Какая часть мозга отвечает за речь ребенка

Центр Брока — это участок коры, который отвечает за моторную сторону произношения. При ее поражении человеку сложно переключаться с одной артикуляционной позиции на другую, воспроизводить отдельные звуки и слова.

К сведению! Находится это место в задней части лобной извилины левого полушария (у левшей правого полушария)

Центр Вернике — это часть коры, которая отвечает за восприятие речи. Это касается и устной, и письменной. Он находится в заднем отделе верхней височной извилины правого полушария.

При поражении центра Вернике человек способен произносить слова, но связать их в фразу у него не получается и выходит полная бессмыслица. Последние исследования показали, что центры Верника и Брока взаимосвязаны и нельзя четко разграничить их функции.

При афазии может происходить частичная утрата речи. Больной может отвечать на вопросы, но подбор антонимов вызовет затруднение. Иногда появляются сложности с вспоминанием названий категорий предметов. Подобные особенности указывают на то, что части мозга работают взаимосвязано.

Генетические причины недоразвития

Современное развитие медицины позволяет делать новые теории о факторах, которые влияют на появление разных нарушений развития. Определенные анатомические дефекты могут передаваться по наследству. Это укороченная подъязычная связка, высокое небо, неправильный прикус и т. п.

Общее недоразвитие речи тоже может развиваться у детей, чьи родители имели такие нарушения. Пока точных сведений о том, как наследуется проблема, нет.

Обратите внимание! Генетика начала активно изучаться не так давно, поэтому нарушения речи не всегда связывают с хромосомными дефектами.

Считается, что ребенок может начать заикаться из-за генетических проблем. Чаще всего эта патология передается по женской линии. Если нарушение есть и у отца, и у матери, то у ребенка она будет со 100 % вероятностью.

Эхолалии в детской речи

Под эхолалией понимают настойчивое повторение слов или предложений. Это нормальный этап развития речи, так как в годовалом возрасте ребенок еще плохо понимает, как нужно разговаривать.

Особенности психического и эмоционального развития ребенка

Эхолалии в детском возрасте могут быть признаком разных нарушений. С их помощью дети могут пытаться строить диалог со взрослым, но из-за ограниченного словарного запаса они не могут самостоятельно построить фразу.

При сомнениях в нормальности явления родителям стоит обратиться к логопеду

Если эхолалии сохраняются, то это может свидетельствовать о разных патологиях. Иногда дети используют повторение для успокоения. Это свойственно тревожным, склонным к повышенному возбуждению личностям.

Что необходимо знать об этом виде нарушения

Эхолалии в детской речи могут указывать на сенсорную алалию. При таком нарушении ребенок не выделяет речь из общего фонового шума. Он может говорить слова и фразы, но они будут односложными и искаженными.

Эхолалии иногда указывают на аутизм.

Обратите внимание! При такой болезни страдает коммуникативная функция. Появляются стереотипы, шаблоны поведения, ребенок не идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

(Кликните мышью по фотоаппарату для входа в галерею D810/800E/800)

Выпустив фотокамеру Nikon D810, компания Nikon обновила линейку фотокамер Nikon D800 и Nikon D800E. Ее предшественницы были воплощением фотографического совершенства, и казалось, что лучше уже и быть не может, но тем не менее в Nikon D810 был сделан целый ряд улучшений, сделавших камеру недосягаемой для конкурентов, по крайней мере, на ближайшие два, три года.

D810 получила новый мощнейший процессор, новую матрицу, новый экран, выросла скорость серийной сьемки, расширился диапазон рабочих значений ISO. Можно продолжать и дальше, но вряд ли стоит. Посмотрите фотографии, сделанные новой камерой Nikon D810 в галерее, представленной на нашем сайте. Мы так же оставили фото, полученные ранее Nikon D800 и Nikon D800E, так как их качество вне времени и вне конкуренции, но посмотрев на фото, сделанные новой камерой D810, вы увидите, что они стали еще совершеннее, палитра цветов стала богаче и чище, тональные переходы приобрели утонченную пластичность.

ЭЛЕКТРОНИКА

НАША ЖИЗНЬ

ЗДОРОВЬЕ

ДЛЯ ДУШИ

ЗАДЕРЖКА РЕЧИ У РЕБЁНКА

В своей работе я ежедневно сталкиваюсь с похожими мнениями и представлениями людей о развитии речи и его задержки. И очень часто выслушиваю различные легенды, мифы на эту тему. Вот с таких мнений я и начну разговор о задержки речи у детей.

МНЕНИЕ №1

Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, и поэтому ни чего страшного, если мальчик не говорит в возрасте 3 года, заговорит. И тут же часто говорят, например, что папа ребёнка заговорил в 3 года, а вот какой-то родственник ребёнка стал говорить в 5 лет, что, мол, задержка речи пройдёт сама.

МНЕНИЕ №2

Для того чтобы ребёнок стал говорить, нужно делать вид, что вы его не понимаете.

Это не так! Приведу понятный и простой пример. Вы умеете говорить, всё понимаете, но вот, например, вы общаетесь с японцем, и он, чтобы вы стали говорить по-японски будет делать вид, что вас не понимает…. В лучшем случае, вы просто прекратите с ним общаться, а то это вызовет у вас раздражение и негативизм. Согласны? Так и маленький ребёнок не говорит, не потому что не хочет и специально молчит, а потому что не может! Поэтому, если родители делают вид, что не понимают своего ребёнка, это не стимулируют речь малыша. Ребёнок в лучшем случае просто уйдёт, а то и начнёт раздражаться и проявлять агрессивность.

МНЕНИЕ №3

Скорее это частое не понимание, и часто задаваемый вопрос. Почему ребёнок не говорит, ведь он всё понимает и выполняет инструкции?

Дело в том, что в головном мозге есть несколько речевых центров: центр понимания речи (импрессивная речь), центр моторной речи, когда мы говорим слова и предложения (центр экспрессивной речи), центр письма (навык письма формируется тогда, когда ребёнок научился говорить; когда мы пишем, мы произносим слова, но не вслух). Конечно, все эти все центры взаимосвязаны, и конечно они формируются постепенно. Сначала центр понимания речи, затем центр моторной речи, когда мы говорим, а затем центр письма, по сути, центр письменной речи. Возможно, я загрузил вас сложными для понимания терминами, но на самом деле, процессы там ещё более сложные. И в формировании речи участвуют различные участки мозга, системы и их взаимосвязи. Я расскажу о речевых центрах ниже.

МНЕНИЕ №4

Мы будем давать ребёнку лекарства, и он заговорит. И бывает недоумение, что принимали препараты, а ребёнок не заговорил.

В коррекции и лечении задержки речевого развития медикаменты важны, но очень важно проводить комплекс мероприятий: развивать мелкую моторику рук, ребёнку общаться с разговаривающими детьми, проводить логопедические занятия. Если сидеть в тёмной пещере принимать медикаменты, вы не начнёте говорить, на том же японском языке, для этого язык надо учить.

А теперь мы начнём разбирать вопросы формирования речи у ребёнка, её задержки и необходимые мероприятия.

Очень важно для формирования понимание речи наличие хорошего слуха у ребёнка. В роддоме всем детям должны проводить аудиотест – проверка слуха новорожденного ребёнка. Если по каким-то причинам тест в роддоме не проведён, необходимо это сделать в поликлинике. Если ребёнок не слышит, то у него не формируется центр понимания речи, а соответственно не будет формироваться и экспрессивная речь (когда ребёнок говорит). Проще говоря, если ребёнок не слышит, то не будет говорить. При проведении своевременных мероприятий, этого можно избежать. Причём снижение слуха может быть обусловлено разными причинами, недавно у меня на приёме был ребёнок с задержкой речи, и при расспросе оказалось, что они на днях были у ЛОР врача, и у ребёнка выявили врождённое сужение слухового прохода, да ещё там серные пробки. У ребёнка развит слуховой анализатор, но к этому анализатору не достаточно поступает звук. Ребёнок плохо слышит, и поэтому у него не формируется должным образом речь. Принимать тут таблетки для стимуляции речи бессмысленно. Нужно устранять причины снижения проведения звука.

Так вот, у ребёнка вначале формируется центр понимания речи (центр Вернике) в височной области, а затем формируется центр моторной речи, когда ребёнок говорит (центр Брока). Центр Брока находится уже в лобной доле (ил. 1, 2).

Ил. 1. Центр Вернике (центр понимания речи в височной доле) и центр Брока

(центр самой речи в лобной доле).

Ил. 2. Центр Вернике (центр понимания речи в височной доле) и центр Брока

(центр самой речи в лобной доле).

Теперь становится понятным, почему ребёнок может понимать обращённую речь, выполнять инструкции (правильно сформировался центр Вернике) и мало или совсем не говорить (не сформировался центр Брока). А другие навыки формируются в других центрах, но они все взаимосвязаны между собой (ил. 3, 4).

Ил. 3. Центры мышления и речи в головном мозге.

Ил. 4. Различные центры головного мозга.

Наиболее сложным является вопрос в возрасте ребёнка 2 года, когда у него отмечается задержка речевого развития, необходимо или нет назначать медикаментозное лечение. Какой прогноз развития речи у конкретного ребёнка. На своём приёме из всех детей в возрасте 2 – 2,5 года, я многим даю общие рекомендации по стимулированию речи. Говорю, что ребёнок должен разговориться, в меньшей степени назначу дополнительное обследование, например ЭЭГ (элетроэнцефалографию), консультацию сурдолога, а иногда и заподозрю какое-то грозное нарушение, например аутизм или нарушение поведения по аутистическому спектру. Ситуации бывают разные, тут важно разбираться. Приведу пример. На приёме у меня была девочка 3 лет, которая совсем не говорила, но всё понимала, инструкции выполняла, у неё не было поведенческих нарушений и подозрений на генетическое заболевание, она хорошо слышала. Всё понимала, всё выполняла, с умными глазками, но совсем не говорила. Ей провели ЭЭГ, обнаружили очаг в лобно-височной области. С учётом данных ЭЭГ, ей сделали МРТ головного мозга и … обнаружили врождённую кисту в лобной доле, там, где находится центр моторной (экспрессивной речи, центр Брока). У девочки была моторная алалия! Очень серьёзное нарушение. Ситуации бывают очень разные. Хорошо, что такая описанная ситуация с этой девочкой бывает крайне редко.

В возрасте 2 года, при наличии задержки речи (экспрессивной речи) важно чтобы у ребёнка был хороший слух, он понимал обращённую речь, был указательный жест пальцем, и не было поведенческих нарушений, тогда прогноз благоприятный. Однако очень важно при задержке речевого развития консультация невролога.

Что делать для стимуляции развития речи?

1. Необходимо ребёнку развивать мелкую моторику рук. Часто встречаются рекомендации, что для развития мелкой моторику необходимо использовать крупу. Не надо использовать крупу! Ребёнок может засунуть зерно себе в нос или ухо. Есть множество игрушек для мелкой моторики, лепка, есть пальчиковая гимнастика и др.

2. Ребёнку нужно общаться с разговаривающими детьми примерно его возраста (чуть старше).

3. Разговаривать с ребёнком, учить части тела, предметы и т.п. Читать ему книги, слушать музыку.

4. Занятия с логопедом, педагогом. Посещать развивающие занятия.

5. Медикаментозное лечение. Лечение проводить по назначению врача невролога. В данном вопросе нет единодушие в медицинской среде. У каждого врача есть свои предпочтения, в назначении медикаментозного лечения исходя из знаний, опыта и других факторов врача.

В любом случае задержки речевого развития необходимо проводить комплексный подход.

Другие статьи и советы И.А. Воронова, невролога высшей категории, кандидата медицинских наук


– Канат Айткулович, в понимании многих логопед – это специалист, исправляющий дефекты речи. Вы же работаете с детьми со сложными диагнозами и учите их разговаривать, что называется, с нуля, чем отличается Ваша методика от стандартной работы логопеда?

– С какими диагнозами Вам чаще всего приходится иметь дело?

Если ребенок не разговаривает и МРТ не выявило никаких органических патологий, то можно говорить о нарушении химической регуляции мозга, когда некоторые химические вещества, которые организм должен вырабатывать естественным образом, не вырабатываются или не усваиваются.

Диагнозы, с которыми дети приходят к нам, различны. Бывают органического характера, например ДЦП, моторная алалия, легкая и средняя степень интеллектуальной недостаточности, т. е. все то, что связано с органическими поражениями головного мозга. Они могут быть следствием травмы: химической, инфекционной, родовой (например, ребенок был обвит пуповиной и у него развилась гипоксия или в процессе родов произошло ущемление плода), а также механической (например, если ребенок упал с высоты). Однако любая травма поражает мозг не полностью, а избирательно. Бывают дети с поражением лобной части головного мозга, они прекрасно разговаривают, но у них нарушен анализ и синтез, что ведет к умственной отсталости, а бывают с поражением височных долей, эти дети прекрасные и чудесные, но не разговаривают, т. к. именно в височных долях находятся речевые центры зоны мозга.

– Можно ли кратко описать, что представляет собой Ваша методика?


Этот процесс в каком-то смысле напоминает игру на музыкальном инструменте. Пассивная артикуляционная гимнастика закрепляет артикуляционные движения, необходимые при произношении звуков. Ребенок не может их произнести самостоятельно, ему нужно помочь. Одновременно, используя методы артикуляционной гимнастики, мы осуществляем постановку несуществующих звуков. Обычные дети, когда учатся разговаривать, могут копировать артикуляционные движения собеседника. У детей, с которыми работаем мы, подражательный рефлекс ослаблен и выработать его сразу в возрасте 6-7 лет очень сложно. Они не смотрят на лицо, на губы, в глаза, иногда они просто смотрят в пустоту. Поэтому кроме пассивной гимнастики мы используем еще звуковую и тактильную подачу сигнала и его закрепление, т. е. сопровождаем механическое воздействие звуковыми и тактильными сигналами. Закрепление тактильных сигналов называется звуковой картой тела. Очень интересная вещь.

Со стороны этот процесс, может быть, выглядит комично, но он очень важен. При любом воздействии – как тактильном, так и звуковом – в головном мозге ребенка создается новая цепь нейронов

Со стороны этот процесс, может быть, выглядит комично, но он очень важен. При любом воздействии – как тактильном, так и звуковом – в головном мозге ребенка создается новая цепь нейронов, которая отвечает за произнесение определенного слога и подает сигнал в органы речетворения.

Дети, которые приходят к нам, еще не обладают высоким уровнем понимания речи, отсюда проистекает бедность мышления. Человеческое мышление словесно оформлено, а эти дети не разговаривают и плохо понимают обращенную к ним речь. Значит, мы не только создаем речь на пустом месте, мы создаем мышление. Сначала ребенок не понимает, что с ним делают, и просто подчиняется. И здесь очень важный момент – нужно, чтобы ребенок тебе доверял. Пока не будет доверия, ничего не получится. Поэтому первоначальный этап всегда начинается с карточек и игры.

Далее следует второй этап: когда ребенок начинает тебе доверять, можно начинать массаж и пассивную звуковую гимнастику, тогда он не будет раздражаться, когда к нему прикасаются. На третьем этапе ребенка уже можно уложить на кушетку и работать с ним. При этом важно реагировать на состояние ребенка – если он заплакал или закричал, мы сразу возвращаемся к первому этапу. Пересаживаемся за стол и начинаем все сначала. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал себя дискомфортно. Иногда за одно занятие мне приходится по нескольку раз перемещаться от стола к кушетке и обратно. Зарядка еще та, я вам скажу… Но в конце концов ребенок привыкает, и вот тогда начинается настоящая работа.

Также мы работаем над скоростью произношения и протяженностью слогов. По сути учим ребенка правильно дышать при разговоре. Обычный человек не задумывается о дыхании, когда разговаривает, но ребенка, которого сначала учили глотать, т. к. у него отсутствовал глотательный рефлекс, потом учили жевать, потому что отсутствовал жевательный рефлекс, нужно учить правильно дышать. Иначе он будет задерживать дыхание и сбиваться при разговоре, потому что не будет понимать, как произносить слово и одновременно при этом дышать.

Основная суть нашей методики – вызвать генерализованное возбуждение в речевых центрах.

С некоторыми детьми мы применяем более сложные формы работы. Например, для закрепления слогов мы используем карточки, на которых помимо букв изображены различные узоры. Многие дети, у которых нарушена речь, обладают очень хорошей ориентацией в пространстве и памятью. За ориентацию в пространстве и память в головном мозге отвечает гиппокамп, одна из древнейших структур головного мозга. У ребенка могут быть корковые нарушения, не важно, в результате органического поражения или химического, но древние структуры мозга, в том числе и гиппокамп, у него сохранны. Поэтому у таких детей отличная пространственная память и они хорошо ориентируются на местности. Достаточно один раз привести ребенка в какое-то место, чтобы он навсегда запомнил дорогу.

Недавние исследования по нейрофизиологии доказали, что гиппокамп не воспринимает трехмерное изображение пространства, он видит все в одной плоскости. Все, что нас окружает – дома, деревья, люди и т. д., гиппокамп воспринимает как некий узор, карту. Поэтому, когда мы показываем ребенку просто карточку со слогом, его мозг воспринимает буквы как некую безжизненную абстракцию, знак, и не более того. Работает только абстрактное мышление. Если не задействована лобная часть мозга, отвечающая за анализ и синтез, то ребенок не видит эти два символа. Ему нужно изображение сложнее, тогда будет работать не кора головного мозга, а гиппокамп, он будет запоминать изображение как карту.

Психологи даже доказали тот факт, что в минималистическом однотонном пространстве мозг человека чрезмерно напрягается и быстро устает. Мозгу требуется изощренность, а не простота. Поэтому стиль минимализма в архитектуре – это, может быть, красиво и эстетично, но наш мозг чувствует себя в нем очень плохо.

Основная суть нашей методики – вызвать генерализованное возбуждение в речевых центрах. Уже при зондовом массаже рта сигналы поступают в речевые центры и вызывают их возбуждение, потому что органы речетворения связаны с ними афферентными и эфферентными связями. Когда у ребенка поражены речевые центры, несмотря на их возбуждение, они не могут в полном объеме выполнять свою работу, поэтому начинают возбуждаться отделы головного мозга, расположенные рядом, а это центры мелкой моторики. Мы работаем над тем, чтобы соседние отделы мозга взяли на себя работу речевых центров. Если у ребенка отделы мозга, отвечающие за речь, поражены не сильно, то сначала мы возбуждаем центры мелкой моторики, а они уже передают сигналы в речевые центры. Именно поэтому специалисты рекомендуют развивать у маленького ребенка мелкую моторику, чтобы он быстрее заговорил.

– Сначала мы работаем со словами ближнего предметного мира ребенка, окружающего его быта. Когда он это освоит, мы начинаем работать над предметами, которые могут ему встретиться на улице. Потом над предметами, которые ему могут встретиться в литературе и вообще в школе. Конечно, некоторые предметы для ребенка недоступны и непонятны, но мы стараемся, чтобы он хотя бы просто их заучил. Когда ребенок столкнется с ними в жизни, то по крайней мере терминологически сможет ответить, что это. Позже, в процессе жизни он все равно поймет их смысл.

Когда ребенок усвоит предметы, мы начинаем работать над сюжетами. Для этого у нас есть специальные сюжетные карточки. Например, на карточках изображена девочка и ее действия: девочка спит, девочка проснулась, девочка одевается, пьет чай и т. д. Для того чтобы ребенок не думал, что только девочка может совершать эти действия, мы разрабатываем такую же сюжетную линию про мальчика, про тетю, дядю, бабушку, дедушку и т. д. Таким образом, у ребенка формируется понятие о действиях человека.

– Вы занимаетесь с ребенком наедине или в присутствии родителей?

– Есть много центров,где во время занятий родители ждут за дверью в коридоре. Мы же всегда работаем в присутствии родителей – это наш главный принцип. Во-первых, родители должны смотреть и учиться, во-вторых, они могут контролировать процесс занятий. Ведь неизвестно, как занимаются с твоим ребенком, когда ты за закрытой дверью. Может быть, там все чай пьют, а ты платишь за это деньги (смеется). Ну и в-третьих, мы даем родителям домашнее задание и объясняем им, как правильно нужно работать с ребенком дома.

– Вы единственный специалист в вашем центре, который занимается с особенными детьми?

– Нет, не единственный. Когда-то я работал один, занимался частной практикой и принимал детей у себя дома. Но впоследствии появился спонсор – Игорь Леонидович МАУЛЬ, который организовал наш центр и провел подбор сотрудников, которых я обучаю методике. Сегодня в центре кроме меня практикуют еще два специалиста – Сабина Муратовна СОВЕТОВА и Ирина Сергеевна БЕЛАН.

Если к восьми годам внутренняя речь у ребенка отсутствует (а значит, и отсутствует абстрактное мышление), то в 9 лет научить его разговаривать очень сложно

– Существуют ли у Вас возрастные критерии для детей?

– Мы стараемся не брать детей младше 4 лет и старше 8. Иногда и в 4 года ребенок еще не готов заниматься. Ребенок должен созреть, и порой это созревание происходит очень быстро. День взрослого человека и день ребенка – это разные вещи. У ребенка за один день может произойти значительный рост, в то время как у взрослого только происходит распад клеток, причем в обратную сторону. 8 лет – условный возраст, когда речевые центры созревают и начинают функционировать в полной мере. Если к восьми годам внутренняя речь у ребенка отсутствует (а значит, и отсутствует абстрактное мышление), то в 9 лет научить его разговаривать очень сложно, иногда добиться развернутой речи так и не получается. Физиологически после 8 лет функция речевых центров начинает угасать.

Хотя бывают и исключения. В моей практике был ребенок, который заговорил в 12 с половиной лет, при том, что до занятий он только мычал. Но я думаю, что у него была внутренняя речь, он все понимал и не мог разговаривать физически. После того как мы механически ему помогли, он заговорил.

– Канат Айткулович, дети, которых Вы научили говорить, в дальнейшем будут сильно отличаться от своих сверстников?

– Это опять же зависит от тяжести состояния ребенка. Но, знаете, у меня есть пациентка – 5-летняя девочка, поговорив с которой, вы не заметите никакой разницы с обычным ребенком. При том что изначально врачи ставили ей разные диагнозы, пророчили инвалидность и только домашнее обучение. Я уверен, что через год она пойдет в обычную общеобразовательную школу и будет учиться среди здоровых детей. Может, отличницей она и не будет, но твердой троечницей – точно.

Когда ребенка в 4 года учат читать, писать, учить огромные стихотворения и еще играть на скрипке – это рабский труд, который лишает его многих приятных моментов.

– Вы работаете только с детьми с трудными диагнозами?

– Мы не делаем приоритета для работы только с трудными детьми. Иногда приходят дети совсем без проблем, просто родители захотели, чтобы их ребенок научился читать в 4 года. С помощью карточек мне легко научить читать здорового ребенка, потому что он быстро схватывает и запоминает. Сегодня вообще во всем мире поощряется раннее развитие детей. В Японии, например, ребенка в 4 года отдают в музыкальную школу. Считается, что чем раньше ребенок начнет развиваться, тем больше у него будет навыков и преимуществ в дальнейшей жизни. Но лично я своих детей рано не развивал и не хотел бы этого делать. Мне больше нравится детство, где у ребенка много свободного времени, где можно ловить бабочек и заниматься всякой ерундой. Эта ерунда потом будет очень тепло вспоминаться в жизни. Когда ребенка в 4 года учат читать, писать, учить огромные стихотворения и еще играть на скрипке – это рабский труд, который лишает его многих приятных моментов.

Это мое мнение. Да, я учу детей читать в 4 года, но я работаю по запросу родителей и не имею права их переубеждать. Хотя для многих из них умение ребенка читать в 4 года – это в первую очередь удовлетворение собственных амбиций.

Наша методика может помочь любому ребенку, но все же в большей степени она рассчитана на детей с трудными диагнозами.

ОТЗЫВЫ РОДИТЕЛЕЙ:

Ольга, дочь Дарья (7 лет)

У нас изначально была очень сложная проблема – РДА (ранний детский аутизм) и синдром Каннера. Речевые центры у ребенка были поражены настолько, что даже такой гений, как Канат Айткулович, позже признался – вероятность того, что Дана когда-нибудь заговорит, была не больше 50%. Но он смог. За полтора года он сотворил чудо. Моя девочка стала говорить, и это были не просто отдельные слова, а развернутая фразовая речь.

Читайте также:
Читайте также:  За что отвечает затылочная часть головного мозга
Adblock
detector