Супертренажер для мозга филлипс чарльз

Перевод с английского Элеоноры Мельник

Художественное оформление Петра Петрова

Вам когда-нибудь приходилось запнуться посреди фразы, силясь припомнить, как зовут вашего друга? А может, вам случалось забывать, куда положили ключи, или путать па в хорошо знакомом танце? Когда становишься старше, часто кажется, что мыслительные способности угасают. Время работает против нас.

Но вы не правы, если впадаете в уныние, поскольку в последние годы – в основном благодаря применению метода функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) и других высокотехнологичных способов исследования, позволяющих демонстрировать мозг в действии – представители неврологической науки значительно расширили наши представления о том, как работает этот маленький, нежный, но чрезвычайно могучий орган. И их выводы – в высшей степени обнадеживающие – говорят о том, что если мы будем беречь здоровье и поддерживать умственную активность, нет никаких причин тому, чтобы мозгу и памяти не продолжать отлично справляться со своими задачами до глубокой старости.

СТАРШЕ – НЕ ЗНАЧИТ ГЛУПЕЕ. В среднем наше общество становится старше, и все больше людей доживает до весьма почтенного возраста. Многие десятилетия житейская мудрость убеждала нас в том, что мозг и его функции начинают угасать, когда человек разменивает третий десяток и далее, и что невозможно избежать торможения интеллектуальной деятельности, в некоторых случаях – очень заметного.

Разумеется, когда мы стареем, наш мозг меняется – это так. Коммуникация в мозгу осуществляется за счет прохождения электрических сигналов вдоль нервных волокон, изолированных жировой тканью, называемой миелином. При старении количество миелина снижается, и сигналы начинают проходить медленнее. Коммуникация между различными отделами мозга становится менее эффективной, мозг хуже снабжается кислородом, и число мозговых клеток уменьшается. В результате мозг теряет в объеме – иначе говоря, становится меньше. Некоторые люди – но ни в коем случае не все – с возрастом начинают страдать от нейродегенеративных нарушений, таких как болезнь Альцгеймера.

Но теперь у нас есть веские свидетельства того, что мозг продолжает адаптироваться – и обновляться – даже в зрелые годы.

Например, когда мы становимся старше, мозг начинает использовать более обширные площади, чтобы поддержать свое функционирование; исследования показывают, что поддержание мозга в активном состоянии противодействует естественным изменениям старения настолько эффективно, что многие люди вообще их не замечают.

Более того, в некоторых отношениях – например, в том, что касается способности управлять эмоциями и воспринимать проблему в контексте – наш мозг, проявляя недюжинную гибкость, исполняет свои обязанности в среднем и пожилом возрасте даже лучше, чем в юности. И некоторые данные позволяют сделать вывод, что с годами наше мышление становится более жизнерадостным!

ОСТАВАТЬСЯ НА СВЯЗИ. Для работы мозга главное – не число имеющихся у нас мозговых клеток, а количество и качество возникающих между ними соединений.

Мозг создает связи между нейронами, когда мы овладеваем новыми навыками или узнаем новую информацию, когда мы увлечены тем, что делаем, когда получаем интеллектуальную стимуляцию. Сохраняйте интеллектуальную активность – и поможете себе защититься от последствий естественного угасания.

Очень важное исследование, проведенное с участием 4000 монахинь в штате Миннесота (США) и начавшееся в 1991 году, показало, что монахини, сохранявшие умственную активность, продолжая свою преподавательскую деятельность до глубокой старости, имели в среднем на 40% больше мозговых соединений, чем их сестры, избравшие более безмятежный образ жизни. К тому же деятельные монахини жили в среднем на 4 года дольше, чем их менее занятые коллеги. Более того, согласно результатам исследования, опубликованным в 2006 году в Австралии, у людей, поддерживавших свою интеллектуальную активность в труде и на досуге или занимавшихся тренирующими мозг играми и задачами, вероятность развития старческой деменции возникала в среднем в 2 раза реже.

Мы можем поддерживать жизнедеятельность мозга и помогать себе сохранить здоровье, когда принимаемся за новую и трудную деятельность; когда прилагаем усилия к тому, чтобы не утрачивать связи с обществом; когда принимаем меры, чтобы сохранить бодрость и интерес к своим занятиям – и когда пытаемся решать задачи вроде тех, что собраны в этой книге.

В процессе усвоения материала позаботьтесь о сосредоточенности внимания. Вроде бы очевидная рекомендация – но, увы, мы забываем информацию потому, что были рассеянны, передавая ее на попечение памяти, и это происходит чаще, чем мы готовы признать.

Вдобавок старайтесь как можно полнее переработать материал, связывая его с самыми разными отделами мозга. Составляйте контрольные списки.

Придумывайте визуальные образы для отдельных фактов и пытайтесь сопоставить их со звуками, ощущениями, даже с запахами.

Стараясь защитить и усовершенствовать способность мозга к хранению информации, позаботьтесь о его здоровье. В питании соблюдайте полезную для мозга диету (см. с. 11). Регулярно давайте себе физическую нагрузку и обязательно высыпайтесь.

А еще постарайтесь ограничить отвлекающие факторы. Вы обнаружите, что работа над сосредоточенностью вам во благо: решайте задачи и делайте упражнения – или начните заниматься медитацией.

Порой полезно воссоздавать обстоятельства, в которых вы запоминали фактическую информацию. Эмоции тоже способны подхлестывать воспоминания – постарайтесь вспомнить, что вы чувствовали, когда запоминали данный материал.

В разделе ответов и объяснений в конце книги вы найдете порой и дополнительные задачи. Такая маленькая книжечка – но как много в ней поместилось! Так почему бы вам не перевернуть страницу и не начать исследовать ее загадки.

Полезная пища для мозга

Сможете правильно вписать 8 чисел в схему согласно восьми подсказкам, приведенным ниже? Обратите внимание на то, что среди них нет двух одинаковых и все они – целые числа не меньше 2 и не больше 35.

1. Разность Е и В равна 24 или 25

2. Ж – квадрат целого числа

3. В составляет 1 /3 от Д и 1 /2 от Ж

4. Разность А и Г равна З

5. Произведение Б и В равно Д

6. ? от Ж равна Г

7. Частное Д и Г равно А

8. Частное Е и З равно Ж

ФАКТ ИЗ ЖИЗНИ УМНОГО МОЗГА

Решение головоломок поддерживает память. Исследования 2009 года, проведенные колледжем Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке, показали, что людям, которые дважды в день занимались умственной гимнастикой (например, решением головоломок), удавалось отсрочить утрату памяти, связанную с деменцией.

Вот краткий тест на скорость выполнения арифметических действий. Проделайте эти вычисления как можно быстрее. Засеките время с помощью секундомера. Постарайтесь побить рекорд, уложившись меньше чем в предложенную 1 минуту.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМНОГО МОЗГА

Мысленно визуализируйте факты, которые пытаетесь запомнить. Представьте, что участвуете в конференции и знакомитесь с тремя клиентами – Александром, Артуром и Антоном. Постарайтесь придумать три зрительных образа, которые помогут вам накрепко зафиксировать их имена в памяти.

Читайте также:  Как стимулировать мозговую деятельность

В этой задаче ваша задача состоит в том, чтобы проверить, сумеете ли вы запомнить:

• названия земных континентов;

• названия пяти океанов.

Можете изобрести хороший мнемотехнический прием, чтобы зашифровать их? Если вы будете создавать визуальные образы или чувственные ассоциации к мнемоническим формулам, они будут запоминаться еще лучше.

В дополнение к той же задаче постарайтесь придумать запоминающуюся формулу, которая поможет вам удержать в памяти пять стран, имеющих самую длинную береговую линию: Канада, Индонезия, Гренландия, Россия и Филиппины.

ФАКТ ИЗ ЖИЗНИ УМНОГО МОЗГА

Каждую секунду в вашем мозгу происходит ошеломительное количество химических реакций – 100 000! Электрический импульс, посланный нейроном, длится 1/1000 секунды и путешествует со скоростью 320 км/ч.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМНОГО МОЗГА

Сумеете запомнить этот список великих футболистов? Джон Чарльз, Пеле, Дино Зофф, Эрик Кантона, Лайонел Месси, Роберто Баджо, Ференц Пушкаш, Стэн Боулз, Роналду, Йохан Кройфф, Паоло Мальдини, Лайем Брейди, Джордж Бест. Попробуйте прочесть его вслух и проверить – вдруг поможет?

Как уже говорилось в предисловии, работа памяти в значительной степени зависит от того, насколько сосредоточено внимание. Вы должны быть полностью сосредоточены – не важно, запоминаете вы материал или пытаетесь его припомнить.

Это упражнение испытывает вашу сосредоточенность и способствует развитию умения концентрироваться.

• Вверху страницы выпишите слова КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, СИНИЙ и ЧЕРНЫЙ именно тем цветом, на который указывает каждое слово.

• Проделайте это еще пять раз, пока у вас не получится 8 строчек слов.

• Теперь прочтите этот список как можно быстрее. Но не произносите сами слова, а называйте цвет, которым написано слово. Вам придется сопротивляться желанию прочесть слово, вместо этого уделяя внимание только цвету, которым оно написано.

ФАКТ ИЗ ЖИЗНИ УМНОГО МОЗГА

Здесь ваша задача – уяснить логику, стоящую за расположением чисел в этих фигурах, а потом вычислить частное суммы Б и суммы А. Такого рода загадки хороши как ментальная разминка и помогают усилить остроту мысли: работа мозга в этом направлении поможет вам блестяще проявить себя, когда ваша память подвергнется испытанию.

ФАКТ ИЗ ЖИЗНИ УМНОГО МОЗГА

Сигналы в мозгу путешествуют от одного нейрона к другому вдоль длинного усика (аксона), а потом через крошечный промежуток (синапс). Химические вещества (нейротрансмиттеры) несут сигнал через этот промежуток, а нити (дендриты) принимают сигнал. Известно по меньшей мере 100 веществ-нейротрансмиттеров.

Попробуйте мысленно покрутить-повертеть эту задачу: у шестеренки А 8 зубцов, у шестеренки Б – 6, а у шестеренки В – 14. Сколько оборотов должна совершить шестеренка А, чтобы привести все три шестерни в изначальное положение?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМНОГО МОЗГА

Постарайтесь запомнить последовательность чисел: 4181994263253. Попробуйте такой способ: зашифруйте буквы алфавита числами, а потом подставьте в последовательность инициалы вымышленных знаменитостей, например: 4 18 – Г.С. (Гомер Симпсон) и т. д.

Некоторые кружки в этой загадке уже заштрихованы. Заштрихуйте и другие белые кружки, чтобы число заштрихованных достигло числа, стоящего внутри той площади, которую они окружают.

Правило такое: каждый из кружков, окружающих территорию с числом больше единицы, должен стоять рядом с другим заштрихованным кружком.

Решая эту задачу, ставьте точку в каждом кружке, который, по вашему мнению, не нужно заполнять – так будет легче.

ФАКТ ИЗ ЖИЗНИ УМНОГО МОЗГА

Который из представленных в нижнем ряду вариантов – А, Б, В или Г – воспроизводит принцип первых трех числовых квадратов в верхней последовательности? Как вы уже знаете из предисловия, стимуляция мозга способствует росту новых мозговых клеток и новых связей между ними – что надежно защищает будущее здоровье вашего мозга и долгую превосходную работу памяти.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМНОГО МОЗГА

Запомните продукты для приготовления салатов в данной ниже последовательности. Попробуйте вообразить каждый из них в образе реальной или вымышленной знаменитости (см. с. 21), кого-то из своих друзей или членов семьи: салат кос, помидор, лук-шалот, сельдерей, радиккио, шпинат, рукола, огурец, редис.

Вот еще один тест на пространственно-последовательную логику для развития навыков визуализации, столь важных для работы памяти.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМНОГО МОЗГА

В этой головоломке белые кружки будут символизировать лампочки. Лампочка посылает лучи света по горизонтали и вертикали (но не по диагонали), освещая весь свой ряд и колонку, если только ее свет не блокирует темный квадрат.

Ваша задача – размещать лампочки в пустых квадратах так, чтобы никакие две лампочки не светили друг на друга, пока вся решетка не будет освещена.

В некоторых темных квадратах есть числа, указывающие, сколько лампочек находится в квадратах вверху, внизу, справа или слева от данного квадрата.

Лампочки, расположенные по диагонали к квадрату с числом, в это число не входят.

Вокруг темного квадрата без числа может быть любое число лампочек или вообще ни одной, и далеко не во всех темных квадратах есть указания на число лампочек.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМНОГО МОЗГА

Жрецы древнеиндийской ведической культуры около 3500 лет назад создали мощные техники для заучивания – и передачи из поколения в поколение – гимнов своего священного писания, Ригведы.

Попробуйте с помощью этих методов выучить следующее ниже стихотворение. Старайтесь просто повторить первые две строчки, чтобы удержать их в памяти, а потом воспользуйтесь джатапатхой для запоминания следующих двух строчек, а гханапатхой – для запоминания последних двух строк.

Как вы считаете, приносит ли применение этих древнеиндийских техник лично вам какую-то пользу?

1. В иссохшие колючки дюн прибрежных

2. Безжалостно сегодня ветер бьет,

3. Слетая с желтых раскаленных всхолмий,

4. И в нем нет ни намека

5. На яркую лазурь безбрежных волн

6. Незримых – лишь в одной миле отсюда.

ФАКТ ИЗ ЖИЗНИ УМНОГО МОЗГА

Специалисты по мнемонике сообщают, что большинство из нас может хранить в кратковременной памяти только 5–9 единиц информации. Это знание полезно для тренировки памяти: чтобы помочь себе запомнить длинное число, постарайтесь расчленить его на фрагменты из 3–5 цифр.

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Автор книги: Чарльз Филлипс

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц)

Перевод с английского Элеоноры Мельник

Художественное оформление Петра Петрова

Вам когда-нибудь приходилось запнуться посреди фразы, силясь припомнить, как зовут вашего друга? А может, вам случалось забывать, куда положили ключи, или путать па в хорошо знакомом танце? Когда становишься старше, часто кажется, что мыслительные способности угасают. Время работает против нас.

Читайте также:  Тета режим работы мозга

Но вы не правы, если впадаете в уныние, поскольку в последние годы – в основном благодаря применению метода функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) и других высокотехнологичных способов исследования, позволяющих демонстрировать мозг в действии – представители неврологической науки значительно расширили наши представления о том, как работает этот маленький, нежный, но чрезвычайно могучий орган. И их выводы – в высшей степени обнадеживающие – говорят о том, что если мы будем беречь здоровье и поддерживать умственную активность, нет никаких причин тому, чтобы мозгу и памяти не продолжать отлично справляться со своими задачами до глубокой старости.

СТАРШЕ – НЕ ЗНАЧИТ ГЛУПЕЕ. В среднем наше общество становится старше, и все больше людей доживает до весьма почтенного возраста. Многие десятилетия житейская мудрость убеждала нас в том, что мозг и его функции начинают угасать, когда человек разменивает третий десяток и далее, и что невозможно избежать торможения интеллектуальной деятельности, в некоторых случаях – очень заметного.

Разумеется, когда мы стареем, наш мозг меняется – это так. Коммуникация в мозгу осуществляется за счет прохождения электрических сигналов вдоль нервных волокон, изолированных жировой тканью, называемой миелином. При старении количество миелина снижается, и сигналы начинают проходить медленнее. Коммуникация между различными отделами мозга становится менее эффективной, мозг хуже снабжается кислородом, и число мозговых клеток уменьшается. В результате мозг теряет в объеме – иначе говоря, становится меньше. Некоторые люди – но ни в коем случае не все – с возрастом начинают страдать от нейродегенеративных нарушений, таких как болезнь Альцгеймера.

Но теперь у нас есть веские свидетельства того, что мозг продолжает адаптироваться – и обновляться – даже в зрелые годы.

Например, когда мы становимся старше, мозг начинает использовать более обширные площади, чтобы поддержать свое функционирование; исследования показывают, что поддержание мозга в активном состоянии противодействует естественным изменениям старения настолько эффективно, что многие люди вообще их не замечают.

Более того, в некоторых отношениях – например, в том, что касается способности управлять эмоциями и воспринимать проблему в контексте – наш мозг, проявляя недюжинную гибкость, исполняет свои обязанности в среднем и пожилом возрасте даже лучше, чем в юности. И некоторые данные позволяют сделать вывод, что с годами наше мышление становится более жизнерадостным!

ОСТАВАТЬСЯ НА СВЯЗИ. Для работы мозга главное – не число имеющихся у нас мозговых клеток, а количество и качество возникающих между ними соединений. В мозгу имеется не только огромный запас нейронов (это один из типов мозговых клеток), но и почти невообразимо большое число потенциальных соединений между ними. Мы обладаем 100 миллиардами нейронов и потенциалом в 100 триллионов соединений.

Мозг создает связи между нейронами, когда мы овладеваем новыми навыками или узнаем новую информацию, когда мы увлечены тем, что делаем, когда получаем интеллектуальную стимуляцию. Сохраняйте интеллектуальную активность – и поможете себе защититься от последствий естественного угасания.

Очень важное исследование, проведенное с участием 4000 монахинь в штате Миннесота (США) и начавшееся в 1991 году, показало, что монахини, сохранявшие умственную активность, продолжая свою преподавательскую деятельность до глубокой старости, имели в среднем на 40% больше мозговых соединений, чем их сестры, избравшие более безмятежный образ жизни. К тому же деятельные монахини жили в среднем на 4 года дольше, чем их менее занятые коллеги. Более того, согласно результатам исследования, опубликованным в 2006 году в Австралии, у людей, поддерживавших свою интеллектуальную активность в труде и на досуге или занимавшихся тренирующими мозг играми и задачами, вероятность развития старческой деменции возникала в среднем в 2 раза реже.

Мы можем поддерживать жизнедеятельность мозга и помогать себе сохранить здоровье, когда принимаемся за новую и трудную деятельность; когда прилагаем усилия к тому, чтобы не утрачивать связи с обществом; когда принимаем меры, чтобы сохранить бодрость и интерес к своим занятиям – и когда пытаемся решать задачи вроде тех, что собраны в этой книге.

В процессе усвоения материала позаботьтесь о сосредоточенности внимания. Вроде бы очевидная рекомендация – но, увы, мы забываем информацию потому, что были рассеянны, передавая ее на попечение памяти, и это происходит чаще, чем мы готовы признать.

Вдобавок старайтесь как можно полнее переработать материал, связывая его с самыми разными отделами мозга. Составляйте контрольные списки.

Придумывайте визуальные образы для отдельных фактов и пытайтесь сопоставить их со звуками, ощущениями, даже с запахами.

Стараясь защитить и усовершенствовать способность мозга к хранению информации, позаботьтесь о его здоровье. В питании соблюдайте полезную для мозга диету (см. с. 11). Регулярно давайте себе физическую нагрузку и обязательно высыпайтесь.

А еще постарайтесь ограничить отвлекающие факторы. Вы обнаружите, что работа над сосредоточенностью вам во благо: решайте задачи и делайте упражнения – или начните заниматься медитацией.

Порой полезно воссоздавать обстоятельства, в которых вы запоминали фактическую информацию. Эмоции тоже способны подхлестывать воспоминания – постарайтесь вспомнить, что вы чувствовали, когда запоминали данный материал.

В разделе ответов и объяснений в конце книги вы найдете порой и дополнительные задачи. Такая маленькая книжечка – но как много в ней поместилось! Так почему бы вам не перевернуть страницу и не начать исследовать ее загадки.

Полезная пища для мозга

Сможете правильно вписать 8 чисел в схему согласно восьми подсказкам, приведенным ниже? Обратите внимание на то, что среди них нет двух одинаковых и все они – целые числа не меньше 2 и не больше 35.

1. Разность Е и В равна 24 или 25

2. Ж – квадрат целого числа

3. В составляет 1 /3 от Д и 1 /2 от Ж

4. Разность А и Г равна З

5. Произведение Б и В равно Д

6. ¼ от Ж равна Г

7. Частное Д и Г равно А

8. Частное Е и З равно Ж

ФАКТ ИЗ ЖИЗНИ УМНОГО МОЗГА

Решение головоломок поддерживает память. Исследования 2009 года, проведенные колледжем Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке, показали, что людям, которые дважды в день занимались умственной гимнастикой (например, решением головоломок), удавалось отсрочить утрату памяти, связанную с деменцией.

Вот краткий тест на скорость выполнения арифметических действий. Проделайте эти вычисления как можно быстрее. Засеките время с помощью секундомера. Постарайтесь побить рекорд, уложившись меньше чем в предложенную 1 минуту.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМНОГО МОЗГА

Мысленно визуализируйте факты, которые пытаетесь запомнить. Представьте, что участвуете в конференции и знакомитесь с тремя клиентами – Александром, Артуром и Антоном. Постарайтесь придумать три зрительных образа, которые помогут вам накрепко зафиксировать их имена в памяти.

Читайте также:  Часть мозга отвечающая за страх

В этой задаче ваша задача состоит в том, чтобы проверить, сумеете ли вы запомнить:

• названия земных континентов;

• названия пяти океанов.

Можете изобрести хороший мнемотехнический прием, чтобы зашифровать их? Если вы будете создавать визуальные образы или чувственные ассоциации к мнемоническим формулам, они будут запоминаться еще лучше.

В дополнение к той же задаче постарайтесь придумать запоминающуюся формулу, которая поможет вам удержать в памяти пять стран, имеющих самую длинную береговую линию: Канада, Индонезия, Гренландия, Россия и Филиппины.

ФАКТ ИЗ ЖИЗНИ УМНОГО МОЗГА

Каждую секунду в вашем мозгу происходит ошеломительное количество химических реакций – 100 000! Электрический импульс, посланный нейроном, длится 1/1000 секунды и путешествует со скоростью 320 км/ч.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМНОГО МОЗГА

Сумеете запомнить этот список великих футболистов? Джон Чарльз, Пеле, Дино Зофф, Эрик Кантона, Лайонел Месси, Роберто Баджо, Ференц Пушкаш, Стэн Боулз, Роналду, Йохан Кройфф, Паоло Мальдини, Лайем Брейди, Джордж Бест. Попробуйте прочесть его вслух и проверить – вдруг поможет?

Как уже говорилось в предисловии, работа памяти в значительной степени зависит от того, насколько сосредоточено внимание. Вы должны быть полностью сосредоточены – не важно, запоминаете вы материал или пытаетесь его припомнить.

Это упражнение испытывает вашу сосредоточенность и способствует развитию умения концентрироваться.

• Вверху страницы выпишите слова КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, СИНИЙ и ЧЕРНЫЙ именно тем цветом, на который указывает каждое слово.

• Проделайте это еще пять раз, пока у вас не получится 8 строчек слов.

• Теперь прочтите этот список как можно быстрее. Но не произносите сами слова, а называйте цвет, которым написано слово. Вам придется сопротивляться желанию прочесть слово, вместо этого уделяя внимание только цвету, которым оно написано.

ФАКТ ИЗ ЖИЗНИ УМНОГО МОЗГА

Здесь ваша задача – уяснить логику, стоящую за расположением чисел в этих фигурах, а потом вычислить частное суммы Б и суммы А. Такого рода загадки хороши как ментальная разминка и помогают усилить остроту мысли: работа мозга в этом направлении поможет вам блестяще проявить себя, когда ваша память подвергнется испытанию.

ФАКТ ИЗ ЖИЗНИ УМНОГО МОЗГА

Сигналы в мозгу путешествуют от одного нейрона к другому вдоль длинного усика (аксона), а потом через крошечный промежуток (синапс). Химические вещества (нейротрансмиттеры) несут сигнал через этот промежуток, а нити (дендриты) принимают сигнал. Известно по меньшей мере 100 веществ-нейротрансмиттеров.

Попробуйте мысленно покрутить-повертеть эту задачу: у шестеренки А 8 зубцов, у шестеренки Б – 6, а у шестеренки В – 14. Сколько оборотов должна совершить шестеренка А, чтобы привести все три шестерни в изначальное положение?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМНОГО МОЗГА

Постарайтесь запомнить последовательность чисел: 4181994263253. Попробуйте такой способ: зашифруйте буквы алфавита числами, а потом подставьте в последовательность инициалы вымышленных знаменитостей, например: 4 18 – Г.С. (Гомер Симпсон) и т. д.

Некоторые кружки в этой загадке уже заштрихованы. Заштрихуйте и другие белые кружки, чтобы число заштрихованных достигло числа, стоящего внутри той площади, которую они окружают.

Правило такое: каждый из кружков, окружающих территорию с числом больше единицы, должен стоять рядом с другим заштрихованным кружком.

Решая эту задачу, ставьте точку в каждом кружке, который, по вашему мнению, не нужно заполнять – так будет легче.

ФАКТ ИЗ ЖИЗНИ УМНОГО МОЗГА

Который из представленных в нижнем ряду вариантов – А, Б, В или Г – воспроизводит принцип первых трех числовых квадратов в верхней последовательности? Как вы уже знаете из предисловия, стимуляция мозга способствует росту новых мозговых клеток и новых связей между ними – что надежно защищает будущее здоровье вашего мозга и долгую превосходную работу памяти.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМНОГО МОЗГА

Запомните продукты для приготовления салатов в данной ниже последовательности. Попробуйте вообразить каждый из них в образе реальной или вымышленной знаменитости (см. с. 21), кого-то из своих друзей или членов семьи: салат кос, помидор, лук-шалот, сельдерей, радиккио, шпинат, рукола, огурец, редис.

Вот еще один тест на пространственно-последовательную логику для развития навыков визуализации, столь важных для работы памяти.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМНОГО МОЗГА

В этой головоломке белые кружки будут символизировать лампочки. Лампочка посылает лучи света по горизонтали и вертикали (но не по диагонали), освещая весь свой ряд и колонку, если только ее свет не блокирует темный квадрат.

Ваша задача – размещать лампочки в пустых квадратах так, чтобы никакие две лампочки не светили друг на друга, пока вся решетка не будет освещена.

В некоторых темных квадратах есть числа, указывающие, сколько лампочек находится в квадратах вверху, внизу, справа или слева от данного квадрата.

Лампочки, расположенные по диагонали к квадрату с числом, в это число не входят.

Вокруг темного квадрата без числа может быть любое число лампочек или вообще ни одной, и далеко не во всех темных квадратах есть указания на число лампочек.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМНОГО МОЗГА

Жрецы древнеиндийской ведической культуры около 3500 лет назад создали мощные техники для заучивания – и передачи из поколения в поколение – гимнов своего священного писания, Ригведы.

Попробуйте с помощью этих методов выучить следующее ниже стихотворение. Старайтесь просто повторить первые две строчки, чтобы удержать их в памяти, а потом воспользуйтесь джатапатхой для запоминания следующих двух строчек, а гханапатхой – для запоминания последних двух строк.

Как вы считаете, приносит ли применение этих древнеиндийских техник лично вам какую-то пользу?

1. В иссохшие колючки дюн прибрежных

2. Безжалостно сегодня ветер бьет,

3. Слетая с желтых раскаленных всхолмий,

4. И в нем нет ни намека

5. На яркую лазурь безбрежных волн

6. Незримых – лишь в одной миле отсюда.

ФАКТ ИЗ ЖИЗНИ УМНОГО МОЗГА

Специалисты по мнемонике сообщают, что большинство из нас может хранить в кратковременной памяти только 5–9 единиц информации. Это знание полезно для тренировки памяти: чтобы помочь себе запомнить длинное число, постарайтесь расчленить его на фрагменты из 3–5 цифр.

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Читайте также:
Adblock
detector