Как запоминает информацию мозг

У каждого найдутся свои маленькие хитрости, которые помогают запоминать больше и лучше. От детского подкладывания книги со стихами под подушку до рисования скетчей своих мыслей. Наука же описывает ряд общих черт того, как человеческий мозг принимает новую информацию.

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации.

Зрение — настолько важная часть того, как мы интерпретируем мир, что оно может подавлять остальные чувства людей.

Ещё одно неожиданное открытие, связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Это факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины — шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) — чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям. В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

Исследования показали, что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось, что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40%. Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные цифры: ограничение сна в первые 30 часов после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь по прошествии этих суток с хвостиком.

Читайте также:  Отсутствие мозолистого тела

Информация усваивается лучше, если в будущем ей придётся с кем-то поделиться. В таком случае мы качественнее структурируем знания и запоминаем больше важных деталей.

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй — вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Наша память – ещё та загадка природы. Мы почему-то помним самую ненужную информацию о тётках-скандалистках или мудаках из прошлого. Но забываем действительно важные и жизнеопределяющие вещи.

Прежде, чем рассмотрим способы, с помощью которых можно взломать свой мозг, чтобы лучше запоминать и вспоминать, поговорим о том, что такое память, и как она работает.

Существует два типа памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная память является временным инструментом и служит для того, чтобы запоминать то, что следует сделать в определённый момент. Например, для того, чтобы запомнить номер телефона, который предстоит набрать. Зачастую, как только вы наберёте по памяти номер и позвоните – немедленно забудете эту комбинацию цифр.

Другое дело, долговременная память. Для того, чтобы информация (например, та же комбинация цифр) запомнилась надолго, её необходимо повторить, обработать или поместить в мозг, используя определённые приемы. Итак, как вы можете взломать свой мозг, чтобы легче запоминать информацию? А главное – без труда доставать её и использовать?

Условные рефлексы воспроизведения

Например, когда вы, сидя в кафе, вдруг услышали знакомую песню, и это вызвало у вас очень сильные эмоции (например, вспомнили свою первую любовь), то активизируются два участка мозга. Сначала тот, который реагирует на знакомую мелодию, а потом тот, что заставляет вспомнить человека, с которым вы встречались много лет назад. Даже если вы о нём и не вспоминали годами. Так это работает.

А вот в следующий раз, когда вы услышите знакомую мелодию – эти две области в мозге активизируются одновременно. Таким образом, мозг будет заставлять вас переживать моменты из прошлого вновь и вновь. Какая-то песня будет напоминать вам о любимом человеке, какая-то – о родителях, которых вы давно потеряли и скучаете, какая-то – о раннем утре, когда вы собирались в школу много лет назад…

Читайте также:  Турецкая уздечка головного мозга

Итак, если вы готовитесь к экзамену и чувствуете, что от обилия информации в голове образовалась настоящая каша, сделайте следующее.

Позанимайтесь перед сном, а потом возьмите духи, которые непонятно каким образом очутились в доме, и вы ими никогда ранее не пользовались (то есть с ними не связаны абсолютно никакие воспоминания или ассоциации). Распылите их на себя, потом примите душ и отправляйтесь спать.

В следующий раз, когда вам опять придётся запомнить какую-то информацию для учёбы, опять нанесите на себя этот парфюм. Но, что особо важно: никогда не используйте эти духи в других ситуациях, кроме учёбы!

Кстати, духи не единственный способ. Вы можете использовать жевательную резинку с определённым вкусом во время запоминания информации или растирать между пальцами гальку – это дело вкуса. Главное, чтобы этими мозговыми стимулами вы пользовались лишь для запоминания определённой информации.

Улучшение восприятия

Иногда условно-рефлекторная память не очень помогает. Тут всё индивидуально и зависит от многих вещей, даже от нашего настроя и веры в то, сработает ли данный метод.

И вот тогда на помощь приходит другой метод – работа над вашим восприятием. Она обязательно улучшит память!

Итак, как же работать над улучшением восприятия информации?

Начните с того, что обращайте внимание буквально на каждую, самую незначительную деталь, которая открывается вашему восприятию. Например, на какие-то знаки (даже если вы не можете их понять и расшифровать), цвета, запахи, звуки. Абсолютно всё, что можете заметить!

Затем спросите себя, что видели, попробуйте перебрать в памяти мельчайшие подробности, вспомнить каждую деталь, даже самую незначительную.

Не ленитесь: практикуйте подобные упражнения как можно чаще. Постарайтесь, чтобы это вошло у вас в привычку. Но одних только воспоминаний о том, что увидели недостаточно. Памяти это не поможешь. Так что эти занятия – лишь первый шаг.

Далее вам нужно учиться анализировать свои знания. Начинайте соединять в голове полученную информацию в поисках точек соприкосновения. Как всё выглядит в общей картинке, как связаны один вещи и явления с другими? Вам нужно научиться анализировать каждую информацию с точки зрения уже существующей карты происходящего. Искать связи, ассоциации, делать выводы…

Секрет эффективного запоминания очень простой: вещи, которые можно сгруппировать, намного легче достать из памяти. Поэтому ваше задание – подключать одну информацию к другой.

В конце концов, эта техника поможет вам вспомнить так много, что даже почувствуете себя ошеломлёнными. Ведь даже не подозревали, что так много всего обо всём знаете!

Применяйте знания на практике и передавайте другим

Обмен знаниями полезен не только для других людей, но и для вас в первую очередь. Согласно исследованиям учёных, лучше всего мы запоминаем ту информацию, которой поделились с другими.

Читайте также:  Слушать изохрон восстановление шишковидной железы

Поэтому, что бы вы ни изучали, старайтесь всегда делиться приобретёнными знаниями с кем-то, кому это может быть интересно. Обсудите какие-то особо интересные или спорные моменты, убедитесь, что ваш собеседник понял, о чём вы говорите.

Это самый важный маркер: если вы можете передать свои знания кому-то другому – значит сами всё понимаете. А если вы всё понимаете, то помните и никогда не забудете.

Лучшие друзья памяти и заклятые враги

Какой из методов запоминания вы бы ни выбрали, как самый эффективный и оптимальный, не следует забывать о том, что существуют определённые обстоятельства, которые помогают запоминать, и такие, которые являются первыми врагами памяти.

Также следите за тем, чем питаетесь. Существует ряд продуктов, которые улучшают память. Это, в первую очередь, какао. Так что чашка горячего какао с молоком, шоколадка (в разумных пределах, конечно) или даже ложка какао-порошка – это то, что надо. Так что не забывайте пополнять запасы какао, если хотите иметь хорошую память!

А вот самый заклятый враг памяти – это стресс. Жизнь без стрессов, конечно, невозможна. Но убедитесь в том, что вы хотя бы боретесь с ними. Тут вам помогут спорт, медитация, встречи с друзьями, любимые книги и фильмы.

Учёба и работа – это очень важно, но старайтесь отдыхать при первой малейшей возможности и наслаждаться жизнью!

Как работает память у человека?

Согласно современным представлениям, важную роль в работе памяти играет расположенная в височной доле энторинальная кора. Для того, чтобы разобраться, какие именно механизмы лежат в основе функционирования головного мозга, ученые решили пойти на весьма необычный эксперимент. И использовали для этого видеоигру.

На этом эксперимент не закончился. Через какое-то время ученые вновь собрали участников опыта и попросили их вспомнить все сокровища, которые они встретили на пути следования. При этом людям нужно было восстановить точную последовательность, в которой были найдены предметы. Всем людям еще раз провели повторное МРТ. Далее началось самое интересное: участники опыта, у которых связим между участками памяти сохранилась, вспомнили все, что видели на пути практически без изменений. В то время как люди, у которых эти связи были нарушены, восстанавливали события очень плохо.

Обсудить эту и другие новости вы можете в нашем чате в Телеграм.

Читайте также:
Adblock
detector