Возможности мозга человека как развить

В каждой специализированной энциклопедии можно прочитать о функциях, структуре, строении и других особенностях головного мозга. При этом многие ученые утверждают, что на данный момент этот орган человека не изучен даже наполовину. Наука и медицина в последние годы сделали огромное количество открытий, но это не позволяет нам говорить о том, что мы всё знаем про возможности мозга человека.

За счет процессов, протекающих в нем, мы способны приобрести различные качества, интересы, навыки, умения, характер. Мужчины и женщины, маленькие дети и пенсионеры – все люди имеют безграничные возможности для развития мозговой деятельности (если внутренние ресурсы организма позволяют). Учиться никогда не поздно и не рано.

Как развивать способности мозга?

Давно было доказано, что человек сам способен развивать возможности своего мозга. Это можно делать с помощью книг, специальных компьютерных программ, интересных упражнений. Все названное помогает в накоплении полезной информации, улучшении памяти, концентрации внимания. При этом для развития мышления нам нужно периодически решать сложные задачи, отгадывать загадки, тренируя мозговую деятельность.

Тренировать способности своего мозга рекомендуется с помощью занятий новыми видами деятельности. В то же время желательно подкреплять полученные знания практическим опытом.

Восточные мудрецы на протяжении многих веков изучали возможности развития скрытых способностей человеческого мозга. Они отмечали, что даже для небольшого продвижения в этом деле потребуется:

  • Терпение.
  • Настойчивость.
  • Хороший учитель.
  • Много времени.

Наверное, многие люди хотя бы раз в жизни отмечали у себя небольшой всплеск мозговой деятельности, которая могла проявиться в фантастической интуиции в критические моменты.

Психолог К. Юнг говорил о том, что наше сознание – это вершина айсберга, а большая часть, бессознательное, является той частью айсберга, которая скрыта под водой. При этом неизвестна глубина погружения айсберга, поэтому возможности мыслительной деятельности человека принято считать неограниченными. Именно эта глубина является скрытыми способностями мозга человека, изучение которых является невероятно сложным делом.

Огромную работу в области изучения мозга человека провели В.М. Бехтерев (в свое время) и В.С. Савельев (если говорить о наших современниках). В своих исследованиях эти ученые, как и многие другие зарубежные коллеги, пришли к выводу, что крайне важно развивать способности своего сознания и мышления в течение всей жизни. При этом очень сложно сказать о том, каким будет человек, который сможет использовать все возможности своего мозга.

Размеры мозга никак не влияют на интеллект и качество мыслительной деятельности конкретного человека.

Важно понимать, что развитие способностей – это не только чтение книг, решение задач и выполнение других мыслительных процессов. Прежде всего, необходимо найти способ заложить качественный фундамент, на который можно будет укладывать новые знания и возможности, чтобы развить свой интеллект. Ученые дают следующие рекомендации по этой теме:

  • Избавление от гиподинамии. Гиподинамия – нарушение функций разных систем организма человека в результате малой физической активности. Именно из-за малоподвижного образа жизни происходит гипоксия мозговых структур (недостаток кислорода). В таком состоянии наш мозг не способен развиваться. При серьезном дефиците кислорода мозговые структуры начинают деградировать.
  • Обеспечение организма достаточным количеством фосфатов и углеводов. При отсутствии дефицита фосфатов и углеводов мозг человека в полной мере готов к изучению нового и развитию способностей.
  • Систематические занятия спортом, общение с другими людьми.
  • Нормализация рациона питания, обеспечение организма достаточным количеством всех необходимых витаминов и микроэлементов.
  • Избегание стрессовых ситуаций, нормализация сна.
  • Полноценный физический и умственный отдых, когда на то возникает необходимость (оптимальные решение – освоение методик релаксации).

Учитывая особенности мозга человека, влиять на его способности и возможности могут самые разные факторы: плохое питание, неблагоприятная экологическая обстановка, стрессовые состояния, хронические заболевания и многое другое. Поэтому важно сформировать для себя благоприятную среду, в которой будет комфортно не только морально, но и физически.

Многие ученые убеждены, что мозг человека скрывает свои настоящие возможности, демонстрируя их только в те моменты, когда это действительно необходимо.

Мышление

Возможности человеческого мозга неразрывно связаны с различными аспектами его деятельности, одним из важнейших из которых является мышление. Мыслительный процесс – безостановочный поиск наиболее подходящего решения задач, которые были поставлены перед человеком. Когда нам нужно принять даже самое простое и незначительное решение, наш головной мозг обрабатывает сразу несколько вариантов, анализируя потенциал, характеристики и полезность каждого из них. Иными словами, все люди буквально каждую секунду выстраивают в своей голове древо возможностей с огромным количеством ответвлений. Правильное использование этих ответвлений – самое важное в мыслительном процессе.

Но что делает наше сознание, когда нужно выбрать оптимальный вариант с отсутствующим алгоритмом поиска? В этом случае на помощь приходит эвристика. Эвристика – научная область, которая изучает специфику творческой деятельности. С ее помощью интеллект человека использует различные методы и приемы, которые помогают решить всевозможные практические, конструктивные, познавательные задачи посредствам креативного мышления, философских и психологических приемов.

У левшей больше работает правое полушарие, а у правшей – левое. При этом одно из полушарий может серьезно доминировать над другим. Например, сильнее развита не только левая рука, но также левое ухо и левый глаз.

В мыслительном процессе участвуют практически все мозговые структуры: конечный, средний, продолговатый мозг, мозжечок и другие системы. Неизвестно, когда ученые смогут раскрыть все секреты мозга человека. Факт остается фактом: в ближайшие столетия от человечества этого явно ждать не приходится. Человеческий мозг и его возможности наглядно отображаются в схемах и иллюстрациях психолога Юнга, который посвятил всю жизнь изучению когнитивных способностей и мыслительного процесса. Если есть интерес, то рекомендуется ознакомиться с работами этого ученого.

Представление знаний

Представление знаний является одной из составляющих нашего мышления. Человек рассматривает окружающий его мир через призму восприятия, формируя тем самым в своей голове собственные схемы наблюдаемых объектов и процессов. Поэтому во время мыслительного процесса люди используют заранее построенные модели, а не настоящие объективные данные.

В качестве характерного примера можно привести шутку про стакан, когда оптимист уверен, что он наполовину заполнен, а пессимист – что наполовину пустой. При этом представлений знаний относительно стакана с водой может быть еще множество. К примеру, программист может сказать, что стакан в 2 раза больше, чем требуется. В итоге мы имеем одинаковую начальную информацию, но разные модели, используемые различными людьми. Стакан, наполненный водой, выступает здесь в качестве задачи, решение которой заключается в объяснении объекта. А объяснений (решений) здесь может быть множество.

Читайте также:  Невринома 8 пары черепно-мозговых нервов

Именно поэтому мышление обязательно нужно комбинировать с обучением, накоплением информации и дальнейшим обобщением всех данных. При этом не стоит ждать феноменальных результатов – можно улучшить свое мышление, но раскрыть скрытый потенциал вряд ли получится.

Развитие мыслительного процесса происходит на протяжении всей жизни у всех млекопитающих. Особенно это ярко выражено у обезьян, дельфинов и других животных, которые способны на выраженную мыслительную деятельность. Конечно, нельзя научить их читать, однако дать им возможность для появления новых мыслей и решений вполне возможно.

Практически неограничены возможности человека по изучению новых языков. В теории, можно выучить 20-30 новых языков, разговаривая на них на уровне носителей. На данный момент в мире насчитывается всего несколько таких полиглотов.

Типы мышления

Далее объекты постепенно меняются на категории и представления, формируются связи между ними. В итоге у человека развивается словесно-логический абстрактный тип мышления, когда для запуска мыслительного процесса ненужно совершать определенные действия – все они выполняются в голове.

В 20-м веке известный ученый в сфере психологии В. Келлер проводил эксперимент над обезьянами. Он запер несколько обезьян в клетке, дал им палку, а неподалеку бросил банан. Многие обезьяны быстро додумались, что нужно взять палку и пододвинуть с ее помощью банан. В этом случае у животных задействовался наглядно-действенный мыслительный процесс: обезьяны с помощью палки проводили эксперимент, достаточно быстро обнаруживая правильное решение задачи.

Человеческий мозг является крайне энергозатратным органом. Давно доказано, что в процессе работы он сжигает примерно 1/5 всех имеющихся в организме человека калорий.

После этого В. Келлер задачу усложнил: следующий банан подвинули подальше от клетки, а животным вручили две разные по длине палки. Для обезьян решение второй задачи стало непосильным. Они не могли понять, почему с помощью первой палки уже нельзя придвинуть банан к клетке, не пробуя при этом взять вторую палку. Лишь малый процент обезьян из множества тех, которые принимали участие в эксперименте, садились и думали, в итоге находя решение задачи. Вместо битья палкой по клетке, бешенства, эмоций, как было у большей части обезьян, самые умные животные задумывались и представляли действие в воображении.

Точно так же всё происходит и у людей. Наш мозг формирует универсальный тип мышления: если первый алгоритм, проработанный интеллектом, не подходит для решения задачи, сознание начинает поиски нового представления и связей, пока не находит оптимального варианта.

Эмоции являются важнейшей составляющей универсального мышления. С помощью психоэмоциональной деятельности мозга мы можем моделировать цель и модифицировать ее. Поэтому нужно стараться не подавлять свои эмоции, но и выражать их слишком бурно не стоит. Всё должно находиться в равновесии: и мыслительная деятельность, и выражение эмоций, и потребительские качества. Если что-то будет подавляться, то обязательно будут возникать нарушения в функционировании отдельных систем организм человека, что скажется на работе мозга и других внутренних органов.

Если быстро двигать глазами, то мозг человека не сможет адекватно обрабатывать полученную информацию. То же самое можно сказать и о слуховом восприятии.

Незаметные возможности мозга человека

Многие возможности головного мозга человека являются скрытыми, незаметными. При этом мозг выполняет огромное количество функций, а мы этого даже не замечаем. Выделим наиболее важные и примечательные из них:

Активнее всего мозг человека развивается в возрасте от двух до десяти лет. В дальнейшем активность наращивания нейронных связей существенно замедляется.

Среди возможностей мозга человека можно выделить и такие, которые работают быстрее нашего мыслительного процесса. Речь идет о рефлексах. За них так же отвечают определенные мозговые структуры, однако они полностью автономны и практически не связаны с работой левого или правого полушария, с мозжечком, гипоталамусом или другими частями, что уже само по себе является невероятным.

Ученые описывают рефлексы в качестве специальной системы, которая позволяет мгновенно, без участия левого или правого полушария, давать реакцию на конкретные угрозы для здоровья и жизни человека. К примеру, если наша рука коснётся чего-то раскаленного, то мы сразу же ее одернем, даже не успев подумать об ожоге или каких-то других последствиях.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Учёные считают, что возможности мозга неограниченны, но мы используем свой потенциал только на 0,01% из 100.

Точного алгоритма и инструкций, как задействовать в работу скрытые ресурсы на сегодняшний момент не существует. Но всё же мы попробуем изучить часть способов, которые будут способствовать вашему развитию и повышению уровня IQ.

Удивительные истории

Мозг человека состоит из двух полушарий, которые соединены между собой для передачи информации мозолистым веществом. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое – за творческое, образное.

И обычно, если происходит нарушение с одним из них, как правило, второе так же теряет способность нормально функционировать.

Но истории, с которыми вы сегодня познакомитесь, доказывают, что человек действительно обладает неограниченными возможностями. Причём до сих пор не разгадана тайна каждого, кто проявил уникальные навыки и умения.

Так вышло, что уцелевшее полушарие брало на себя функции того которое пришлось удалить. И личность могла продолжать жить полноценно, не испытывая каких-либо затруднений в общении, работе и прочем.

В 1887 году в Массачусетсе Файнис Гейдж, прокладывая новые ветки железнодорожных путей, пострадал от взрыва. В тот злополучный момент у него в руках был лом, которым он трамбовал порох. Этот лом проткнул насквозь Файнису череп. Он вошёл в нижнюю челюсть, а вышел уже с затылочной части головы.

Несмотря на ужасную травму, а от удара у него даже вылез глаз из глазницы, пострадавший ни на секунду не потерял сознание. Больше того, он самостоятельно полез в повозку и, доехав до больницы, отказался от носилок, зайдя на своих ногах в кабинет к врачу.

Читайте также:  Рюта кавашима как заставить работать мозг в любом возрасте

Специалистам пришлось нелегко, они удалили лом, глаз, большую часть мозга и даже части черепа, которые раздробились. Можно было бы предположить, что впоследствии он прожил недолго. Но не тут-то было.

На здоровье Файниса, а особенно на его умственных способностях эта ситуация практически не сказалась. Единственное, что его беспокоило – это утрата глаза.

В 1950-х годах в Германии одному пациенту из-за возникновения опухоли пришлось удалить правое полушарие. Полностью. И вместо того, чтобы превратиться в человека с ограниченными возможностями, как умственными, так и физическими, он продолжил жить, будто ничего необычного с ним и не происходило.

В Нью-Джерси в 1947 году ушёл из жизни Ал Херпин. Этот человек был известен тем, что за свои почти 100 лет, которые ему удалось прожить, он ни разу не уснул. То есть, он даже не имел понятия о том, что такое сон.

В его доме отсутствовала кровать, а когда наступала ночь, он просто усаживался в любимое кресло и до самого утра читал книгу. Именно таким образом Ал восстанавливался. После чего, как ни в чём не бывало, отправлялся на работу.

Медики и учёные не в силах были объяснить этот феномен. Они даже устраивали по очереди дежурства в его комнате. Но они оказались безрезультатными. То есть, уличить в каком-либо подвохе никому его не удалось.

В Индиане был похожий случай. Только Дэвид Джонс иногда-таки нуждался в полноценном отдыхе. У него периоды бессонницы чередовались с периодами сна. Где-то один раз на два года он переставал спать примерно по три или четыре месяца. Потом возвращался к привычной жизни. Интересен тот факт, что Дэвид всегда предчувствовал за несколько недель, что скоро случится бессонница.

В Венгрии в начале 1900-х годов Рэйчел Саги начала испытывать сильнейшие головные боли. Врачи ничего не смогли сделать, чтобы унять их и просто рекомендовали больше спать, чтобы организм восстановился, отдохнул. Но уснуть ей больше не удалось.

Даже снотворное не могло помочь Рейчел погрузиться хотя бы в лёгкую дремоту. После этого дня она прожила ещё лет 25, бодрствуя круглосуточно.

Шакунтали Дэви, маленькая девочка из Индии в 6-летнем возрасте поразила мир. Она за несколько секунд могла производить различные арифметические действия с десятизначными числами.

Причём результат в голове у неё возникал молниеносно, а оставшиеся несколько секунд тратились непосредственно на то, чтобы проговорить его вслух.

В 7 лет она смогла развить свои умения настолько, что с лёгкостью возводила даже в пятую степень многозначные числа.

Удивительно только то, что талант распространялся только на математические исчисления. В других сферах её способности оказались настолько заурядными, что некоторые предметы приходилось сдавать по нескольку раз, чтобы получить удовлетворительный бал.

В 1840 году в газетах Италии появилась шокирующая новость, 14-летняя девочка из села, потеряв зрение ещё в раннем детстве, научилась видеть с помощью ладоней. Она вполне могла различать цвета и даже узнавала людей, которые молча заходили к ней в комнату.

А в Вирджинии в 1960 году поставила в тупик многих учёных 16-летняя Маргарет Фус. Она не теряла зрение, но могла, плотно закрыв глаза, читать книги с помощью лба. С ней проводили массу экспериментов, вплоть до тех, где заклеивали веки светонепроницаемой лентой, но в итоге она всё равно справлялась с поставленной задачей.

Выяснилось, что эту особенность заметил её отец, наблюдая за тем, как она играет в жмурки. Как бы ни были завязаны глаза, Маргарет прекрасно ориентировалась в пространстве и всегда находила друзей, которые прятались.

Тогда он начал усиленно заниматься с ней, пока не удалось достичь колоссальных успехов, то есть чтения лбом. Девушка совершенно спокойно могла прогуливаться по городу с повязкой на глазах и при этом наблюдать его красоту.

Правила

Прежде, чем мы перейдём к способам, которые помогут развить умственные возможности, я хочу напомнить вам о правилах, игнорирование которых не даст получить желаемых результатов. Вы должны знать, как использовать ресурсы организма себе на пользу, а не во вред.

Чтобы полноценно функционировать, мозгу необходимо получать определённые вещества, которые находятся в разных продуктах питания.

Правильное питание, которое будет насыщать ваш организм необходимыми микроэлементами, витаминами и прочим, облегчит выполнение поставленной задачи. Также нельзя забывать и о достаточном количестве употребляемой чистой воды. При обезвоживании, как бы вы ни старались, будет очень сложно тренироваться.

Те личности, которые ведут пассивный образ жизни, рискуют столкнуться с таким нарушением, как гиподинамия. То есть, ослабление мышечной деятельности организма. А она приводит к возникновению холестериновых бляшек в сосудах, которые создают препятствия для полноценного кровообращения.

Вследствие чего ни полушария, ни остальные жизненно важные органы не получают достаточного количества кислорода, чтобы нормально функционировать.

Проще говоря, человек, предпочитающий валяться всё свободное время на диване, как бы ни старался заниматься умственным развитием, будет ощущать сложности в мыслительных процессах, проблемы с памятью и обработкой информации.

Хотя бы два раза в неделю занимайтесь спортом. Не обязательно бежать марафон и устанавливать какие-либо рекорды, даже занятия пилатесом благоприятно скажутся на здоровье, повысив активность и эффективность вашей деятельности.

Упражнения

Позаботьтесь о безопасности пространства, в котором вы будете находиться во время выполнения упражнения. Суть которого состоит в том, чтобы, завязав глаза, выполнить привычные ежедневные домашние задачи.

Поначалу будет сложно, возможно даже страшно. Но со временем ваш головной мозг начнёт работать, ориентируясь на другие органы чувств.

Начинайте с 10-15 минутных тренировок, постепенно увеличивая время, ориентируясь на ощущения.

После чего, для рефлексии, то есть лучшего усвоения и осознания полученного опыта, задавайте себе ряд вопросов:

  • Что помогло ориентироваться в пространстве?
  • На что вы опирались, чтобы справиться с тревогой и неуверенностью?
  • Что вас настораживало в момент выполнения задания?
  • Какие изменения произошли в вашей чувственной сфере? Воспринимались ли звуки и прикосновения как-то иначе? Если да, то как?

Если вы будете часто слушать произведения великих классиков, то сможете отследить, насколько улучшится словарный запас, повысится IQ, острота зрения и укрепится память. Помимо прочего, вам станет проще изучать иностранные языки и даже создавать что-то своё.

Читайте также:  Что такое вчг головного мозга

Не обязательно откладывать рабочие и повседневные дела, чтобы усесться за прослушивание музыки. Наоборот, включите её негромко, чтобы она присутствовала в фоне, пока вы трудитесь.

Шрифт Брайля – это тактильный шрифт, который был создан специально для незрячих или слабовидящих людей. Освоить его достаточно непросто, но если выложится по максимуму, у вас всё обязательно получится.

Начните с простых стандартных фраз, например, приветствие и прощание. Со временем переходите к алфавиту в целом и более сложным вопросам, ответам.

Способность читать пальцами не только окажется неплохим ресурсом в повседневной жизни, но и разовьёт чувственную сферу. Мозг задействует в работу те нейроны, которые обычно не принимают активное участие в деятельности.

Так почему бы не попробовать раскрыть свой потенциал, кто знает, какими скрытыми талантами вы обладаете?

Поищите монеты разного номинала. Я не призываю вас становиться нумизматами, то есть коллекционерами. Нет, они необходимы вам для тренировки мелкой моторики и развития тактильных ощущений. Каждый раз, когда у вас выпадет свободная минутка, пробуйте на ощупь различить, какого достоинства монета у вас в руках.

Особенно полезно, если вы будете выполнять это упражнение в момент ожидания. Так время не будет потрачено впустую. Когда задание будет даваться вам с лёгкостью, пробуйте переходить на купюры и всякие мелкие предметы, которые можно поместить в карман и изучать при возможности.

Включайте фильм или любимые передачи, отключайте звук и пытайтесь читать по губам, что говорят актёры и прочие герои. Этот навык очень даже пригодится в жизни, помимо того, что поможет активизировать работу полушарий.

Поначалу, конечно же, вы толком ничего не будете понимать, но внимательность и умение сосредоточиться помогут достичь результатов.

Рекомендация

Обязательно посмотрите, вот эти электронные упражнения . На этом сайте, вы найдете отличные тренажеры, которые помогут Вам развить умственные способности.

Завершение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Больше информации о том, как развить свои умственные способности, вы узнаете в этой статье.

И помните, что только с помощью ежедневного труда можно добиться желаемого результата. Поэтому не ленитесь, а выделяйте хотя бы по 10 минут каждый день на тренировки.

Успехов вам и свершений!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Содержание статьи

  • Как развить скрытые возможности мозга
  • Как развивать головной мозг
  • Как повысить мозговую активность

В образовательных учреждениях нам стараются дать общие знания из разных сфер жизни, однако не учат непосредственно мыслить. Во время учебы дети запоминают определенные формулы, факты, причинно-следственные связи, но самостоятельной продуктивной работы мозга почти не происходит. А умение нестандартно, креативно мыслить является как раз тем инструментом, который помогает миллионерам становиться миллионерами, изобретателям – продуцировать новые идеи, ученым – совершенствовать технологии и т.д. Для прогресса всего общества отдельным личностям необходимо использовать свои скрытые возможности. А представьте, если бы каждый из нас стал использовать свои способности по полной? Мы бы и природу смогли сохранить, и новые источники энергии нашли, и лекарства от всех болезней изобрели, и жили бы без войн и катастроф.

Как работает наш мозг?

Способы развития нестандартного мышления

Чтобы использовать те возможности, которые не очень нужны в повседневной жизни, надо предлагать своему мозгу нестандартные задачи. Это и ежедневное заучивание 5-7 иностранных слов, и решение логических головоломок, и осуществление в уме сложных математических операций с трехзначными числами. Методика развития своего скрытого потенциала и развития умственных способностей может быть любой.

Чтобы начать развивать свой мозг, наладить межполушарные связи в нем, дать мозгу и себе некий импульс для работы, можно использовать следующие техники и упражнения:

1) Выполняйте перекрестные движения, например, махи, когда правая нога, согнутая в колене, должна коснуться левого локтя и наоборот. Эти упражнения активизируют оба полушария головного мозга и снимают умственную усталость.

2) Попробуйте одновременно выполнять вращение двумя руками в противоположных направлениях: прямая правая рука вращается по часовой стрелке, а левая – против часовой стрелки.

3) Соединяйте пальцы в колечки: на правой руке – от указательного до мизинца, соединяя их по очереди с большим пальцем, а на левой – в обратном направлении.

4) Выберите какой-то предмет, имеющийся в вашей квартире, и придумайте ему 5-10 способов применения в быту.

5) На чистом листе напишите своей ведущей рукой одно слово. Затем постарайтесь написать это слово второй рукой. Далее возьмите ручки или карандаши в обе руки и постарайтесь сразу писать двумя руками: одной – прямо, а другой – в зеркальном отражении. Если писать сложно – можно сначала рисовать фигуры: от квадрата до звездочки.

6) Произносите длинные слова наоборот, не записывая их при этом. Например, курица – ацирук.

7) Купив очередную книгу любимого автора, не заглядывайте в аннотацию, а начинайте читать. Когда дойдете до какого-то захватывающего момента, закройте книгу и постарайтесь представить, что будет дальше. Затем сравните свои представления. Так вы сможете развить способность предвосхищать события.

8) Учитесь наблюдать и припоминать. Сначала можно сосредоточиться на одном предмете, бросив на него взгляд и стараясь воспроизвести как можно больше деталей, его характеризующих. Затем сосредоточьте внимание на окружающей обстановке в доме или на улице и также как можно более полно воспроизводите детали. Самым сложным упражнением является припоминание вечером всех событий, случившихся за день: с кем общались, кого встречали, какие машины проезжали мимо, что ели на обед и т.д.

Таких способов очень много. Можно развивать мозг с помощью игр с друзьями: придумывать ассоциации, составлять новые названия давно знакомым предметам, сочинять стихи. Важно лишь не давать своему мозгу застаиваться, а постоянно подкидывать ему новые задачки.

Читайте также:
Adblock
detector