Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. И самое интересное – мозг можно тренировать, поэтому предлагаем родителям познакомиться с комплексом нейрогимнастики для детей, полезными упражнениями, которые позволят развивать мозг и совершенствовать его деятельность.
Определение
Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.
Коротко об особенностях мозга
Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности.
- Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности.
- Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи.
Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.
Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста:
- у девочек – до 7 лет;
- у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
Это необходимо учитывать при разработке собственной программы гармоничного развития дошкольника, чтобы дать ребенку возможность использовать данный ему потенциал обоих полушарий, улучшить их взаимодействие, что станет основой интеллектуального развития.
Как тренировки влияют на мозг
Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается только тогда, когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость.
Сам комплекс появился в 70-х годах XX века, идея принадлежит Полу Денисону – американскому исследователю, который 20 лет занимался выявлением причин неуспеваемости в процессе обучения. Суть комплекса, включающего в себя 26 упражнений, заключается в идее теснейшей взаимосвязи мышления и движения: первое помогает улучшить второе, то есть движение влияет на способность ребенка к обучению.
Польза упражнений
Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем:
- стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности;
- помогает получить энергию, необходимую для обучения;
- снижает утомляемость;
- улучшает моторику, как мелкую, так и крупную;
- благоприятно сказывается на процессе письма и чтения;
- повышает продуктивную работоспособность;
- формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены.
Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.
Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.
Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.
Лучший возраст
Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.
К 7-8 годам у детей уже полностью сформируется межполушарное взаимодействие и что-либо изменить станет гораздо сложнее, поэтому приступать к занятиям лучше всего именно в 4-5 лет.
Рекомендации для родителей
Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится малышу.
Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил.
Взрослым следует помнить, что не все получится с первого раза (чтобы в этом убедиться, достаточно самим попробовать выполнить несколько упражнений), поэтому на малыша нельзя кричать, нервничать, оскорблять его, обзывать. Такое отношение навсегда уничтожит стремление к обучению новым видам деятельности. Лучше всего посмеяться вместе над неудачей, похвалить за старание и попробовать еще раз.
Классификация упражнений
Нейрогимнастика включает 4 группы упражнений, которые представлены в таблице.
Название группы | Суть | Полезный результат |
Пересекающие среднюю линию тела | Направлены на одновременную работу двух рук, ног, глаз, то есть на интеграцию деятельности сразу двух полушарий. | Улучшение координации движений, навыков чтения, письма. Получение дополнительной энергии. При постоянных занятиях человек развивает навык пространственного ориентирования. |
Энергетические | Направлены на обеспечение определенной скорости нервных процессов. Улучшают эмоции и саморегуляцию. | Регулярные тренировки помогают улучшить мышление, способствует повышению скорости осознанного чтения, улучшают внимание. |
Растягивающие | Помогают избавиться от мышечного напряжения и расслабить сухожилия. Снимают стресс. | Способствуют улучшению внимания, концентрации, полезны для письменной работы. |
Повышающие позитивное отношение | Направлены на стабилизацию нервных процессов. Позволяют в стрессовой ситуации сохранять спокойствие. | Перед важными событиями (публичными выступлениями, контрольными) ребенок перестанет нервничать, его память и внимание будут активны. |
Таковы основные группы упражнений для мозга. Часть из них вполне успешно может использоваться детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Примеры упражнений для 4-5 лет
Рассмотрим несколько наиболее эффективных заданий для стимулирования межполушарных взаимодействий для ребят среднего дошкольного возраста.
- сначала ладонь выпрямлена;
- потом – сжимается в кулак;
- далее ладонь ставится ребром;
- после этого последовательность повторяется.
Также такое несложное задание помогает улучшить внимание.
Перекрестные шаги. Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания.
Порядок действий таков:
- ребенок встает прямо;
- поднимает согнутую в колене правую ногу так, будто хочет сделать шаг на месте;
- согнутую в локте левую руку тянет к правому колену;
- далее движения повторяются, но теперь к левому колену стремится правый локоть.
Число повторов – от 5 до 10, в зависимости от индивидуальных способностей дошкольника.
Если включить любимую музыку, поработать вместе с малышом, положительные эмоции гарантированы. Некоторые исследователи считают, что подобные перекрестные движения способствуют развитию речи.
Необходимо закрыть глаза и, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность – 1-2 минуты, но начать можно и с меньшего. Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию.
- левая рука вытягивается над головой, ее необходимо как следует потянуть;
- правая сгибается в локте и помещается на левую, ниже локтя;
- Левой совершаются движения вперед и назад, влево и вправо относительно головы. Правая же создает противовес, препятствует движениям.
Интересно, что если сравнить длину конечностей сразу после выполнения задания, левая будет слегка длиннее. После этого все повторяется, но уже вытягивается правая.
Упражнения для детей 5-6 лет
Среди упражнений нейродинамической гимнастики можно выбрать те, которые без особых затруднений смогут выполнить дети старшего дошкольного возраста.
Два упражнения следует чередовать.
Если ребенку сложно, то в первое время можно визуализировать образ восьмерки, нарисовав ее в натуральную величину на ватмане и поместив на стене.
Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону – и наоборот.
Таковы некоторые наиболее эффективные упражнения гимнастики для мозга, которые можно выполнять вместе с дошкольниками. Такие тренировки при грамотном подходе родителей не только будут полезными для стимулирования мышления, памяти, умения думать, но и улучшат настроение, подарят уверенность в себе, зарядят малыша энергией.
Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения. Она включает в себя комбинацию теоретических и практических знаний из натуропатии, физиотерапии, акупунктуры, хиропрактики, восточной медицины, гомеопатии и т. д.
Лариса Насонова
Поделюсь своим личным опытом применения простых кинезиологических упражнений
Кинезиологических упражнений разработано немало — я отобрала из них только те, которые удобно выполнять в положении сидя, в том числе во время работы на компьютере. А в том, что они действительно помогают, у меня нет ни капли сомнения, иначе бы я их давно забросила, а так уже на протяжении длительного времени прибегаю к ним ежедневно, благо они несложные и не требуют временных затрат.
С помощью приемов кинезиологии укрепляется здоровье, оптимизируются основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь, слух, воображение, восприятие), повышается умственная работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние.
Упражнение»Крюки»
Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие — необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги.
Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.
Данный прием (его можно выполнять также стоя или лежа) только на первый взгляд кажется простым и незамысловатым.
Кинезиологи утверждают, что при таком перекрещивании рук, ног и пальцев происходят сложные процессы, приводящие к сбалансированной работе моторных и сенсорных центров как каждого полушария мозга, так и среднего мозга, который находится прямо над твердым нёбом.
При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.
Образовательная кинестетика. Гимнастика мозга. Крюки Деннисона
Упражнение «Зеркальное рисование»
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
К слову, в кинезиологии есть такой любопытный прием, не только полезный, но и увлекательный. Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши — левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее, другой рукой?
Такие упражнения очень нравятся детям.
Упражнение «Ухо — нос»
На самом деле редко кто справляется с заданием с первого раза, но при регулярной ежедневной тренировке результат обязательно будет. А оба полушария мозга скажут вам спасибо за помощь в координации их работы.
Упражнение «Святоша»
Эта поза подойдет для расслабления после работы.
Сидя (можно стоя или лежа), ноги держать параллельно, не скрещивая. Соединить попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и расположить кисти перед грудью. Взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами. Находиться в этом положении 1—2 минуты, до появления зевоты или до ощущения достаточности.
Упражнение успокаивает, снимает нервно-мышечное напряжение, гармонизирует психические процессы.
Кинезиологи утверждают, что оно
Упражнение «Лобно-затылочная коррекция»
При возникновении чувства тревоги, неуверенности, волнения (или даже стресса) помогает так называемый лобно-затылочный охват. Одну ладонь положить на лоб, другую — на затылок. Сконцентрироваться. Сделав несколько глубоких ровных вдохов и выдохов, спокойно озвучить свою проблему. Если говорить вслух не получается, достаточно просто думать об этом. Посидеть так пару минут. Если возник зевок, то это значит, что тело уже избавляется от напряжения.
Когда рука прикасается ко лбу, происходит приток крови, она начинает лучше циркулировать по лобным долям мозга. В этом участке мозга происходят анализ, осознание и оценка проблемы, и определяются пути выхода из такой ситуации. На затылке расположена зона, которая воспринимает зрительно те образы, которые потом хранятся в нашей памяти.
Прикладывание к этой области ладони стимулирует кровообращение. Человек как бы стирает подобным образом проблемы, образы, негативные ситуации. Благодаря глубокому дыханию, в кровь поступает кислород, воздух вентилируется — и из организма улетучивается негатив.
Упражнение дает желаемый результат.
Упражнение «Энергизатор»
Положить скрещенные руки на стол перед собой. Прижать подбородок к груди. Ощутить растяжение мышц спины и расслабление плечевого пояса. С глубоким вдохом запрокинуть голову назад, прогнуть спину и раскрыть грудную клетку. Затем на выдохе снова расслабить спину и опустить подбородок к груди.
В результате этих действий расслабляются мышцы шеи и плечевого пояса, повышается уровень кислорода в крови, активизируется вестибулярный аппарат, усиливается приток спинномозговой жидкости в центральной нервной системе.
Упражнение «Кнопки мозга»
Упражнения снимают умственную усталость, помогают сосредоточиться на запоминании новой информации и даже улучшают координацию движений. Кроме того, они способствуют расслаблению, снимают нервное напряжение (и очень полезны, кстати, гиперактивным, легковозбудимым людям, как взрослым, так и детям).
Каждое упражнение выполнять каждой рукой по 20—30 секунд.
Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Ладонь другой руки в это время лежит на пупке. Одновременно с этим нужно переводить взгляд в разных направлениях: влево-вверх и вправо-вниз и т.д. Затем поменять положение рук и повторить упражнение.
Указательный и средний пальцы одной руки поместить, чуть надавливая, под нижнюю губу. Пальцами другой руки в это же время массировать область копчика. Повторить упражнение, поменяв положение рук.
Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцами другой руки массировать область копчика. Через 20—30 секунд положение рук поменять.
Голову прижать к левому плечу, вытянуть в сторону левую руку пальцами вперед и затем рисовать в воздухе горизонтальную восьмерку — начиная от центра, затем вверх против часовой стрелки. Глазами при этом отслеживать движение кончиков пальцев. Повторить 3 раза, затем поменять руку и положение головы.
Ум, как и тело, поддается тренировке, а для достижения результата важна регулярность.
Для данной зарядки не требуется ни инвентарь, ни форма, ни специальное помещение, достаточно просто запомнить упражнения, которые больше всего понравились, и, когда выдастся свободная минутка, понемногу тренироваться.
9 кинезиологических упражнений заставят мозг работать на полную мощность | Econet.ru
как-то прозвучал вопрос, а какое отношение имеет В.В.Кирюшин и его методика к этим и другим упражнениям по активизации и синхронизации полушарий мозга, балансировке Разума, Души и Тела Человека..
да самое что ни на есть прямое..зайду издалека, вот смотрите..
Управляющие этим миром не едят отравленную жратву из своих же супермаркетов, они не пьют чай и кофе (про сигареты, алкоголь даже не говорю).
Они живут в правильных домах (это отдельная тема) и обязательно на природе — как правило у большой воды.
Они дышат свежим воздухом, едят только растительную живую пищу и много двигаются. Хоть они и не способны создавать новые образы, однако думают быстрее и глубже нас на порядок, что и помогает им держать в стойле столь гигантское стадо.
Мы генетически опасны для них, так как, если их и нашу скорость мышления хотя бы уравнять, у нас включится яснознание, ясновидение, образность и телепатия не доступная им (как и было до порабощения) и тогда — ГИТЛЕР КАПУТ. источник
Библия. Ветхий Завет. 1-27
И сотворил Бог человека по образу своему, по образу божиему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
..обычные люди тратят на жизнь, самое большое, процентов пять своих резервов.
Всё остальное остаётся невостребованным. Г.Сидоров, русский писатель
Пора отступить от простого материалистического представления о том, что человек начинается и заканчивается физическим телом.
Человек — это чрезвычайно непростая информационно-энергетическая система, всего на несколько процентов состоящая из физического тела и на 95-98 процентов — из информационно-энергетических слоев подсознания, так же неизвестных нам, как и Вселенная.
Сергей Лазарев, автор серия книг «Диагностика Кармы», «Человек будущего».
На самом деле все, что видит человек, глядя на себя в зеркало составляет лишь пять процентов от его конструкции. А.Новых
Владимир Кирюшин был убит, ошельмован посмертно за то, что разработал свою уникальную методику по спасению генофонда русской нации, как он сам и говорил. И активно и мощно претворял ее в жизнь последние годы жизни.
Методика Кирюшина — это была очень сильная методика, способная реально разрывать сети, расставленные для русских. Его просто убрали с дороги. И опорочили посмертно.
На его занятиях всего за два-три года давалась база музыкального образования, которая по традиционным методикам осваивается иногда 12-13 лет.
При этом каждый ученик через два года обладает и развитым абсолютным музыкальным слухом.
Его методика позволяла детям с дегенеративными умственными отклонениями становиться нормальными.
Происходил резонанс – наступала активизация жизненных процессов. источник
Восстановление устойчивых связей между половинками мозга — основная задача гармоничного воспитания по системе Кирюшина.
Расширение и прочистка нейронных путей, дорожек, по которым проходят нервные импульсы от одной половинки мозга к другой.
Это как раз то, чего боятся как огня враги России.
Алкоголь, наркотики, реформы образования, Средства Массовой (ДЕЗ)Информации в сегодняшней России занимаются прямо противоположным — рвут и разрушают эти связи.
Дебилизируют человека, упрощают его потребности, сводят их к животным. источник
Приветствую вас, друзья. А вы умеете мечтать? Вы пробовали воображать без логической связи с реальностью? Когда я познал пользу этого процесса, мне честно, пришлось поучиться это делать.
Без этого невозможно правильно поставить цель и построить путь для ее достижения, одним логическим мышлением тут не обойтись. Упражнения для гармонизации полушарий мозга помогут подружить эмоции и логику.
Две половины одного целого
Только 10% людей используют оба полушария мозга.
Наш мозг состоит из двух половин, левого и правого полушарий. Каждое отвечает за свой функционал и наделяет определенными качествами каждого человека.
- Правое полушарие отвечает за творчество, интуицию, воображение и эмоции.
- Левое полушарие – анализ, логика, рациональность и речь.
Долгое время учёные считали, правое полушарие бесполезным и его хоть удаляй у человека, это никак не скажется на его жизни. Возможно, это стало причиной того, что развитие общества обрело однобокий характер. Люди стали материалистами, прагматиками, считать, что творчество только для избранных, мыслить стандартно.
Для нас норма, если человек левша или правша, и то и другое вместе, вызывает удивление и считается чем-то особенным. Хотя секрет в том, что левая часть мозга отвечает за правую сторону тела, правая часть – за левую. Чаще всего какое-то полушарие доминирует, поэтому тот у кого синхронизировано оба имеют больший успех в жизни.
Каждый имеет талант, не каждый знает об этом
Левое полушарие помогает нам мыслить логически, но проблема в том что люди с аналитическим складом не могут генерировать идеи и придумывать что-то новое. Правое полушарие отвечает за воображение и тут может быть масса креативных идей, которые никогда не воплотятся в реальность.
Еще существует миф, что талантливыми людьми рождаются. Бездарность – это разновидность лени. В каждом есть талант, его нужно развивать, а вернее развивать свое правое полушарие.
Печально, что упражнениям для гармонизации полушарий мозга не учат в школах, более того, в России долгое время переучивали левшей. По этой причине, многие до сих пор не понимают зачем нужно развивать левую сторону своего тела.
Самый главный плюс развития правого полушария, это воображение, творчество и интуиция. И здесь интуиция, это не как сверхъестественная способность, это возможность проникать в смысл ситуации с помощью моментального подсознательного вывода, основанное на предыдущем опыте, воображении и чутье.
Умение фантазировать дарит возможность мечтать. Только через мечту можно поставить правильную цель.
Например, вы представляете себя в своем личном кабинете, с большим кожаным диваном и креслом, за спиной огромный стеллаж с книгами, в воздухе царят гармония и спокойствие, вы приступаете к любимой работе.
Вот несколько плюсов упражнений для гармонизации:
- Создание новых нейронных связей
- Возможность решение проблем нестандартным путем
- Повышение интеллекта
- Улучшение памяти и концентрации внимания
- Левая и правая сторона вашего тела будут работать одинаково хорошо
Какое полушарие доминирует у вас?
Предлагаю вам пройти простой тест и поделиться в комментариях результатами. Для этого нужен лист бумаги и ручка. Записываем ответы, П-правая, Л-левая.
- Сядьте, скрестив ноги. Какая нога оказалась сверху?
- Сожмите руки в замок. Большой палец, какой руки оказался сверху?
- Вы левша или правша?
- Коснитесь носа пальцем. Какой рукой вы это сделали?
- Скрестите руки на груди. Кисть какой руки сверху?
- Поаплодируйте. Какая рука сверху?
- Подмигните. Каким глазом вы это сделали?
Фитнес для мозга
А теперь займемся гармонизацией левого и правого полушария с помощью упражнений. Главным инструментом выступают руки.
Неспроста, все педиатры и неврологи, словно гравируют в нашем сознании, что необходимо уделять особое внимание мелкой моторике рук детей, для стимуляции развития речи и интеллекта. Ловкость рук напрямую воздействуют на наш мозг. Моторная деятельность со временем все больше упрощается. Раньше даже на одежде было больше пуговиц и шнурков, не было ярлычков на упаковках, для легкого открывания. Даже диспансер с жидким мылом, ограничивает движение наших рук. Думаю, теперь вам понятно, что дает моторика для саморазвития.
Первое время будет сложно выполнять тренировку. Не торопитесь! Заниматься нужно каждый день, повторение каждого упражнения минимум 30 раз.
Это мой список занятий, который я выбрал для себя.
Рекомендую посмотреть видео с упражнениями, парень наглядно показывает, как их выполнять. Включаем каждый, повторяем и результат не заставит долго ждать.
Советы от меня
- Иногда пишите левой рукой(если вы правша и наоборот)
- Отвечать нестандартно на привычные вопросы
- Делать какие-то привычные вещи закрытыми глазами(например чистить зубы или одеваться)
- Иногда менять привычный маршрут
Чтобы наша старость радовала нас и наших детей, необходимо практическое использование упражнений для гармонизации полушарий. Теперь осталось бросить вызов себе и предлагаю провести первое занятие прямо сейчас.