1. Как развить возможности мозга? 2. Связь анатомического строения и способностей 3. Особенности мозга сиамских близнецов 4. Способы влияния на наш разум
Мозг человека. Казалось бы, практически каждая энциклопедия даст более или менее полное объяснение того, что он из себя представляет. Но почему же сотни, а возможно и тысячи ученых и исследователей по всему миру каждый день задают себе вопрос о том, на что способен наш мозг. Это происходит уже не одну сотню лет, и до сегодняшнего дня ответ так и не найден. Большинство экспертов сходятся во мнении, что в повседневной жизни человек использует способности мозга лишь на 5-7 %, в то время как остальные возможности остаются не изученными.
Многие из нас слышали утверждение, что мы можем все, если наш мозг об этом знает. Яркое тому подтверждение — маленькие дети. Они учатся всему, наблюдая за взрослыми, копируя их поведение: сидеть, ходить и держать предметы. Хотя их мышечная система еще к этому не готова, но они уже показывают такие навыки.
Несмотря на то, что за последние десятилетия наука и медицина сделали множество открытий, в том числе и в сфере изучения головного мозга, однако еще рано говорить, что возможности человеческого мозга изучены достаточно для его понимания. Именно мозг создает и формирует человека. Благодаря процессам, которые протекают в нем, мы становимся теми, кто мы есть, приобретаем разные качества характера, интересы, привычки, навыки. Так почему мы такие разные, что скрывает наш мозг?
Чем больше открытий, тем больше вопросов возникает. Людям непонятно следующее:
- Почему одни лучше овладевают точными науками, а другим это кажется непосильной задачей?
- Одни рождаются гениями, а другие посредственностью или того хуже?
- Как развить способности человеческого мозга?
- На что способен наш мозг, если его постоянно тренировать?
- Можно ли развить сверхспособности мозга?
- Как правильно развивать свой мозг?
Как развить возможности мозга?
Ученые доказали, что развить способности мозга возможно. Для этого прекрасно подходят книги, некоторые, специально разработанные компьютерные программы. Это поможет накопить информацию, улучшить память. Но для того, чтобы развивать мышление, человек должен постоянно решать задачи, разгадывать ребусы, то есть тренировать мозг. Именно это развивает мышление и память.
Лучше всего тренировать способности мозга человека, занимаясь новыми видами деятельности, расширяя свои познания не только теоретически, но подкрепляя их практическими навыками.
А как же быть с новомодными теориями о том, что сознание может все, что именно правильно использованные возможности мозга открывают для нас двери в жизнь без ограничений, бедности, болезней? Или древние легенды о людях, способных делать многое благодаря скрытым особенностям человеческого мозга – это просто вымысел, игра человеческой фантазии? Задерживать дыхание на несколько часов, замедлять сердцебиение до 1-2 ударов в минуту, или отрываться от земли на несколько метров – это все мифы?
Последователи восточной мудрости до сих пор считают, что развить скрытые способности мозга под силу каждому. Основные требования, которые необходимо выполнить для развития способностей, являются следущими:
- Длительное время.
- Терпение.
- Усилия и настойчивость.
- Грамотный наставник.
Исследования по этой теории провести практически невозможно, а даже если они и проводились, то никогда не предавались широкой огласке. Но каждый из нас хоть раз в жизни раскрыл, пусть даже только для себя, возможности мозга. Это могло проявляться в несвойственной до интуиции или каких-то сверх возможностях, проявившихся в критической ситуации. У каждого это бывает по-разному.
Это является еще одним подтверждением того, что возможности человеческого мозга можно и нужно развивать. Существует несколько методик.
Кто-то предлагает обучение во сне методом начитывания информации. Другие же с энтузиазмом поддерживают сведение сна к минимуму для более рационального использования времени бодрствования.
Кто-то предлагает развивать скрытые способности мозга лишь в раннем детстве, а некоторые считают, что процесс можно начинать в любое время. Теорий великое множество.
В современной действительности мы встречаемся только с единичными случаями проявления экстраординарных особенностей нашего мозга. До сих пор ученые не разгадали тайну Вольфганга Мессинга, а способности и мудрость Далай Ламы ни у кого не вызывает сомнения. Многие йоги умеют управлять основными процессами жизнедеятельности и учатся этому искусству не один десяток лет. Да именно учатся. Возможно, каждый из нас может развить в себе какие-то способности, если поставит перед собой такую цель, или мы все настолько закостенели, обросли верованиями и принципами, которые нам внушают с ранних лет, что не способны, да и не хотим перемен? В детстве мы же верили, что чудеса возможны, что изменилось теперь?
Многие модные направления в психологии говорят о силе позитивного мышления и настроя. Это можно также воспринимать как еще одну скрытую особенность нашего мозга самому представлять и реализовывать свою прекрасную жизнь.
Для того чтобы развить мозг, нужно тренировать не только мозговую деятельность. Успешных результатов достигают люди, которые параллельно тренируют и мышечную систему, это помогает не только ускорить кровообращение, тем самым доставку в мозг кислорода и питательных веществ, но и улучшить память, координацию, развить внимание.
Сверх способности проявляются не только в предвиденье будущего, вещих снах, телекинезе и подобных вещах. Скорочтение, феноменальная память, знание десятков языков или тонкостей генетики и квантовой физики — многое из этого можно считать необычным, но все это представляет собой возможности человеческого мозга.
Связь анатомического строения и способностей
Многие ученые в своих трудах искали сходные анатомические особенности строения головного мозга у религиозных фанатиков или серийных убийц. Некоторые даже находили научное обоснование определенных склонностей. Считают, что каждое полушарие отвечает за тот или иной вид деятельности. Если человек получает травму мозга или переносит онкологическое заболевание, многие его способности и навыки теряются навсегда. Он, как правило, становится инвалидом и не способен полноценно жить. Но в медицине описано много случаев, когда после удаления части мозга пациент продолжает полноценно жить, а иногда у него появляются некоторые не свойственные ему до этого момента способности. В 40- х годах в США была прооперирована женщина, которая после травмы на производстве лишилась одного полушария. Она не только осталась полноценным членом социума, но и приобрела ряд художественных навыков, которым могли бы позавидовать профессионалы. Как это объяснить?
В 50-е годы 20 столетия ученые в программе НАССА проводили исследования, в основе которых лежали визуальные образы для космонавтов, то, что должно происходить в ходе полета. Их организм, в целом, реагировал адекватно при виде какого-то объекта, при этом сокращались необходимые группы мышц для выполнения определенной задачи, хотя действие проигрывалось только в мозге без тактильной поддержки.
Восточные мудрецы знают больше о сверхспособностях мозга, чем ученые, которые многие годы занимаются этой отраслью науки. Именно поэтому учения Востока применяются в подготовке военных, спортсменов, космонавтов.
Еще одно интересное проявление возможностей нашего мозга можно рассмотреть на примере сиамских близнецов. Несколько таких пар были сращены головами. В ходе обследования было выявлено, что их жизнедеятельность обеспечивает один головной мозг, но такие люди хоть и были во многом схожи, но имели разные способности, предрасположенности. Один из близнецов мог читать, в то время как другой говорил или занимался рукоделием. Стоит так же отметить, что в тех случаях, когда один близнец погибал и его хирургически отделяли от другого, второй вскоре так же умирал, несмотря на жизнеспособность большинства важных органов и систем. До сих пор подобные факты не имеют научного обоснования.
Как другие способны влиять и затуманивать наш разум? Уже научно доказано, что не все люди одинаково восприимчивы не только к лекарственным препаратам, но и к влиянию на психику. Кто-то более восприимчив к попыткам его загипнотизировать, ввести в измененную форму сознания, а для кого-то это совсем не свойственно. Ученые до сих пор пытаются выяснить, в чем же состоят отличия у таких людей, и не могут научно обосновать свои выводы.
Всего около 3% населения на планете рождается гениями, о некоторых широкая общественность даже никогда не слышала, но почему так? Что лежит в основе таких особенностей? Многие психологи и психиатры утверждают, что гениальность берет начало из рода психологических заболеваний, она идет рука об руку с шизофренией. Но так ли это на самом деле? Клинически доказано, что только 1% гениальных личностей имел в семейном анамнезе психиатрические патологии, или эти люди сами проявляли склонности к подобным заболеваниям.
Можно считать, что вопрос о способностях мозга человека по-прежнему остается открытым, и еще не одно поколение человечества будет стремиться разгадать все возможности человеческого мозга. Хотелось бы верить, что когда завесу тайны все же приоткроют, полученные знания будут использоваться только во благо человечеству.
Человеческий мозг может делать удивительные вещи. Однако, самые обычные его операции ничего по сравнению с тем, на что способен мозг некоторых людей. Ниже представлен список самых невероятных особенностей мозга.
10. Жизнь после смерти
Судя по всему, Пэм Рейнольдс (Pam Reynolds), блюзовая певица из Атланты, штат Джорджия, была нормальным человеком до того, как ей была сделана операция по удалению мозговых аневризм. Во время процедуры врачи удалили всю кровь из мозга Рейнольдс, тем самым сделав его полностью неактивным в течение 45 минут. Все обычные мозговые операции, начиная от получения сигналов о чувстве голода от желудка и заканчивая передачей звуковой и визуальной информации, прекратились.
Самым впечатляющим в истории Пэм является тот факт, что дезактивацией работы ее мозга занимался опытный медицинский персонал. Тем не менее, она смогла воспроизвести все детали операции, начиная от описания того, какими инструментами пользовались врачи и заканчивая тематикой разговоров между ними.
9. Невозможность формировать новые воспоминания
Генри Молайсон (Henry Molaison) был единственным в своем роде пациентом, поскольку только ему довелось пережить радикальную процедуру по удалению медиальной височной доли головного мозга для избавления от изнурительных приступов. Когда проводивший операцию доктор обнаружил, что стало с памятью его пациента, он отказался проводить такого рода операции кому-либо еще и выступал против их проведения другими специалистами.
Он был также способен формировать процедурные воспоминания, или привычки. Однако, его мозг не мог фиксировать новые декларативные воспоминания, он не мог вспомнить кем был его друг, с которым он только что обедал, или как зовут президента. Такой жизнью он прожил 55 лет и умер в 2008 году в возрасте 82 лет.
Из-за его уникальности, Генри служил объектом разных исследований, и стал широко известным в неврологическом сообществе как «пациент НМ».
8. Акцент русского языка
Робин Вандерлип Дженкс (Robin Jenks Vanderlip) никогда не была в России. Она даже не жила в том регионе США, который ближе всего к этой стране. Робин, жительница города Маклин, штат Вирджиния, провела всю свою жизнь на восточном побережье. Однако, через два дня после того, как она упала с лестницы и ударилась головой, она проснулась и обнаружила, что не может говорить. Когда Робин с течением времени восстановилась, она заметила, что говорит на своем родном английском языке с русским акцентом.
Вандерлип является одним из 60 человек в мире, которым поставлен диагноз «синдром иностранного акцента», редкое заболевание, связанное с повреждением головного мозга, таким как физическая травма или инсульт.
Хотя это звучит как иностранный акцент, на самом деле пациенты не «разрабатывают» его, вместо этого речевые мозговые центры изменяют способы, с помощью которых человек формирует слова. Самая удивительная вещь в этом мало изученном синдроме, что слова формируются предсказуемым образом, и напоминают существующие глобальные акценты, даже если человек никогда прежде не сталкивался с этим акцентом.
7. Способность писать, но неумение читать
Когда в 2001 году канадский писатель Говард Энгель (Howard Engel) перенес инсульт, он подумал: «Что ж, я состоялся как писатель, теперь все кончено». Это оказалось на самом деле так, поскольку через некоторое время он понял, что одним из последствий перенесенного заболевания было появление неспособности распознавать печатный английский текст, который он использовал для написания своих романов. Вместо этого, ему казалось, что он видит перед собой текст, написанный на совершенно незнакомом иностранном языке. Более того, он не мог прочесть ни отдельные слова, ни произнести название букв.
Но удивителен тот факт, что вскоре Энгель продолжил писать, несмотря на то, что не понимал смысл слов. Его мозг перенес способность писать из зрительной памяти в его моторную память. Слова определяются для него особым образом, он снова и снова выводит буквы, используя моторную память для их написания. Он обнаружил, что может читать, пока пишет текст рукой.
Благодаря тому, что способность писать не была убита, писатель активно боролся за свою нормальную жизнь, в итоге, он добился выдающихся результатов в борьбе с заболеванием, однако, до конца вернуть способность к чтению ему так и не удалось.
6. Идеальное зрение только одним полушарием
Совершенное зрение 10-летней немецкой девочки поставило в тупик врачей, поскольку она родилась только с левым полушарием головного мозга. Для хорошего зрения необходимо наличие обоих полушарий, потому что визуальная информация, поступающая от зрительных нервов, передается в противоположное полушарие для переработки и хранения там. Так, наличие лишь одного полушария должно свидетельствовать о том, что должен работать лишь один глаз, в случае с девочкой, только правый.
Тем не менее, девочка отлично видит, и наслаждается нормальным, бинокулярным зрением, а в 2010 году врачи отсканировали ее мозг, чтобы понять причину происходящего. Оказалось, что посредством процесса, известного, как пластичность, зрительный нерв из левого глаза мигрировал в ее левое полушарие, другими словами, левая часть мозга девочки принимает визуальную информацию от обоих глаз.
Поразительно, в зрительной коре ее левого полушария сформировались специальные районы, предназначенные для обработки информации, получаемой левым глазом. Это помогает избежать путаницы.
В течение трех дней после своего рождения в 2008 году, австралийская девочка, известная в медицинской литературе как «Baby Z», начала страдать от припадков в результате редкого генетического дефекта (дефицит молибдена кофактора). Из-за этого дефекта мозг неспособен вырабатывать ферменты, создающие кофактор (небелковый компонент, который обязательно должен присутствовать в организме для того, чтобы определенные вещества могли выполнять свои функции). Поэтому в мозгу накапливается большое количество сульфита, который является токсичным, и который медленно плавит мозг, пока пациент умирает.
В процессе «плавления» ребенок страдал от сильнейших болей и от припадков, в результате произошли такие повреждения в тканях головного мозга, которые привели к дезактивации функций глотания и движения.
«Baby Z» – это первый известный случай, когда это расстройство успешно вылечили. Экспериментальное лечение, разработанное в Германии, было доставлено в Австралию, получило специальное разрешение на использование в стране и ввелось двухнедельному младенцу. После трех дней лечения, у ребенка прекратились подергивания, которые сопровождали ее приступы. В течение нескольких недель она полностью излечилась от болезни, и сейчас жива и здорова, а мозг ее обрабатывает сульфиты обычным образом.
В 1996 году 22-летняя американская женщина в результате автомобильной аварии получила травму головы. Через два года после этого, ее стали мучить приступы. В 2004 году, однако, она было доставлена в психиатрическое отделение больницы Питтсбурга, поскольку говорила о том, что ее окружают незнакомые люди, хотя это были ее друзья и члены семьи. Женщина рассказала больничному персоналу о том, что один из пациентов является ее бойфрендом, медсестра, ее обслуживающая, — это ее родная сестра, а под видом одного из врачей скрывается ее мать.
Женщине диагностировали наличие редкого заболевания, известного как синдром Фреголи. Назван он был так в честь итальянского актера, который прославился своими быстрыми сменами костюмов и изменений в характере. Люди, страдающие от этого симптома, часто говорят о том, что окружающие их индивиды – это один и тот же человек или несколько лиц, создающих угрозу.
После месяца лечения от эпилептических припадков, состояние женщины стабилизировалось, и она ничего не помнила о том, что ей довелось пережить.
3. Невероятная память
Орландо Серелль (Orlando Serrell) – это редкий тип невероятно одаренного человека, однако, свой подарок он получил не естественным путем, а после удара бейсбольной битой. Во время игры 10-летний мальчик получил удар битой, после чего в течение нескольких дней у него болела голова. Затем, спустя какое-то время он обнаружил, что может вспомнить, что происходило абсолютно в любой день, начиная от даты 17 августа 1979 года (в этот день он получил удар).
В большинстве случаев он помнит даже какая погода была в тот или иной день, и другие мелкие подробности своей жизни. Серелль говорит о том, что его удивительная способность является результатом того, что перед его мысленным взором сразу предстает календарь, при этом он не проводит никаких психических упражнений или математических подсчетов.
Вплоть до 1990 года человек по имени Тойми Сойни (Toimi Soini) из Финляндии удерживал мировой рекорд бодрствования – 11 с половиной дней (276 часов). Несмотря на то, что никому не удалось побить этот рекорд, в книге Гиннеса Сойни больше не появляется, поскольку организация отказалась от категории, которая рассказывает о вредительском поведении по отношению к своему здоровью.
Это потому, что все мы должны спать, а те, кто не спит вообще, по сути, должны умереть. Это было ужасной причиной смерти чикагского учителя музыки Майкла Корка (Michael Corke), чей мозг буквально заблокировался и не давал человеку спать. Корк страдал от редкой формы прионного заболевания под названием «фатальная семейная бессонница», при которой особый ген перестает кодировать белки, тем самым вокруг таламуса постепенно начинают образовываться токсичные вещества. Этот отдел мозга отвечает за регулирование нашего сна, а поскольку его функционирование нарушено, то разум и тело остаются в состоянии бодрствования.
В течение нескольких месяцев у Корка развилось слабоумие. В попытке отрегулировать работу его мозга, врачи при помощи седативных методов попытались ввести его в кому, но обнаружили, что мозг все равно активен. Корк умер в 1992 году, спустя 6 месяцев после того, как случилась его первая бессонная ночь.
1. Мозг вырастил ступню
Мама Сэма Эскюбеля (Sam Esquibel), в результате очередного ультразвукового исследования была шокирована новостью о том, что в мозгу ее мальчика растет опухоль. Спустя три дня после родов Сэму была сделана операция на головном мозге, в результате которой опухоль исследовали и удалили.
Однако, когда хирурги достигли опухоли и разрезали ее, они с удивлением обнаружили, что в мозговой опухоли спокойно себе развивалась маленькая человеческая… ступня. Да, вы все верно прочли, мозг Сэма вырастил небольшую, нормально развитую ступню. Ученые сразу выдвинули два возможных диагноза – тератома или «плод в плоде». Тератома – это редкий необычный вид опухоли, внутри которой развиваются волосы, зубы, кожа или ногти. «Плод в плоде» — еще более редкое нарушение (менее 10 случаев в мире зарегистрировано именно с участием мозга), когда один из близнецов поглощает другого в утробе матери. Поглощающий близнец становится паразитом и, в конечном итоге, убивает своего брата или сестру.
После более подробного исследования, хирурги обнаружили, что действительно это случай «плод в плоде», потому что в дополнении к ступне, они нашли еще бедро, руку и кишечник. Хирурги успешно удалили опухоль, и сейчас мальчик жив и здоров.
Головной мозг человека включается только для решения сложных задач, а в повседневной жизни работает в фоновом режиме, не лучше мозга бурозубки. Именно поэтому многие предпочитают что-то быстро сделать физически, но избежать даже начала любой мыслительной деятельности. Мозг подключается к решению поведенческих проблем только при крайней необходимости и на непродолжительное время. Для стандартных ситуаций человек не использует всех ресурсов головного мозга. Рассмотрим реальные и гипотетические способности, приписываемые мозгу.
Причина очень проста — экономия энергии любой ценой. Объем энергетических затрат организма при активной работе мозга очень высок, а их восстановление всегда было большой биологической проблемой. По этой причине ресурсы мозга каждого человека охраняются целой системой защитных механизмов. К ним относятся сопровождающие интеллектуальные усилия ощущения дискомфорта, постоянная смена внимания на второстепенные события, острая потребность в еде и напитках, расстройство пищеварения и многие другие неприятные явления.
Человека всегда интересовали возможности собственного мозга. Рассмотрим реальные и гипотетические способности, приписываемые мозгу.
Мозг способен получать информацию от органов чувств, хранить ее и обрабатывать. Он способен посылать сигналы мускулатуре, железам и внутренним органам, заставляя организм приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Если удается поддерживать жизнь достаточно долго, то накопленная информация превращается в индивидуальный опыт, который позволяет предсказывать развитие повторяющихся событий. Понятно, что чем стабильнее окружающий мир, тем точнее прогноз и выше мнение о собственном мозге.
Все способности мозга направлены на три неразделимые цели: размножение, пищу и доминантность. Все способности головного мозга возникли и совершенствовались для решения простых биологических задач. Только в конце гоминидной эволюции мозга начали действовать социобиологические механизмы отбора.
К вторичным, или артефактным, способностям мозга человека относятся возможность абстрактного мышления, установления неочевидных связей между событиями, долговременный ретроспективный — перспективный анализ и критичность самооценки. Признаки этих свойств есть уже у рептилий, но биологическую значимость они приобрели только у млекопитающих.
Больше никаких способностей у человеческого мозга нет. Мозг — энергоемкая биологическая конструкция, предназначенная для решения проблем адаптаций. В основе функциональной организации мозга человека лежат общие для всех позвоночных принципы. Все формы энергии в виде химических соединений, электролиты, белки, жиры, углеводы и регуляторы метаболической активности мозга доставляются через кровеносное русло. В обратном направлении переносятся углекислый газ, продукты метаболизма и соединения, выполняющие нейрогормональные или регулирующие функции. Уровень метаболизма мозга намного выше, чем у других органов.
Учитывая все особенности физиологической активности, попробуем оценить реальную долю энергии, потребляемую мозгом. Для высших приматов и человека она составляет примерно 8-10% потребностей организма. Когда организм неактивен, эта величина более или менее постоянна, хотя может существенно колебаться у крупных и мелких приматов. Однако даже эта величина непропорционально велика. Мозг высших приматов и человека составляет 1/50-1/100 массы тела, а потребляет 1/10-1/20 всей энергии, т. е. в 5 раз больше, чем любой другой орган. Это несколько заниженные цифры, так как только потребление кислорода составляет 18%. Прибавим расходы на содержание спинного мозга и периферической системы и получим примерно 1/7-1/10.
В состоянии физиологического и психологического покоя уровень потребления основных метаболитов центральной нервной системы может снижаться до 8-9% от общих затрат организма человека. Эта величина зависит от индивидуальной массы мозга и тела. Вполне понятно, что чем больше масса мозга и меньше размеры тела, тем выше затраты на функциональное обеспечение нервной системы. При активной работе мозга уровень энергетических затрат резко возрастает. Общий объем расходов на содержание мозга может достигать 20-25%, что также существенно зависит от массы мозга и тела.
Теперь рассмотрим ситуацию с активно работающими мозгом и периферической нервной системой. Активное состояние нервной системы крайне невыгодно приматам. Затраты на поддержание активной работы мозга становятся сопоставимы с расходами на двигательную активность. Это противоречит основным принципам экономии энергии и может вызвать гибель животного. У людей чрезмерная активность мозга на протяжении 2-3 недель приводит к известному состоянию, условно называемому нервным истощением.
Следовательно, существует важнейшее физиологическое препятствие, ограничивающее возможности всех высших приматов и человека. Оно состоит в энергетических ограничениях продолжительной работы мозга. Большой энергозависимый мозг не может интенсивно работать столько, сколько хочется его обладателю. Если возбужденный примат заставит свой головной мозг долго и интенсивно работать, то организм просто погибнет. Поэтому бездеятельность, называемая ленью или праздностью, является не результатом социальной эволюции, а элементарным условием выживания организма с крупным энергозависимым мозгом.
Оценивая потенциал человеческого мозга, необходимо обратить внимание еще на одно своеобразное ограничение в работе головного мозга. Дело в том, что головной мозг человека не работает как единый и неделимый орган. Причиной этой особенности является динамика кровотока приносящих сонных артерий, изменяющаяся не только в зависимости от психологического состояния человека. При адаптивной нагрузке возбуждается только та область мозга, которая непосредственно связана с востребованной функцией. Находящиеся в активном состоянии области мозга потребляют крови больше, чем менее функционально нагруженные зоны. Например, если человек рассматривает интересное изображение, то кровоток усиливается в затылочной области мозга, где сосредоточены первичные и вторичные зрительные центры. Происходит локальное расширение капиллярной сети и повышается температура активно работающего участка коры.
При интенсивном занятии физкультурой максимальное усиление кровотока приходится на моторные центры и вестибулярный аппарат. В других областях мозга кровоток заметно не увеличивается, поэтому интенсивные занятия спортом обычно отрицательно сказываются на интеллекте, и наоборот. Это происходит из-за того, что однонаправленная деятельность увеличивает локальный кровоток только в востребованных областях мозга. Сосуды функционально невостребованных областей сохраняют невысокий исходный кровоток.
Таким образом, для реализации возможностей собственного мозга необходимо соблюдать пропорциональность периодической интенсификации кровоснабжения различных отделов мозга. В мозге должны быть регулярно задействованы сенсорные, двигательные и ассоциативные центры. Продолжительное снижение кровотока до базового уровня вызывает постепенную локализованную гибель нейронов. Эти события уже необратимы и восстановлению не поддаются.
Процессы инволюции, связанные с уменьшением локального кровотока мозга, особенно заметны на примере памяти. Головной мозг всегда обладает базовой активностью независимо от состояния организма. Это связано с фундаментальными свойствами нервной системы. Нейроны только тогда могут хранить информацию, когда могут ее передавать. Индивидуальная память зависит от кортикального кровотока и динамична. Если персональный опыт долго не востребован, то снижение кровообращения и новые впечатления могут полностью удалить или глубоко изменить воспоминания.
Уникальное кровоснабжение мозга ставит еще одно ограничение на его потенциальные возможности. Мозг человека интенсивно потребляет кислород, и его нехватка невосполнима. У всех млекопитающих требования мозга к количеству кислорода довольно похожи. Если потребление кислорода мозгом становится меньше 12,6 л/(кг * ч), наступает смерть. При таком уровне кислорода мозг может сохранять активность только 10-15 с. Через 30-120 с. угасает рефлекторная активность, а спустя 6 мин. начинается гибель нейронов. Примерно на такое время хватает внутриклеточных запасов гликогена, который расщепляется до глюкозы. Иначе говоря, собственных ресурсов для дыхания и энергетического обмена у нервной ткани практически нет. Мозг получает кислород, воду с растворами электролитов и питательные вещества по законам, не имеющим никакого отношения к интенсивности метаболизма других органов.
Таким образом, головной мозг является энергозависимой системой, потребляющей большое количество энергии организма. Мозг крайне нестабилен, не имеет собственных внутренних ресурсов и постоянно перестраивается, утрачивая уже приобретенный опыт. При этом он постоянно стремится к снижению своих затрат, что затрудняет любую его работу.
Крупный мозг с развитыми системами анализаторов и огромными ассоциативными областями коры у приматов возник и сохранился в эволюции в результате баланса двух противоположных тенденций. Одна тенденция связана с тем, что приматы были вынуждены решать неизвестные, но очень сложные аналитически ассоциативные задачи. Для этого нужен большой и совершенный мозг. Обладание таким развитым мозгом позволяло решать биологические и социальные проблемы приматов, но его постоянное использование было непозволительной роскошью.
Следовательно, процесс эволюции был направлен на то, чтобы большой мозг использовался только от случая к случаю, но не перегружался постоянно. Он эффективен для решения любых сложных проблем, но время его использования ограничено энергетическими запасами организма. Логическим следствием такой закономерности является вторая тенденция эволюции приматов — увеличение размеров головного мозга. Чем эффективнее становились механизмы ограниченного использования совершенного мозга, тем большего размера он мог стать. При помощи крупного мозга биологические задачи решались все быстрее, а общие расходы на его содержание снижались.
Если сравнивать головной мозг человека не с трансформатором, а с вычислительной машиной, то разница между большим и маленьким мозгом будет примерно такой же, как между множеством маленьких компьютеров, объединенных в сеть, и мощной многопроцессорной машиной. Допустим, что для расчета метеопрогноза необходимо 2 000 компьютеров стандартной комплектации. Их надо подключить к сети и электропитанию. Эти компьютеры будут работать несколько дней для создания прогноза погоды на небольшом континенте. Они потребят огромное количество энергии и будут долго решать довольно сложную задачу. Когда прогноз будет создан, в нем уже отпадет надобность. Можно поступить по-другому. Включить на час многопроцессорный суперкомпьютер и оперативно решить поставленную задачу. Затем его отключить и насладиться результатом прогноза. Таким образом, задача будет решена быстро, энергии будет потрачено меньше, а выключенный суперкомпьютер уже необременителен для содержания.