«Интеллект (от латинского intellectus — понимание, познание) — в широком смысле совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения; в более узком смысле — мышление.
В настоящей работе автор будет „понимать под интеллектуальной деятельностью прежде всего мышление, но мышление не как психический процесс, обособленный от всей психической сферы человека, а, наоборот, как включенный в его познавательную деятельность.
В центре внимания автора, как нейропсихолога, будут нарушения мозговых основ мышления, изучение ролимозга в формировании, протекании, нарушении и восстановлении интеллектуальной деятельности.
Человеческий мозг — материальный субстрат мышления, и в этом смысле мышление представляет собой естественный процесс, но оно не существует вне человека и вне общества. Человек становится субъектом мышления только благодаря овладению им всеми накопленными человечеством знаниями и способами мыслительной деятельности.
Любовь Семёновна Цветкова – доктор психологических наук, профессор, ученица Лурия А.Р., один из ведущих афазиологов, нейропсихологов и реабилитологов нашей страны, учёный с всемирной известностью.
Общее количество научных публикаций более 220, из них 16 монографий и учебников были изданы за рубежом (Испания, Франция, ФРГ, США, Куба и Финляндия).
Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности
Каким образом нарушается интеллектуальная деятельность человека, который перенёс черепно-мозговую травму, инсульт или операции на мозге?
Какими методиками можно поставить точный нейропсихологический диагноз нарушения? С какими мозговыми зонами, и каким образом связан дефект интеллектуальной деятельности? Каким образом найти причину (механизм) нарушения? И наконец, каким образом преодолеть дефект и восстановить интеллектуальную деятельность у человека, которому довелось перенести поражение мозга?
На эти и целый ряд иных вопросов читатели смогут найти ответ, прочитав рекомендованную книгу.
Как нарушается интеллектуальная деятельность человека, перенесшего черепно-мозговую травму, операцию на мозге или инсульт? Какими методами можно поставить точный нейропсихологический диагноз нарушения? С какими зонами мозга и как связан дефектинтеллектуальной деятельности? Как найти механизм (причину) нарушения? И наконец, как преодолеть дефект и восстановить интеллектуальную деятельность у человека, перенесшего поражение мозга? На все эти и ряд других вопросов читатель найдет ответ, прочитав эту книгу. Предназначена широкому кругу специалистов — дефектологам и логопедам, психологам и нейропсихологам, преподавателям и студентам, научным и практическим работникам.
Содержание:
Введение. Психология мышления.
Часть первая. Нейропсихологический анализ нарушения и восстановления вербально-логического мышления.
Глава первая. Нарушение и восстановление работы с литературным текстом.
— Проблема и методика исследования.
— Нарушение работы с литературным текстом у больных с поражением теменно-затылочных отделов мозга.
— Нарушение работы с литературным текстом у больных с поражением лобных долей мозга.
Глава вторая. Нарушение понимания текста.
— Проблема, задачи и методика исследования.
— Нарушение понимания текста у больных с поражением задневисочных и теменно-затылочных областей мозга (больные с афазией).
— Нарушение понимания текста у больных с поражением лобных систем мозга.
— Обсуждение результатов исследования.
Глава третья. Нарушение и восстановление решения арифметических задач.
— Проблема и методика исследования.
— Нарушение решения задач у больных с поражением теменно-затылочных отделов мозга.
— Нарушение решения задач у больных с поражением лобных систем мозга.
Глава четвертая. Нарушение понимания конечного вопроса арифметической задачи, повторения и понимания ее условия.
— Проблема, задачи и методика исследования.
— Нарушение повторения задачи.
— Нарушение понимания конечного вопроса задачи.
— Сравнительный анализ нарушений вербально-логического и наглядного мышления.
— Обсуждение результатов исследования.
Глава пятая. Вербально-логическое мышление: норма и патология. Общие закономерности.
Часть вторая. Нейропсихологический анализ нарушения и восстановления наглядно-образного мышления.
Глава шестая. Психология образа и процесс опознания объекта.
Глава седьмая. Нарушение и восстановление предметного образа при поражении височных и задневисочно теменных отделов мозга.
— Проблема и методика исследования.
— Нарушение предметных образов у больных с акустико-мнестической и амнестической афазией.
— Обсуждение результатов исследования.
Глава восьмая. Нарушение предметных образов разной модальности у больных с афазией.
— Проблема и методика исследования.
— Нарушение предметных образов-представлений разной модальности у больных с разными формами афазии.
— Обсуждение результатов исследования.
Глава девятая. Нарушение и восстановление зрительного предметного образа у детей с аномальным развитием.
— Проблема и методика исследования.
— Нарушение предметной зрительно-образной сферы у детей с аномальным развитием.
— Обсуждение результатов исследования.
Часть третья. Нарушение и восстановление наглядно-действенного мышления (на примере конструктивной деятельности).
— Проблема и методика исследования.
— Нарушение и восстановление наглядно-действенного мышления при поражении теменно-затылочных отделов мозга.
— Нарушение наглядно-действенного мышления у больных с поражением лобных долей мозга.
— Обсуждение результатов исследования.
Заключение.
Словарь употребляемых терминов