На сколько процентов изучен мозг человека

09.05.2019 в 19:04, просмотров: 15731

В изучении мозга сложилась довольно грустная ситуация. Если сравнить его с автомобилем, то ученые знают, как устроены шины, как работают тормоза, но как при этом работает сам автомобиль они до сих пор не знают. О новых подходах к изучению самого сложного органа, которые разрабатываются в Институте мозга человека РАН в Санкт-Петербурге, рассказал его научный руководитель, академик РАН Святослав Медведев.

– Святослав Всеволодович, расскажите, что нового узнали ученые о человеческом мозге за последние годы?

– Недавно на одной из сессий нашего Отделения физиологических наук, посвященной исследованию мозга, мы все пришли к выводу, что в последние годы в этой области знаний не было серьезных прорывов. И такая ситуация наблюдается не только в России, а во всей мировой науке о мозге.

– Ну на какие-то вопросы вы уже дали ответ? Например, действительно ли у среднестатистического человека работает только 10 процентов мозга, а остальное находится в резерве?

– Нет, это не так. Наш мозг использует по-максимуму все, что дано ему от природы.

– Действительно ли мозг – самый энергозатратный орган?

– Да, по сравнению с другими органами. Если взять интеллектуальную мощность мозга, то она будет мощней всех компьютеров, которые существуют на Земле, но потребляет энергии он, как средняя лампочка.

— Известно количество нервных клеток?

– Может, миллиард, а может, сто миллиардов. Их очень сложно подсчитать из-за того, что все они имеют разные формы.

– Известно ли уже о главном отличии человеческого мозга от мозга животного?

Это самый сложный вопрос — ответа на него пока нет. И более того, – не понятно, почему наш мозг возник именно в таком виде, ведь на первых порах для выживания он не нужен был нам такого размера. Мы до сих пор не нашли переходного мостикам между питекантропом и человеком разумным. У нас есть гены неандертальцев, но почему они в какой-то момент свернули в сторону, не пошли дальше вместе с нами, тоже не понятно.

– Те же самые вопросы задают себе и ваши иностранные коллеги?

– Конечно. Только у нас с ними разные подходы к изучению мозга. Они отталкиваются от конкретных изменений, от приборных измерений, а у нас выработался совсем другой подход. У нас остались физиологические школы Сеченова, Павлова, Бехтерева, которые прежде всего изучали общие закономерности. Наши западные товарищи иногда не знают многого из того, что знаем мы.

Иными словами, в зависимости от рода деятельности у нас в мозге все время включается в работу та или иная область. И раньше считалось, что только она и является главенствующей.

– Слышала, что у вас проводится исследование процесса памяти.

50-60-летний человек уже не способен на безумную идею. Он для этого слишком много знает. Это феномен стареющих физиков и математиков. Почему крупнейший математик XX века Андрей Николаевич Колмогоров в возрасте 50 лет ушел преподавать математику школьникам? Он потерял горение, и это вполне физиологическая вещь.

Читайте также:  Химия мозга от нейромедиаторов до психоделиков

Как распознать гения

– Можно ли по конфигурации активных зон мозга выявлять людей, которые будут успешны в разных областях науки?

У многих где-то в глубине натуры сокрыт талант. Одним хватает реактивности характера, чтобы его проявить, другим — нет. Есть люди, не блещущие способностями, но, благодаря стремлению, трудолюбию, они выходят вперед, оставляя позади изначально более талантливых.

– Даже явных гениев?

– Про них я не говорю. Сколько бы человек ни трудился, а стать таким, как Леонардо да Винчи, Эйнштейн или Моцарт, без соответствующей генетики все равно не получится. Таких и заставлять заниматься не надо, они сами не смогут сидеть без дела.

– Какие советы вы могли бы дать родителям?

— Нельзя заставлять учить читать и писать раньше, чем ребенок созреет для этого. Это все равно, что на старом компьютере 286-й модели моделировать пентиум. Он будет работать, но очень медленно, скрипя и пыхтя.

Также и детям нельзя раньше времени вкладывать сложные понятия в их маленькие головки. Они усвоят предмет плохо, причем навсегда. Если начать обучать их письму, когда еще не развит моторный центр мозга, у них уйдет много сил на преодоление этой проблемы, и результат все равно будет не из лучших.

Единственное, что я бы порекомендовал учить с маленькими детьми до 5-6 лет — это иностранные языки, причем только на слух.

– Сколько языков можно преподавать им?

– Одного хватит вполне. Надо оставить время на сказки и игры во дворе.

– Вред от электромагнитных волн для мозг доказан?

— Этот вопрос изучается уже 30 лет. И до сих пор однозначного ответа нет. Но я бы посоветовал, на всякий случай, остерегаться слишком долгих разговоров по мобильному телефону с прикладыванием его к уху. Например, сейчас я вами разговариваю по телефону в режиме громкой связи.

Заголовок в газете: Открытие на свою голову
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27973 от 17 мая 2019 Тэги: Школа, Дети , Общество, Наука Места: Россия

Итак, что мы знаем сегодня? Фактрум собрал 25 фактов о чудесном, странном и невероятно мощном человеческом мозге.

1. Мозг живого человека имеет розовый оттенок. Серые клетки, составляющие 40% нашего мозга становятся серыми только после отмирания.

2. В мозге находится порядка 80–100 миллиардов нейронов (нервных клеток). В левом полушарии почти на 200 млн нейронов больше, чем в правом.

3. Нейроны различаются по размеру от 4 до 100 мкм в ширину. Чтобы получить представление о том, как это мало, посмотрите на точку в конце это предложения, она порядка около 500 микрон в окружности, значит, более 100 самых маленьких нейронов может поместиться внутри неё.

Читайте также:  Синдром микроангиопатии головного мозга

4. Половые различия в мозге являются спорными, но в соответствии с исследованием 2014 года, опубликованном в журнале Neuroscience, серого вещества больше в мозге женщин.

5. Больший процент серого вещества может составлять у людей гуманитарного склада ума.

6. Исследования показывают, что регулярные физические упражнения могут привести к увеличению серого вещества внутри гиппокампа.

7. У мужчин при меньшем количестве серого вещества, больше белого и спинномозговой жидкости.

8. Белое вещество, составляющее остальные 60% мозга, получает свой цвет от миелина, который изолирует аксоны и увеличивает скорость, с которой перемещаются электрические импульсы.

9. Жир может повредить сердцу, но он хорош для мозга. Более половины мозга, в том числе миелина, состоит из жира.

10. При весе в около 1,3 кг, мозг составляет лишь 2% до 3% от массы тела, но потребляет 20% кислорода в организме и от 15% до 20% от ее глюкозы.

11. Мозг вырабатывает невероятное количество энергии. Энергия спящего мозга могла бы зажечь 25-ваттную лампочку.

12. Размер мозга не влияет на умственные способности человека. Так, например, мозг Альберта Эйнштейна весил 1,2 кг, что чуть меньше среднего размера человеческого мозга.

13. Аксоны (нейриты, по которому нервные импульсы идут от тела клетки к иннервируемым органам) в мозге каждого человека могут быть порядка 161 000 км, и могут окутать Землю 4 раза.

14. В мозге нет болевых рецепторов. Поэтому нейрохирурги могут резать мозг человека в сознании.

15. Не верьте глупому мифу о 10%. Мы используем 100% нашего мозга.

16. Морщины нашего мозга, так называемые извилины, увеличивают площадь поверхности мозга, позволяя содержать большее количество нейронов, отвечающих за память и мысли.

17. Хотите больше извилин? Попробуйте медитацию. Процесс познания своего внутреннего мира тесно связан с увеличением количества извилин в области мозга отвечающей за концентрацию, самоанализ и эмоциональный контроль.

18. Устали читать этот текст? Зевните! Зевок охлаждает мозг, в то время как отсутствие сна повышает его температуру.

19. Но даже измученный мозг может быть продуктивным. Некоторые эксперты утверждают, что в день у человека проскакивает 70 000 мыслей.

20. Информация в мозге проходит через различные типы нейронов на разных скоростях, начиная от 1,5 км в час до 440 км в час (сопоставимо со скоростью самого быстрого автомобиля в мире).

21. Наш мозг может сканировать и обрабатывать сложные изображения (например, платформа метро в час пик) в течение лишь 13 миллисекунд. Это довольно быстро, учитывая, что мигание глаза занимает несколько сотен миллисекунд.

22. Еще 15 лет назад ученые считали, что мозг формируется в течение первых лет жизни человека. Но недавние исследования показали, что у подростков происходит критические изменения в мозге, особенно в префронтальной коре и лимбической системе, отвечающих за принятие социальных решений, импульсный контроль и эмоциональную обработку.

Читайте также:  Какие участки мозга за что отвечают

23. Когда дело касается головного мозга, задержка в его развитии является абсолютно нормальным явлением. Конечно, юридически вы становитесь взрослым уже в 18 лет, но, как утверждают нейробиологи развитие мозга продолжается вплоть до 25 летнего возраста.

Мозг — это самый загадочный орган человеческого тела, над разгадкой работы которого учёные бьются вот уже более 100 лет. Накоплено множество знаний, однако пока общая картина как-то не очень складывается.

А что мы, как нам кажется, знаем? Составляя примерно 2% от общей массы тела человека, мозг потребляет более 20% кислорода, подаваемого лёгкими. Для постоянного поступления кислорода в мозг работают три крупные артерии. Мозг человека почти полностью формируется к 7 годам, представляя собой целиком законченный орган, в связи с чем его энергопотребление в этом возрасте намного больше, чем у взрослого человека.

Вся жизнь человека зависит от работы нашего мозга. Всё, что мы воспринимаем, думаем, все наши переживания и открытия — результат работы мозга. Поэтому знать, как работает наш мозг, означает умение управлять собственной жизнью, менять её в лучшую сторону. Наша жизнь — это не только события, в которых мы принимаем участие, но и то, как мы их ощущаем, переживаем, то есть, как мы воспринимаем нашу жизнь. И всем этим ведает наш мозг.

В ХХ веке учёные установили, что мы используем не более 10% ресурсов мозга. А в XXI веке другие учёные утверждают, что мы используем практически все ресурсы нашего мозга. Пока ещё ни то, ни другое утверждение нельзя считать доказанным. Ведь в мозгу человека более 100 миллиардов нейронов, и ещё нет методики, которая позволила бы определить, сколько из них задействовано одновременно. Уже более 100 лет повторяется миф, что нервные клетки не восстанавливаются. Оказалось, что это неправда: они восстанавливаются, но медленнее, чем клетки других частей нашего тела. Восстанавливаются и сами клетки, и нервные пути — синапсы, служащие для связи между ними. Интересно, что алкоголь разрушает не клетки мозга, как считалось раньше, а именно синапсы, что затормаживает мыслительные процессы.

Человеческий мозг — это не только совокупность клеток и синапсов. Мозг — это, прежде всего, связи между клетками и частями мозга. Когда эти связи нарушаются, нарушается и работа мозга, хотя клетки целы и функционируют. При нарушении этих связей изменяются не только работа мозга, но и мироощущение, осознание происходящего, реакция на окружающий мир. Вот и толкуй после этого о бессмертной душе, существующей отдельно от тела!

Но исследования в этом направлении ведутся, особенно в США, и ведутся очень интенсивно. Так что берегите ваш мозг — источник знаний! И попробуйте управлять его работой.

Читайте также:
Adblock
detector