Материальным субстратом протекания психических процессов, является нервная система. Здесь следует заметить, что на формирование психических образов оказывают влияние многие факторы — организм целиком, физическая среда, социальные условия. Однако собственно психические образы являются следствием деятельности нервной системы, идеальным порождением материального субстрата, оказывающим обратное влияние на нервную систему, а посредством ее и на организм. В свою очередь, вступая во взаимодействие со средой, организм изменяет и ее.
Особую роль в построении психических образов играет головной мозг, который представляет собой скопление тел нервных клеток, соединенных между собой особыми отростками — аксонами и дендритами. Наиболее важной особенностью нервных клеток является их способность проводить нервные импульсы, в которых кодируется информация, поступающая из организма и внешней среды, а также способность сохранять следы этих воздействий.
Не всегда, однако, душевная жизнь связывалась с деятельностью мозга. В частности, живший намного позже Алкмеона великий античный философ Аристотель считал, что мозг является аппаратом, охлаждающим и регулирующим жар крови. Гиппократ рассматривал мозг как орган психики, но считал его железой. Римский врач Гален (II в. н. э.) связывал разумную, рассудочную деятельность с мозгом, но иные психические явления локализовал в других органах: эмоции — в сердце, а вожделения (в современной терминологии — мотивацию) — в печени.
Для того чтобы показать связь между элементарными и высшими психическими функциями, кратко опишем процесс письма, отдельные его функциональные компоненты и их локализацию в коре головного мозга по современным данным.
1. Чтобы написать слово, нужно вначале проговорить его, а для этого — расчленить его на фонемы (отдельные звуки). Процесс различения фонем локализован в левой височной области коры. Поражение этой зоны приводит к тяжелым расстройствам письма у европейцев, а, скажем, у китайцев — нет, так как иероглиф связан не с отдельной фонемой, а с целым понятием.
2. В процессе написания слова в скрытой форме участвует и собственно артикуляция (проговаривание), управление которой локализовано в нижних отделах двигательной области коры. При их поражении человек не может правильно сформировать слово (вместо халат — хадат, стол — слот).
4. Написание слова требует также обеспечения плавности тончайших движений и размещения букв в определенной последовательности, за что отвечают нижние отделы премоторной зоны.
Таким образом, мозг представляет собой сложнейшую нейрональную систему, в пространстве которой осуществляются нервные процессы, протекающие в определенном режиме и составе, порождающие психические процессы, которые в свою очередь оказывают регулирующее влияние на нервные процессы и деятельность всего организма в целом.
Было бы грубой ошибкой связывать психические процессы только с корой больших полушарий головного мозга. Психика является продуктом деятельности всей нервной системы. В формировании психических явлений участвуют и кора, и скопления нервных клеток (так называемые ядра) в толще больших полушарий, и более древние образования (тот же гипоталамус), и так называемый ствол головного мозга, располагающийся в черепе, но представляющий собой видоизмененное продолжение спинного мозга, и, наконец, сенсорные (чувствующие) органы. Каждый из этих отделов вносит свой вклад в осуществление психической деятельности.
Идея функциональной организации высших психических функций человека делает понятным, что: а) нарушение одних и тех же видов психической деятельности может встречаться при различных по локализации повреждениях мозга и б) одно и то же локальное повреждение мозга может привести к поражению целого комплекса, казалось бы, очень разнородных функций.
Выдающийся отечественный нейропсихолог (нейропсихология это область психологии, изучающая связи между психическими явлениями и соответствующими им участками мозга) А.Р. Лурия выделил три наиболее крупных отдела мозга, которые он назвал блоками, существенно отличающимися друг от друга по своим основным функциям в организации целостного поведения.
Первый блок, включающий в себя те участки, которые наиболее тесно и морфологически, и функционально связаны с древними отделами, управляющими состоянием внутренней среды организма, обеспечивает тонус всех вышележащих отделов мозга, т.е. его активацию. Упрощая, можно сказать, что этот отдел является основным источником, в котором побудительные силы животных и человека черпают энергию для действий. При его повреждениях у человека не возникает нарушений ни зрительного, ни слухового восприятия, он по-прежнему владеет всеми полученными ранее знаниями, его движения и речь остаются сохранными. Содержанием основных нарушений при этом являются именно нарушения психического тонуса: человек проявляет повышенную психическую истощаемость, быстро впадает в сон, внимание колеблется, нарушается организованный ход мыслей, изменяется его эмоциональная жизнь — он становится либо чрезмерно встревоженным, либо крайне безразличным.
Второй блок включает в себя кору больших полушарий, располагающуюся кзади от центральной извилины, т.е. теменные, височные и затылочные отделы. Повреждение этих отделов при сохранном тонусе, внимании и сознании проявляется в разнообразных нарушениях ощущений и восприятия, модальность которых зависит от конкретных зон поражения, обладающих высокой специфичностью: в теменных отделах — кожная и кинестетическая чувствительность (больной не может узнать на ощупь предмет, он не чувствует взаимного расположения частей тела, т.е. нарушается схема тела, поэтому теряется четкость движений); в затылочных отделах — нарушается зрение при сохранении осязания и слуха; в височных долях — страдает слух при сохранном зрении и осязании. Таким образом при поражении этого блока нарушается способность строить полноценный чувственный образ окружающей среды и своего собственного тела.
Третья обширная зона коры занимает у человека треть от общей поверхности коры и располагается кпереди от центральной извилины. При ее поражении наступают специфические нарушения: при сохранении всех форм чувствительности, сохранности психического тонуса нарушается способность к организации движений, действий и осуществлению деятельности по определенной заранее программе. При обширных повреждениях нарушается речь и понятийное мышление, играющие важнейшую роль в формировании этих программ, поведение теряет характер произвольности.
Таким образом, с определенными оговорками можно сказать, что выявленные специфические функции названных отделов мозга соответствуют трем выделенным нами в начале основным компонентам психики, составляющим целостную психическую деятельность при выполнении отдельного приспособительного акта — активация (побуждение, которое переживается в форме мотива), образ и действие.
Мозг и сознание.Вопрос о взаимоотношениях мозга и сознания в силу его чрезвычайной сложности нельзя рассмотреть в небольшом разделе. Здесь можно будет только набросать общую перспективу, содержащую в себе данную проблему и тот круг вопросов, с которыми она соприкасается, для того чтобы сделать более понятными место и роль в сознательной деятельности человека описываемых далее отдельных психических процессов.
Гораздо более сложным является ответ на вопрос о происхождении сознания как качества конечной инстанции — субъекта и его локализации в мозге. Ответ на него во многом зависит от исходной философской позиции.
Именно в этом пункте анализа появляются бестелесные субстанции, выполняющие роль этого субъекта — дух, гомункулус, сознание как часть мирового сознания, — которые таинственным образом проникают в мозг, поселяются там, например в эпифизе (Р. Декарт), и оттуда, пользуясь восприятием, мышлением и остальным психическим хозяйством, управляют внутренней жизнью человека.
В диалектико-материалистически ориентированной философии и психологии вопрос о субъекте и сознании решается на основе принципов, перечисленных выше: системности, детерминизма и развития.
Сформулированное Л.С. Выготским положение о смысловом и системном строении сознания, а так же идея о его постепенном и непрерывном развитии заключается в том, что именно общение, осуществляемое при главенствующей роли языка, приводит к формированию у ребенка речи, которая осуществляет коренную перестройку структуры всех его психических процессов. Овладевая речью взрослых и на этой основе формируя собственную речь, ребенок начинает по-новому анализировать и систематизировать впечатления, получаемые при его взаимодействии с внешним миром. Категоризация объектов и поименование этих категорий, осуществляемые на речевой основе, приводят к формированию опосредованного речью восприятия, произвольной, организованной на смысловой, логической основе памяти, произвольного внимания, качественно иных форм эмоционального переживания. На основе речи формируются новые сложные формы регуляции собственной деятельности. И, наконец, благодаря речевой классификации индивидуальных качеств людей и оценке с их помощью своего собственного поведения и переживаний, формируется представление о самом себе — самосознание (Я-концепция), тот самый субъект, который наблюдает за событиями, разворачивающимися на сцене сознания и, по мере своих возможностей, управляет ими.
Эволюционные предпосылки человеческой психики.Человеческая психика отличается от психики животных тем, что все ее процессы модифицируются и организуются языком. Способность к использованию языка привела к качественному скачку в процессе эволюции — появлению сознания. С другой стороны, в психике человека нет ничего, что в той или иной форме нельзя было бы обнаружить в психике животных.
Наблюдая за поведением животного, можно видеть, как его поведение направляется и интенсифицируется потребностью, а также изменяется в
формированию у него многих сугубо человеческих социальных потребностей.
Эффективное приспособление животных к среде с помощью соответствующей организации поведения было бы невозможно без такого свойства психики, как память. Но ни одно животное не способно так организовать материал для его хранения в памяти, как это делает, пользуясь языком, человек.
С помощью специальных методов можно обнаружить, что животные способны к очень тонкому различению цвета, формы и размеров объектов при их восприятии, но только человек может понять, например, отвлеченный смысл сюжетных изображений.
Как показывают наблюдения, многие высшие животные способны к рассудочной деятельности, но только сугубо человеческое понятийное мышление может взлететь на такие высоты обобщений, на которые не способно ни одно животное.
У животных, ведущих групповой, стадный образ жизни, можно обнаружить элементы социальной организации — определенную иерархию с соответствующим распределением прав, регулирующих взаимоотношения между животными, но только у человека эта регламентация фиксируется в системе устных и письменных законов.
Язык человека, будучи основой его отличительной характеристики — сознания, является не только важнейшим средством его существования, но и источником высочайших переживаний и в то же время — самых изощренных, непревзойденных в животном мире по своей жестокости поступков. Язык — это очень мощное орудие, которое может превращаться в страшное оружие.
Завершая этот раздел, хочется привести потрясающее определение роли языка, данное выдающимся английским писателем и мыслителем Олдосом Хаксли:
Последовательность человеческого поведения как таковая объясняется исключительно тем фактом, что человек сформулировал свои желания, а затем и рационализировал их при помощи слов. Словесная формулировка желания заставляет человека стремиться вперед до тех пор, пока он не достигнет цели, даже если само желание дремлет где-то внутри.
Не только во имя добра, но и во имя зла язык сделал нас людьми. Лишенные языка, мы были бы такими же, как собаки или обезьяны. Обладая языком, мы являемся людьми — мужчинами и женщинами, одинаково способными как на преступление, так и на героический поступок, на интеллектуальные достижения, недоступные ни одному животному, но в то же время часто на такую глупость и идиотизм, которые и не снились ни одному бессловесному зверю[1].
Именно потому, что язык является обоюдоострым оружием, становится таким важным формирование в личности социально приемлемых ценностей в процессе воспитания.
Свойством всего живого является гомеостаз, представляющий собой динамическое постоянство внутренней среды организмов, которое обеспечивается непрерывным обменом веществ с окружающей средой. Каждый вид животных и каждый индивид имеет собственные константы, характеризующие его гомеостаз. Поддержание гомеостаза является обязательным внутренним условием сохранения и развития индивида и вида. У животных поддержание гомеостаза обеспечивается несколькими регуляторными системами, в том числе и психикой, которая сформировалась вместе с обретением животными способности к перемещению в пространстве.
Обладание психическими образами среды является обязательным условием приспособления к ней при постоянно меняющихся ситуациях во время перемещения в пространстве. Движение сложно организованных животных, обладающих нервной системой, становится не только условием возникновения психики, но и основой создания психических образов.
Субстратом, в пространстве которого формируются психические образы, является нервная система. Психика человека представляет собой продукт деятельности всей нервной системы вместе с ее рецепторной поверхностью, однако ведущую роль здесь играет головной мозг. Головной мозг можно разделить на три функциональных блока, отвечающих за 1) контроль внутренней среды, формирование побуждений и поддержание психической активности, 2) создание образа внешнего мира и схемы тела и 3) организацию программ взаимодействия со средой.
Сознание является венцом эволюции животных и продуктом исторического развития человека. Его сущность можно понять только в том случае если принять во внимание необходимость взаимодействия между людьми, так же как психику можно понять, только основываясь на необходимости взаимодействия сложно организованных животных с физической средой.
Вопросы и задания
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Мозг и психика в психологии
Психика является свойством живой высокоорганизованной материи – мозга.
Нервная система – центр деятельности организма.
Нервная система, спинной и головной мозг формируются на третьей недели после оплодотворения яйцеклетки. На восьмой недели нервная система начинает функционировать, благодаря чему эмбрион совершает первые движения. Ближе к рождению нервные клетки сформированы, и, начиная с этого момента, они больше не обновляются и не формируются. В головном мозге 100 миллиардов нейронов. Мозг новорожденного весит в пять раз меньше, чем у взрослого человека. Индивидуальные различия веса мозга взрослых имеет разницу от 900 до 2000 г, при этом большой вес не отвечает за высокий уровень интеллекта.
Нервная система бывает двух типов:
- центральная (спинной и головной мозг);
- периферическая (нервы, нервные узлы, которые расположены во внутренних органах. Управляет работой организма, почти не зависит от волевых усилий).
К элементам головного мозга относятся:
- два полушария (их кора отвечает за речь, мышление, память, принятие решений);
- мозжечок (отвечает за координацию);
- ствол мозга (отвечает за процессы физиологии человека: дыхание, ритм сердца и т.д.)
Функции нервной системы:
- передача информации (за это отвечает периферическая нервная система и ее рецепторы (нервные окончания на коже, глазах и т.д.) и эффекторы (железы и мышцы);
- интеграция и переработка получаемых сведений, программирование наиболее адекватной реакции (за это отвечает центральная нервная система).
Мозг состоит из двух веществ:
- серого (сосредоточении нервных клеток);
- белого (сосредоточение нервных волокон).
Волокна соединяют между собой клетки. В коре мозга на кубический см приходится 1000 км нервных волокон.
Американский профессор из калифорнийского университета заметил, что у мужчин и женщин во время размышления отличаются области взаимодействия частей головного мозга. У мужского населения при данном процессе активно работает серое вещество, у женского населения – белое вещество.
При повреждении или неадекватном функционировании одного из участков нервной системы проявляются специфические нарушения в работе организма и психики. Сильно на психику оказывает влияние характера полноценности и адекватности функционирования мозга и коры. В состав коры головного мозга входят такие зоны как:
- сенсорная (отвечает за поступление и обработку сведении от органов чувств и нервных окончаний);
- моторная (отвечает за управление скелетной мускулатурой тела, движения);
- ассоциативная (отвечает за переработку информации. Зоны располагаются в лобной части. Тесно связаны с речью, мышлением и т.д.)
Развитие рефлексов, мозга и психики
Родившийся ребенок имеет врожденные рефлексы, которые начинают функционировать с семи месяцев внутриутробного развития:
- сосание;
- мигание;
- реагирование на свет и звук.
Далее развитие рефлексов, мозга и психики происходит в течение жизни и зависит от условий. Развитие мозга детей заканчивается в 6 лет. Младенец рождается с маленьким количеством синапсов, которые к 6 года увеличиваются, стабилизируются и не меняются в течение жизни.
Синапс – точки соприкосновения отростков нервных клеток, передача нервных импульсов, сведений.
В 18 лет у человека происходит функциональная зрелость мозга. С 25 лет нервные клетки начинают отмирать. Ежедневно человек теряет десятки тысяч. Сначала этот процесс не опасен, так как в коре головного мозга около 40 миллиардов нервных клеток, и одна из них может заменить 9 погибших. С 45 лет процесс гибели усиливается, т.е. уже каждый день может погибать до 1000 клеток. Это приводит к:
- снижению скорости восприятия;
- снижению понимая новой информации;
- замедлению скорости и точности реакции;
- нарушениям памяти;
- ослаблению интеллекта;
- слабоумию;
- расстройству движений;
- эмоциональному и личностному изменению.
Но этот процесс может начаться раньше, так как неблагоприятные условия тоже влияют на ускорение гибели нервных клеток, к деградации психики и интеллекта, к смерти:
- постоянные стрессы;
- алкоголь;
- наркотики;
- плохая экология.
Для того чтобы нейроны работали полноценно, они поддерживаются глиальными клетками. Их в девять раз больше. В функции глиальных клеток входят:
- направление питательных веществ из кровеносных сосудов в нейроны;
- поддержание оптимального баланса ионов в мозге;
- обезвреживание болезнетворных микробов;
- влияние на образование синапсов;
- установление нервных связей;
- обмен сигналами с нейронами и глиальными клетками.
По некоторым данным, ученые выдвинули гипотезу о том, что, если человек обладает повышенным количеством глиальных клеток, то он является гением.
Мозг человека отличается высокой пластичностью, но при малейшем его повреждении, удалении, меняется личность человека, психика, в худшем случае может привести к летальному исходу. Например, повреждая зону Брока (задняя треть нижней лобной извилины) у человека нарушается речь. Или повреждение пришлось на зону Вернике (задняя треть верхней височной извилины), то больной может говорить, но речь становиться бессодержательной. Если повреждена лобная часть, то нарушается:
- восприятие реальности;
- самооценка;
- интеграция информации восприятия;
- память с эмоциями и мотивациями;
- программа, которая была создана для достижения целей.
Сущность асимметрии полушарий мозга
В организме человека нет ничего похожего: глаза разные, руки то же, полушарии мозга не исключение. В данном случае мы говорим не о размерах, а об их активности. У кого-то частичное преобладание левого полушария, у кого-то правого. Левое полушарие отвечает за:
- информационные и логические функции по обработке сведений;
- активное управление правой рукой;
- речь.
Функционирование полушарий меняется под влиянием генетических и социальных факторов.
Асимметрия полушарий – это динамическое образование. В процессе онтогенеза она постепенно нарастает, и становится ярко выраженной в среднем возрасте, а к старости угасает. Если одно полушарие было пораженно, то его функции может частично выполнять другое. Различия в психике человека зависят от того, какое полушарие лучше развито.
Именно полушарии помогают:
- рассмотреть мир с двух сторон;
- познавать объекты;
- создать базу для творчества;
- использовать словесно-грамматическую логику, интуицию с пространственно-образным подходом и моментальным охватом целого.
Стоит отметить, что осуществление любой функции в норме является результатом работы двух полушарий. Например, субъект попал в аварию. У него произошло обильное кровоизлияние в правое полушарие, из-за чего он его лишается. Но человек потерял не только орган, но и творческие способности. Так художник, музыкант и т.д. перестают творить. Но, если эти творческие люди лишились левого полушария, отвечающего за словесное описание, то они продолжают заниматься любимым делом. Такие лица часто подвержены депрессиям, печали.
Различия психики мужчин и женщин
На основе исследований, ученые выяснили, что женщины имеют высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями, ручным манипулированием. Эти параметры характерны для развитого левого полушария. Мужчины же имеют хорошие творческие художественные способности, обладают ориентацией в пространстве. Этому они обязаны правому полушарию.
Вывод
Психическое состояние может меняется из-за гормонов, например, повышенное количество серотонина, вещества, которые передают сигналы от одной клетки мозга в другую, в темно-лобной коре и гиппокампе мозга увеличивают вероятность психических нарушений и развивают склонность к самоубийству.
Ученые пришли к выводу, что мозг не может работать на 100% по разным причинам. Например:
- высокое давление губит память;
- курение на 25% снижает способности памяти и интеллекта;
- недосып, алкоголь, проблемы с щитовидными железами также снижают активность мозга;
- и т.п.
Природа психики и форми ее развития в филогенезе
Психика возникла как механизм адаптационного поведения живых существ, их стремления эффективно приспособиться к окружающей среде. В процессе филогенеза (изменений психики, которые произошли в ходе биологической эволюции под воздействием условий жизни) возникают и развиваются разные формы психического отражения действительности, которые способствуют более совершенной регуляции поведения и жизнедеятельности. К ним относятся:
1. Чувствительность — способность живых организмов отвечать на раздражения с целью ориентации в среде (сенсорная психика). Признаки предметов (запахи, форма, цвет), нейтральные с точки зрения удовлетворения органических потребностей, могут приобретать сигнальное значение. Пример.
2. Восприятие целостных предметов и предметного мира (перцептивная психика). Пример.
3. Практический интеллект высших животных. Он дает возможность отражать в виде наглядных образов отдельные качества, целостные предметы, предметные ситуации и межпредметные связи. Высшие животные обладают способностью к научению, приобретению навыков, необходимых для приспособления к среде. Научение (процесс приобретения индивидуального опыта) опирается на индивидуальную память, которая фиксирует эффективные средства поведения, способствует интенсивному развитию психики. Навыки – это автоматизированные действия, сформированные путем повторения и не требующие сознательной регуляции и контроля отдельных элементов. Пример.
4. Переход от животного к человеку. Информационное (сведения) и операционное (действия) содержание памяти накапливается и становится основой для развития мышления. Развиваются умственные операции, способность предусматривать будущее, принимать решение и т.п. Пример.
Психика и мозг человека
Главным органом психики человека и животных является центральный отдел нервной системы — мозг. Он состоит из двух анатомических составляющих:
1. головной мозг (находится в черепе) – орган приобретенных на протяжении жизни форм поведения. Кора его больших полушарий регулирует различные психические функции (мышление, память, способности и т.п.), которые реализуются благодаря совместной работе разных зон мозга.
Мозг как саморегулирующаяся система состоит из трех основных блоков. Первый, энергетический, поддерживает тонус мозга; второй – обеспечивает прием, переработку и хранение информации, поступающей от органов чувств; третий отвечает за программные действия и движения, регуляцию активных процессов и сравнение результата действий с начальными намерениями. Все три блока принимают участие в психической деятельности человека, в регулировании его поведения. Нарушение работы одного из них приводит к различным нарушениям психики. Так, проблемы в первом блоке вызывают неустойчивость внимания, быструю утомляемость, сонливость, безразличие или сильную обеспокоенность, во втором — дефекты в приеме слуховой, зрительной, тактильной и другой информации, в третьем — сбои в организации поведения и деятельности (целенаправленные действия заменяются инертными стереотипами, бессмысленными повторами движений, не направленных на достижение поставленной цели).
Функциональная асимметрия мозга
Полушария головного мозга человека имеют определенную специализацию. Наблюдается их функциональная асимметрия — полушариями выполняются разные функции. Пример. Левое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции правой половины тела, а правое осуществляет контроль над левой половиной.
Левое (логическое) полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, вербальную память и вербальное мышление, аналитическую и последовательную обработку информации. Оно способствует формированию внутренне непротиворечивой картины мира. Это полушарие также отвечает за позитивные эмоции. Расстройства в деятельности левого полушария приводят к нарушениям речи, блокируют способность к нормальному общению, а также вызывают серьезные дефекты умственной деятельности.
Правое (эмоциональное) полушарие оперирует образной информацией, обрабатывает ее одновременно и целостно. Благодаря синхронному взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают многозначность, которая, с одной стороны, создает условия для творчества, с другой, затрудняет понимание и осознание реальных связей между предметами и явлениями.
Это полушарие руководит навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом. Оно обеспечивает: ориентацию в пространстве; невербальный, в частности, музыкальный слух; невербальную, в частности, музыкальную память; эмоциональное восприятие объектов, в частности, музыки.
Это полушарие ответственно за переживание гнева, печали и ряда других негативных эмоций, за критичность отношения человека к себе и к миру в целом.
Оба полушария взаимосвязаны и в определенной мере являются взаимозаменяемыми. Доминирование одного из них, вызванное как врожденными особенностями мозга, так и особенностями воздействия социума, в значительной степени определяет психологические характеристики людей. Пример. Известно, что у библиотекарей лучше развито левое полушарие, а у художников – правое.
Женщины имеют преимущества в вербальном мышлении, мужчины – в математическом и пространственном. При этом у женщин прослеживается более тесная, чем у мужчин, связь между полушариями. Выполняя определенную умственную работу, мужчины, как правило, ограничиваются лишь тем полушарием, которое имеет непосредственное отношение к ее содержанию (левое – вербальные задачи, правое – пространственные и т.п.). Женщины же обрабатывают полученную информацию обоими полушариями одновременно.
Вес головного мозга человека в среднем составляет около 1,5 кг. Мозг женщин несколько легче мозга мужчин. Однако вес как таковой не является показателем умственных способностей. Например, вес мозга двух великих писателей – И.С.Тургенева и А.Франса. в первом случае мозг весил 2120 г., во втором — 1170 г.
Психические функции спинного мозга
Спинной мозг (находится в позвоночном столбе), работа которого протекает под постоянным контролем головного мозга, является частью центральной нервной системы, связанной с периферией тела – кожей, мышцами и некоторыми другими внутренними органами. В спинной мозг поступает информация с периферии, а от спинного мозга к мышцам идут распоряжения совершать те или иные движения.
Первая из основных функций спинного мозга – проводниковая. Спинной мозг связан с различными отделами головного мозга посредством проводящих путей — длинных пучков нервных волокон. По одним путям сигналы с периферии передаются вверх, к головному мозгу, по другим — команды идут сверху вниз, из головного в спинной мозг. Пример. Тончайшие движения рук пианиста, отточенные движения балерины – все это результат действия потока импульсов от головного мозга в спинной, а от него — к мышцам.
Вторая важнейшая функция спинного мозга – рефлекторная. С его помощью осуществляются простые рефлексы. Рефлексами (от лат. reflexio — отражение) называют реакции организма на раздражения, осуществляемые через центральную нервную систему. Пример. Когда врач ударяет молоточком по сухожилию около коленной чашечки пациента, он, изучая коленный рефлекс, судит о функциональном состоянии определенного участка спинного мозга.