Какое полушарие мозга отвечает за изучение иностранных языков

Мы учим иностранные языки, чтобы преуспеть в карьере, уехать в другую страну или просто потому, что нам нравится этот язык и культура его носителей. Между тем изучение языков несет в себе огромную пользу для нашей психики и для развития мозга. Любопытно, что с этой точки зрения лучше владеть несколькими языками не в совершенстве, чем выучить один иностранный досконально.

Если вы учите иностранные языки, ваш мозг растет, причем в буквальном смысле слова. Точнее, растут его отдельные области — гиппокамп и некоторые участки коры больших полушарий.

Исследователи, опубликовавшие результаты изучения мозга у профессиональных переводчиков, отмечали рост объема серого вещества у тех из них, кто в течение как минимум трех месяцев занимался углубленным изучением языка. Причем чем больше усилий прилагал конкретный участник исследования, тем более заметно было увеличение объема серого вещества.

Билингвам (носителям двух или более языков) положена в среднем пятилетняя отсрочка от деменции, вызываемой синдромом Альцгеймера. К такому удивительному результату пришла команда нейропсихологов, сравнивавшая течение болезни у людей, освоивших иностранные языки и, наоборот, не владеющих ими.

Из 211 участников исследования 102 пациента владели как минимум двумя языками, а остальные 109 не удосужились выучить никакого языка, кроме родного. Изучив течение болезни у представителей этих двух категорий, ученые пришли к выводу, что в первой категории первые признаки синдрома диагностировались в среднем на 4,3 года позже, а состояние деменции, к которому приводило его развитие, — на 5,1 года позже, чем во второй категории.

Те, кто владеет несколькими языками, быстрее и легче приспосабливаются к неожиданным изменениям обстоятельств

Ранее медики высказывали мнение, что усиленное развитие мозга замедляет развитие синдрома Альцгеймера. Речь не обязательно идет о изучении языков, подойдут также занятия математикой, регулярное решение сложных головоломок, логические игры. Упомянутое исследование стало одним из первых подтверждений этой гипотезы. Отметим, что профилактический эффект, который оказывает изучение языков, гораздо сильнее любых лекарственных способов терапии этого недуга.

Человек, овладевающий иностранным языком, учится куда лучше распознавать звуки — и в дальнейшем делает более заметные успехи в овладении музыкальными инструментами. Впрочем, не следует благодарить за улучшение способностей к музыке свои уши — основную работу по распознаванию звуков выполняет мозг, а не органы слуха.

Те, кто владеет несколькими языками, способны легче переключаться между задачами и параллельно решать в уме несколько разных проблем. Кроме того, они быстрее и легче приспосабливаются к неожиданным изменениям обстоятельств.

Авторы исследования, установившие этот факт, провели два эксперимента. В первом билингвам и людям, знающим только родной язык, была предложена серия тестов, по итогам которой выяснилось, что билингвы лучше справляются с одновременным выполнением нескольких задач и переходом от задач одного типа к заданиям совершенно другого, нового.

Второй эксперимент был сложнее: в нем тесты были предложены монолингвам и билингвам разных возрастных групп. Вполне ожидаемым был результат, что молодежь лучше решала логические задачи, чем люди 45-50 лет и старше. Однако у билингвов разница между юными, зрелыми и пожилыми была не столь ярко выраженной: как выяснилось, билингвы с возрастом лучше сохраняют умение одновременно решать сложные задачи. Правда, чтобы добиться таких способностей, языки желательно учить с детства, отмечают исследователи.

Дети, выросшие в многоязыковом окружении, отличаются намного лучшей памятью, чем те, кто с детства слышал только родную речь. Более того, как установили исследователи, это, как правило, означает и то, что они лучше считают в уме, отличаются лучшими способностями к чтению и другим подобным навыкам.

Дети-билингвы также лучше запоминают последовательность любых предметов и событий — что позволяет им, например, гораздо увереннее ориентироваться на незнакомой местности, а также крепче удерживать в голове список дел, которые нужно сделать. Разница проявляется уже в 5-7 лет, а сохраняется, по-видимому, на всю жизнь.

Билингвы схватывают на лету суть взаимодействия между людьми в новом коллективе, в который они только что попали

Дети-билингвы также лучше запоминают последовательность любых предметов и событий — что позволяет им, например, гораздо увереннее ориентироваться на незнакомой местности, а также крепче удерживать в голове список дел, которые нужно сделать. Разница проявляется уже в 5-7 лет, а сохраняется, по-видимому, на всю жизнь.

Еще один стереотип — люди, учащие несколько языков, хуже знают свой родной — отчасти справедлив: оказывается, словарь родного языка у них в среднем действительно более узкий, чем у тех, кто не знает другой речи, кроме родной. По крайне мере, если речь идет о людях без высшего образования, выучивших чужой язык просто в силу мультикультурного окружения. Однако у билингвов в любом случае более развитое понимание логики родного языка — в частности, грамматики и способов словообразования.

Как известно, человек — существо социальное. Но отношения с другими людьми развиваются по разным сценариям: одни помогают раскрыться, другие заставляют скрывать свое истинное лицо. Что отличает зависимые отношения и можно ли превратить их в здоровые?

Можно ли выучить новый язык после пятидесяти?

Наш мозг отличается исключительной лингвистической гибкостью, которую мы, увы, утрачиваем с годами. Тем не менее учить иностранный язык никогда не поздно, если для этого есть жизненно важные причины.

Мозг людей, которым легко дается изучение иностранных языков, несколько отличается от мозга всех остальных. К примеру, как рассказывает New York Times, в свободное время 16-летний мальчик из Нью-Йорка сам выучил иврит, арабский, русский, суахили, а также десяток других языков.

И хотя не ясно насколько хорошо Тимоти Донер (Timothy Doner) освоил эти языки, все же он отличается от большинства людей, которые говорят на одном, максимум на двух языках.

Возникает вопрос: есть ли в мозгу этих людей что-то уникальное, что позволяет им понимать гораздо больше языков и говорить на них, на что неспособны абсолютное большинство оставшихся людей? Ответ ученых на этот вопрос очень неоднозначен. По мнению некоторых исследователей, мозг многих людей генетически предрасположен к тому, чтобы они могли выучить много языков. Причем, эксперты только начали изучать некоторые области мозга, которые очень активны и велики по размерам среди людей, знающих несколько языков.

Читайте также:  Менингиома головного мозга что это такое

По мнению других, человек должен быть достаточно мотивированным для того, чтобы тратить большое количество времени и сил на изучение новых способов общения. «Дети делают хорошо то, что им нравится», — говорит Майкл Паради (Michael Paradis), нейролингвист университета Макгилла, в Монреале, который сравнивал обучение игре на фортепиано, занятиям спортом или что-то другое, что требует дисциплины и самоорганизации. «Дети, которые любят математику, преуспевают в ней, а те, которые любят языки, преуспевают на этом поприще».

«Это всего лишь один из случаев общего принципа», — добавил он. «Если вы стараетесь, и у вас хорошая мотивация для реализации себя в определенной области, у вас будет возможность улучшить свои знания в этой области до максимума».

Очень маленькие дети показывают удивительно хорошие результаты, при обучении их нескольким языкам одновременно. Они могут говорить на каждом из выученных языков как на родном. Причем, во взрослой жизни, части мозга, в которых хранится информация о каждом языке, никак не затрагивается другой информацией. Однако, то же самое нельзя сказать о людях, которые начали изучать второй язык, к примеру, в школьном возрасте, потому, что будучи постарше и выказав желание научиться говорить на третьем языке, они могут начать забывать второй.

С возрастом, однако, не только труднее осваивать новый язык, понимание некоторых нюансов языка становится просто недоступным. «В возрасте 9-12 месяцев, к примеру, дети начинают терять способность различать звуки, которые не используются в их родном языке», — говорит нейролигвист Лорейн Облер (Loraine Obler).

Когда изучение второго языка начинается в возрасте старше 4 лет, большинство людей уже никогда не смогут глубоко понять морфологию второго языка, которая регулирует правила, рассказывающие о том, как языковые единицы складываются в слова. После 7 лет мозг начинает обращать внимание на сам процесс обучения, что влияет на тип памяти, которую используют дети, чтобы выучить язык.

Если же изучение языка началось после периода полового созревания, то маловероятно, что человек сможет говорить на иностранном языке без акцента, хотя Донер в данном случае является уникальным, поскольку его акцент звучит очень впечатляюще.

На протяжении целого века, ученым было известно, что есть на внешней коре левого полушария головного мозга области, известные как зона Брока и зона Вернике, которые играют решающую роль при обучении пониманию речи и ее воспроизведению. Кроме них, в мозгу существует еще несколько областей, которые контролируют процесс обучения языку.

Паради подчеркнул, что немаловажную роль играют гены, нейротрансмиттеры и области мозга, связанные с долговременной памятью, при этом, целый ряд мозговых структур вступают в игру, когда человек начинает говорить на втором языке. Это помогает объяснить, почему повреждения мозга, связанные с болезнью Паркинсона или Альцгеймера, могут повлиять только на один язык: на родной или на второй изученный, оставляя оставшийся нетронутым. При старении может также появится акцент, который ранее был незаметным.

Только в последние годы ученые начали сосредотачиваться на областях мозга, которые, судя по всему, имеют наибольшее значение при развитии полиглотами своих навыков. К примеру, в исследовании 2008 года, экспертам удалось выявить, что мозг студентов с хорошими языковыми навыками содержал особую увеличенную извилину, расположенную в левой части нашего главного органа. Позднее было выявлено, что данная область ответственна за лучшее изучение только тональных языков, таких как мандарин.

В другом исследовании, опубликованном в прошлом году в журнале Neuroscience, говорилось, что в мозгу людей с хорошими языковыми навыками, связь между белым веществом слуховой коры, которая является частью языковой сети, сильнее. И в настоящем исследовании специалисты говорят о более сильных связях между определенными нейронами, а также о генетическом компоненте, который задает работу всей системы.

Причем, это не просто полиглоты, новое исследование нашло подобные «отклонения» и у людей, страдающих от дислексии. Тем не менее, даже если исследования выявляют биологические показатели, все равно невозможно пока сделать однозначных выводов. Наша биология помогает нам просто определить, какие стратегии мы должны использовать для того, чтобы узнавать новые диалекты.

«Вы не обречены, если у вас необходимая извилина не удалась по размерам. Целью нашей программы является поиск предикторов, и как только мы их отыщем, мы сможем разработать правильные учебные программы для конкретного человека», — говорят эксперты.

Тем не менее, область нейролингвистики так и остается еще неизученной в полной мере, потому, что процесс изучения иностранного языка и связанные с ним мозговые схемы – это тайна за семью печатями.

ykaneva 2017-07-17T18:39:54+00:00 July 10th, 2017 | Всякое интересное | 5 Comments 5 24,669

То, что знание английского увеличивает зарплату и открывает все двери – это из разряда “спасибо, кэп”. Но знал ли ты, что изучение иностранного языка (пусть даже санскрита или клингонского) сделает тебя счастливее? Поможет принимать верные решения? Продлит жизнь?!

Сегодня тебя ждет огромная, но невероятно интересная статья об устройстве нашего мозга и о причинах его “дружбы” с изучением языков.

1. Польза для мозга

Известно, что Марк Цукерберг довольно много времени в подростковом возрасте потратил на изучение дневнегреческого языка. Все мы знаем, что уроки классических языков ранее преподавались в гимназиях. Когда я училась в Университете, самый большой конкурс у нас был на кафедру ИТМК, где в число обязательных предметов входило изучение латинского, древнегреческого и еще какого-то древнего экзотического – например, я учила древнекоптский язык.

Применимо ли все это в текущей жизни? Конечно, нет. Я лично помню едва ли 10% из того, что учила.

Были ли это с пользой потраченные годы и тысячи часов для всех участников процесса?

Конечно, да!

Потому что изучение языка – это одна из лучших тренировок для развития мозга, его способности к обучению и восприятию нового. Наш мозг всегда старается совершенствовать тот процесс, который мы делаем чаще всего – он его оптимизирует, старается связать с этим процессом выделение большего количества гормонов удовольствия и т. д.

Когда ты каждый день смотришь сериалы и ешь чипсы, это не значит, что твой мозг бездействует, он просто совершенствует процесс поедания чипсов и просмотра сериалов.

Если мы говорим об изучении языка – ничто не помогает мышлению развиваться и быть довольно гибким для того, чтобы впоследствии освоить любую систему. Новый язык программирования, новую технологию, новые знания о мире. И именно способность к освоению одновременно нескольких систем позволяет людям открывать новое – новый продукт, бизнес, технологию. Потому что чаще всего – это результат, когда к одной области знаний ты догадался применить идеи из другой системы или области.

Читайте также:  Судорожная активность головного мозга у взрослых

Я специально начала с примера экзотического языка, а не английского. Всем и так понятно, что английский – учить полезно, потому что это помогает в карьере и позволяет путешествовать по всему миру комфортно.

Но пример чего-то, на вид бесполезного, но, для мозга обладающего той же пользой, нагляднее показывает механизм влияния изучения языка на наш мозг. Я бы добавила – что древние языки для мозга намного полезнее, чем английский, потому что для нашего сознания – это совсем новая система, с которой нет никаких ассоциаций в современном мире (мало синонимов, нет использования в новоязе).

– Итак, первое и главное, изучение любого языка – развивает нашу способность учиться и исследовать, как самый эффективный набор тренировок – для развития физических мышц.

– Второе, изучение языка в буквальном смысле меняет личность и обогащает наше понимание реальности.

Если глаза – это условные окна для твоего тела, то язык и слова – это условные окна для твоего сознания и личности. Вся парадигма личности в современной психофизиологии построена на том, что язык настолько развит, что в нем есть слова для описания индивидуальности, личности и ее различия в сравнении с другими, что в нашем языке достаточно значимых понятий для описания этих оттенков. Например, в языках народов, где распространен буддизм, нет достаточного количества слов для описания личности и процессов сознания.

Это научный факт – язык расставляет значения для объектов в окружающем мире. Что-то становится для тебя значимым, если у этого есть название, и это название к тому же – вызывает позитивные эмоции. Например, в эскимосских языках есть 20 и больше слов для обозначения снега. Потому что в их мире снег имеет БОЛЬШОЕ значение. Если ты выучишь эти 20 слов, твое представление о снеге изменится навсегда. Также – если ты очень хорошо выучишь французский язык, твое отношение к еде изменится драматически. Просто потому что теперь ты будешь способен описать ее значительно большим количество слов, чем раньше.

То есть когда ты учишь новый язык – это не значит, что ты выучил большое количество переводов уже известных слов. Такой подход к изучению языка как раз будет очень трудным и не принесет желаемого результата. Изучение языка обогащает твои способности к анализу и восприятию окружающего мира, потому что ты начинаешь в нем просто (тупо) видеть больше вещей.

Наш мозг – очень сложная система, состоящая из множества частей. До сих пор далеко не все из них изучены, с точки зрения того, за что они отвечают. Кроме того, мозг – это система взаимосвязей, то есть эти части еще образуют множество комбинаций, включающих у нас решение принять то или иное действие, оценку ситуации, эмоции, рефлексы и т.д. Сквозь эти части проходят нейропути (например, норадреналиновые или дофаминовые), по которым движутся гормоны, большей частью нейромедиаторы, и включают те или иные области мозга или активируют нейронные связи. Есть еще ряд механизмов, которые, в зависимости от ситуации, включают и выключают активность разных частей головного мозга.

Но за рациональные мысли, обучение, креативность, то, с чем мы привыкли ассоциировать человека, отвечает кора головного мозга, и в большей степени – префронтальная кора, передняя часть коры головного мозга.

Здесь находится самое большое количество нейронных связей, синапсов.
Их у человека настолько много, что большая часть их в каждый момент времени не занята, не вовлечена в процесс выживания организма. Например, мозг мыши фактически весь подчинен функциям выживания и рефлексов. А наши же неиспользованные синапсы в любой момент времени доступны тому, чтобы заняться чем-то новым и перестроиться.

Обучение – это формирование новых нейронных связей, синапсов, и изменение уже существующих. Американский нейрофизиолог Айра Блэк определял знание – как архитектуру сети между определенными нейронами, а обучение – как модификацию этой архитектуры.

Синапс – это точка соединения нейронов. Как они соединяются? Химически. Их связывают через рецепторы аксонов и дендритов определенные химические вещества – лиганды, большая часть из них – известные нам нейромедиаторы, например, эндорфин или дофамин. Нейробиолог Кэнденс Перт назвала их даже informational substance – информационное вещество. И каждый раз, когда мы узнаем что-то новое, возникает новая цепочка или меняется старая. Нейромедиаторы – это как буквы алфавита, а цепочки – это набор слов, которыми мы владеем.

Новый язык – прямо в буквальном смысле, физически, рождается в нашем мозгу в виде новых синапсов.

У человека более 100 миллиардов нейронов, каждый соединен с сотнями других нейронов синапсами в количестве от 1 до 10 тысяч. По расчетам ученых, понадобилось бы около 32 миллионов лет, чтобы сосчитать все синапсы в нашей коре головного мозга. Представляете, какая у нас потенциальная мощность по формированию новых цепочек, а, значит, нового знания?

Мы узнали, что в принципе происходит в мозгу во время обучения. А если говорить именно про обучение языку, то этот процесс локализуется в левом полушарии – в перисильвиевой области.

Передняя часть этой области – центр Брока – отвечает прежде всего за грамматику и синтаксис, в то время как задняя – центр Вернике – за звучание слов и их понимание. Например, если у человека поврежден центр Брока, он не сможет говорить, а если центр Вернике – он перестанет понимать услышанное.

Читайте также:  Как заставить работать мозг на 100 процентов упражнения

Вильям Левельт, директор Института по психолингвистике Макса Планка, Нидерланды, идентифицировал три системы, которые участвуют в процессе запоминания и использования слов в ежедневной речи: лексическая, синтаксическая и фонетическая.
Первая, лексическая система, активируется, когда мы только хотим что-то сказать, она отвечает за значения, определения, не слова, а их смыслы. Поэтому, когда мы хотим найти слово, мы сначала знаем, прямо чувствуем другими органами чувств его значение. Мы активировали смысл и дальше уже будем искать подходящее ему слово.

То есть у нас есть три картотеки: значения и ассоциированные с ними звуки и правила родного языка. Все три картотеки взаимосвязаны.

Теперь понятнее становится, почему так непросто знать иностранный язык как родной? Язык – это не просто единица слова, все его части (значение, форма, звук) – складированы в разных частях мозга. Каждый раз, чтобы выучить иностранный язык, ты на самом деле учишь 3 разные системы или языка.

Это же и объясняет, почему некоторые однобокие подходы в изучении языка – или только от говорения, или только от грамматики – не работают.

Левелт считает также, что мы не теряем способность и скорость запоминания языков с возрастом, просто увеличивается количество ассоциаций и карточек в наших трех системах, и поэтому требуется значительно больше времени для обработки имеющейся информации.

Теперь ты понимаешь, как радикально меняет твой мозг изучение иностранного языка и почему это так сложно?

2. Польза для жизни

Оказывается, выгода от знания чужого языка, настолько огромна, что может поменять нашу жизнь и смерть.

Как известно, у людей есть 2 системы принятия решений, интуитивная и рациональная. Рациональная принимает решения в очень редких случаях. Обычно мы выбираем решение интуитивной – на основе эмоций, физиологического состояния или предзаданных шаблонов, которые сохранены в нашем мозгу для ускорения обработки процессов. Эти шаблоны называются когнитивными искажениями, и они заставляют нас принимать глупые решения, игнорируя реальную ситуацию.

Многочисленные исследования доказали, что когда человек думает или формулирует какую-то ситуацию на иностранном языке, он принимает более рациональные решения.

Почему? Наши шаблоны сохранены на родном языке.
Второе, наша рациональность выключается при любой эмоции, хорошей или плохой. С родным языком у нас связано много эмоциональной памяти, и много контекста. Нас всегда можно сильно оскорбить на родном языке, а не на чужом. Проверь себя: что вызывает в тебе большие эмоции при звучании: c***ка или b***ch? То-то же.

Так что, когда ты сформулируешь жизненную ситуацию или профессиональную проблему на чужом языке и на нем же попытаешься найти решение, оно будет более рациональным, принятым нашей рациональной умнейшей системой, а не эмоциональным или когнитивно-искаженным. Но для этого надо хорошо знать иностранный язык, чтобы вместо принятия решений не заниматься подбором слов.

Как ты помнишь, вся деятельность, связанная с языком, находится в левом полушарии, в Перисильвиевой зоне. А активность в левом полушарии обычно совмещена с вызовом позитивных эмоций, например, ощущения бодрости или желанием вести себя открыто, доверчиво по отношению к окружающим, в противоположность избегающему поведению, сопровождающему активность в правом полушарии.

Изучение языка, заставляя работать мозг, создает в нем большое количество изменений (помнишь нейронные цепочки?), поэтому он становится более пластичным и адаптивным. Более того, это помогает противостоять многочисленным болезням старости.
Например, в рамках исследования 2010 года специалисты изучили данные 200 пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, и обнаружили, что те, кто владел несколькими языками, сталкивались с симптомами на 5,1 лет позже.

Тебя еще что-то останавливает сейчас же все бросить и заняться изучением английского или хоть какого-то иностранного языка? Вот это видео или Фейсбук?

Ну так это когнитивное искажение, которое приведет только к плохому. А теперь попробуй сейчас задать себе тот же самый вопрос на иностранном языке

3. Как современные технологии помогут лучше учиться

Мы не зря написали статью о том, как взаимосвязаны твой мозг, физиология и
обучение (в частности, изучение иностранных языков).

Я работаю в компании Welltory, и мы делаем приложение для управления стрессом и продуктивностью. Его главный смысл – замерять уровень стресса, энергии, видеть общее состояние организма, и далее – улучшать свое самочувствие при помощи изменения образа жизни.

Философия продукта как раз построена на том, что наша продуктивность, способность решать задачи и быть успешными тесно связаны с физиологией. То, как чувствует себя наш организм напрямую влияет на то, как мы способны мыслить, быть эффективными или мотивированными. И совершенно недостаточно просто решить, что “завтра начну новую жизнь”, или управлять своими возможностями, не решая базовых потребностей своего организма.

Приложение Welltory можно скачать и для iOS, и для Android.

И тогда ты можешь:

– мониторить свою физиологию, насколько твое тело готово познавать что-то новое:
Всего лишь при помощи камеры смартфона можно замерять стресс, энергию и получать общую диагностику своего организма.

– мониторить свой стресс:
Это важно, потому что если ты находишься в состоянии стресса, у тебя не получится продуктивно учиться. Мозг в состоянии стресса отключает рациональные способности.

– видеть позитивные результаты своего обучения на уровне организма:
Как мы писали, процесс обучения языку позитивно влияет на эмоциональное состояние и самочувствие. Замеряя ежедневно свой уровень энергии и продуктивности, ты увидишь в цифрах, как на тебя влияет обучение.

Тогда изучение иностранных языков (да и любое обучение чему-то принципиально новому) принесет по-настоящему ощутимые результаты.

4. Бонус (. ) для самых терпеливых

Дорогой читатель, надеюсь, эта статья дала тебе дополнительную мотивацию к изучению английского языка. Кстати, специально для читателей Lingualeo блога наши друзья из Welltory предоставили очень классный бонус: скидку 30% на первый месяц на любой тариф приложения!

Лови промокод: lingualeo. Активировать можно по ссылке. Он действует до конца лета!

Читайте также:
Adblock
detector