Мозжечковая недостаточность у ребенка

Цена процедуры — 500 руб.

Все вопросы по данной услуге уточняйте у администратора.

Признаки мозжечковой недостаточности

Зачастую родители считают, что неуклюжесть, нарушения баланса и координации движений всего лишь индивидуальные особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но как показывает практика – это признаки нарушений работы ствола мозга и мозжечка, которые очень часто сочетаются: патология мозжечка практически никогда не встречается изолированно. Это может быть результатом тяжелой беременности или родов. Такие симптомы очень часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра, нарушениями поведения и внимания, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Мозжечковая недостаточность может стать причиной многих неврологических отклонений, и выявляться уже в раннем возрасте. Основными ее симптомами в детском возрасте являются:

Кроме того мозжечковая недостаточность может сочетаться с гиперактивностью, для которой характерен ряд проблем, в т.ч. с поведением, включая социально неприемлемые поступки (воровство и драки, ложь, оппозиционное поведение), непонимание сверстников и трудности в общении с ними, затруднения в усвоении учебного материала и школьная неуспеваемость.

Необходимость мозжечковой коррекции

Мозжечковую стимуляцию называют «букварем для мозга». И это не случайно, поскольку тренировка мозжечка не только восстанавливает характерные для его поражения нарушения, но и улучшает общее восприятие и познание внешнего мира, познавательную деятельность и обучаемость. Такая коррекция является крайне важной в детстве, особенно в тот период, когда происходит формирование навыков речи и письма, подготовка и обучение в школе. Специальные упражнения достаточно эффективны и для детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), помогая совершенствовать контроль над собственным телом и поступками. Результат ее применения в детской клинике – улучшение процессов усвоения материала и, в конечном итоге – повышение школьной успеваемости.

Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции:

  1. Ребенок поздно начинает ходить, говорить.
  2. Быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость.
  3. Невнимательность, несобранность, отвлекаемость.
  4. Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохая память.
  5. Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.
  6. Проблемы с речью:
  • дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохраненной общей способности к обучению. Очень часто сочетается с дисграфией – нарушением письма,
  • непроговаривание слов,
  • перестановка слогов,
  • логоневроз (обычное заикание).

7. Отставание от школьной программы и низкая успеваемость.

Программа мозжечковой стимуляции

Мозжечковая стимуляция базируется на обеспечении мозга основными (базисными) навыками, которые помогают усвоению любой информацию. Программа представляет собой серию реабилитационных методик, которые направлены на нормализацию работы ствола головного мозга и мозжечка.

Методика мозжечковой стимуляции позволяет улучшить:

  • все виды памяти: долговременной и кратковременной, зрительной, звуковой, вкусовой, моторной образной и др.;
  • восприятие устной и письменной речи – основу формирования собственной речи и письменных навыков, включая правильное фонетическое воспроизведение текста на бумаге;
  • навыки механического чтения, основанные на кратковременной памяти и непроизвольном внимании;
  • математические способности;
  • спортивные навыки – ловкость, скорость, быстрота реакции и др., которые рассматриваются как одна из групп навыков, основывающих различные виды деятельности. Их развитие необходимо наряду с интеллектуальными и сенсорными навыками.

Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность и других коррекционных занятий, в т.ч. с логопедом, психологом, дефектологом. Для каждого пациента в нашей клинике неврологии и ортопедии разрабатывается индивидуальная программа мозжечковой стимуляции для каждого ребенка, что гарантирует высокий успех проводимой коррекции.

Стандартная программа может назначаться с двух-трехлетнего возраста, проводится по 3-4 раза в неделю в течение 40 минут. Общий курс составляет 10-15 занятий.

Атаксия у детей проявляется в виде нарушения координации во время движения или выполнения каких-либо действий, и является симптомом некоторых заболеваний.

Почему бывает атаксия у ребенка?

В норме у ребенка, так же как и у взрослого, любой акт движения происходит автоматически, не вызывая при этом никаких затруднений. Регуляция такой деятельности осуществляется мозжечком, корой головного мозга, ядрами подкорки и образованиями спинного мозга.

Такие структурные образования мозжечка, как ножки (их всего три пары) осуществляют связь с остальными участками нервной системы, контролирующими координацию. Нарушение в работе любой из этих структур приводит к возникновению атаксии. Проверка правильности движения идет от рецепторов расположенных в мышечной ткани, суставах и сухожилиях. Этим путем информация и попадает в мозжечок, а затем в кору головного мозга, там она обрабатывается, и дается команда в обратном направлении, на периферию.

Атаксия может проявиться в том случае, если у малыша есть врожденные отклонения, наследственная предрасположенность, после травмы во время родов, при облучении радиоактивным веществом, после приема некоторых лекарственных средств, при воспалении печени, церебральном параличе или рассеянном склерозе, гипофункции щитовидной железы, травматических повреждениях головы, полученных после рождения. Спровоцировать атаксию может перенесенная ребенком вирусная инфекция. Нередко атаксией сопровождаются такие тяжелые заболевания, как грыжа или водянка мозга, абсцесс мозжечка.

Читайте также:  Сагиттальный разрез головного мозга

Виды атаксии и проявления

Атаксия у ребенка может быть статическая (неспособность держать равновесие в положении стоя) и динамическая (нарушение двигательной координации).

Выделяют также атаксию:

  • Мозжечковую. Проявляется неустойчивостью при стоянии или ходьбе, шаткостью походки, для малыша характерны при мозжечковой атаксии широко расставленные ноги, падение на бок. Наблюдается прерывистость или скандирование речи. В отличие от сенситивного варианта, контроль зрения при движениях не помогает. При поражении различных отделов мозжечка наблюдаются характерные отклонения. Например, полушария мозжечка отвечают за движения в конечностях, и нарушение их функционирования приводит к изменению координации рук и ног. У детей до трех лет наблюдается острая мозжечковая атаксия через несколько недель после перенесенной вирусной инфекции (например, ветряной оспы). Обычно она проходит самостоятельно и без особого лечения за несколько месяцев, но иногда может перейти в хроническую или рецидивную форму.
  • Лобную. Походка у такого больного, как у пьяного, его сильно шатает и часто заносит на сторону поражения. Сочетается с другими симптомами, которые отмечаются при корковых нарушениях — снижение или отсутствие обоняния, нарушение функции запоминания, слуховые галлюцинации.
  • Лабиринтную. Проявляется в неловкости при ходьбе, сопровождается тошнотой, а иногда и рвотой, головокружениями. Часто бывает нистагм или нарушение слуха. Наблюдается при поражении вестибулярного аппарата.
  • Сенситивную. Поражаются пути проведения нервных импульсов. Атаксия более выражена при закрытых глазах, то есть, когда нет зрительного контроля движения.
  • Психогенную. Развивается вследствие истерии, походка при таком виде атаксии причудливая и может напоминать катание на коньках или передвижение при помощи ходулей. У детей наблюдается очень редко.

Мозжечковая атаксия у детей до года определяется с трудом, поскольку в этот период происходит становление походки и ее неустойчивость объясняют именно этим фактом. Неуклюжесть и шаткость становятся заметными позднее, когда его сверстники уже уверенно двигаются и бегают.

При симптомах атаксии следует сразу обратиться к врачу для прохождения обследования и установления причины. Этот признак может сигнализировать о достаточно серьезных заболеваниях, и малейшее промедление может привести к тяжелым последствиям!

Что может сделать врач?

Для того чтобы выявить причину возникновения атаксии, ребенка отправят на исследования. Ему необходимо провести КТ и МРТ, ДНК-диагностику (при подозрении на отягощенный семейный анамнез), ЭЭГ, ультразвуковую диагностику. При необходимости берут ликвор из спинного мозга методом пункции.

Степень тяжести заболевания определяется при осмотре опытным врачом, который проводит в таком случае проверку координации движений конечностей. У детей старшего возраста можно выявить патологию следующим образом. При поражении мозжечка часто проводится пальце-носовая проба. Больного просят вытянуть руки и дотронутся по очереди указательным пальцем до кончика носа. Делается это при открытых и закрытых глазах. При нарушении структуры мозжечка пациент промахивается, а кисть или вся рука по мере приближения к носу начинает дрожать.

Показательной также является проба Шильдера. Пациент вытягивает руки при закрытых глазах вперед. Затем врач просит его поднять одну руку, а затем опустить до уровня второй, расположенной горизонтально. Если есть нарушение функции мозжечка, то рука опустится ниже.

Лечение атаксии у детей является симптоматическим, и при врожденных формах направлено, прежде всего, на двигательную и социальную реабилитацию, целью которых является научить ребенка адаптироваться к нормальной жизни.

Для улучшения мозгового кровообращения назначаются ноотропные средства, витамины группы B, массаж и лечебная физкультура, тренировки при помощи стабилометрической платформы, занятия с логопедом при нарушении речи. Полезно также у детей с атаксией применять общеукрепляющие процедуры, а при выраженной нервозности следует давать седативные препараты.

Достаточно часто атаксия у детей может проходить самостоятельно до достижения ими определенного возраста. При тяжелых и острых формах атаксии применяется введение иммуноглобулина внутривенно, лечение кортикостероидами, плазменно-обменная терапия.

На ранних стадиях развития этого симптома хорошо помогают физиотерапевтические методики.

Е.Ф. Фролова, учитель – логопед

Проблеме нарушений письма и речи у детей – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. После знакомства с нейропсихологией на курсах Московского института дефектологии и медицинской психологии, в моей логопедической практике изменился подход к решению интеллектуальных и речевых проблем детей. Нейропсихологический анализ данных диагностики позволяет мне выявить нарушение и сохранность того или иного звена функциональной системы, определить степень выраженности дефекта в каждом отдельном случае, изучить индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка, связанные с преодолением специфического для него нарушения, правильно спланировать коррекционную работу.

Читайте также:  Мультикистоз головного мозга новорожденного прогноз

Теория нарушения работы сенсорных систем.

Результатом сниженной активности вестибулярной системы часто являются нарушение артикуляции и задержка речевого развития. Дети просто не определяют сенсорную информацию, которая поступает от артикуляторных органов. В результате возникают трудности с началом и реализацией движений, требующихся для артикуляции.

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток — нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Зачем же природа поместила такое большое количество нервных клеток в этот небольшой участок мозга?

Дело в том, что мозжечок связан со всем структурами нервной системы. Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания, он связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия.

Симптомы мозжечковой недостаточности:

— ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед;

— ребенок/ подросток/ взрослый плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;

— ребенок/ подросток/ взрослый демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений;

-у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках.

Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.

— непроговаривание слов, перестановка слогов;

— логоневроз (обычное заикание);

— дислексия — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохраненной общей способности к обучению. Очень часто сочетается

дисграфией – нарушением письма;

— отставание от школьной программы;

— нарушениях аутистического спектра.

2. Особенности моторики:

— угловатые, неплавные движения;

— дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками;

— ребенок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.

3. Психоэмоциональные особенности:

— быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;

— невнимательность, несобранность, отвлекаемость.

4. Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.

5. Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.

Мозжечковая стимуляция.

Система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев структур мозга, активно участвующих в формировании речи.

Мозжечковая стимуляция базируется на обеспечении мозга базисными навыками, которые помогают усвоению любой информации, и представляет собой серию реабилитационных методик, которые направлены на нормализацию работы ствола головного мозга.

В работе по мозжечковой стимуляции использую различные методы для достижения наилучшего результата в коррекции нарушений речи. На протяжении нескольких лет использую балансировочные диски, нейрогимнастику и фитбол , которые усиливают эффект занятия, создают положительный эмоциональный фон.

Балансировочные диски:

Это занимательные и эффективные тренажеры, направленные на укрепление вестибулярного аппарата. Задача малыша – как можно дольше продержаться на раскачивающейся поверхности.

Балансировочная доска — лабиринт предназначена для стимуляции деятельности вестибулярного аппарата, развития навыков проприоцепции. Удержать равновесие, стоя на балансировочном диске, совсем непросто. Раскачиваясь в разные стороны, ребенок двигает шарик по лабиринту, тем самым тренирует зрение и ловкость. Умение удерживать равновесие является очень важным для овладения другими двигательными рефлексами. Биологический механизм равновесия совместно с другими – зрением, осязанием и обратной связью восприятия помогают ребенку осознать себя в пространстве. Ритмичные движения для всего корпуса помогут развить основные навыки контроля равновесия. Приведенные ниже упражнения будут способствовать развитию равновесия в пространстве. Вид упражнения и длительность выполнения зависят от индивидуальных возможностей ребенка. Рекомендуется поощрять ребенка за правильно выполненные задания. Можно работать под музыку. На начальном этапе работы задача ребенка — как можно дольше продержаться на раскачивающейся поверхности, далее задания усложняются.

Упражнение на развитие эквилибристической реакции, укрепления мышц туловища, координации движений рука-глаз и осознания работы частей тела.

1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; б)сзади; в) с обеих сторон.

3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно — левой, правой.

4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.

5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку.

Читайте также:  Что такое нейроинфекция головного мозга

6. Положение то же. Круговые вращения руками:

а) Обе руки в одну сторону

б) Обе руки в разные стороны

в) По очереди в одну сторону.

г) По очереди в разные стороны.

а) Обе руки положить на грудь

б) Поднять руки над головой

в) Прямые руки в сторону

г) Нагнуться, достать пальцы ног

д) Любые движения, какие понравятся.

Далее занятия усложняются: ребенок выполняет задания логопеда, например, обмениваясь мячом, называет буквы алфавита, домашних и диких животных и т.п., находясь на балансировочной доске.

Задания эти направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности.

Дети так любят цирк! Балансир позволит развить чувство равновесия и научиться концентрировать внимание, выполняя увлекательные игровые упражнения, так похожие на цирковые трюки.

1) Колпачки требуется поставить один на другой — сидя, опустившись на колени или стоя на балансире. Чем сильнее будет раскачиваться тренажёр, тем сложнее будет выполнить это упражнение. Можно устанавливать площадку для колпачков на разную высоту.

3) Попытаться закрутить шарик как пропеллер. Это очень трудное упражнение можно выполнить, лишь хорошо владея своим телом.

На занятиях логопеда чаще можно встретить маленький мяч, но огромный, яркий, с шипами и без, приводит детей в восторг, позволяя играючи развиваться.

Фитбол-гимнастика:

Изобретение фитбола сродни изобретению велосипеда. Большой надувной мяч из плотного каучука перевернул с ног на голову представление о том, какими могут быть тренажеры.

Комплексы фитбол-гимнастики применяют на логопедических занятиях. Эф­фективными являются занятия по подгруппам и индивидуально. Работа строится на основе поэтапного обучения технике упраж­нений с фитболами.

Фитбол – упражнения включают в себя уникальное сочетание физических упражнений, гимнастического мяча, проговаривание слогов, слов, чистоговорок, стихов в ритм движений, что способствует более быстрой автоматизации и дифференциации звуков, координации, равновесия, осанки, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия

Цель II этапа — тренировка основных мышечных групп, в том числе и дыхательных, повышение физической работоспособно­сти, улучшение координации движений.

На данном этапе применяются индивидуальные .Используется разнооб­разное содержание двигательных действий на занятии, вклю­чаются упражнения с мячом эпизодически и на протяжении все­го занятия (60-70 %), это зависит от постановки конкретных це­лей и задач.

Примерный комплекс работы с использованием фитболов:

Разминка проводится под веселую детскую музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

— Игра под музыку («Аэробика для малышей»).

— Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево. Темп медленный.

— Повороты головой направо-налево. Темп медленный.

— Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний.

— Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.

— Повороты туловища направо-налево. Темп средний.

— «Лестница» – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Постепенно темп упражнений можно увеличивать.

— Ходьба сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.

— Ходьба сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.

— Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола

— Прыжки сидя на мяче вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу).

— Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).

— Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении.

— Катание мяча друг другу.

— Прыжки через препятствия.

— Прыжки с продвижением между предметов.

Комплексы упражнений помогают закрепить поставленные звуки и улучшить координацию движений, а чистоговорки, скороговорки и стихи тренируют память, вырабатывают чувство ритма, улучшают дикцию. Графическое изображение упражнений и предметные картинки помогают детям правильно выполнять данные упражнения.

Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность логопедических коррекционных занятий. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, что гарантирует высокий успех проводимой коррекции.

В моей работе нейропсихология занимает важное место. И в первую очередь это определяется тем, что нейропсихологический подход оказался очень ценен для коррекции нарушений речи.

Читайте также:
Adblock
detector