Рост и развитие мозга происходит исключительно благодаря его использованию. Чем чаще используются сенсорные и двигательные окончания мозга в данный момент времени, тем больший объем занимает мозг в процессе своего роста. В этом смысле рост мозга ничем не отличается от роста мышечной массы.
На человеческий интеллект влияют как физиологическое строение мозга, так и особенности функционирования системы передачи мозговых импульсов другим органам и тканям. По свидетельству нейрофизиологов, мозг осуществляет управление, используя специальные нервные клетки – нейрон, которые посредством связей между своими отростками формируют сложную информационно-функциональную сеть. Каждый нейрон может накапливать возбуждение, а затем пересылать получающийся сигнал другим нейронам с помощью электрических токов, преодолевающих промежуток между отростками, так называемый синпс (Кольцова Н.М., Ветрова О.С., ДельгадоХ.).
Как утверждают ученые, человеческий мозг насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействованы. Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между клетками формируются особые отростки.
Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно – это период от рождения ребенка до 5 лет, и по мере того как они развиваются возрастают возможности мозга. У новорожденного мозг достигает 25% своего взрослого потенциала, уже в первые 6 месяцев после рождения – 50%, в 2,5 года – 75%, в 5 лет – 90%, в 10 лет – 95%. (Г. Доман, М. Ибука, Кахал, Х.Дельгадо).
Ученые предполагают, что опережающим стимулированием можно ускорить рост нервных клеток и таким образом добиться более раннего и более эффективного развития ребенка. Это совсем немало, если дело касается интеллекта и психики (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский).
Первый год жизни – это период сенсорно-моторного развития. В это время в основном развиваются наиболее древние в эволюционном отношении нижние отделы мозга.
Логика развития такова, что высшие отделы формируются полноценно только при развитии низших. Развитие идет поэтапно. Потому важно максимально реализовать условия, необходимые для прохождения каждого этапа. [28]
Известный американский психолог и врач, добившийся замечательных результатов в излечении детей с мозговыми травмами – Г. Доман считает главным открытием сотрудников филадельфийского института развития человеческого потенциала – наличие самой непосредственной связи между подвижностью и интеллектом. Мобильность и интеллект связаны самым непосредственным образом и, особенно, важна эта связь в раннем детстве. У человеческих существ потребность двигаться стоит на втором месте после потребности дышать. Движение – это фундамент всех других человеческих способностей.
В результате исследований, ученые филадельфийского института обнаружили, что существует шесть функций, благодаря которым человек выделяется среди всех других созданий. Все они – продукт коры головного мозга. Только человек обладает этим новообразованием, и, благодаря ему, способен к выполнению шести функций, недоступных никаким другим существам.
Три из этих функций по своей природе являются моторными и полностью зависят от трех других – сенсорных.
Моторные функции это:
1. Ходьба, бег, прыжки в вертикальном положении, при котором противоположные конечности движутся вместе (правая рука — левая нога, левая рука – правая нога).
2. Речь, в виде искусственно придуманного, символического звукового языка, основанного на определенных соглашениях.
3. Письмо, в виде искусственно придуманного, символического визуального языка, основанного на определенных соглашениях.
Естественно-научное объяснение развития психики человека.
Путь, который проходит ребёнок от рождения до зрелости, — это социализация. Это центральное понятие в классической психологии.
Пиаже: социализация — преодоление эгоцентризма, необходимы отношения кооперации.
Теория соц. научения: социализация — переход от новорожденности к полной социальной и психологической зрелости.
Культурно-историческая парадигма в исследовании психического развития ребёнка
Эту парадигму разработал Выготский. Он увидел развитие ребёнка по-новому.
Ход психического развития — процесс индивидуализации психики. Закон развития ВПФ: психические функции появляются на свет дважды, сначала как разделённая между ребёнком и взрослым, а затем как собственный психический процесс самого ребёнка. Отсюда следует, что процесс идёт от социального к индивидуальному.
Следствием этого закона является понятие ЗБР.
Выготский, условия развития психики.
1. Наследственные задатки.
2. Среда, в которой живёт ребёнок.
Энвероментальный подход: соц.-эк. положение семьи, полная/неполная семья, количество детей, порядок рождения, влияние отношения матери к отцу, матери к своей собственной жизни и многое другое.
В КИК никто не отрицает наследственные задатки, они определяют те различия, которые существуют между нами. Но мы изучаем не различия, а то общее, что свойственно нам, как людям.
Поэтому в КИК условия развития:
1. Морфофизиологические особенности мозга ребёнка. Если мозг не имеет органических нарушений, то развитие ребёнка будет происходить благополучно.
2. Общение ребёнка и взрослого. Феномен госпитализма или дефицита общения, открыт Дж. Боулби и Рене Спитц, которые работали во время войны в Англии в госпиталях. Они лечили детей, лишённых родителей.
В Ленинграде институт мозга, А.А. Щелованов руководил этим институтом, именно ему принадлежит понятие дефицита общения.
Где искать источник психического развития?
Классическая психология — внутри ребёнка, в его природе. Психоанализ: влечения, либидоносная энергия. Пиаже: уравновешивание между процессами ассимиляции и аккомодации.
Форма, в которой происходит развитие
В классической психологии форма развития — процесс адаптации ребёнка к среде. У Пиаже адаптация — уравновешивание между процессами ассимиляции и аккомодации.
Специфика психического развития
Классич. психология: процесс рекапитуляции — повторение в ходе индивидуального развития этапов развития человеческого рода. Ст. Холл, Бюллер, Штерн, Пиаже.
Неклассич. психология: психическое развитие — это процесс, который происходит благодаря взаимодействию идеальной формы и реальной. Речь формируется потому, что она есть в обществе.
Когда появилась на Земле жизнь (филогенез) идеальная форма не могла влиять на развитие начальных форм, сейчас ребёнок эту культуру осваивает.
Движущие силы развития
Гипотеза о конвергенции двух факторов: наследственности и среды.
В неклассич. психологии: если источник развития — среда, форма развития — присвоение культуры каждым ребёнком, то движущей силой развития будет обучение.
Как обучение оказывает влияние на развитие ребёнка?
Выготский: сознание — ключевая проблема в психологии.
Сознание — совокупность явлений сознания (ощущения, восприятие, память, мышление).
В центре сознания сначала находится восприятие, в дошкольном возрасте в центре сознания находится память, в школьном возрасте — мышление.
Смысловое строение сознание связано с развитием речи, обобщений. Вход в сознание возможен только через речь. Речь-слово имеет значение, значением слова является обобщение. Выготский показал, что обобщения развиваются. Для ребёнка раннего возраста обобщения имеют форму синкретов, синкрет — обобщение на основе субъективных переживаний.
Следующая форма обобщений — комплексы. Это обобщения на основе объективных, но несущественных признаков, явлений.
Понятия — обобщения на основе объективных существенных признаков.
Мы можем переводить ребёнка с одного уровня обобщений на другой.
1. Выготского обвиняли в идеализме. Ничего не говорил о том, как мозг работает, что психика — продукт деятельности мозга.
2. Обвинение в интеллектуализме. В гипотезе о системности строения сознания всё относится к познавательным процессам, а мотивационно-потребностная сфера личности Выготским не анализирована.
3. Ещё один недостаток. Нет большого количества фактов (как у Пиаже), которые могли бы подтвердить концепцию.
Исследования психологов харьковской психологической школы.
Эксперимент, который провёл А.В. Запорожец. Он изучал развитие понятий у глухих детей. Можно ли у глухого ребёнка сформировать настоящие понятия?
Предметно-практическая деятельность ребёнка.
Является ли деятельность одной и той же на всём пути развития ребёнка?
Леонтьев: у каждого возраста есть свой ведущий тип деятельности.
1. орудийно-практическая деятельность
2. игра — дошкольники
3. учение — младшие школьники
Понятие деятельности — развитие учения Выготского, позволило снять обвинение в идеализме.
Было показано, что есть ведущий тип деятельности у ребёнка младенческого возраста — эмоционально-непосредственное общение ребёнка и взрослого. Майя Ивановна Лисина проводила исследования на эту тему. Она поняла, что в первое полугодие общение носит ситуативно-личностный характер, во второе полугодие — ситуативно-деловой характер.
Эльконин: не всякая игра является ведущим типом деятельности (ВТД). Существуют разные игры: спортивные, компьютерные, дидактические и т.д. ВТД является сюжетно-ролевая игра, которая возникает по инициативе самого ребёнка и осуществляется в коллективной форме.
У ребёнка школьного возраста ВТД будет не просто учение, а учебная деятельность в этом возрасте.
Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова изучали ВТД младшего подросткового возраста (12-15 лет). ВТД здесь — личностное общение. С=?
Современные исследователи пытаются понять, какой ВТД у старших подростков. В этом возрасте на первый план выступает подготовка к профессии, поступлению в институт. С=? Это учебно-профессиональная деятельность.
Не всё ещё ясно, но когда эти виды деятельности были более или менее выделены, появился вопрос, как происходит переход от одной ВТД к другой?
А.Н. Леонтьев: деятельность связана с мотивом, действие — цель, операции — условия. Мотивы бывают реально действующими и знаемые. Когда мотив переходит от первого ко второму, происходит смена ВТД.
В учебной деятельности ребёнок осваивает ЗУН, формируется операционально-техническая сфера личности (он учится читать, писать).
В младенческом возрасте преимущественно формируется мотивационно-потребностная сфера личности. В раннем возрасте формируется операционально-техническая сторона личности.
В младшем подрастковом возрасте система мотивов и потребностей выступает на первый план. В старшем подростковом возрасте — операционально-техническая.
Новый закон развития, закон периодичности детского развития
(Эльконин). В детском развитии имеет место чередование видов деятельности. => Новая периодизация психического развития.
Переходы от одного периода к другому, от одной стадии к другой, — кризисы развития (большие и малые).
Кризисы отношений — большие кризисы, кризисы мировоззрений — малые кризисы.
Обвинения в идеализме, интеллектуализме снимаются. Факты постепенно накапливаются.
Предкризис: ребёнок пошёл в школу, ему нельзя общаться, а надо учиться. Общаться он перестаёт, поэтому спад, но учиться он ещё не может, не умеет. Его привычные действия здесь не работают.
Выготский (может, Маркс): за кризисом следует развитие.
Принцип единства интеллекта и аффекта Эльконина. Аффект и интеллект — две линии развития, которые осуществляются одновременно, но одна линия является направляющей, а другая — латентной. Рисунок из учебника.
П.Я. Гальперин, концепция о природе предметного действия. Концепция Пиаже: предметные действия — преобразования объекта из одного состояния в другое. Если обращать внимание на результат действия, физический опыт, если на способ достижения — логико-математический опыт. У Леонтьева в структуре деятельности есть действия, которые всегда соотносится с целью. У Гальперина действие состоит из ориентировочной и исполнительной частей.
Три типа ориентировки:
1. пробы и ошибки, результат соответствует нормальной кривой распределения;
2. учащийся получает от учителя полную ориентировочную основу действия (алгоритм действия, составленный взрослым). Ребёнок выполняет действие с первого раза, каждый раз правильно. Например, прописи, в которых расставлены точки.
Эльконин заметил, что разработанное Гальпериным относится к операционально-технической стороне действия, этого недостаточно, т.к. есть мотивационный аспект. У человеческого действия есть смысл. Смысл — всегда выполнение действия ради другого человека. Эта микроструктура предметного действия лежит в макроструктуре периодов психического развития.
Содержание развития ребёнка в каждом возрасте
1. социальная ситуация развития — специфическая в каждом возрасте своя система отношений между ребёнком и взрослым;
2. задача развития — противоречие, заключённое в ССР;
3. ВТД — тип деятельности, в котором решается задача развития, формируются основные психологические новообразования возраста;
4. новообразования возраста.
Все психологические возраста будем анализировать по этой схеме, соответствующей структуре возраста.
В каждом возрасте есть стабильные и критические возраста.
Кризис всегда связан с необходимостью построения новой ССР.
Кризис новорожденности. 0-2 месяца |
Кризис 1 года. |
Кризис 3 лет. |
Кризис 7 лет. |
Кризис новорожденности
Кризис новорожденности — переход*беспомощность. У новорожденного нет ни одной, готовой функционировать, формы поведения. →
Социальная ситуация развития. Вне взаимодействии со взрослым жизнь ребёнка была бы невозможна. Жизнь идёт от социального к индивидуальному.
Проблема беспомощности. Были сделаны попытки охарактеризовать это состояние.
Зоолог Портман говорил, что животных можно разделить на две группы: зрелорождающиеся (способны следовать за своими развития, готовы функционировать органы восприятия) и незрелорождающиеся (животные, которые появляются на свет с закрытыми глазами и закрытым слуховым проходом). Человеческий ребёнок — вторичный незрелорождающийся, он рождается с функционирующими органами, но не способен к самостоятельному передвижению.
Исполнительная часть действия ребёнка строится на основе ориентировки. Сенсорные процессы развиваются раньше, чем двигательная сфера. Двиг. сфера развивается на основе ориентировки.
П.Я. Гальперин, есть ли инстинкты у человека? От этого зависит способ обучения ребёнка. Этот вопрос связан с проблемой беспомощности.
Есть двигательная теория инстинктов Жака Фабра. Он занимался изучением насекомых. Инстинкты — врождённые, одинаковые у всех представителей вида, не требующие обучения, стереотипные и целесообразные формы поведения. Были получены экспериментально факты, доказывающие, что эта теория себя не оправдывает.
Гальперин создал новую концепцию, соответствующую принципам КИК.
Сенсорная теория инстинктов.
Потребность входит в структуру инстинкта, но не только. Она входит и в структуру интеллектуального поведения и других. Это существенная, но не специфическая характеристика инстинкта.
Инстанция специфической чувствительности свойства объекта, которая удовлетворяет потребность. Если потребность в состояние напряжения, то эта инстанция восприимчива к раздражителю. Свойства безусловного раздражителя: запах, цвет и т.д.
Специфическая чувствительность — чувствительность по отношению к абиотическим свойствам объекта.
Объект, по отношению к которому есть потребность, сначала должен быть найден. Т.е. возникает поисковое поведение. Затем по отношению к объекту осуществляется специфическое поведение.
Поведение животных характеризуется прямым отношением субъекта к объекту, удовлетворяющему потребность.
В процессе антропогенеза (становления человека) между организмом и объектом, удовлетворяющим потребность, возникла промежуточная среда: общественные способы удовлетворения потребностей, общественные оценки. → Систематическое торможение связи между потребностью и инстанцией специфической чувствительности. → Потребность превращается в общественную потребность. Наше отношение к миру определяется системой культуры, что делает невозможным инстинктивное отношение к объекту, удовлетворяющим потребность. Поэтому инстинкт не совместим с человеческой культурой.
Выготский: обучение — присвоение норм, оно влечёт за собой развитие; Пиаже: развитие влечёт за собой обучение.
1. что такое развитие по Выготскому и Пиаже? Можно сравнительную таблицу
2. Объяснить, почему Выготский: обучение — присвоение норм, оно влечёт за собой развитие; Пиаже: развитие влечёт за собой обучение.
Семинар. 27.11.2012
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы
Для правильной оценки нервно-психического развития ребенка и основных синдромов его поражения необходимо знание морфологических и функциональных особенностей центральной нервной системы детей различного возраста.
Так, головной мозг новорожденного по массе составляет 1/8 массы тела, размер головы равен ¼ длины тела (масса мозга ребенка равна приблизительно 350 г). К году масса мозга увеличивается до 900 г, но по отношению к общей массе тела составляет 1/10. К 10 годам мозг весит приблизительно 1300 г, а по отношению к массе тела составляет 1/20. Среднюю массу мозга взрослого человека принято считать равной 1500 г или 1/40 — 1/50 от общей массы тела. У новорожденного, следовательно, относительная масса головного мозга в 5-6 раз больше, чем у взрослого. Вес головного мозга после 4-х лет увеличивается лишь на ¼. После 12 лет жизни головной мозг — единственный орган, не имеющий резкого увеличения массы в связи с пубертатным периодом развития организма.
Кора головного мозга после рождения ребенка отличается, во-первых, непропорциональностью развития (лобные доли с 20% у новорожденного увеличиваются к 14 годам до 26%, а затылочные всегда составляют 12%) и, во-вторых, неравномерностью его темпов (масса мозга интенсивно увеличивается до 5 лет, после 4х — 5 лет она возрастает лишь на ¼ от общей массы мозга). После 10-15 лет масса головного мозга практически не увеличивается.
Морфологическое созревание клеток коры головного мозга означает, кроме увеличения их размеров и массы, рост аксонов (более ускоренно растут аксоны, проводящие центростремительные возбуждения, с последующим ростом волокон, проводящих центробежные возбуждения) и развитие миелинизации аксонов. Ранее всего заканчивается миелинизация нервных волокон, регулирующих функцию сердца, легких, мышц, обеспечивающих акт сосания и волокон зрительных путей. Миелинизация аксонов от клеток лобной доли коры головного мозга начинается с 2-х месяцев и продолжается до 5-6 лет жизни, а миелинизация волокон пирамидных клеток продолжается до 4-5 лет.
В течение всей жизни клетки коры головного мозга не делятся. Обновление их структур происходит лишь за счет внутриклеточного обмена.
Спинной мозг у детей грудного возраста относительно спинномозгового канала тоньше и длиннее (ниже II поясничного позвонка), следовательно, ликвора у детей относительно больше. Эта способность может сохраняться до 5-6-летнего возраста, поэтому и спинномозговую пункцию у детей до 7 лет проводят между III-IV поясничным позвонком, а не между II и III, как у взрослых.
Общие физиологические особенности у детей изучены впервые И.И.Красногорским на основе законов и принципов учения И.П.Павлова.
Новорожденный ребенок характеризуется наличием ряда врожденных рефлексов (см. ниже).
Первые месяцы жизни господствуют две главные доминанты — доминанта положения (при переворачивании со спины на живот исчезает крик любого происхождения) и пищевая доминанта (все условные рефлексы на первых месяцах жизни формируются на основе пищевого возбуждения).
Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга у детей до 6-7-летнего возраста отличаются ярко выраженной неуравновешенностью (смех внезапно заменяется на слезы, легкая отвлекаемость новыми раздражениями, неустойчивость настроения).
В последующем непрерывное бодрствование ребенка удлиняется с 2-х до 3-х часов (в 5-10 мес.), с 3 до 4 часов (10-18 мес.), с 4-х до 5 час. (18-24 мес.), до 6-7 часов (2-7 лет). К 8 годам происходит резкое усиление выносливости нервных клеток, обеспечивающих ребенку непрерывное бодрствование в течение 14 часов. Именно с этого возраста у детей исчезает потребность в дневном сне, без которого у дошкольников быстро развивается переутомление. Выносливость к постоянному возбуждению ЦНС (непрерывному бодрствованию) достигает минимальной нормы взрослого лишь после 12 лет: у одних с 13 лет, у других лишь с 17-18 лет.
Таким образом, количество дневных снов, число кормлений определяется степенью выносливости клеток ЦНС к постоянному возбуждению. Поэтому составление нового режима дня (или проверку существующего режима) необходимо начинать с учета возрастной толерантности нервных клеток ребенка к постоянному их возбуждению.
Далее, у детей подкорковые реакции всегда сильнее корковых, поэтому эмоциональные реакции у детей имеют большее, чем у взрослых значение, зависимость новых навыков, привычек (условных рефлексов) от безусловных (врожденных) рефлексов у них выше, чем у взрослых. В основе всех воспитательных мероприятий лежит усиление корковых влияний на подкорковые реакции, усиление тонуса коры, закрепление условнорефлекторных реакций.
I степень обобщения созревает у детей к 1 году, II степень — к 2 годам, III степень — к концу 3 года, а IV степень — после 4-х лет, в среднем к 5 годам. К функциям левого полушария головного мозга старших детей относят понимание смысла речевых сигналов, музыкальных произведений, содержания картин, анализ, фиксация внимания и сохранения памяти.
К функциям правого полушария мозга относят восприятие голоса, интонации без смысла, конкретное познание, различение мелодий, ритма, темпов музыки, восприятие деталей, красок в картине и непроизвольные реакции на цельное воздействие: мгновенный синтез сенсорного восприятия.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите особенности развития головного мозга у новорожденных.
2. Перечислите особенности развития головного мозга у детей в зависимости от возраста.
3. Перечислите особенности развития спинного мозга у детей.
4. Перечислите доминанты новорожденных детей.
5. Назовите последовательность развития высших функций головного мозга.
6. В каком возрасте и как проявляется мышление у ребенка.
7. Назовите этапы развития памяти.
8. Перечислите этапы эмоционального развития ребенка.
9. В каком возрасте формируются оттенки эмоций ребенка.
10. Что такое депревация, причины возникновения, в каком возрасте и как проявляется?
11. Каково значение анатомических соотношений развития спинного мозга и позвоночного канала у детей для выбора уровня спинномозговой пункции?
12. Каковы особенности процессов торможения и возбуждения, иррадиации и концентрации у детей различного возраста.
Тестовые задания для самоконтроля:
Выбрать один правильный ответ.
1. Нервная система развивается из:
2. Желудочки мозга все, кроме:
5. Сильвиева водопровода
3. Критический период внутриутробного формирования ЦНС:
4. Формирование головного мозга к рождению:
2. не заканчивается
5. Количество основных извилин и борозд больших полушарий по сравнению
6. По сравнению со взрослыми спинной мозг у детей:
1. относительно короче
2. относительно длиннее
7. Раньше развиваются проводящие пути:
8. Миелинизация нервных путей практически завершается к:
9. Назовите две главные доминанты у новорожденного:
10. У новорожденных детей относительная масса головного мозга по сравнению со взрослыми:
1. в 5-6 раз больше
2. в 3 раза меньше
11. После 10-12 лет масса головного мозга:
1. практически не увеличивается
2. увеличивается в 2 раза
12. В первые годы жизни превалирует развитие функций:
1. правого полушария
2. левого полушария
13. К функциям правого полушария не относят:
1. восприятие голоса, интонации без смысла
2. различение мелодий, ритма, темпов музыки
3. понимание смысла речевых сигналов
14. К функциям левого полушария головного мозга старших детей не относят:
1. восприятие голоса, интонации без смысла
2. понимание смысла речевых сигналов
3. фиксация внимания и сохранения памяти
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно