Мозжечковая стимуляция упражнения

Захарова Екатерина Геннадьевна
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в интеллектуальном развитии

Консультация для родителей и педагогов:

Мозжечковая стимуляция-это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев структур мозга, активно участвующих в формировании речи.

Мозжечок-это часть головного мозга, которая даёт возможность ребёнку учиться новым движениям, а затем вспоминать их и воспроизводить. Когда малыш начинает активно двигаться, именно мозжечок помогает ему сначала переворачиваться, потом ползать, а затем ходить. Именно мозжечок помогает ребёнку развивать координацию.

Многие исследователи считают, что мозжечок-это ключ к обучению буквально всему. В том числе- к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию. Мозжечок получает информацию о положении тела в пространстве, и если мы посадим ребёнка на резиновый мяч вместо стула или поставим на неустойчивую платформу, ребёнок будет вынужден прикладывать некоторые усилия для поддержания равновесия, тем самым мозжечок будет стимулироваться. Хотя стимуляция называется мозжечкой, она затрагивает и другие важные структуры мозга, регулирующие речь и поведение ребёнка.

1. Особенности моторики:

-ребёнок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперёд;

-ребёнок плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;

-ребёнок демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений (угловатые, неплавные движения, дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками);

-у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках, дрожание рук;

-ребёнок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.

2. Психоэмоциональные особенности:

-быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;

-невнимательность, несобранность, отвлекаемость.

-плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.

-проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.

3. Проблемы с речью.

Система упражнений на балансировочной доске и балансировочном табурете. Это занимательные и эффективные тренажёры, направленные на укрепление вестибулярного аппарата. Задача малыша — как можно дольше продержаться на раскачивающейся поверхности.

1. Ребёнок в положении стоя на балансирной доске или сидя на балансирном табурете. Круговые вращения руками:

а) обе руки в одну сторону;

б) обе руки в разные стороны;

в) по очереди в одну сторону;

г) по очереди в разные стороны;

д) обе руки положить на грудь;

е)поднять руки над головой;

ж)прямые руки в сторону;

з) нагнуться, достать пальцы ног;

и) любые движения, какие понравятся.

2. Упражнения на гимнастических мячах — фитболах.

Фитбол — упражнения включают в себя уникальное сочетание физических упражнений, гимнастического мяча, проговаривание слогов, слов, стихов в ритм движений, формированию координации, равновесия, осанки, а так же вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Комплексы упражнений помогают улучшить координацию движений, тренируют память, вырабатывают чувство ритма, улучшают дикцию.

Таким образом, с помощью мозжечковой стимуляции можно улучшить восприятие ребёнком устной и письменной речи, развивать навыки чтения, математические способности, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти.

Инновационные здоровьесберегающие технологии. Мозжечковая стимуляция Мозжечковая стимуляции. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты.

Мозжечковая стимуляция — занятия на балансировочной доске Мозжечковая стимуляция — занятия на балансировочной доске. Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом.

Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности.

Современные настольные игры и их значение в интеллектуальном и эмоциональном развитии детей и детско-родительских отношений Как сориентироваться в огромном количестве современных настольных игр? Какую тему выбрать и как играть? Такие вопросы очень часто встают.


Детское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возраста Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы человек.

Читайте также:  Как улучшить работоспособность мозга человека

Особенности детей с нарушениями работы мозжечка

Если говорить именно о дисфункциях мозжечка, то в изолированном виде, они встречаются крайне редко.

Мозжечковая дисфункция может быть следствием врожденных или приобретенных патологий мозжечка.

Симптомы мозжечковой дисфункции обычно включают атаксию. Кроме того, нарушение функций мозжечка может включать следующие характеристики:

Методы мозжечковой стимуляции и программы упражнений

Мозжечковая стимуляция – это комплекс коррекционно-развивающих методик, направленных на восстановление или тренировку функций стволовых структур мозга и, непосредственно, мозжечка.

Самые актуальные программы мозжечковой стимуляции на сегодняшний день это:

  • Программа Learning Breakthrough Фрэнка Бильгоу с использованием разработанной им балансировочной доски и комплекса оборудования Balametrics;
  • Модифицированные программы Balametrics с использованием других балансировочных досок, с использованием всевозможного оборудования и большого количества упражнений;
  • Мозжечковая стимуляция и вестибулярные упражнения с задействованием оборудования из зала сенсорной интеграции (качели, гамаки, батуты);
  • Упражнения на удержание равновгесия на интерактивной платформе wi-fiit.

Мозжечок — отдел головного мозга, который участвует в регуляции всех двигательных, произвольных и непроизвольных, актов человека, тонуса его мышц, координации движений, поддержании равновесия и определенной позы. Мозжечок оказывает своё влияние через ядерные образования среднего и продолговатого мозга, а также с помощью двигательных нейронов спинного мозга. По своей сути, мозжечок – диспетчер головного мозга, поскольку он связан и взаимодействует со всеми зонами мозга, перерабатывает всю информацию, поступающую от органов чувств. Мозжечок играет большую роль в интегративной работе головного мозга, в связи с чем, адекватное функционирование мозжечка и связанного с ним мозолистого тела с тремя парами ножек очень важно для реализации высших психических функций человека.

На протяжении долгого времени считалось, что мозжечок – это структура мозга, которая регулирует именно координацию, равновесие, движения глаз, несмотря на накопленный в клинических исследованиях опыт, говорящий о том, что патологии мозжечка имеют непосредственную связь с такими заболеваниями как шизофрения, аутизм, некоторые виды деменции. В настоящее время, ученые считают, что мозжечок оказывает влияние и на интеллектуальные процессы, в частности, некоторые аспекты памяти, мышление, речь, и даже эмоционально-волевую сферу человека.

На сегодняшний день самой известной и наиболее часто применяемой методикой мозжечковой стимуляции является программа американского ученого, доктора педагогических наук, Ф.Бильгоу Learning Breakthrough с использованием оборудования Balametrics, которая была разработана в США более 30 лет назад. Она стала результатом многолетних исследований Фрэнка Бильгоу при поддержке ученых НАСА.

Работая со школьниками, доктор Бильгоу обратил внимание на взаимосвязь хорошей успеваемости и наличие физической активности, направленной на развитие координации, равновесия, тренировки зрительно-моторной координации. Кроме того, Фрэнк Бильгоу сформулировал принцип, гласивший, что любое действие человека влияет на функционирование его мозга. Регулярная и организованная деятельность, совершающаяся с целью совершенствования своих возможностей, развивает структуры мозга.

Методика мозжечковой стимуляции Learning Breakthrough с применением специального комплекса оборудования Balametrics представляет собой серии упражнений и включает следующие этапы коррекционно-развивающей работы:

  • Упражнения с использованием только балансировочной доски, которая является ключевым элементом методики,
  • Упражнения с задействованием сенсорных разновесных мешочков,
  • Серия упражнений, выполняющаяся с помощью мяча-маятника на веревке (который подвешивается специальным образом на потолке),
  • Упражнения с использованием палки с разноцветными делениями-секторами,
  • Упражнения, выполняющиеся с использованием доски с цифрами на ножках разной высоты и мячиками-попрыгунчиками,
  • Серия упражнений, где задействуется стойка с целями, мяч-маятник и палка с цветными делениями (в некоторых случаях),
  • Резиновыми мячиками.

В зависимости от модификации методики мозжечковой стимуляции, оборудование может дополняться:

Как выглядит занятие с использованием оборудования Balametrics?

Читайте также:  Средство для улучшения мозговой деятельности

Ребенок стоит на доске определенным образом и по команде специалиста совершает различные действия, используя перечисленное выше оборудование. Примером упражнений для мозжечковой стимуляции могут быть такие задания: перекидывание мешочка из одной руки в другую, отталкивание мячика на веревке по нужной траектории или попадание резиновым мячиком-попрыгунчиком в определенную серию чисел на деревянной доске с цифрами.

Занятия проводятся, в среднем, 3-4 раза в неделю по 20-40 минут отдельными курсами или включаются в курс нейрокоррекции.

От занятий мозжечковой стимуляцией можно ожидать разных результатов. Они будут зависеть от целей и проблем конкретного ребёнка, под которого специалистом составляется индивидуальная программа, а так же от возможностей ребенка.

В целом, результаты могут быть следующими:

Вы хотите знать:

— Что такое мозжечковая стимуляция?

— Почему мозжечковой стимуляции в последнее время уделяется очень большое внимание?

— Кому показана мозжечковая стимуляция?

— Как проходят занятия по мозжечковой стимуляции?

Тогда читайте дальше!

Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом, интеллектуальном и психическом развитии.

Однако за последние десятилетия выявлена важнейшая роль мозжечка не только в обеспечении движений, но и в реализации психической деятельности человека. Например, неоспоримо его участие:

— в регуляции скорости, последовательности и согласованности протекания высших психических функций;

— в регуляции поведения, эмоций и внимания;

— в интеграции и анализе сенсорной информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и т.д.), поступающей из других структур мозга;

— в обеспечении сенсомоторных и речедвигательных координаций;

— в формировании схемы тела;

— в моторном планировании, в том числе в планировании времени движения.

За счет двусторонних и односторонних связей мозжечка с различными структурами головного мозга он участвует в оптимизации взаимоотношений между корой больших полушарий, средним мозгом, лимбической системой, стволовыми структурами, анализаторными системами и т.д. При этом происходит возбуждение одних центров и торможение других [6].

Есть данные, что мозжечок участвует в решении когнитивных задач любого типа, обеспечивая быстрые изменения и регулируя психическую активность при переходе с одних задач на другие.

Известны исследования, показывающие роль мозжечка в расстройствах аутистического спектра, сопровождающихся снижением скорости переключения внимания между слуховым и зрительным восприятием, нарушением зрительно-моторных координаций, искажением когнитивного и социального развития личности [6]. К основным причинам мозжечковых нарушений можно отнести внутриутробную дефицитарность развития, генетические нарушения, вирусные инфекции, накопление токсинов (свинец, ртуть и т.д.), вакцинации, аутоиммунные болезни, опухоли, сосудистые заболевания, врожденная гипоплазия и т.д. [5].

Учитывая, что основное формирование вестибулярной системы ребенка приходится на внутриутробный период, а развитие сенсомоторных координаций является следующим этапом (по Л.С. Выготскому — пластом) и имеет немаловажное значение для реализации психической деятельности, мозжечковую стимуляцию необходимо начинать с самого раннего возраста. Особенно она рекомендуется детям с задержками психического и речевого развития, гиперактивностью, аутистическими расстройствами, хромосомными нарушениями [6].

История изобретения и развития методики

Балансировочный комплекс Balametrics был разработан американским ученым Френком Бельгау более 50 лет назад.

В начале 1960-х годов Фрэнк Бельгау работал в классе со школьниками, испытывающими проблемы с чтением. Именно тогда Фрэнк Бельгау начал эксперименты по поиску физической активности, влияющей на обучаемость. Ф. Бельгау просил учеников читать вслух отрывок из текста, затем в течение 10-15 минут делать те или иные физические упражнения, после чего снова читать другой отрывок из того же текста.

Позже Ф. Бельгау переехал в Хьюстонский университет, где он возглавлял лабораторию, а также руководил программой по преодолению проблем с чтением и обучением. В программе участвовали дети и их родители, причем преимущественно это были родители-ученые, работающие в области космических исследований НАСА. Именно их опыт и советы способствовали тому, что Ф. Бельгау сосредоточил внимание на упражнениях на равновесие и координацию. В итоге Ф. Бельгау изобрел Балансировочную Доску Бельгау и разработал серию упражнений на ней [7].

Читайте также:  Желудок второй мозг человека

три принципа программы:

— стимулирование сенсорной интеграции (вовлечение сенсорных систем в формирование ответа на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом);

— совершенствование работы вестибулярной системы оказывает прямое, значительное и положительное влияние на работу всех остальных сенсорных систем;

— в основе эффективной деятельности человека лежит развитие обоих полушарий коры головного мозга человека и их эффективное взаимодействие друг с другом [4].

— от простого к сложному;

— принцип оптимального уровня сложности (правильный подбор уровня сложности для ребенка);

— принцип поэтапного освоения;

— принцип усложнения инструкции;

— би/моно/попеременно (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);

— принцип направленности движений (выполнение упражнений по центру, вправо, влево, по кругу);

— принцип новизны [4].

Как это происходит?

Стоя на балансировочной доске ребенку необходимо удерживать равновесие и выполнять предложенные в игровой форме упражнения. Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, цветонизированной рейки, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). При таком тренинге на балансире у детей задействуются одновременно несколько систем:

Если ребенку не удается удерживать баланс, он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами до тех пор, пока ему не удается найти равновесие. По мере прохождения курса увеличивается сложность упражнений. Мозг ребенка вынужден быстрее и чаще реагировать на раздражение от вестибулярной системы и от системы проприорецепции, разрабатывать более совершенные и эффективные нейронные сети. Интеграция между двумя полушариями, развивающаяся в ходе занятий, обеспечивает развитие пластичности мозга и возможность компенсировать функциональные или органические недостатки базовых структур мозга. Занятия мозжечковой стимуляцией позволяют усилить эффект от занятий с психологами, логопедами, дефектологами [4].

Специалист, проводящий занятие по мозжечковой стимуляции, регулирует последовательность овладения элементами, устанавливает очередность выполнения заданий, выбирает уровень сложности, отслеживает и анализирует реакцию ребенка.

Показания к применению:

  • нарушение координации движений, моторная неловкость;
  • несформированность зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации;
  • нарушения внимания, гиперактивность;
  • нарушения аутистического спектра;
  • нарушения устной и письменной речи (дисграфия, дислексия);
  • задержка психоречевого развития различного генеза;
  • нарушения речи.

Результаты занятий с использованием балансировочного комплекса:

  • совершенствование межполушарного взаимодействия;
  • стабилизация работы вестибулярной системы;
  • развитие зрительно-пространственных представлений (чувство тела, схема тела, ориентация во времени и пространстве, координатные, метрические, пространственные представления);
  • совершенствование зрительно-моторной координации;
  • интеграция сенсорных систем (вестибулярная, зрительная, слуховая, тактильная);
  • улучшение координации, моторной ловкости, мелкой и крупной моторики;
  • расширение зрительно-оптического поля;
  • развитие внимания: увеличение объема, переключаемости, концентрации;
  • улучшение саморегуляции и контроля;
  • стимуляция психоречевого развития;
  • личностные изменения (повышение самооценки, уверенности в себе);
  • развитие аудированной и импрессивной речи;
  • развитие письменной речи;
  • оптимизирование навыков чтения.

Комплекс мозжечковой стимуляции имеет широкий спектр применения. Однако стоит избирательно применять его при различных формах эпилепсии и повышенной судорожной активности головного мозга. В таких случаях необходима консультация эпилептолога, невролога [4].

Во время занятий ребенок может почувствовать небольшое головокружение. У детей с функциональными нарушениями мозжечка головокружение появляется не на первых занятиях и является первым признаком мозжечковой активации и, следовательно, началом развивающего процесса [2].

Читайте также:
Adblock
detector