Тренировка мозжечка упражнения

Иногда случается так, что тренирующийся не может выполнить то или иное упражнение не потому, что не понимает технику, а потому, что в его организме произошли сбои. Например, перестал правильно работать мозжечок. В результате тренировка не удалась, фитнесмен не понял причины плохого самочувствия и слабого тонуса, списал все на погоду и другие внешние факторы. В статье поговорим о том, какую роль в организме человека играет мозжечок и какие упражнения помогут исправить нарушения в нем.

Мозжечок (малый мозг) — отдел головного мозга человека, который координирует движения, регулирует равновесие и мышечный тонус. Находится в задней части головы под затылочными долями полушарий головного мозга. Занимает 10% от всего объема мозга и содержит более половины всех нейронов, находящихся в мозге.

Особенности и функции

— мозжечок — мозговой центр человека, работает рефлекторно, поддерживает позу, ориентирует в пространстве, помогает спокойно перемещаться в нем

— содержит большое количество нейронов

— отвечает за интеллектуальное, эмоциональное состояния человека и развитие речи

— для развития мозжечковой активности разработан комплекс стимулирующих упражнений.

— регуляция равновесия

— мышечная память (моторное обучение) — адаптирует моторные программы, чтобы человеческие движения стали четкими и точными

— координация целенаправленных движений, позы

— регуляция мышечного тонуса

— программирование и координация выполнения быстрых целенаправленных движений (например, прыжки, бросания, игры на музыкальных инструментах)

— когнитивная функция (познавательная, например, язык, развитие речи).

Нарушения

Заболевания мозжечка могут быть как приобретенными, так и наследственными.

У тренирующихся проявляются в нарушении равновесия тела и способности координировать сложные и быстрые движения:

— возникает сложность в стоянии на месте

— нарушается координация движений в целом

— действия мышц-антагонистов становятся рассогласованными

— теряется способность быстро чередовать между собой противоположные движения

— нарушается плавность движений, стабильность двигательных реакций

— оказываются безуспешными попытки взять в руки оборудование

— появляется тремор (быстрые непроизвольные сокращения мышц) при выполнении свободных движений

— речь становится замедленной

— происходит резкое падение мышечного тонуса

— организм быстро утомляется

— развиваются вегетативные расстройства (аритмия, одышка, удушье, тошнота, отрыжка, обильное потоотделение, сбои в терморегуляции, диарея, запоры и другое).

Упражнения для укрепления мозжечка

Развивать те или иные участки головного мозга лучше всего начинать с раннего возраста. Самое благоприятное время для этого — возраст от 4 до 7 лет. В этот период физического развития ребенка лучше всего включить игровые упражнения на равновесие, координацию, баланс и ловкость. Они формируют у детей навыки освоения и управления своими действиями, ориентации в пространстве, умения быстро выполнять движения, развивать мышечную память и умственные способности.

Стимулируйте мозжечок развиваться на протяжении всей своей жизни: в детском, подростковом и взрослом возрастах.

  1. Игра разными по весу и объему мешочками. Задача ребенка: поймать их, поочередно подбросить вверх и снова поймать.
  2. Мяч или грушу подвешивают под потолок. Задача: поочередно отбивать мяч левой и правой руками.
  3. Мишень на стене. Задача: попасть дротиками в цель с расстояния.
  4. Отбивание летящего мяча ракеткой.
  5. Упражнения с оборудованием на bosu (резиновая полусфера).
  6. Стоя/сидя разведение рук в стороны, вверх, вниз, сначала вместе одновременно, затем по очереди.

Если вы занимаетесь в тренажерном зале, то для вас подойдут любые упражнения, связанные с развитием равновесия и координации.

    Упражнения с bosu.

на перевернутой полусфере:

— отведение ног в стороны по очереди

— махи прямых ног назад по очереди

— поочередный подъем согнутых в колене ног

— удержания в одном из перечисленных выше упражнений (например, ласточка)

Читайте также:  Мозг женщины мозг мужчины и женщины различия на русском

— стоя двумя ногами на сфере, наклоны ее вправо-влево, вперед-назад, по кругу

— стоя на мягких коленях наклоны вниз

— приседания с отягощением и без.

на неперевернутой полусфере:

— те же самые упражнения.

— планка на одном/двух мячах

— отжимания стоя руками на мяче

— планка на двух фитболах

— подтягивание фитбола к животу и обратно из положения планки

— подкидывание мячей вверх по очереди и одновременно

— балансирование стоя на мяче одной ногой в позе ласточки

— подъем таза от фитбола/мяча (ягодичный мостик)

— приседания на одной ноге с упором второй на фитбол

— болгарские выпады на месте (упор ноги на фитбол)

— разведение рук с гантелями в стороны лежа на спине на фитболе

— пуловер лежа на спине на фитболе.

— скручивания лежа спиной на роллах

— подъем ног лежа на спине (проработка нижнего пучка брюшного пресса)

— поочередный подъем ног вверх до 90 градусов лежа на спине

— разведение ног в стороны лежа на спине

— удержание равновесия лежа на спине (руки и ноги не касаются пола)

— ягодичный мостик, лежа на коврике на спине, с опорой ногами на ролл

— подъем таза с поочередным поднятием ног вверх с опорой на ролл.

— выполняя тягу гантели к поясу (тренировка широчайших), опирайтесь не на скамью, а в упоре на полу на гантелю.

Выберите свободную стену, определите точку, в которую будет бросать мяч (можете начертить ее мелом, чтобы не потерять), возьмите мяч и выполняйте приседания.

Приседая, кидайте мяч в стену в отмеченную точку, вставайте и ловите мяч.

Для профилактики мозжечковой активности используйте любую возможность, чтобы тренировать затылочную часть. К примеру, в базовые упражнения включайте элементы на развитие ловкости, координации или равновесия.

Они часто диагностируются у детей с задержкой речевого и психического развития, заболеваниями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушениями поведения и внимания, СДВГ.
Расширенная программа мозжечковой стимуляции обязательно должна быть включена в нейрокоррекционную программу реабилитации и должна иметь свои цели и задачи, а следовательно, результаты.

Помните, это не фитнес тренировки, это серьезная часть нейрокоррекционной работы.

Мозжечок — один из отделов головного мозга — отвечает за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, а также за развитие когнитивных функций.

Мозжечок – диспетчер нашего мозга.

Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения.

Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями развития эта система работает неправильно. Именно поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся читать и писать.

Но функцию мозжечка можно и нужно тренировать.
Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка.

восприятие устной, письменной речи
навыки механического чтения
математические способности
все виды памяти
координацию движений, баланс, походку, ощущение собственного тела.

Проявление симптомов СДВГ нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка.

Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи, улучшить концентрацию внимания, нормализовать поведение и, как следствие, решить проблемы с успеваемостью в школе.
С помощью мозжечковой стимуляции можно улучшить восприятие ребенком устной и письменной речи, развить навыки чтения, математические способности, концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность занятий с логопедами, педагогами, психологами.

Читайте также:  Рик и морти мозговые паразиты

Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом).
Индивидуальную программу мозжечковой стимуляции для ребенка составляет нейропсихолог на основе диагностического обследования.
Программа мозжечковой стимуляции может включать огромное количество различных упражнений:
– упражнения на различного рода балансировочных досках (более 10 видов от простого к сложному), направленные на тренировку равновесия, координации движений, мышечного тонуса.

Мозжечковая стимуляция – специальная программа упражнений для тренировки когнитивных функций головного мозга и нормализации психических, физических и эмоциональных функций ребенка.

Для чего она нужна?

Цель мозжечковой стимуляции – научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и математические способности, память и восприятие.

Благодаря воздействию на функцию равновесия и статическую физическую нагрузку (мышцы во время выполнения задания напрягаются), укрепляется весь организм ребенка: осанка, координация движений, функции баланса и саморегуляции.

Речь – процесс очень сложный, в реализации которого участвуют все отделы мозга. Если где-то нарушено взаимодействие или одна из функций, ребенок не говорит или говорит плохо.

Что замечают родители?

Родителям кажется, что ребенок неуклюж, неустойчив, неусидчив, у него нарушена координация движений, и они связывают это с его физическим состоянием или индивидуальными особенностями. Причина таких особенностей – в нарушении работы ствола мозга и мозжечка.

Эти же причины, в том числе, лежат в основе задержки речевого и психического развития, заболеваний аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), нарушений поведения и внимания, СДВГ.

Чаще всего родители приходит с жалобами, что ребенок плохо учится, не усваивает материал, не может сосредоточиться и часто отвлекается дома, на уроках и внеучебных занятиях. Он в этом не виноват, как и не виноваты родители. Мозжечковая стимуляция совместно с занятиями с нейропсихологом или логопедом позволяет нормализовать функции мозжечка, развить межполушарные связи и увеличить пластичность мозга.

Кому показана процедура мозжечковой стимуляции?

  • Нарушения внимания
  • Гиперактивность
  • Поведенческие расстройства
  • Нарушение осанки
  • Нарушения работы вестибулярного аппарата
  • Проблемы с обучением
  • Нарушения устной и письменной речи
  • Нарушения координации движений и моторной неловкости
  • Дисграфия
  • Дислексия
  • Диспраксия
  • Нарушения аутического спектра
  • ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ
  • Головокружения

Как работает мозжечковая стимуляция?

Мозжечок содержит в себе самое большое количество нервных клеток, нежели любая другая часть мозга. Помимо равновесия, координации движений и глаз, мозжечок отвечает за когнитивные и эмоциональные функции человека.

Мозжечок перерабатывает информацию, поступающую из разных отделов мозга, и определяет скорость его работы в целом. Если мозжечок работает плохо, ребенок физически не может выполнить задания быстро и правильно. Бесполезно, требовать с него больше, чем он способен выполнить. В этом часто кроется причина неэффективных или не до конца эффективных занятий с логопедом или дефектологом.

Как проходят занятия?

Мозжечковая стимуляция – это не просто упражнение на одном тренажере, это программа упражнений, которая может в себя включать использование разного оборудования:

Для того, что занятия были успешными, рекомендуется обязательная их периодичность 3-4 раза в неделю. Длительность занятия 30 минут.

Для записи на курс необходима консультация невролога клиники.

Варианты проведения занятий и программы

Сочетание со спортивно-лечебными занятиями

Мозжечковая стимуляция — это один из методов тренировок головного мозга и тела, который используется в современной медицине и педагогике. Часто проблема пациента не решается с помощью только лишь одного метода мозжечковой стимуляции (это не панацея!), и необходим комплекс методик для получения результата и решения проблемы.

Читайте также:  Как ускорить свой мозг

Часто такие занятия сочетаются с физическими тренировками, чтобы уделить больше времени упражнениям на координацию и вестибулярным упражнениям на фитболе, балансире и с другим гимнастическим оборудованием.

В таком случае занятие длится 45-50 минут в зависимости от возраста и развития ребенка и дает двойной эффект: развитие мозга и развитие опорно-двигательного аппарата и мышечной массы.

В сочетании со спортивными занятиями МС назначается детям с:

  • нарушениями осанки и сколиозом
  • нарушениями работы вестибулярного аппарата и координации движений
  • ДЦП и другие болезни опорно-двигательного аппарата
  • Боли в спине (обычно в подростковом возрасте)

Лечебная физкультура в данном случае — не просто зарядка, а целеноправленные упражнения на укрепление мышц, чтобы у ребенка была ровная осанка, хорошая координация, он умел управлять своим телом, мог ходить, если еще не может.

Мы часто встречаемся с мнением «Мы уже год ходим на ЛФК, и нам не помогает». Да, такое бывает, и причин может быть несколько. Не стоит сразу ругать врачей и инструкторов, возможно нужно расширить перечень методик лечебной кинезитерапии, которых сотни или применить смежные методы (мозжечковую стимуляцию, нейрокоррекцию, электромиостимуляцию мышц и т.д.), которые дадут дополнительную стимуляцию мозга или мышц. Тем более, лечебная физкультура — доказанный международными учениыми метод лечения очень многих заболеваний, он есть в клинических рекомендациях и стандартах (например, СДВГ, ДЦП, задержка речевого развития, невроз и т.д.) Главное, его правильно применить.

Мозжечковая стимуляция и нейропсихологическая коррекция

В результате нейропсихологической диагностики, нейропсихолог дает заключение о функционировании головного мозга ребенка (памяти, мышления, внимания, праксиса, гнозиса, его координации, балансе, навыках саморегуляции) и всех причинах, почему у него могут возникать проблемы с общением, эмоциями, обучением и другими сферами жизни.

Нейропсихология раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, саморегуляции, самоконтроля, координации и баланса, нейродинамики мозга.

Эти процессы лежат в основе способности ребенка к обучению и всего его дальнейшего развития. Без выяснения этих процессов, не работает ни один современный детский невролог и детский психолог. Часто бывает, что многолетние занятия с логопедами и дефектологами не дают эффекта по той причине, что часть процессов в головном мозге не налажена.

Нейропсихологические проблемы, не решенные в дошкольном и раннем школьном возрасте, приводят к проблемам в обучении и психологическим проблемам: ребенок чувствует себя чужим в этом мире, непонятым и неуспешным. Своевременная нейропсихологическая коррекция позволит ему стать успешным.

Нейропсихолог на занятиях использует мозжечковую стимуляции в случаях:

  • нарушений психомоторного развития (моторная неловкость, неуклюжесть, нарушения координации)
  • нарушения памяти и внимания
  • задержки речевого и психического развития
  • заикание, логоневроз, запинки в речи, тики, навязчивые движения
  • гиперактивность, неусидчивость или медлительность
  • несформированные пространственные представления (не знает, где лево или право)
  • быстрая утомляемость и низкая работоспособность
  • проблемы при письме, чтении и счете.

Стоимость

Минимальный курс занятий мозжечковой стимуляции – 12 занятий по 30 минут – 7 600 рублей.

В октябре:

Курс занятий мозжечковой стимуляции совместно со спортивно-лечебными занятиями – 12 занятий по 45-50 минут – 13 500 рублей

Курс занятий мозжечковой стимуляции совместно с нейропсихологической коррекцией – 12 занятий по 45-50 минут – 16 700 рублей

Периодичность занятий для достижения необходимой эффективности – не менее 3-х раз в неделю.

Читайте также:
Adblock
detector