Мозг и психика в психологии

Материальным субстратом протекания психических процес­сов, является нервная система. Здесь следует заметить, что на формирование психических образов оказывают влияние многие факторы — организм целиком, физическая среда, социальные условия. Однако собственно психические образы являются следствием деятельности нервной системы, идеальным порождением материального субстрата, оказывающим обратное влияние на нервную систему, а посредством ее и на организм. В свою очередь, вступая во взаимодействие со средой, организм изменяет и ее.

Особую роль в построении психических образов играет головной мозг, кото­рый представляет собой скопление тел нервных клеток, соединенных между со­бой особыми отростками — аксонами и дендритами. Наиболее важной особен­ностью нервных клеток является их способность проводить нервные импульсы, в которых кодируется информация, поступающая из организма и внешней сре­ды, а также способность сохранять следы этих воздействий.

Не всегда, однако, душевная жизнь связывалась с деятельностью мозга. В част­ности, живший намного позже Алкмеона великий античный философ Аристо­тель считал, что мозг является аппаратом, охлаждающим и регулирующим жар крови. Гиппократ рассматривал мозг как орган психики, но считал его железой. Римский врач Гален (II в. н. э.) связывал разумную, рассудочную деятельность с мозгом, но иные психические явления локализовал в других органах: эмо­ции — в сердце, а вожделения (в современной терминологии — мотивацию) — в печени.

Для того чтобы показать связь между элементарными и высшими психиче­скими функциями, кратко опишем процесс письма, отдельные его функциональные компоненты и их локализацию в коре головного мозга по современным данным.

1. Чтобы написать слово, нужно вначале проговорить его, а для этого — рас­членить его на фонемы (отдельные звуки). Процесс различения фонем лока­лизован в левой височной области коры. Поражение этой зоны приводит к тяжелым расстройствам письма у европейцев, а, скажем, у китайцев — нет, так как иероглиф связан не с отдельной фонемой, а с целым понятием.

2. В процессе написания слова в скрытой форме участвует и собственно арти­куляция (проговаривание), управление которой локализовано в нижних от­делах двигательной области коры. При их поражении человек не может пра­вильно сформировать слово (вместо халат — хадат, стол — слот).

4. Написание слова требует также обеспечения плавности тончайших движе­ний и размещения букв в определенной последовательности, за что отвеча­ют нижние отделы премоторной зоны.

Таким образом, мозг представляет собой сложнейшую нейрональную систе­му, в пространстве которой осуществляются нервные процессы, протекающие в определенном режиме и составе, порождающие психические процессы, которые в свою очередь оказывают регулирующее влияние на нервные процессы и дея­тельность всего организма в целом.

Было бы грубой ошибкой связывать психические процессы только с корой больших полушарий головного мозга. Психика является продуктом деятельно­сти всей нервной системы. В формировании психических явлений участвуют и кора, и скопления нервных клеток (так называемые ядра) в толще больших по­лушарий, и более древние образования (тот же гипоталамус), и так называемый ствол головного мозга, располагающийся в черепе, но представляющий собой видоизмененное продолжение спинного мозга, и, наконец, сенсорные (чувству­ющие) органы. Каждый из этих отделов вносит свой вклад в осуществление пси­хической деятельности.

Идея функциональной организации высших психических функций человека делает понятным, что: а) нарушение одних и тех же видов психической деятель­ности может встречаться при различных по локализации повреждениях мозга и б) одно и то же локальное повреждение мозга может привести к поражению це­лого комплекса, казалось бы, очень разнородных функций.

Выдающийся отечественный нейропсихолог (нейропсихология это область психологии, изучающая связи между психическими явлениями и соответствую­щими им участками мозга) А.Р. Лурия выделил три наиболее крупных отдела мозга, которые он назвал блоками, существенно отличающимися друг от друга по своим основным функциям в организации целостного поведения.

Первый блок, включающий в себя те участки, которые наиболее тесно и мор­фологически, и функционально связаны с древними отделами, управляющими состоянием внутренней среды организма, обеспечивает тонус всех вышележа­щих отделов мозга, т.е. его активацию. Упрощая, можно сказать, что этот отдел является основным источником, в котором побудительные силы животных и человека черпают энергию для действий. При его повреждениях у человека не возникает нарушений ни зрительного, ни слухового восприятия, он по-прежне­му владеет всеми полученными ранее знаниями, его движения и речь остаются сохранными. Содержанием основных нарушений при этом являются именно нарушения психического тонуса: человек проявляет повышенную психическую истощаемость, быстро впадает в сон, внимание колеблется, нарушается органи­зованный ход мыслей, изменяется его эмоциональная жизнь — он становится либо чрезмерно встревоженным, либо крайне безразличным.

Второй блок включает в себя кору больших полушарий, располагающуюся кзади от центральной извилины, т.е. теменные, височные и затылочные отделы. Повреждение этих отделов при сохранном тонусе, внимании и сознании прояв­ляется в разнообразных нарушениях ощущений и восприятия, модальность ко­торых зависит от конкретных зон поражения, обладающих высокой специфич­ностью: в теменных отделах — кожная и кинестетическая чувствительность (больной не может узнать на ощупь предмет, он не чувствует взаимного распо­ложения частей тела, т.е. нарушается схема тела, поэтому теряется четкость движений); в затылочных отделах — нарушается зрение при сохранении осяза­ния и слуха; в височных долях — страдает слух при сохранном зрении и осяза­нии. Таким образом при поражении этого блока нарушается способность стро­ить полноценный чувственный образ окружающей среды и своего собственного тела.

Третья обширная зона коры занимает у человека треть от общей поверхнос­ти коры и располагается кпереди от центральной извилины. При ее поражении наступают специфические нарушения: при сохранении всех форм чувствитель­ности, сохранности психического тонуса нарушается способность к организации движений, действий и осуществлению деятельности по определенной заранее программе. При обширных повреждениях нарушается речь и понятийное мышление, играющие важнейшую роль в формировании этих программ, поведение теряет характер произвольности.

Таким образом, с определенными оговорками можно сказать, что выявлен­ные специфические функции названных отделов мозга соответствуют трем вы­деленным нами в начале основным компонентам психики, составляющим це­лостную психическую деятельность при выполнении отдельного приспособительного акта — активация (побуждение, которое переживается в форме мотива), образ и действие.

Мозг и сознание.Вопрос о взаимоотношениях мозга и сознания в силу его чрезвычайной сложности нельзя рассмотреть в небольшом разделе. Здесь мож­но будет только набросать общую перспективу, содержащую в себе данную про­блему и тот круг вопросов, с которыми она соприкасается, для того чтобы сде­лать более понятными место и роль в сознательной деятельности человека опи­сываемых далее отдельных психических процессов.

Гораздо более сложным является ответ на вопрос о происхождении сознания как качества конечной инстанции — субъекта и его локализации в мозге. Ответ на него во многом зависит от исходной философской позиции.

Читайте также:  Глаза и мозг взаимосвязь

Именно в этом пункте анализа появляются бестелесные субстанции, выпол­няющие роль этого субъекта — дух, гомункулус, сознание как часть мирового сознания, — которые таинственным образом проникают в мозг, поселяются там, например в эпифизе (Р. Декарт), и оттуда, пользуясь восприятием, мышлением и остальным психическим хозяйством, управляют внутренней жизнью че­ловека.

В диалектико-материалистически ориентированной философии и психоло­гии вопрос о субъекте и сознании решается на основе принципов, перечислен­ных выше: системности, детерминизма и развития.

Сформулированное Л.С. Выготским положение о смысловом и системном строении сознания, а так же идея о его постепенном и непрерывном развитии заключается в том, что именно общение, осуществляемое при главенствующей роли языка, приводит к формированию у ребенка речи, которая осуществляет коренную перестройку структуры всех его психических процессов. Овладевая речью взрослых и на этой основе формируя собственную речь, ребенок начинает по-новому анализировать и систематизировать впечатления, получаемые при его взаимодействии с внешним миром. Категоризация объектов и поименование этих категорий, осуществляемые на речевой основе, приводят к формированию опосредованного речью восприятия, произвольной, организованной на смысло­вой, логической основе памяти, произвольного внимания, качественно иных форм эмоционального переживания. На основе речи формируются новые слож­ные формы регуляции собственной деятельности. И, наконец, благодаря ре­чевой классификации индивидуальных качеств людей и оценке с их помощью своего собственного поведения и переживаний, формируется представление о самом себе — самосознание (Я-концепция), тот самый субъект, который наблю­дает за событиями, разворачивающимися на сцене сознания и, по мере своих возможностей, управляет ими.

Эволюционные предпосылки человеческой психики.Человеческая психика отличается от психики животных тем, что все ее процессы модифицируются и организуются языком. Способность к использованию языка привела к каче­ственному скачку в процессе эволюции — появлению сознания. С другой сторо­ны, в психике человека нет ничего, что в той или иной форме нельзя было бы об­наружить в психике животных.

Наблюдая за поведением животного, можно видеть, как его поведение направляется и интенсифицируется потреб­ностью, а также изменяется в

формированию у него многих сугубо человеческих социальных потребностей.

Эффективное приспособление животных к среде с помощью соответствую­щей организации поведения было бы невозможно без такого свойства психики, как память. Но ни одно животное не способно так организовать материал для его хранения в памяти, как это делает, пользуясь языком, человек.

С помощью специальных методов можно обнаружить, что животные способ­ны к очень тонкому различению цвета, формы и размеров объектов при их вос­приятии, но только человек может понять, например, отвлеченный смысл сю­жетных изображений.

Как показывают наблюдения, многие высшие животные способны к рассу­дочной деятельности, но только сугубо человеческое понятийное мышление мо­жет взлететь на такие высоты обобщений, на которые не способно ни одно жи­вотное.

У животных, ведущих групповой, стадный образ жизни, можно обнаружить элементы социальной организации — определенную иерархию с соответствую­щим распределением прав, регулирующих взаимоотношения между животны­ми, но только у человека эта регламентация фиксируется в системе устных и письменных законов.

Язык человека, будучи основой его отличительной характеристики — созна­ния, является не только важнейшим средством его существования, но и источ­ником высочайших переживаний и в то же время — самых изощренных, непре­взойденных в животном мире по своей жестокости поступков. Язык — это очень мощное орудие, которое может превращаться в страшное оружие.

Завершая этот раздел, хочется привести потрясающее определение роли язы­ка, данное выдающимся английским писателем и мыслителем Олдосом Хаксли:

Последовательность человеческого поведения как таковая объясняется исключи­тельно тем фактом, что человек сформулировал свои желания, а затем и рационализиро­вал их при помощи слов. Словесная формулировка желания заставляет человека стре­миться вперед до тех пор, пока он не достигнет цели, даже если само желание дремлет где-то внутри.

Не только во имя добра, но и во имя зла язык сделал нас людьми. Лишенные языка, мы были бы такими же, как собаки или обезьяны. Обладая языком, мы являемся людь­ми — мужчинами и женщинами, одинаково способными как на преступление, так и на героический поступок, на интеллектуальные достижения, недоступные ни одному жи­вотному, но в то же время часто на такую глупость и идиотизм, которые и не снились ни одному бессловесному зверю[1].

Именно потому, что язык является обоюдоострым оружием, становится та­ким важным формирование в личности социально приемлемых ценностей в процессе воспитания.

Свойством всего живого является гомеостаз, представляю­щий собой динамическое постоянство внутренней среды организмов, которое обеспечивается непрерывным обменом веществ с окружающей средой. Каждый вид животных и каждый индивид имеет собственные константы, характеризую­щие его гомеостаз. Поддержание гомеостаза является обязательным внутрен­ним условием сохранения и развития индивида и вида. У животных поддержа­ние гомеостаза обеспечивается несколькими регуляторными системами, в том числе и психикой, которая сформировалась вместе с обретением животными способности к перемещению в пространстве.

Обладание психическими образами среды является обязательным условием приспособления к ней при постоянно меняющихся ситуациях во время перемещения в пространстве. Движение сложно организованных животных, обладаю­щих нервной системой, становится не только условием возникновения психики, но и основой создания психических образов.

Субстратом, в пространстве которого формируются психические образы, яв­ляется нервная система. Психика человека представляет собой продукт деятель­ности всей нервной системы вместе с ее рецепторной поверхностью, однако ве­дущую роль здесь играет головной мозг. Головной мозг можно разделить на три функциональных блока, отвечающих за 1) контроль внутренней среды, форми­рование побуждений и поддержание психической активности, 2) создание обра­за внешнего мира и схемы тела и 3) организацию программ взаимодействия со средой.

Сознание является венцом эволюции животных и продуктом исторического развития человека. Его сущность можно понять только в том случае если при­нять во внимание необходимость взаимодействия между людьми, так же как психику можно понять, только основываясь на необходимости взаимодействия сложно организованных животных с физической средой.

Вопросы и задания

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Мозг и психика в психологии

Психика является свойством живой высокоорганизованной материи – мозга.

Нервная система – центр деятельности организма.

Нервная система, спинной и головной мозг формируются на третьей недели после оплодотворения яйцеклетки. На восьмой недели нервная система начинает функционировать, благодаря чему эмбрион совершает первые движения. Ближе к рождению нервные клетки сформированы, и, начиная с этого момента, они больше не обновляются и не формируются. В головном мозге 100 миллиардов нейронов. Мозг новорожденного весит в пять раз меньше, чем у взрослого человека. Индивидуальные различия веса мозга взрослых имеет разницу от 900 до 2000 г, при этом большой вес не отвечает за высокий уровень интеллекта.

Читайте также:  Зарядка для мозга упражнения

Нервная система бывает двух типов:

  • центральная (спинной и головной мозг);
  • периферическая (нервы, нервные узлы, которые расположены во внутренних органах. Управляет работой организма, почти не зависит от волевых усилий).

К элементам головного мозга относятся:

  • два полушария (их кора отвечает за речь, мышление, память, принятие решений);
  • мозжечок (отвечает за координацию);
  • ствол мозга (отвечает за процессы физиологии человека: дыхание, ритм сердца и т.д.)

Функции нервной системы:

  • передача информации (за это отвечает периферическая нервная система и ее рецепторы (нервные окончания на коже, глазах и т.д.) и эффекторы (железы и мышцы);
  • интеграция и переработка получаемых сведений, программирование наиболее адекватной реакции (за это отвечает центральная нервная система).

Мозг состоит из двух веществ:

  • серого (сосредоточении нервных клеток);
  • белого (сосредоточение нервных волокон).

Волокна соединяют между собой клетки. В коре мозга на кубический см приходится 1000 км нервных волокон.

Американский профессор из калифорнийского университета заметил, что у мужчин и женщин во время размышления отличаются области взаимодействия частей головного мозга. У мужского населения при данном процессе активно работает серое вещество, у женского населения – белое вещество.

При повреждении или неадекватном функционировании одного из участков нервной системы проявляются специфические нарушения в работе организма и психики. Сильно на психику оказывает влияние характера полноценности и адекватности функционирования мозга и коры. В состав коры головного мозга входят такие зоны как:

  • сенсорная (отвечает за поступление и обработку сведении от органов чувств и нервных окончаний);
  • моторная (отвечает за управление скелетной мускулатурой тела, движения);
  • ассоциативная (отвечает за переработку информации. Зоны располагаются в лобной части. Тесно связаны с речью, мышлением и т.д.)

Развитие рефлексов, мозга и психики

Родившийся ребенок имеет врожденные рефлексы, которые начинают функционировать с семи месяцев внутриутробного развития:

  • сосание;
  • мигание;
  • реагирование на свет и звук.

Далее развитие рефлексов, мозга и психики происходит в течение жизни и зависит от условий. Развитие мозга детей заканчивается в 6 лет. Младенец рождается с маленьким количеством синапсов, которые к 6 года увеличиваются, стабилизируются и не меняются в течение жизни.

Синапс – точки соприкосновения отростков нервных клеток, передача нервных импульсов, сведений.

В 18 лет у человека происходит функциональная зрелость мозга. С 25 лет нервные клетки начинают отмирать. Ежедневно человек теряет десятки тысяч. Сначала этот процесс не опасен, так как в коре головного мозга около 40 миллиардов нервных клеток, и одна из них может заменить 9 погибших. С 45 лет процесс гибели усиливается, т.е. уже каждый день может погибать до 1000 клеток. Это приводит к:

  • снижению скорости восприятия;
  • снижению понимая новой информации;
  • замедлению скорости и точности реакции;
  • нарушениям памяти;
  • ослаблению интеллекта;
  • слабоумию;
  • расстройству движений;
  • эмоциональному и личностному изменению.

Но этот процесс может начаться раньше, так как неблагоприятные условия тоже влияют на ускорение гибели нервных клеток, к деградации психики и интеллекта, к смерти:

  • постоянные стрессы;
  • алкоголь;
  • наркотики;
  • плохая экология.

Для того чтобы нейроны работали полноценно, они поддерживаются глиальными клетками. Их в девять раз больше. В функции глиальных клеток входят:

  • направление питательных веществ из кровеносных сосудов в нейроны;
  • поддержание оптимального баланса ионов в мозге;
  • обезвреживание болезнетворных микробов;
  • влияние на образование синапсов;
  • установление нервных связей;
  • обмен сигналами с нейронами и глиальными клетками.

По некоторым данным, ученые выдвинули гипотезу о том, что, если человек обладает повышенным количеством глиальных клеток, то он является гением.

Мозг человека отличается высокой пластичностью, но при малейшем его повреждении, удалении, меняется личность человека, психика, в худшем случае может привести к летальному исходу. Например, повреждая зону Брока (задняя треть нижней лобной извилины) у человека нарушается речь. Или повреждение пришлось на зону Вернике (задняя треть верхней височной извилины), то больной может говорить, но речь становиться бессодержательной. Если повреждена лобная часть, то нарушается:

  • восприятие реальности;
  • самооценка;
  • интеграция информации восприятия;
  • память с эмоциями и мотивациями;
  • программа, которая была создана для достижения целей.

Сущность асимметрии полушарий мозга

В организме человека нет ничего похожего: глаза разные, руки то же, полушарии мозга не исключение. В данном случае мы говорим не о размерах, а об их активности. У кого-то частичное преобладание левого полушария, у кого-то правого. Левое полушарие отвечает за:

  • информационные и логические функции по обработке сведений;
  • активное управление правой рукой;
  • речь.

Функционирование полушарий меняется под влиянием генетических и социальных факторов.

Асимметрия полушарий – это динамическое образование. В процессе онтогенеза она постепенно нарастает, и становится ярко выраженной в среднем возрасте, а к старости угасает. Если одно полушарие было пораженно, то его функции может частично выполнять другое. Различия в психике человека зависят от того, какое полушарие лучше развито.

Именно полушарии помогают:

  • рассмотреть мир с двух сторон;
  • познавать объекты;
  • создать базу для творчества;
  • использовать словесно-грамматическую логику, интуицию с пространственно-образным подходом и моментальным охватом целого.

Стоит отметить, что осуществление любой функции в норме является результатом работы двух полушарий. Например, субъект попал в аварию. У него произошло обильное кровоизлияние в правое полушарие, из-за чего он его лишается. Но человек потерял не только орган, но и творческие способности. Так художник, музыкант и т.д. перестают творить. Но, если эти творческие люди лишились левого полушария, отвечающего за словесное описание, то они продолжают заниматься любимым делом. Такие лица часто подвержены депрессиям, печали.

Различия психики мужчин и женщин

На основе исследований, ученые выяснили, что женщины имеют высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями, ручным манипулированием. Эти параметры характерны для развитого левого полушария. Мужчины же имеют хорошие творческие художественные способности, обладают ориентацией в пространстве. Этому они обязаны правому полушарию.

Вывод

Психическое состояние может меняется из-за гормонов, например, повышенное количество серотонина, вещества, которые передают сигналы от одной клетки мозга в другую, в темно-лобной коре и гиппокампе мозга увеличивают вероятность психических нарушений и развивают склонность к самоубийству.

Ученые пришли к выводу, что мозг не может работать на 100% по разным причинам. Например:

  • высокое давление губит память;
  • курение на 25% снижает способности памяти и интеллекта;
  • недосып, алкоголь, проблемы с щитовидными железами также снижают активность мозга;
  • и т.п.
Читайте также:  Структура мозга бабочка у плода что это

Природа психики и форми ее развития в филогенезе

Психика возникла как механизм адаптационного поведения живых существ, их стремления эффективно приспособиться к окружающей среде. В процессе филогенеза (изменений психики, которые произошли в ходе биологической эволюции под воздействием условий жизни) возникают и развиваются разные формы психического отражения действительности, которые способствуют более совершенной регуляции поведения и жизнедеятельности. К ним относятся:

1. Чувствительность — способность живых организмов отвечать на раздражения с целью ориентации в среде (сенсорная психика). Признаки предметов (запахи, форма, цвет), нейтральные с точки зрения удовлетворения органических потребностей, могут приобретать сигнальное значение. Пример.

2. Восприятие целостных предметов и предметного мира (перцептивная психика). Пример.

3. Практический интеллект высших животных. Он дает возможность отражать в виде наглядных образов отдельные качества, целостные предметы, предметные ситуации и межпредметные связи. Высшие животные обладают способностью к научению, приобретению навыков, необходимых для приспособления к среде. Научение (процесс приобретения индивидуального опыта) опирается на индивидуальную память, которая фиксирует эффективные средства поведения, способствует интенсивному развитию психики. Навыки – это автоматизированные действия, сформированные путем повторения и не требующие сознательной регуляции и контроля отдельных элементов. Пример.

4. Переход от животного к человеку. Информационное (сведения) и операционное (действия) содержание памяти накапливается и становится основой для развития мышления. Развиваются умственные операции, способность предусматривать будущее, принимать решение и т.п. Пример.

Психика и мозг человека

Главным органом психики человека и животных является центральный отдел нервной системы — мозг. Он состоит из двух анатомических составляющих:

1. головной мозг (находится в черепе) – орган приобретенных на протяжении жизни форм поведения. Кора его больших полушарий регулирует различные психические функции (мышление, память, способности и т.п.), которые реализуются благодаря совместной работе разных зон мозга.

Мозг как саморегулирующаяся система состоит из трех основных блоков. Первый, энергетический, поддерживает тонус мозга; второй – обеспечивает прием, переработку и хранение информации, поступающей от органов чувств; третий отвечает за программные действия и движения, регуляцию активных процессов и сравнение результата действий с начальными намерениями. Все три блока принимают участие в психической деятельности человека, в регулировании его поведения. Нарушение работы одного из них приводит к различным нарушениям психики. Так, проблемы в первом блоке вызывают неустойчивость внимания, быструю утомляемость, сонливость, безразличие или сильную обеспокоенность, во втором — дефекты в приеме слуховой, зрительной, тактильной и другой информации, в третьем — сбои в организации поведения и деятельности (целенаправленные действия заменяются инертными стереотипами, бессмысленными повторами движений, не направленных на достижение поставленной цели).

Функциональная асимметрия мозга

Полушария головного мозга человека имеют определенную специализацию. Наблюдается их функциональная асимметрия — полушариями выполняются разные функции. Пример. Левое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции правой половины тела, а правое осуществляет контроль над левой половиной.

Левое (логическое) полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, вербальную память и вербальное мышление, аналитическую и последовательную обработку информации. Оно способствует формированию внутренне непротиворечивой картины мира. Это полушарие также отвечает за позитивные эмоции. Расстройства в деятельности левого полушария приводят к нарушениям речи, блокируют способность к нормальному общению, а также вызывают серьезные дефекты умственной деятельности.

Правое (эмоциональное) полушарие оперирует образной информацией, обрабатывает ее одновременно и целостно. Благодаря синхронному взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они приобретают многозначность, которая, с одной стороны, создает условия для творчества, с другой, затрудняет понимание и осознание реальных связей между предметами и явлениями.

Это полушарие руководит навыками, связанными со зрительным и пространственным опытом. Оно обеспечивает: ориентацию в пространстве; невербальный, в частности, музыкальный слух; невербальную, в частности, музыкальную память; эмоциональное восприятие объектов, в частности, музыки.

Это полушарие ответственно за переживание гнева, печали и ряда других негативных эмоций, за критичность отношения человека к себе и к миру в целом.

Оба полушария взаимосвязаны и в определенной мере являются взаимозаменяемыми. Доминирование одного из них, вызванное как врожденными особенностями мозга, так и особенностями воздействия социума, в значительной степени определяет психологические характеристики людей. Пример. Известно, что у библиотекарей лучше развито левое полушарие, а у художников – правое.

Женщины имеют преимущества в вербальном мышлении, мужчины – в математическом и пространственном. При этом у женщин прослеживается более тесная, чем у мужчин, связь между полушариями. Выполняя определенную умственную работу, мужчины, как правило, ограничиваются лишь тем полушарием, которое имеет непосредственное отношение к ее содержанию (левое – вербальные задачи, правое – пространственные и т.п.). Женщины же обрабатывают полученную информацию обоими полушариями одновременно.

Вес головного мозга человека в среднем составляет около 1,5 кг. Мозг женщин несколько легче мозга мужчин. Однако вес как таковой не является показателем умственных способностей. Например, вес мозга двух великих писателей – И.С.Тургенева и А.Франса. в первом случае мозг весил 2120 г., во втором — 1170 г.

Психические функции спинного мозга

Спинной мозг (находится в позвоночном столбе), работа которого протекает под постоянным контролем головного мозга, является частью центральной нервной системы, связанной с периферией тела – кожей, мышцами и некоторыми другими внутренними органами. В спинной мозг поступает информация с периферии, а от спинного мозга к мышцам идут распоряжения совершать те или иные движения.

Первая из основных функций спинного мозга – проводниковая. Спинной мозг связан с различными отделами головного мозга посредством проводящих путей — длинных пучков нервных волокон. По одним путям сигналы с периферии передаются вверх, к головному мозгу, по другим — команды идут сверху вниз, из головного в спинной мозг. Пример. Тончайшие движения рук пианиста, отточенные движения балерины – все это результат действия потока импульсов от головного мозга в спинной, а от него — к мышцам.

Вторая важнейшая функция спинного мозга – рефлекторная. С его помощью осуществляются простые рефлексы. Рефлексами (от лат. reflexio — отражение) называют реакции организма на раздражения, осуществляемые через центральную нервную систему. Пример. Когда врач ударяет молоточком по сухожилию около коленной чашечки пациента, он, изучая коленный рефлекс, судит о функциональном состоянии определенного участка спинного мозга.

Читайте также:
Adblock
detector