Упражнения для синхронизации полушарий мозга

Гимнастика мозга для синхронизации полушарий

Все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от которого развитие всего этого в большинстве случаев и зависит. Даже тело развиваться и совершенствоваться не будет, если перед этим мозг хорошенько не настроится и не обдумает, как подступиться к работе над телом.

Хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых — обе. Выигрывают, естественно, последние, использующие своё богатство максимально.

Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи, интегрировать. Однако можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не придумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие люди встречаются часто. И не хватает им только одного: работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.

Психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для гармонизации полушарий мозга. Хорошо в этом отношении музыкантам, например, пианистам. Им с раннего детства прививают гармоничное восприятие окружающего. Ведь самый главный инструмент для развития мозга — это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Мыслительные процессы принесут больший эффект, если привлечь к работе и правое, и левое полушария.

Упражнять способности мозга можно действуя в двух направлениях.

а) упражнения на координацию являются своеобразным стимулом для совокупной работы левого и правого полушарий головного мозга;

б) при помощи нейробики вы сломаете стереотипные взгляды на мир;

в) упражнения на движение превратят мозг в работоспособный орган;

г) тренинги памяти поднимут творческие способности на новый уровень.

а) для интеллектуального здоровья просто необходимо настроиться на позитивное восприятие окружающего мира;

б) сопротивление стрессу и напряжению приведет к повышению концентрации внимания;

в) процесс дыхания, контролируемый человеком, способствует усилению сосредоточенности.

Питание. Что же творится в структурах головного мозга? Там беспрестанно функционируют более 100 млрд нервных клеток. Каждая, в свою очередь, имеет связь еще с 10 тыс. прочих. Каждое мгновение между нервными клетками происходит обмен информацией, и в то же время они передают огромное количество сигналов.………

2) для полноценного обмена необходимыми веществами между клетками и другими органами необходимо выпивать около 2 л жидкости в день. Как уже было сказано выше, активное движение поможет избежать стрессовых ситуаций и предупредит застойные явления в мыслях. Тренировка координации считается одной из своеобразных форм движения. Среди множества положительных аспектов этих упражнений выделяют и целенаправленное повышение работоспособности головного мозга. Одновременная работа и правого, и левого полушарий достигается при помощи упражнений, которые содержат движения, связанные с перекрещиванием рук и ног. Выполнение этих упражнений приводит к расслаблению внимания, которое, в свою очередь, поможет добиться наивысшего пика работоспособности.

Итак, выполните комплекс упражнений, направленных на развитие координации и умственных способностей.

Комплекс упражнений

  1. Сесть на высокий стул или стол, спину держать прямо, ноги должны качаться свободно.
  2. Растопырить пальцы рук и приложить кончики пальцев друг к другу держа руки перед собой.
  3. Выполнять руками быстрые маховые движения в стороны – назад и вперед. Помните, что кончики пальцев должны снова встретиться друг с другом.

Чтобы усложнить себе задание, соедините пальцы ног. Совершая мах руками вперед и сведя ладони, нужно широко развести ноги. А когда расходятся руки, сводите ноги вместе.

  1. Выполняйте перекрестные маховые движения руками перед туловищем на высоте плеч в горизонтальной плоскости. При этом сначала правая рука проходит над левой, потом наоборот. Ладони обращены к полу. После того как вы некоторое время помашете руками перед корпусом, начните перекрещивать руки позади корпуса примерно на уровне ягодиц. Продолжите выполнение упражнения, присоединив к движению рук перекрещивание ног. Ведите левую ногу перед правой при движении вправо и соответственно правую ногу перед левой при движении влево.
  2. Теперь двигайтесь вправо и выполняйте перекрестные движения ногами. Сделайте шаг в сторону, заведите левую ногу за правую, сделайте еще один шаг правой и приставьте левую ногу. Затем повторите движения в обратную сторону. Чем больше будет тренировок, тем увереннее будете себя чувствовать.
  1. Нужно встать прямо, ноги поставить вместе, руки сложить над головой. В прыжке сделать мах руками в стороны назад, одновременно расставляя ноги. Так же прыжком вернуться в исходное положение.
  2. Ногами выполнять те же движения, что и раньше, а руки вытянуть перед туловищем и по очереди двигать вверх-вниз.
  3. Теперь выполнять руками уже привычное движение в стороны, а ногами – прыжки вперед-назад, переступая с ноги на ногу, как при ходьбе.

Представьте себе, что вы дирижируете оркестром. Включите свою любимую музыку, подайте знак оркестрантам и не выпускайте из рук дирижерскую палочку.

  1. Поднимите обе руки приблизительно на высоту плеч. При этом одну руку расположите несколько выше другой.
  2. Рисуйте обеими руками в воздухе лежащие восьмерки. От середины восьмерок левая рука должна выписывать круги влево вверх, правая – вправо вверх. После того как руки описали внешнюю дугу восьмерок и снова встретились, рисуйте перекрещенными руками внутреннюю дугу. Повторите движения в противоположном направлении.
  1. Возможно, эта детская забава еще осталась в вашей памяти. Нужно положить правую ладонь на голову, левую – на живот. Затем слегка похлопывайте по голове, а живот поглаживайте круговыми движениями.
  2. Нужно поглаживать левой рукой область вокруг пупка движениями по часовой стрелке, а правой рукой – область под левой ключицей против часовой стрелки.

Для выполнения этого упражнения необходимы лимон и стул.

  1. Нужно лечь на спину на пол, а стул поставить за головой. Теперь зажмите лимон ступнями. Затем нужно медленно поднять ноги и отвести их за голову так, чтобы положить лимон на стул. Затем снова возьмите ногами лимон и вернитесь в исходное положение. Дыхание должно быть равномерным.
  2. Если вы находитесь в хорошей физической форме, можно положить лимон не на стул, а на пол за головой. Нужно заметить, что такие позы, как березка и стойка на голове, также стимулируют мозговое кровообращение.
  1. Нужно сесть, расслабиться и выпрямить спину. Потом положить указательный и средний пальцы правой руки на переносицу.
  2. Безымянным пальцем слегка закрыть левый носовой ход и медленно вдохнуть на 8 счетов через правую ноздрю. Теперь задержите дыхание на 4 счета, а затем, слегка надавив большим пальцем, закройте правый носовой ход и сделайте выдох на 8 счетов через левую ноздрю. Задержите дыхание на 4 счета, затем снова сделайте вдох на 8 счетов, но на этот раз через левую ноздрю. Напомним, что дыхательные упр. взбодрят мозг.

Ученые из Гарвардского университета с уверенностью говорят о том, что каждый человек обладает разносторонними способностями. Причем на каждого человека интеллект влияет абсолютно по-разному. Если у людей уровень всех разновидностей интеллекта достаточно высок, то можно говорить об универсальности их общего интеллекта. Мы будем говорить об эмоциональном интеллекте – EQ. Он занимает не последнее место в жизни и бизнесе, как, к примеру, логико-математический. EQ – это уникальная зона интеллекта, которая выполняет роль здравого смысла человека и является эмоциональным эквивалентом познавательного IQ.

Гармоничные отношения — это возможность наладить определенный контакт с людьми, в одном помещении, обсолютно исключая общение, это умение показать то, что ты чувствуешь, и понять, что чувствуют окружающие.

Человеческий контакт на сегодняшний день потихоньку проникает в мир бизнеса. Эмоциям предоставляется право решающего голоса при выборе брендового товара покупателями. Их считают незаменимыми помощниками для коммерциализации товаров.

Эмоции, смекалку и оригинальность мышления, навык критически подходить к оценке условий и уметь верно поставить вопрос помогут развить занимательные игры-головоломки. Кроме того с их помощью можно тренировать умственные способности людей, а также координировать деятельность сенсорного и моторного отделов головного мозга.

С какого момента человек начинает вести самостоятельную сознательную жизнь?

Да с того, когда его взгляд останавливается на игрушках и играх! Они помогают маленькому человеку развивать мышление и воображение.

Игры — это один из многих ……………. Увлекательные игры-головоломки во все времена привлекали интерес многих прославленных ученых. Среди них Л. Пизанский (XIII в.), Н. Тарталья (XVI в.), Дж. Кардано (XVI в.), Г. Монж (вторая половина XVIII – начало XIX вв.), Л. Эйлер (XVIII в.) и др. Археологам известны инструкции к различным головоломкам, многие из которых датируются началом XVII в. до н. э.

Читайте также:  Мозг человека развивается до какого возраста

Кроме всего вышесказанного, специалисты придают играм большое значение с социальной точки зрения.

Гимнастика мозга.

Кнопки мозга.

Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо положить одну руку на пупок, а другой рукой легко массировать углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины.

Рука на пупке позволяет сосредаточить внимание на центре тяжести тела. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активизирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации. А массаж точек под ключицей стимулирует приток крови через сонные артерии е мозгу.

Перекрестные шаги.

ПШ – это перекрестно – латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем наоборот, то активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий. Они способствуют сбалансированной активизации нервов мозолистого тела. ПШ выполняются очень медленно. В этом случае оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Это упражнение эффективно для активизации полноценного функционирования мозга и распространения активности на передние доли.

Крюки.

Вначале скрестите лодыжки как вам это удобно. Затем скрестите руки в замок и выверните их внутрь на уровне груди, чтобы локти были направлены вниз. Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг, тот же интегрирующий эффект, что и ПШ. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавится от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой.

Проведем опыт.

Далее описаны упражнения ГМ, которые помогают развитию специфических навыков.

Упражнение для улучшения письменной коммуникации.

Лучше всего рисовать из крупно, но в пределах поля зрения.

Это действие способствует расслаблению мышц кистей, предплечий и плеч, а также облегчает процесс слежения глазами.

Люди, которые носят очки могут снять из, чтобы поле зрения не было ограничено оправой. При правильном выполнении вы должны чувствовать максимальное движение мышц обоих глаз. Если мышцы глаз слабые – ощущение как после гимнастики для глаз. Это упражнение часто сложно дается людям, испытавшим сильный стресс (до боли в глазах).

Слон.

Упражнение рекомендуется людям с хроническим воспалением уха и нарушенной концентрацией внимания.

Думающий колпак.

Активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти.

Нужно оттягивать ушные раковины, слегка выворачивая их и продвигаясь сверху вниз, мин. По 3 раза.

Связь между слухом в височной доле и памятью в лимбической системе очень сильна. Рекомендуется делать когда нужно что-нибудь запомнить или вспомнить.

Энергетическая зевота.

Для выполнения этого упражнения нужно массировать мышцы вокруг зоны нижнечелюстного сустава.

Через этот сустав проходят стволы пяти черепных нервов, которые собирают информацию от всего лица, глазных мышц, языка и рта, активизируют все мышцы лица, глаза и рта при жевании и воспроизведении звуков.

Когда мы находимся в состоянии стресса, челюсть сжимается. ЭЗ расслабляет все лицо и поэтому поступление сенсорной информации проходит более эффективно. Оно также способствует более эффективной коммуникации и ясному звучанию.

Помпа.

Помпа – это растягивающее упражнение, которое способствует расслаблению этих мышц.

Держитесь за спинку стула, стойте прямо; одну ногу выставьте вперед и согните колено, другую отведите назад примерно на 30 см. и расположите на носочке. Глубоко вдохните, а на выдохе опустите пятку на пол, одновременно, сгибая колено ноги, выставленной вперед. Тело должно оставаться в прямом положении, не наклоняясь вперед. Упражнение связано с вербальными навыками, и , вниманию логопедов и детских психологов, сильно облегчает коммуникацию детей с дефектами речи или симптомами аутизма.

Энергетизатор.

Э – расслабляющее мышцы корпуса упражнение, сопровождающееся глубоким дыханием, повышающим уровень кислорода в крови; расслабляет мышцы шеи и плеч и способствует усилению тока спинномозговой жидкости. Э помогает пробудить весь организм особенно после работы за компьютером или долгого сидения.

Положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди, ощущая растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди.

Список использованной литературы.

1.Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999 г. – 238 с. ил.

Мозг человека состоит из двух полушарий, левого и правого. И, как известно, у каждого полушария есть свои функциональные особенности.

Коллективом психиатрической клиники Института эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова АН СССР с 1967 года проводились исследования головного мозга с помощью электрошока и в особенности одностороннего электрошока. Односторонний электрошок угнетает не весь мозг, а только одно полушарие, при этом второе полушарие остается активным. Можно сказать, что после одностороннего шока человек действует и мыслит только одним активным полушарием.

Эти опыты позволили исследовать отличия в работе полушарий мозга и достоверно выяснить, за что отвечает каждое из них.

Он охотнее и легче вступает в беседу, захватывает инициативу в разговоре, его словарь становится богаче и разнообразнее, ответы более развернутые, он многословен, даже болтлив. У него улучшается и восприятие чужой речи. Он улавливает более тихую речь, чем мог это делать в обычном состоянии. Он быстрее и гораздо точнее повторяет слышимые слова. Но при этом его речь монотонна, бесцветна, тускла. Его голос приобретает носовой, несколько гнусавый оттенок либо становится неестественным, как бы лающим.

Он не может различить с какой интонацией произнесены слова (с вопросительной или гневной и т. п.), не распознает мужские и женские голоса. Все мы знаем, что одни и те же слова, сказанные с разной интонацией или разными людьми, могут иметь совершенно разный смысл.

Он правильно называет больницу, в которой находится, номер отделения, дату, день недели.

Он недоуменно разглядывает кабинет, где много раз бывал, и уверяет, что попал сюда впервые.

Речь он понимает плохо, с ним надо говорить очень короткими, простыми фразами. Он немногословен, охотнее отвечает мимикой и жестами. Беседовать с ним трудно, кратко ответив на один-два вопроса, он умолкает.

Он замечает только громко звучащие слова. Но даже достаточно громко произнесенные слова он далеко не всегда может правильно воспринять и повторить.

Однако если попросить его классифицировать звуковые образы, он откажется, эта задача ему непосильна.

Будучи не в состоянии назвать ни месяца, ни года, он, выглянув в окно, правильно определит время года и предположительно скажет, какой теперь месяц.

Из этих исследований становится понятно, что эффективно функционировать человек может только с двумя активными полушариями.

Например, даже для такого простого дела, как сварить суп, необходима слаженная работа обоих полушарий, чтобы прочитать или вспомнить рецепт, найти нужные продукты в нужном количестве, порезать, смешать и сварить их по определенному алгоритму, периодически проверяя получившееся блюдо на вкус.

Также при обычном общении с другим человеком, мы всегда пользуемся обоими полушариями, например, понимаем слова и оцениваем интонацию.

Чем более слаженна и синхронизирована будет работа полушарий головного мозга, тем быстрее, легче и эффективнее мы будем справляться со своими делами в жизни.

И тем быстрее мы будем продвигаться к достижению своих целей и задач.

И тогда появляется закономерный вопрос — что делать, чтобы синхронизировать полушария головного мозга?

Согласованная и гармоничная работа полушарий — это естественное состояние работы мозга. Поэтому, первое, что необходимо — это оживить работу того полушария, которое менее активно.

Учеными и психологами разработано множество техник и способов, которые нужно регулярно практиковать для этого. Но если быть честными, то кто сегодня будет специально выделять время чтобы делать все эти техники регулярно? При том обилии правил и всяческих других рекомендаций, которые также нужно выполнять.

Наше время – это время смарт-способов – таких упражнений, которые можно вписать в свой ритм жизни, в другие дела, получая дополнительную пользу от уже выполняемых привычных действий.

Читайте также:  Костный мозг не вырабатывает лейкоциты

Таким смарт-способом активизации менее активного полушария и синхронизации работы полушарий головного мозга будет смена привычного порядка:

— чистите зубы другой рукой – мы все равно это делаем 2 раза в день, почему бы не добавить пользы от привычного действия;
— кушайте другой рукой – это позволит вам не только развивать мозг, но и контролировать свой вес, так как будет усиливаться ваше внимание при еде, и вы не пропустите момент насыщения;
— пользуйтесь ножом и вилкой дома – также развив этот навык, вы будете чувствовать себя превосходно в любом ресторане;
— намыливайтесь в душе другой рукой;
— купите продукты не там, где обычно;
— послушайте новую музыку;
— пойдите новой дорогой, которой никогда не ходили.

Еще одним смарт-способом будет использование цветных мандал и янтр.

Еще в древние времена мудрецы Востока использовали цветные мандалы и янтры для воздействия на свое сознание.

Идеальной мандалой для синхронизации головного мозга будет ваша личная мандала по дате и месту рождения – фото души. В фото души есть цвета, как для левого, так и для правого полушария. Они гармонично переплетаются в индивидуальном узоре мандалы, и тем самым синхронизируют работу полушарий мозга.

Вы можете повесить ваше фото души дома на стену и разглядывать его, когда пьете чай или отдыхаете, во время рекламы по телевизору или во время разговора по телефону. Очень легко сделать брелок с фото души и тогда его можно будет разглядывать сидя в транспорте или когда выдастся свободная минутка.

Smart – значит умный, найдите в своем распорядке дня те моменты, которые можно использовать для своего развития и позвольте себе новый уровень мышления!

В ответе на этот вопрос можно опираться на различные теории и исторические факты.

Но так как обычай одевать мальчиков в голубое, а девочек в розовое существует не только в России, поэтому эта версия не выдерживает критики.

В наше время много говорят о различиях мужчин и женщин. И часто эти различия связывают с полушариями мозга.

Левое полушарие – логическое. Оно связано с правой частью тела и отвечает за речевую функцию, за сознательную деятельность, обрабатывает информацию исходя из прошлого опыта, и передает ее в соответствии с системой представлений и ценностей данного человека.

Левое полушарие преимущественно реагирует на сине-зеленую часть спектра.

Правое полушарие — интуитивное. Оно контролирует левую половину тела и связано в основном с неосознанной деятельностью, ориентацией в пространстве, чувством ритма, ощущениями, образами, чувствами. Правое полушарие обрабатывает получаемую информацию как единое целое и выдает все как есть, без суждений.

Оно воспринимает преимущественно красно-желтую часть спектра.

Левое полушарие часто связывают с мужчинами, а правое с женщинами. Возможно, именно с этим связан обычай одевать маленьких мальчиков в синие цвета, а девочек — в розовые, чтобы обозначить пол младенца.

А женщин с правым полушарием – эмоциональность, интуитивность, нелогичность.

Но такое разделение абсолютно неадекватно и может только лишь ограничивать нас, так как у каждого есть как правое, так и левое полушарие. И каждый человек, будь то мужчина или женщина, задействует в своей жизнедеятельности оба полушария. Да, они работают по-разному, у мужчин и женщин. И в этом есть наши отличия и особенности.

Целостно развивая каждое из полушарий и гармонизируя их совместную деятельность, мы можем становиться супер-женщинами или супер-мужчинами, проявлять все свои таланты, ставить более высокие цели и достигать их.

Как известно и уже давно доказано, что цвет оказывает огромное влияние на человека и с помощью цвета можно эффективно стимулировать работу головного мозга и синхронизировать оба полушария.

Поэтому значительно здоровее будет окружать ребенка любого пола различными цветами, как теплой, так и холодной гаммы.

Способствовать, таким образом, развитию обоих полушарий его мозга и становлению человека успешным и эффективным в его жизни.

Этот простой тест показывает какое полушарие головного мозга ведущее у вас прямо сейчас, именно в настоящий момент.

У множества людей одно полушарие головного мозга сильно доминирует над другим, и они видят кружение балерины только в какую-то одну сторону.

Но если работа обоих полушарий головного мозга гармонична и синхронизирована, то вы можете смотреть на балерину и видеть, что она кружится, то в одну сторону, то в другую.

Или сознательно и просто изменять направление ее движения вправо или влево. Чем более синхронизированы полушария, тем легче это делать.

А вот такой же тест с забавными инопланетянами.

Если вы смотрите на картинку компанией или семьей, то вы заметите, что одновременно один видит вращение по часовой стрелке, а другой — против. Это нормально, просто в данный момент у вас активны разные полушария мозга.

Восприятие их вращений может быть совершенно различным у одного и того же человека в разное время.

Если вы видите вращения всегда только в одну сторону, то это значит, что у вас доминирующее только одно полушарие головного мозга и значительные резервы вашего мозга сейчас скрыты.

Но эту ситуацию можно изменить в любой момент, начав тренировать и развивать активность другого полушария.

Дети с рождения являются ярко выраженными правополушарными существами, но постепенно с развитием речи, начинает подключаться и левое полушарие мозга.

И если развитию интеллекта уделяется большее внимание, чем творческому, эмоциональному и физическому развитию, то левое полушарие со временем начинает доминировать. К сожалению, современная образовательная система построена именно таким образом. Ресурсы правого полушария остаются незадействованными, а жизнь становится скучной и пресной.

Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны.

Захотите ли вы открыть эту дверь, раскрыть всю глубину вашего потенциала, добавить своих красок в этот мир – зависит только от вас!

Если вы задались вопросом “Как развивать полушария головного мозга?”, то скорее всего вы уже знаете как работают полушария головного мозга, зачем нужно их развивать и к чему приводит синхронизация полушарий головного мозга.

Есть множество упражнений для развития и синхронизации полушарий головного мозга.

Но сегодня мне хочется познакомить вас с простым и увлекательным упражнением, которое задействует оба полушария мозга, и левое и правое, и основано на умении читать и различать цвета.

Это упражнение может делать любой, кто умеет читать по-русски и различать цвета. В процессе выполнения упражнения происходит тренировка взаимодействия правого и левого полушарий мозга, их синхронизация.

Упражнение заключается в следующем: нужно называть цвет, которым написано слово.

Делая регулярно это удивительно простое упражнение, вы заметите, что выполнять его со временем становится все проще и проще.

Довольно весело выполнять это упражнение для развития и синхронизации полушарий мозга вместе с детьми, которые уже умеют хорошо читать.

Можно соревноваться друг с другом на меньшее количество совершенных ошибок или на время.

Поместив рядом человеческий мозг и половину целого ядра грецкого ореха, можно заметить определенное сходство. Две половины ореха похожи на мозг. Оба полушария связаны сложной нейронной сетью, мозолевым телом, обеспечивающим их взаимную связь, способность действовать синхронно.

Определение специализации полушарий

Уже в XIX веке ученые обнаружили, что черепно-мозговая травма в некоторых местах левого полушария связана с нарушением речевой способности. Значительный вклад в теорию функциональной специализации полушарий в 1960-х годах внес нейробиолог Роджер У. Сперри, получивший Нобелевскую премию.

За что отвечает каждое полушарие?

Левое полушарие в основном связано с такими функциями, как аналитическое мышление, математические способности, речевые навыки, научное мышление, письмо, подсчет, двигательные реакции, понятие времени и т.д. Правое отвечает за целостное мышление, интуицию, слух, творчество, музыку и искусство, дневной сон.

Более поздние исследования показали, что мозг не столь дихотомический, как первоначально предполагалось. Оба полушария способны синхронизироваться, хотя иногда из-за пластичности нейронов одна часть при необходимости (при повреждении) может брать на себя функцию другой. Например, математические способности усиливаются, когда оба полушария совершают совместную работу, функционируют одновременно (благодаря соединению функций через мозолистое тело).

Что обеспечит сотрудничество полушарий мозга?

Если полушария работают не должным образом, не дополняют функции друг о друга, мозг потребляет гораздо больше энергии (которую иначе потребляло бы тело), следовательно, быстрее появляется усталость в процессе обучения, человек не может концентрировать внимание. Согласно современным знаниям, дислексия вызывается неправильной связью между левым и правым полушарием, между передней и задней частью мозга. Левое полушарие связано с правой частью тела (контролирует ее) и наоборот. Синхронизация двух полушарий мозга обеспечивает его оптимальное использование. Этой способностью хорошо владеют, например, жонглеры, пианисты, йоги.

При подключении правого и левого полушарий в равной мере, человеческий взгляд на мир, получение и использование информации было бы гармоничным, максимально эффективным.

Существует множество различных упражнений и даже онлайн-приложений для синхронизации мозговых полушарий. Также важна регулярная медитация, тренировка внимательности, которая тесно связана с перегруппировкой мозга на частоту α-волн.

Читайте также:  Чтобы стать донором костного мозга что нужно

Медитация

Медитативные техники усиливают способность контролировать мысли, эмоции; кроме того, человек получает все преимущества α-волн. Основной принцип состоит в сосредоточении на конкретном предмете (дыхании, представлении цветов). На другие мысли, появляющиеся во время медитации, важно не обращать внимания. Предмет медитации служит якорем, к которому человек возвращается при потере внимания. Через определенный промежуток времени усиленные умственные, духовные способности перенесутся в обычную бодрствующую жизнь.

Умственная тренировка

Медитация с визуализацией – это эффективное упражнение для работы двух полушарий мозга, потому что расслабленное состояние поддерживает визуальное и интуитивное мышление. То, что вы можете себе представить, способно реализоваться. Все, что вы видите в материальном мире, сначала возникает в воображении.

То же самое относится к различным жизненным ситуациям. Если вы можете себе представить, как ситуация может решиться, вы способны переместить ее в этом направлении. При этих медитациях вы не пытаетесь подавить свои мысли и образы, но, напротив, смотрите на них, общаетесь с самим собой, представляете некоторые конкретные ситуации, действия.

К представлениям попытайтесь привлечь как можно больше чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, прикосновение), эмоций. Если хотите найти решение ситуации, подумайте об этом в расслабленном состоянии. Вы можете придумать оригинальное решение, которое обычно не пришло бы в голову. Может случиться так, что в этот момент вы не придумаете ничего конкретного, но дадите мозгу задание, и решение возникнет позже.

Mindfulness (майндфулнесс)

Техника mindfulness (внимательность, осознанность) очень полезна, она быстро расслабляет тело, успокаивает ум. Техника основана на принципе классической медитации, простых упражнениях йоги, настоящем моменте и информации из современной психологии (работа с эмоциями, стрессом). Предметом медитации здесь являются, помимо дыхания, ощущения в отдельных частях тела. Это превосходный способ снижения стресса, стимулирующий ясное творческое мышление. Эффект на развитие мозговой деятельности подтверждается рядом исследований.

Тренировки для синхронизации мозговых полушарий

Гимнастика, способствующая синхронизации (объединению функций) полушарий мозга, улучшает координацию движений, повышает концентрацию внимания, интеллект, способность к обучению. Ее польза также состоит в устранении беспокойства и агрессии.

Локоть левой руки касается колена правой ноги, локоть правой руки – колена левой ноги (учитывайте тот факт, что сначала может не получиться). Повторите 20 раз. Хорошо делать это упражнение ежедневно. С перекрестными движениями может справиться даже ребенок, но целесообразно комбинировать их с однонаправленными движениями (правая рука – правая нога, левая рука – левая нога, повтор – 10 раз). Заканчивать занятие следует всегда перекрестным движением.

Поместите пальцы обеих рук друг к другу верхними суставами и в течение минуты представляйте букву X (большой палец левой руки с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки с указательным пальцем левой руки и т.д.). Левая рука представляет правое полушарие, правая – левое. Использование метода X заставляет полушария сотрудничать.

Занятие подходит для детей и взрослых. В парах или каждый сам (например, напротив стены) следует хлопать в ладони перекрестно и параллельно. Заканчивается упражнение всегда перекрестным хлопаньем.

Карандашом или фломастером нарисуйте максимально большую восьмерку на бумаге A3 или A4. Чем большую восьмерку нарисуете, тем лучше; в ходе работы используйте следующий путь:

  • 3 раза обведите правой рукой, начните с центра, продолжите влево или вправо вверх;
  • 3 раза то же самое повторите левой рукой;
  • 3 раза обеими руками обведите восьмерку в одном направлении (обе руки удерживают один карандаш или по одному карандашу в каждой руке);
  • 3 раза обеими руками обведите восьмерку в противоположных направлениях; начните с середины: левая рука налево вверх, правая – направо вверх, затем руки перекрещиваются, заканчивают восьмерку.

Во время тренировки не наклоняйте голову, совершайте глазами вращения, повторяющие движения рук. Упражнение помогает улучшить координацию рук, глаз, синхронизировать оба полушария мозга.

В каждой руке держите по карандашу или фломастеру (фломастер лучше скользит по бумаге), обеими руками одновременно рисуйте фигуры, лица, символы – любые рисунки (дом, солнце, дерево).

Слегка расставьте ноги, согните их, вытяните одну руку в сторону, наклоните к ней голову (ухо прикасается к плечу этой руки). Глазами следите за протянутыми пальцами вытянутой руки. Пишите в воздухе максимально большие лежачие восьмерки. Начинайте от центра, продолжайте вправо или влево вверх. Поменяйте руки, повторите 10 раз в каждую сторону. Альтернатива: вместо восьмерки пишите буквы (слова).

Лягте на живот, согнутые руки лежат ладонями на полу под плечами, ноги вытянутые. При выдохе поднимите голову, упритесь в вытянутые руки (положение кобры). Дышите свободно. Через 5-10 секунд медленно вернитесь в начальную позицию. Положите лоб на пол, некоторое время отдохните. Повторите 4 раза.

Поместите правую (левую) руку на левое (правое) плечо над лопаткой, вдохните. При выдохе поверните голову влево (вправо), оглянитесь назад через плечо, поверните голову назад. При следующем выдохе поворачивайте голову на другую сторону плеча, с вдохом вернитесь в начальную позицию. Затем голову наклоните к груди, оказывая нагрузку на мышцы шеи. Повторите 4 раза.

Это упражнение для синхронизации полушарий мозга можно выполнять 2-мя способами.

  • Поместите большой палец в середину уха, двумя пальцами возьмите мочку сзади, массируйте (как будто хотите вывернуть ухо). Повторите 3 раза снизу вверх. Одновременно массируйте оба уха.
  • Массируйте от верхней части до мочки (3 раза).

При жонглировании посмотрите мимо шаров, не концентрируйте на них внимание, иначе не поймаете. При этом упражнении работают два полушария мозга, преодолевается хватательный рефлекс, тем самым, освобождается ум. Тренировка устраняет блокировки тела.

Возьмите лист бумаги, в каждую руку карандаш. Обеими руками одновременно рисуйте зеркальные фигуры – цифры, буквы, фигуры… Если поначалу трудно, помогайте себе инструкциями вслух – рисую вниз, рисую вправо…

Барабаньте обеими руками, каждой рукой создавая разный ритм.

Правой рукой поглаживайте живот по часовой стрелке, левой рукой постукивайте по верхней части головы (при легких постукиваниях усиливается мышление, активируется синхронизация мозга). Поменяйте руки, повторите.

Поднятой правой ногой описывайте круги по часовой стрелке. Левой рукой описывайте круги против часовой стрелки. Оба движения делайте одновременно.

Тренировки для детей

Следующие упражнения выполняются группой детей; занятия подходят для детского садика.

Цель: поддержка развития синхронизации мозговых полушарий, моторических навыков, ритмических чувств.

Дети стоят в кругу. Инструкция: какая нога начинает упражнение, туда посылается сигнал. Воспитатель передает сигнал: топает левой ногой, затем правой. Сигнал следует по кругу влево, каждый ребенок начинает с левой ноги, затем топает правой.

Цель: поддержка развития синхронизации мозговых полушарий.

Дети стоят в кругу. Делают 4 шага вперед. На первом шаге хлопают в ладони. Точно так же при возвращении в начальную позицию – 4 шага назад, на 1-м шаге – хлопок в ладони.

  • дети повторяют базовую модель: 4 шага вперед и назад, хлопают на каждом 2-м шаге;
  • дети повторяют базовую модель: 4 шага вперед и назад, хлопают на каждом 3-м шаге;
  • дети повторяют базовую модель: 4 шага вперед и назад, хлопают на каждом 4-м шаге.

Обычное зевание способно давать мозгу больше, чем кажется. Оно поддерживает баланс многих энергетических систем в теле, расслабляет область черепа, дыхание, улучшает восприятие.

Заключение

Благодаря синхронизации левого и правого полушария, обучение становится более простым, эффективным, быстрым, человек может воспринимать и запоминать больше информации, а главное – все это делать без стресса. Уже через неделю тренировок происходит перелом стереотипа, что обучение сложное. Вместо этого вы сможете удивиться осознанию того, что оно легкое, податливое.

Читайте также:
Adblock
detector