Незрелость головного мозга у новорожденных что это такое

Эмбриональное развитие мозговых структур достаточно сложный процесс и проходит в несколько этапов. Незрелость головного мозга у новорожденных как патология, обусловлена влиянием негативных факторов во время внутриутробного развития или в результате сложного родоразрешения.

Что такое незрелость головного мозга?

Незрелость головного мозга у детей явление не редкое, поскольку после рождения ЦНС продолжает свое развитие, усложняя нейронные связи для выполнения высших психических функций (интеллект, моторика, мышление, речь). Такого диагноза не существует в международной классификации болезней.

У новорожденного незрелость мозговых структур не относится к патологии. Кора больших полушарий совершенствует свое развитие на каждом этапе возрастной периодизации ребенка, и завершение процесса происходит после полового созревания.

Незрелость мозговых структур – термин, которым любят апеллировать врачи. Данное выражение родители могут услышать от невропатолога при прохождении плановой диспансеризации с ребенком. Его значение довольно двоякое. С одной стороны, врач может иметь в виду незрелость, как вариант нормы для грудного ребенка – нескоординированность движений, мышечный тонус, недостаточно сфокусированный взгляд.

С другой стороны, речь идет уже о патологии и функциональных нарушениях. Если выявлены неврологические отклонения, то необходимо пройти обследование. Постановка любого диагноза на основании физикального осмотра, является неправомочной.

Как диагностируется

Незрелость коры головного мозга у ребенка, и возможные функциональные нарушения, исследуют при помощи различных методик. У новорожденных первым диагностическим тестом является суммарная оценка (от о до 10 баллов) состояния в первые минуты жизни – шкала Апгар.

Низкий балл (5 или менее) предполагает более тщательное наблюдение за ребенком и дополнительные методы диагностики.

Незрелость мозга и повреждение ЦНС может проявиться в более позднем возрасте, для детей от 3 лет и старше, показанием для диагностики являются различные отклонения в развитии (речевое, психическое, физическое).

  1. ЭЭГ – регистрирует активность мозговых структур и позволяет проанализировать степень зрелости нейронов, учитывая возрастные особенности. Для детей до 1 года, данный метод позволяет оценить все участки мозга и выявить патологию (через большой родничок);
  2. МРТ – позволяет оценить общее состояние тканей, функциональные нарушения и локализацию патологии;
  3. Нейросонография – ультразвуковые волны позволяют визуализировать мозговые структуры и сосудистую сеть. Возможно, выявить патологию на ранней стадии и врожденные аномалии.

Выявление дисфункции мозга на ранней стадии позволяет своевременно провести необходимую терапию и избежать тяжелых последствий.

Возможные нарушения и причины

Нейрофизиологическая незрелость, часто наблюдается у недоношенных детей, УЗ исследование фиксирует недоразвитость мозговых структур. Нарушения и задержка в развитии зависят от степени недоношенности и индивидуальных компенсаторных возможностей организма.

Врожденные аномалии мозга не связаны с возрастными особенностями и приводят к умственной отсталости, или нарушению интеллектуальных возможностей ребенка.

  • Патологическая беременность – инфекционные заболевания во время вынашивания поражают мозговые клетки, вызывая энцефалит, что приводит к задержке психического развития и умственной отсталости;
  • Хроническая внутриутробная гипоксия плода или острая, вследствие тяжелых родов – приводит к функциональным нарушениям мозга и неврологическим расстройствам. Длительная нехватка кислорода опасна появлением очагов некроза в мозговых структурах;
  • Травмы черепа в родах – повреждение тканей приводит к кровоизлиянию, нарушения мозговой деятельности зависит от тяжести травмы.

Морфофункциональная незрелость коры присуща всем новорожденным, вследствие чего наблюдается повышенная возбудимость и тонус мышц. При отсутствии патологий, возбудимость ко второму месяцу жизни становится как у взрослого человека.

Последствия и лечение

Диагноз, поставленный неврологом – незрелость головного мозга, для новорожденного без патологии мозговых структур, не нуждается в коррекции и последствий никаких не несет.

Если обнаружена патология, или аномалия развития мозговых структур, последствия зависят от тяжести заболевания и своевременной терапии. Тяжелые черепно-мозговые травмы, или острая гипоксия могут привести к инвалидизации, или летальному исходу.

Консервативная терапия проводится после постановки точного диагноза и направлена на снятие патологической симптоматики, а так же максимальное восстановление функционирования мозга.

Общие принципы комплексного лечения:

  • Медикаментозная терапия;
  • Массаж;
  • Лечебная физкультура;
  • Физиотерапия.

Для детей от 3 лет, показаны так же занятия с логопедом и психокоррекция, посредством различных психологических методик.

Созревание мозговых структур длительный и индивидуальный процесс, который определяет специфику его функционирования в различных возрастных периодах.

Если возникли сомнения, или присутствуют явные нарушения психомоторного развития – это повод обратится к невропатологу и пройти комплексное обследование.

Родители, заметив отклонения в поведении, умственном развитии и эмоциональном восприятии ребенка, без промедления обращаются за помощью к специалистам. Часто в замешательство приводит поставленный диагноз – незрелость коры головного мозга. Волнения прибавляет всем доступный интернет, на просторах которого они получают информацию о том, что диагноза как такового не существует. Попробуем разобраться, что имеют в виду специалисты, давая заключение “нейрофизиологическая незрелость мозга” новорожденным детям.

Что такое незрелость коры головного мозга?

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

Читайте также:  Абсцесс мозга что это такое

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Причины и признаки

Если говорить о новорожденных детях, то к причинам нейрофункциональной незрелости часто относят сложное протекание или патологию беременности, преждевременные роды, тяжелое родоразрешение, а также воздействие токсических веществ на организм беременной женщины в течение длительного времени. К дисфункции коры головного мозга у ребенка приводят механическое травмирование черепа или инфекционные заболевания.

Проявление дисфункции мозга у новорожденных напрямую связано с причинами, провоцирующими патологию. Основные ее признаки представлены в таблице:

Причина – провокатор мозговой дисфункции Состояние Признаки мозговых нарушений
Патология беременности, инфекционные заболевания беременной Гипоксия (рекомендуем прочитать: чем опасна гипоксия у новорожденных детей?)
  • вялость;
  • ослабление/отсутствие рефлексов.
Тяжелые или длительные роды
  • асфиксия (рекомендуем прочитать: профилактика асфиксии новорожденных в домашних условиях);
  • синюшность кожных покровов;
  • частота дыхания ниже нормы;
  • сниженные рефлексы;
  • кислородное голодание.
Недоношенность (рождение ранее 38 недель) Гестационная незрелость
  • отсутствие или слабая выраженность сосательного рефлекса;
  • гипотрофия в 1-ый год жизни (подробнее в статье: какие бывают степени гипотрофии у детей?);
  • инфекционный токсикоз;
  • нарушение двигательной активности;
  • слабый мышечный тонус и рефлексы;
  • большой размер головы;
  • неспособность удерживать температуру тела.
Анизокория (врожденная и приобретенная) Разница в диаметре зрачков более 1 мм
  • разная степень реагирования глаза на свет;
  • разный диаметр зрачка.
Умственная отсталость Врожденное ограничение умственных способностей и задержка психического развития (подробнее в статье: симптомы задержки психомоторного развития у детей).
  • системное нарушение интеллекта;
  • отсутствие самоконтроля.

К общим симптомам поражения мозга у новорожденных относятся следующие:

  • головная боль;
  • повышенная раздражительность;
  • гипервозбудимость;
  • нестабильность(скачки) внутричерепного давления;
  • нарушение сна;
  • низкая концентрация внимания.

По мере взросления детей к указанным признакам добавляется расстройство речи. О недоразвитии мозга у ребенка 5 лет говорят существенные речевые дефекты, еще в раннем возрасте родителей должно насторожить отсутствие лепета у малыша.

Специалисты утверждают, что указанные признаки непостоянны: могут прогрессировать, а при соблюдении режима дня и питания быть обратимыми. Задача родителей – своевременное обращение к врачу за грамотным лечением. Это гарантирует полное избавление от патологии.

Как диагностируется?

Состояние и работу мозга изучают с помощью разных методик, выбор которых зависит от причины, приведшей к мозговой дисфункции. Повреждение центральной нервной системы вследствие гипоксии диагностируется при рождении с помощью шкалы Апгар (норма – 9-10 баллов), учитывающей состояние дыхания, кожи, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы (рекомендуем прочитать: гипоксия у новорожденного: что это такое и как лечится?). При гипоксии показатели значительно снижаются.

Для диагностики различных повреждений ЦНС прибегают к ультразвуковому исследованию, компьютерной или магнитно-резонансной томографии, позволяющим увидеть точную картину нарушений работы мозга. Ультразвуковая допплерография оценивает состояние кровеносных сосудов, выявляет их врожденные аномалии, которые могут стать одной из причин гипоксии плода и новорожденного.

Популярны методики, основанные на действии электрического тока – нейро / миография, электроэнцефалография. Они позволяют выявить степень задержки психического, физического, речевого и умственного развития.

Для диагностики анизокории требуется консультация врача-офтальмолога и невролога, а также вышеуказанные исследования. Часто дополнительно назначаются анализы крови и мочи.

Возможные последствия

Особенности лечения нейрофизиологической незрелости мозга

Лечить мозговую дисфункцию у ребенка должны специалисты. Терапия включает психолого-педагогические и психотерапевтические коррекционные методики, медикаментозные средства и физиотерапевтические процедуры.

Терапевтический курс назначается после комплексной оценки состояния здоровья и работоспособности пациента, обследования санитарно-гигиенических и социальных условий жизни. Результат лечения во многом зависит от участия семьи. Благоприятный психологический микроклимат в семье – залог полного выздоровления. Специалисты рекомендуют разговаривать с ребенком в мягкой, спокойной и сдержанной манере, ограничивать доступ к компьютеру (не более 60 мин.), редко использовать слово “нет”, делать массаж.

Читайте также:  Кистозная трансформация шишковидной железы головного мозга

Лекарственные средства назначаются для устранения какого-либо из симптомов. Применяют следующие препараты:

  • снотворные – Нитразепам;
  • седативные – Диазепам;
  • транквилизаторы – Тиоридазин;
  • антидепрессанты;
  • улучшающие аппетит – Фенибут, Пирацетам и др.;
  • витаминно-минеральные комплексы.

Физиотерапевтические процедуры направлены на максимальное восстановление функций ЦНС. Для полного выздоровления недостаточно вышеуказанных процедур – важно соблюдать режим дня, питания. Главным лекарством для малыша станет любовь и внимание родителей.

Последствия и лечение нейрофизиологической незрелости коры головного мозга у новорожденного ребенка

Кора головного мозга – его верхняя оболочка (1,5-4,5 мм), представляющая собой слой серого вещества. Являясь основным признаком, отличающим человека от животных, она выполняет множество функций, от которых зависит его жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Наше поведение, чувства, эмоции, речь, мелкая моторика, характер, общение – то, что делает человека существом социальным, то есть личностью.

У ребенка ЦНС находится на начальной стадии формирования (корковая система определяется к 7-8 годам, а дозревает к периоду полового созревания), поэтому говорить о незрелой коре головного мозга у детей, по мнению доктора Комаровского, непрофессионально. Такой диагноз отсутствует и в международной классификации болезней. Медицинские специалисты, психологи и дефектологи, диагностируя подобную патологию, подразумевают дисфункцию головного мозга.

Согласно статистике, минимальные мозговые нарушения диагностируются у каждого пятого ребенка и обозначаются как неврологическое состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения (при отсутствии отставания в умственном развитии). Например, наблюдается бессонница, нарушение координации движений, патологии речи, гиперактивнос

Источник

незрелость головного мозга у новорожденного что это такое

Легкая. Проявляется повышенной возбудимостью или угнетением нервной системы. Она достаточно быстро проходит и не всегда требует дополнительного лечения.

Ишемия головного мозга средней тяжести характеризуется появлением судорог и требует назначения медикаментозных средств.

Дети с тяжелой степенью гипоксии переводятся в отделение реанимации и помещаются в специальные кювезы. Они нуждаются в интенсивной терапии и поддержании жизненно важных функций.

Детей с тяжелым повреждением мозга помещают в специальные аппараты, в которых поддерживают их жизненно важные функции

Диагноз — Незрелость коры головного мозга. Что это значит в физиологическом и социальном планах. Как она (кора ) созревает и от чего ее созревание зависит? Она (кора) обязательно созреет?

A61B8 — Диагностирование с использованием ультразвуковы

Источник

Способ диагностики морфофункциональной незрелости головного мозга у новорожденных

A61B8 — Диагностирование с использованием ультразвуковых, инфразвуковых или звуковых волн (ультразвуковая терапия A61N 7/00; системы, использующие отражение или вторичное излучение акустических волн, например формирование акустических изображений G01S 15/00)

Способ может быть использован в медицине, в частности в неонатологии, педиатрии и неврологии. Проводят нейросонографическое исследование головного мозга у новорожденных в первую неделю жизни. Определяют нейросонографические признаки морфофункциональной незрелости мозга новорожденных: полость прозрачной перегородки, полость Верга, дилатацию боковых и III-го желудочков более 4 мм, гиперэхогенность перивентрикулярных зон. Сравнивают величины правого и левого боковых желудочков, исключая их асимметрию. Повторное исследование проводят через неделю. По наличию от 2 до 4 признаков диагностируют морфофункциональную незрелость мозга. Способ обеспечивает повышение точности диагностики. 2 табл., 2 ил.

Нейросонографические (НСГ) критерии морфофункциональной незрелости (МФН) головного мозга новорожденных известны и описаны в основном у недоношенных. Так, у детей, родившихся со сроком гестации 26-37 недель, определяются полость прозрачной перегородки и полость Верга (Гаврюшов В.В., Мачинская Е.А., Хрусталева О. П. Диагностические возможности нейросонографии у недоношенных детей//Вестн. рентген, и радиолог. -1987. -М.З. -С.52-57.; Шанта М., Шулля И., Фагуля И., Малиновски Е. Двухмерная эхоэнцефалография в нейрохирургии//Вопр. нейрохир.-1988.-М.4.- С.58-59. и др.). В раннем неонатальном периоде у недоношенных отмечается повышенная эхогенность мозговых структур (Кяримов Р. И. Динамика состояния мозговых структур по данным ультразвукового сканирования у новорожденных в раннем неонатальном периоде/Ультразвуковая диагн

Источник

Незрелость головного мозга

Добрый день! Помогите, пожалуйста, понять, что делать с результатами НСГ. Надо ли что-то предпринимать? Невролог до НСГ назначил лечение никотиновой кислотой с глюкозой, глицин, витамин В6. Из-за повышенной возбудимости и мышечной дистонии.После НСГ у невролога еще не были, будем только через неделю, а я волнуюсь. Ребенку 1 месяц 5 дней. Родили на сроке 39 недель с весом 4850 кг сама. Полость прозрачной перегородки 9 мм. Структуры мозга сформированы правильно, дифференцированы. Срединные структуры не смещены. Межполушарная щель не расширена. Сильвиевы борозды не дилатированы. Ширина переднего рога бокового желудочка слева 3 мМ, справа 3 мм, ширина 3 желудочка 2,2 мм. Перивентрикулярные ткани не изменены. Сосудистые сплетения симметричны, однородны. Области таламусов, Рейелева островков не изменены. Закл. Эхопризнаки незрелости структур головного мозга.

Читайте также:  Сколько весит мозг человека в среднем

дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

Детский невролог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, ведущий специалист медицинского центра «Невро-Мед». Cтаж работы по специальности более 20 лет. Консультирует детей всех возрастов с любыми заболеваниями нервной системы; основные направления научно-практической деятельности: диагностика и лечение неврологической па

Источник

Незрелость коры головного мозга ребенка

2 В настоящее время у 70% детей наблюдается функциональная незрелость головного мозга. В настоящее время у 70% детей наблюдается функциональная незрелость головного мозга. В первую очередь страдают базально- лобные отделы. В первую очередь страдают базально- лобные отделы.

3 Базально — лобные отделы Базально — лобные отделы расположены в глубине мозга в верхней части его ствола и первыми принимают информацию и обеспечивают хранение и переработку информации- слуховой слуховой Зрительной Зрительной Речедвигательной Речедвигательной двигательной двигательной

4 От правильного От правильного взаимодействия взаимодействия этих отделов зависит процесс письма этих отделов зависит процесс письма

8 Чем могут помочь родители? 1. Каждый вечер жестким полотенцем растирать ребенку шейную и затылочные зоны. 2. Взять за правило делать дыхательную гимнастику. 3. Приучить ребенка к контрастному душу(теплый- прохладный). 4. Купите ребенку массажные тапочки.

Ситуация, о которой

9 5. Прогулки на улице в дневное время (полезен белый свет, снегопад). 6. Применять ароматерапию. Во время приготовл

Источник

Незрелость мозга у детей что это такое

Вопрос: Добрый вечер. Ребенок родился недоношенный на 35 неделе, в результате кесарево сечения. Первое УЗИ головного мозга сделали в возрасте 1 месяц, результаты были следующие: Структуры головного мозга сохранены. Полушария симметричны. Эхогенность паренхимы головного мозга обычная. Рисунок борозд — сохранен. Пульсация мозговых сосудов не выражена. Межполушарная борозда до 5 мм, полость прозрачной перегородки до 3 мм, боковые желудочки: щелевидной формы, с дилатацией. Глубина передних рогов: левый 5 мм, правый 5 мм; глубина затылочных рогов: левый 10 мм, правый 16 мм; ширина сплетений: левый 10 мм, правый 16 мм; С анэхогенными включениями до 5 мм. 3 желудочек 3 мм. С участками повышенной эхогенности в перивентрикулярных зонах, в области передних и задних рогов, в области таламуса. Структура мозжечка: не изменена. Заключение: ЭХО — признаки внутриутробного гипоксически-ишемического поражения ЦНС. Пили пантогам, витамин Д и микстуру с цитралью. В 3 месяца прошли повторное обследование УЗИ головного мозга, результаты следующие: расположение структур головного мозга и эхогенность борозд и щелей мозга — без о/б; межполушарная борозда 8,2 мм с наличием жидкости в лоб. отд, до 5 мм в темен. отд.; глубина передних рогов: левый боковой желудочек 5,3 мм, правый 5,2 мм; глубина тел: левый 5,6 мм, правый 5,5 мм; глубина затылочных рогов: левый 11,3 мм, правый 11,5 мм; глубина височных рогов #40;левый и правый#41; N; третий желудочек 3 мм; четвертый желудочек 3 мм. Эхогенность вентрикулярной стенки не изменена. Сосудистые сплетения: симметричны с ровными контурами. Большая затылочная цистерна 6 мм. Заключение: постгипоксическии-ишемическое поражения ЦНС с расширением МПБ, САП и незначительной пассивной дилатацией БЗЦ. Ребенок в 3 месяца лежа на спине иногда закатывает глазки вниз, наблюдается т

Источник

Я вовсе не хочу сказать, что его неправильно приносили кормить, давали ему плохие лекарства, кололи нестерильным шприцем или подкармливали молоком женщины, съевшей перед этим килограмм шоколада. Я просто хочу подчеркнуть: к принятию каких-либо решений касательно младенца вы прямого отношения не имели и никакой ответственности за эти решения, разумеется, не несли. Совершенно естественно, что нельзя назвать своим то, чем (кем) вы не владеете и не распоряжаетесь. В подтверждение этих слов привожу определение из толкового словаря русского языка:

Получив от медсестры роддома плотно упакованный сверток с вашим собственным детищем, вы, наконец, вступаете в реальное владение им.

Читайте также:
Adblock
detector