессы и какое участие принимает в них тело?
Темой дискуссии в конце 1970-х — начале 1980-х стал вопрос чётких отличий между восприятием и представлением. Учёные единогласно соглашались в теории репрезентации увиденного, т.е. когда наш глаз видит и создает презентацию для мозга, а тот её воспринимает, репрезентирует. А вот в том, что это за репрезентация и как именно она появляется, мнения исследователей разделились.
Их оппоненты — дескриптивисты, считали, что информация из глазных анализаторов вовсе и не передается в зрительную кору мозга в виде картинки, скорее репрезентация происходит через символические описания.
Обе теории позже были дополнены данными айтрекинга, или окулографии, которые отслеживали движения глазных яблок. Интересный факт, что при представлении использовались те же двигательные паттерны глаз, что и при восприятии. Но не всегда.
В свою очередь, теория симуляции расширила понимание представления окружающего мира, отмечая, что все телесные, двигательные, процессы задействованы в восприятии.
В этой концепции представлено два подхода — энактивистский и сенсомоторный. Теория энактивистов заключается в том, что восприятие и взаимодействие с окружающей средой — единый процесс, а представители сенсомоторного подхода говорят, что тело вовлекается в процесс взаимодействия с окружающей средой благодаря знанию о накопленном телесном опыте.
Теперь тело и мозг не разделяют, а рассматривают, как единое целое в вопросах восприятия и представления. Такой подход вошёл в основу ещё одной теории восприятия — экологической, которая утверждает, что не только глаз является органом зрения, а целая система, в которую входит всё тело. Основоположником теории считается психолог Джеймс Джером Гибсон.
Сторонники сенсомоторной теории считают представление не воспроизведением презентации, а готовностью к нему. Тело готово использовать двигательные возможности, если будет необходимо.
Дополнительно: если хотите узнать больше о теориях учёных относительно сознания, читайте эту статью.
Как работает мозг? Можно ли помочь ему запомнить информацию или избавиться от ненужной? Можно ли договориться с ним или хотя бы понять его правила игры? И хотя вопросов здесь больше, чем ответов, все же такие способы существуют.
Первая плохая новость, к которой пришли все нейробиологи, нейролингвисты и нейрофизиологи, что это мы принадлежим мозгу, а не мозг принадлежит нам. Об этом говорят в своих лекциях и Черниговская, и Анохин, и Бехтерева.
Следующая новость: мозг ленив, избирателен, и к тому же он искусный обманщик. Он подсовывает нам ложные воспоминания, меняет картинку прошлого, погружает в состояние дежавю. Память — одна из функций мозга, и на ее примере отлично видно, какой непростой у него характер.
Как мозг запоминает информацию
Оказывается, наш мозг эмоционален и любопытен. Если его удивить (то есть как следует удивиться самому), то мозг, так и быть, запомнит эту информацию. Но игра по системе Станиславского не подойдет, удивление должно быть настоящим. Если вас поразила сама информация —
Мозг нужно убедить в том, что эта информация вам действительно нужна. И повторить это ему придется не один раз.
Вы: “Мне это надо!”
Мозг: “А вот и не надо!”
Вы: “Все-таки надо!”
Мозг: “А может не надо?”
Кто упрямей, тот и победил. Для тех, кому очень нужно запомнить, когда был заключен Кючук-Кайнарджийский мир, лучше всего подойдет схема Эббингауза. Повторите сразу по окончании чтения, потом повторите через 20 минут, затем через 8 часов и, наконец, через сутки. Если же эти даты нужно пронести через всю жизнь, то придется повторить еще через две недели и спустя два месяца.
В неравной борьбе с мозгом собираем все шесть чувств и используем их для запоминания: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Чем больше сможем подключить, тем больше шансов, что мозг что-нибудь запомнит. Если вы визуал, все равно не лишним будет прочитать вслух, а аудиалу — прописать конспект. В идеале это выглядит так: ты слушаешь лекцию, пишешь конспект, ешь булочку с корицей, рядом дымится палочка сандала и ты поглаживаешь (ногой) пушистую кошку.
Мозг — сторонник здорового образа жизни, он хочет, чтобы мы бегали, ходили или хотя бы приседали, поскольку физическая активность стимулирует рождение новых нейронов, которые и отвечают за немедленное запоминание. Вы можете выращивать свои новые нейроны ежевечерними пробежками, можете отойти от рабочего стола и сделать пару приседаний, но сотрудники Эдинбургского университета подсказывают, что улучшают запоминание материала физические нагрузки, выполненные через 4 часа после обучения.
Как мозг стирает информацию
Если вы не пользуетесь информацией — delete.
Если вам срочно поступает новая информация, старая — delete.
Хорошие новости
Воспоминания не стираются и не исчезают. Просто мы теряем к ним доступ. Возможно, уже скоро будет найден способ его восстанавливать: об этом говорят эксперименты, проводимые в Лаборатории нейробиологии памяти под руководством К.В.Анохина. Подопытные цыплята после определенных манипуляций восстанавливали прошлый опыт. И хотя с людьми все немного сложнее, память стоит того, чтобы за нее бороться, ведь именно она делает нас теми, кто мы есть.
Заполните пустоту
Один из способов заполнения пустоты — запоминать информацию быстрее. Если вы читаете со скоростью 300, 400, 500 слов в минуту, свободного для других мыслей пространства остается меньше. В результате концентрация внимания увеличивается и уровень понимания повышается, что приводит к лучшему запоминанию.
Таргетированные SMS-рассылки с множеством фильтров для определения ЦА. Стоимость от 1,7 руб. за сообщение, CTR доходит до 45%!
Конечно, нужно найти баланс. Если вы читаете слишком быстро, ваш мозг перестанет понимать содержание текста, а если слишком медленно — мысли будут блуждать.
Смотрите на общую картину
Еще один способ помочь нашему мозгу лучше понимать и запоминать информацию — смотреть на общую картину. Простой пример — собирание пазла. Если бы нас попросили собрать пазл из тысячи элементов, не глядя на картинку, это было бы невероятно сложно, потому что отдельные элементы ни о чем не говорят. Однако, как только вы увидите общую картину, у вас появится контекст для каждого элемента, что упростит задачу.
Очень сложно усваивать не связанные друг с другом части информации. Усвоение идет быстрее и эффективнее, когда нам понятна общая картина.
Общая картина, особенно если речь идет о большом количестве текстов, помогает провести предварительный просмотр. Вы можете сориентироваться в тексте, понять, что вы уже знаете по теме. Так создаются ожидания относительно текста. А когда вы знаете, чего ждать, во время чтения мозговые клетки быстрее отправляют нужные сигналы. Другими словами, вы быстрее обрабатываете информацию. Конечно, просмотр текста занимает время, но это инвестиции, которые сразу же приносят дивиденды. Критический момент — десять страниц, то есть если вам нужно обработать десять страниц информации, сначала просмотрите ее. Вспомните, как это бывает. Вы собираетесь посмотреть фильм, трейлер которого уже видели или о котором вы читали отзыв, то есть вы уже знаете сюжет. Другой пример — участие в гонках. В этом случае просмотр трассы жизненно важен. Штурман сидит рядом с водителем и может предупреждать его о предстоящих маневрах, например о крутом повороте через 300 метров. Конечно, водитель его тоже заметит, но теперь он будет лучше к нему готов. Как результат, водитель может ехать гораздо быстрее. То же относится и к обработке информации.
Используйте образы
Что вы лучше запоминаете: слова или изображения? Большинство людей ответят, что изображения, и будут правы — изображения сохраняются в нашей памяти невероятно хорошо. Аж треть нашего мозга задействована в обработке визуальной информации.
Если информация преобразована в изображение, она четко и точно записывается в память.
Даже если рисунок к тексту не относится, информация все равно задержится в памяти, потому что образ оставит в ней след.
Одно исследование красиво это доказало на примере того, какие статьи в газетах лучше запоминаются. Большинство людей запомнили статьи рядом с рекламой. Это удивительно, потому что реклама обычно никак не связана с текстом статьи. Тому есть простое объяснение: сознательно или бессознательно, вы ассоциируете информацию с изображением рядом. Оно дает вашему мозгу дополнительную зацепку для воспроизведения информации. С точки зрения восстановления из памяти не важно, имеет изображение отношение к тексту или нет. Образ может быть даже таким простым, как нарисованное солнце. Поэтому вы можете взять эту идею на вооружение: нарисуйте что-то на полях или рядом со своими заметками — запоминание и обращение к этой информации упростятся.