Спинальные двигательные автоматизмы
Защитный рефлекс новорожденного — рефлекторный поворот головы в сторону в положении новорожденного на животе.
Рефлекс ползания (Бауэра). В положении на животе новорожденный совершает ползающие движения — спонтанное ползание. Если к подошвам подставить ладонь — то ребенок рефлекторно отталкивается и ползание усиливается. Координации движений рук и ног не наблюдается. Физиологичен до 3-4 месяцев.
Хватательный рефлекс появляется у новорожденного при надавливании на его ладони, при чем иногда настолько сильно, что ребенка можно приподнять вверх (рефлекс Робинзона). Физиологичен до 3-4 месяцев, затем на его базе постепенно формируется произвольное захватывание предмета.
Нижний хватательный рефлекс вызывается надавливанием на стопу под пальцами.
Физиологический рефлекс Бабинского — разгибание пальцев возникает при штриховом раздражении наружного края стопы ребенка.
Рефлекс Галанта — при раздражении кожи спины вдоль позвоночника новорожденный прогибает спину, образуя дугу открытую в сторону раздражителя. Физиологичен до 3-4 месяцев.
Рефлекс Моро вызывается различными приемами: ударами по поверхности, на которой лежит ребенок, около его головы; внезапным приподниманием разогнутых ног и таза; резким пассивным разгибанием ног. 1 фаза рефлекса — ребенок разгибает руки и раскрывает кисти, 2 фаза — через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение. У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4-5 месяцев, затем начинает угасать, наблюдаются лишь отдельные компоненты.
Рефлекс Переза. Если провести по остистым отросткам позвоночника от крестца к шее, то ребенок приподнимет голову, прогнется, согнет руки и ноги. Рефлекс вызывает отрицательную эмоциональную реакцию. Физиологичен до 3-4 месяцев.
Надсегментарные позотонические автоматизмы.
Важнейшие этапы двигательного развития ребенка (способность поднимать голову, сидеть, стоять, ходить) тесно связаны с регуляцией мышечного тонуса, адекватным перераспределением его в зависимости от положения тела в пространстве.
В этой регуляции принимают активное участие центры продолговатого мозга (миелэнцефальные), а в дальнейшем — центры среднего мозга (мезэнцефальные).
Миелоэнцефальные позотонические рефлексыфизиологичны до 2 месяцев (у доношенных детей).
Тонический лабиринтный рефлекс. В положении на спине отмечается максимальное повышение тонуса в разгибательных группах мышц, в положении на животе — в сгибательных.
Симметричный тонический шейный рефлекс. Сгибание головы вызывает усиление сгибания рук и разгибания ног.
Асимметричный шейный тонический рефлекс. При повороте головы лежащего на спине ребенка происходит разгибание конечностей на стороне лица и сгибание на противоположной.
Задержка миелэнцефальных позотонических рефлексов приводит к формированию патологической тонической активности, которая препятствует овладению важнейшими движениями.
Параллельно с угасанием миелоэнцефальных позотонических автоматизмов постепенно формируются мезэнцефальные установочные рефлексы(цепные симметричные реакции), обеспечивающие выпрямление туловища.
Лабиринтный выпрямляющий рефлекс на голову появляется уже на 2ом месяце жизни и выражается в поднимании и удержании головы в вертикальном положении.
Шейная выпрямляющая реакция — за активным или пассивным поворотом головы следует ротация туловища в ту же сторону. Выражена уже при рождении, к 4 месяцев на ее базе формируется повороты со спины на живот.
Туловищная выпрямляющая реакция — при соприкосновении стоп ребенка с опорой происходит поднимание головы. Наблюдается с 1 месяца.
Выпрямляющий рефлекс туловища. Этот рефлекс видоизменяет примитивную шейную выпрямляющую реакцию, вводя ротацию туловища. Ребенок поворачивает голову, затем плечевой пояс, затем таз вокруг оси тела. Проявляется с 6-8 месяцев.
Рефлекс Ландау. Если ребенка держать свободно в воздухе лицом вниз, то он поднимает голову, затем прогибает спину и поднимает ноги. В положении на спине также поднимает голову и удерживает согнутые ноги. Появляется в 4-5 месяцев.
Защитная реакция рук — разведение их в стороны, вытягивание вперед, отведение назад в ответ на внезапное перемещение тела
Реакции равновесия — это группа рефлекторных реакций, обеспечивающих сохранения равновесия при сидении, стоянии, ходьбе. Осуществляются при участии мозжечка, базальных ганглиев, горы больших полушарий.
Реакции равновесия появляются и нарастают в тот период, когда реакции выпрямления уже полностью установились. В общих чертах заканчивают формирование в период с 18 месяцев до 2 лет. Их совершенствование продолжается до 5-6 лет.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Защитные рефлексы.
К симптомам поражения пирамидной системы относятся защитные рефлексы — это непроизвольные движения, выражающиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.
10. Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные). Патологическими называются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при поражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются при поражении пирамидной системы).
Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разгибательные (для конечностей). Эти патологические рефлексы составляют синдром центрального (спастического) паралича, развивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 года эти рефлексы не являются признаками патологии.
Позотонические рефлексы относятся к врожденным безусловно рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявляются, что создает оптимальные условия для развития произвольных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексы могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здоровых людей они не вызываются. У детей с церебральным параличом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного возраста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Высшие интегративные двигательные центры не оказывают тормозящего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которыми относят позотонические рефлексы. С другой стороны, активное функционирование нижележащих мозговых структур задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковые функции. К позотоническим рефлексам относят:
1) лабиринтный тонический рефлекс; проявляется при изменении положения головы. В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Голова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты. Кисти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может быть выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогда поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенок касается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять голову, вытянуть вперед руки и взять предмет, поднести руки к лицу и т.д. Данный рефлекс зачастую распространяется на мышцы глаз, что сужает поле зрения, негативно влияет на развитие зрительно-двигательной координации, затрудняет восприятие окружающего. Все это сказывается на развитии зрительного восприятия и познавательной деятельности в целом. Лабиринтный тонический рефлекс способствует повышению мышечного тонуса в языке, что затрудняет жевание, артикуляцию звуков, способствует слюнотечению и в итоге влияет на развитие речи.
Таким образом, лабиринтный тонический рефлекс оказывает негативное воздействие на развитие произвольной моторики, задерживает формирование основных двигательных функций. Очевидно и патогенное влияние рефлекса на формирование психических компонентов: пространственное восприятие, перцептивная, познавательная активность, зрительно-двигательная координация, предметная, игровая, учебная, речевая деятельность и др.
Симметричный тонический шейный рефлекс проявляется в усилении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах при поднятии головы, а при наклоне головы вперед усиливается тонус мышц сгибателей рук и разгибателей ног. Этот рефлекс формирует патологическую схему ходьбы, нарушает согласованную работу рук и ног при ходьбе.
В ряде случаев может фиксироваться сочетание различных позотонических рефлексов у одного и того же ребенка. Так или иначе, позотонические рефлексы являются по своей природе и влиянию на моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП патологическими.
Таким образом, ДЦП — это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций (как у взрослых при поражении двигательных систем головного мозга), а заболевание, характеризующееся извращенным ходом моторного развития, что в большинстве случаев нарушает последовательный ход и динамику психического развития ребенка, приводя к своеобразной аномалии развития в целом.
Классификация
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по степени сформированности двигательных навыков дети делятся на три группы:
1) дети с тяжелыми нарушениями: у некоторых из них не сформировано прямостояние и ходьба, захват и удержание предметов, навыки самообслуживания; другие с трудом передвигаются с помощью ортопедических приспособлений и навыками самообслуживания владеют частично;
2) дети со средней степенью выраженности двигательных нарушений (наиболее многочисленная группа): большая часть детей может самостоятельно передвигаться на ограниченное расстояние, они владеют навыками самообслуживания, которые, однако, недостаточно автоматизированы;
3) дети с легкими двигательными нарушениями: они ходят самостоятельно, уверенно себя чувствуют и в помещении, и на улице; навыки самообслуживания сформированы, но вместе с тем могут наблюдаться патологические позы, нарушения походки, насильственные движения и др.
| | следующая лекция ==> | |
Насильственные движения | | | Спастическая диплегия |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
К симптомам поражения пирамидной системы относятся защитные рефлексы, проявляющиеся при центральном параличе, защитные рефлексы — это непроизвольные движения, выражающиеся в сгибании или разгибании парализованной конечности при ее раздражении.
10. Патологические рефлексы (сгибательные и разгибательные). Патологическими называются рефлексы, которые у взрослого
здорового человека не вызываются, а проявляются лишь при поражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга (патологические рефлексы появляются при поражении пирамидной системы).
Патологические рефлексы разделяют на сгибательные и разгибательные (для конечностей). Эти патологические рефлексы составляют синдром центрального (спастического) паралича, развивающегося при поражении пирамидной системы. У детей до 1 года эти рефлексы не являются признаками патологии.
11. Позотонические рефлексы.
Позотонические рефлексы относятся к врожденным безусловно рефлекторным двигательным автоматизмам. При нормальном развитии к 3 мес. жизни эти рефлексы уже угасают и не проявляются, что создает оптимальные условия для развития произвольных движений. Сохранение позотонических рефлексов является симптомом поражения ЦНС, симптомом ДЦП. Данные рефлексы могут быть отнесены к патологическим, так как у взрослых здоровых людей они не вызываются. У детей с церебральным параличом эти рефлексы сохраняются на протяжении дошкольного возраста, и в последующие годы их влияние остается стойким. Высшие интегративные двигательные центры не оказывают тормозящего влияния на нижележащие отделы мозга, осуществляющие примитивные двигательные рефлекторные реакции, к которым и относят позотонические рефлексы. С другой стороны, активное функционирование нижележащих мозговых структур задерживает созревание высших интегративных центров коры, регулирующих произвольную моторику, речь, высшие корковые функции.
К позотоническим рефлексам относят:
лабиринтный тонический рефлекс;
асимметричный тонический шейный рефлекс;
симметричный тонический шейный рефлекс.
Лабиринтный тонический рефлекс проявляется при изменении положения головы.
В положении на спине нарастает тонус мышц-разгибателей. Голова запрокинута назад, ноги и руки напряжены и разогнуты. Кисти рук сжаты в кулаки. Тонус в положении на спине может быть выражен в разной степени, вплоть до резкого разгибания. Тогда поза напоминает столбнячную, тело выгнуто в виде дуги и ребенок
сается опоры лишь затылком и пятками. Он не может поднять
ову, вытянуть вперед руки и взять предмет, поднести руки к
цу и т.д. Такая поза препятствует развитию моторных навыков,
выков самообслуживания, различных видов деятельности. Дан-
ЫЙ рефлекс зачастую распространяется на мышцы глаз, что су-
1ет поле зрения, негативно влияет на развитие зрительно-дви-
ательной координации, затрудняет восприятие окружающего. Все
о сказывается на развитии зрительного восприятия и познава-
-льной деятельности в целом. Лабиринтный тонический рефлекс
-особствует повышению мышечного тонуса в языке, что затруд-
ет жевание, артикуляцию звуков, способствует слюнотечению
в итоге влияет на развитие речи.
В положении ребенка на животе шея и спина сгибаются — про-чяется повышение тонуса мышц-сгибателей. Плечи вытягива-тся вперед и вниз, руки согнуты под туловищем, а кисти рук Жаты в кулаки, бедра и голени приведены и согнуты, таз приподнят (рис. 2). Такая поза тормозит развитие произвольных движений, так как ребенок не может поднять голову, повернуть ее в горону, выпрямить руки, встать и др. Постоянно согнутая спина пособствует искривлению позвоночника.
Таким образом, лабиринтный тонический рефлекс оказывает егативное воздействие на развитие произвольной моторики, за-рживает формирование основных двигательных функций. Оченно и патогенное влияние рефлекса на формирование психиче-ких компонентов: пространственное восприятие, перцептивная, «ознавательная активность, зрительно-двигательная координация, редметная, игровая, учебная, речевая деятельность и др.
Симметричный тонический шейный рефлекс проявляется в усилении разгибательного тонуса в руках и сгибательного в ногах ‘При поднятии головы, а при наклоне головы вперед усиливается
тонус мышц сгибателей рук и разгибателей ног. Этот рефлекс формирует патологическую схему ходьбы, нарушает согласованную работу рук и ног при ходьбе.
В ряде случаев может фиксироваться сочетание различных по-зотонических рефлексов у одного и того же ребенка. Так или иначе, позотонические рефлексы являются по своей природе и влиянию на моторное и психическое развитие ребенка с ДЦП патологическими.
Таким образом, ДЦП — это не просто отставание в моторном развитии или выпадение отдельных двигательных функций (как у взрослых при поражении двигательных систем головного мозга), а заболевание, характеризующееся извращенным ходом моторного развития, что в большинстве случаев нарушает последовательный ход и динамику психического развития ребенка, приводя к своеобразной аномалии развития в целом.
Формы детского церебрального паралича
В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные расстройства. В связи с этим выделяют 5 форм ДЦП.