За что отвечает левое полушарие и правое полушарие головного мозга

Головной мозг – главный орган ЦНС, который состоит из огромного количества нервных клеток и их отростков, взаимосвязанных между собой. Этим органом практически полностью занята полость мозгового отдела черепа. Он обеспечивает защиту мозга от внешних повреждений. По мере развития и взросления человека мозг постепенно принимает форму черепной коробки.

За счет деятельности головного мозга человек видит, слышит, ходит, работает, испытывает эмоции, способен общаться с другими людьми, анализировать, мыслить.

Структура

У взрослых мужчин и женщин общая масса органа составляет около 1,3-1,5 кг. Мужской и женский мозг по весу различаются мало (у женщин он немного легче), в то время как у новорожденных вес органа составляет не более 350-400 г, а у 12-летнего ребенка –

800-1000 г. Расположен мозг в черепной коробке и закрыт тремя оболочками. Он имеет специфическое строение. Наиболее существенными частями органа являются: продолговатый и задний (который включает мост и мозжечок, расположенный сзади моста) передний, промежуточный, средний мозг.

Правое и левое полушарие мозга ответственны за регулирование высшей нервной деятельности, т.к. в них расположены отделы, которые отвечают за письмо, речь, слух, зрение. Благодаря мозжечку обеспечивается равновесие, а ствол содержит в себе развитые центры, управляющие дыхательной и сердечно-сосудистой системами.

У мужчин головной мозг полностью перестает увеличиваться в размерах примерно к 25-ти годам, в то время как у женщин этот процесс завершается уже к 15-ти годам.

Между двумя половинами органа идет продольная щель, основу которой составляет мозолистое тело, соединяющее полушария, обеспечивающее координацию их работы между собой. Еще со школьных времен из анатомии мы знаем, что половины отвечают за работу противоположных сторон тела. Например, правая половина отвечает за функционирование левой стороны туловища.

Функции левого полушария

Полушария мозга взаимосвязаны с остальными частями центральной нервной системы, поэтому функционируют совместно с подкорковыми структурами.

Если одна из гемисфер будет повреждена, то частично ее функции может взять другая. Это свидетельствует о сопряженном обеспечении работы движений, высшей нервной деятельности, чувствительности, органов чувств.

В коре имеется сразу несколько зон, которые отвечают за выполнение конкретных функций. Эти зоны работают только сообща. К примеру, если человек хочет о чем-то сказать, то он думает, анализирует, просчитывает, а потом только говорит. В процессе общения люди выражают эмоции: печалятся, радуются, тревожатся, смеются и т. д., жестикулируют, задействовав для этого лицевые мышцы и руки. Подобная работа обеспечивается общим функционированием:

  • нескольких зон коры;
  • подкорковыми ядрами;
  • спинальными и черепными нервами.

На данный момент головной мозг человека изучен мировой наукой менее чем на 50%, но процесс беспрерывно продолжается.

Лобная доля левого полушария

Если говорить о том, за что отвечает левое полушарие, то сначала следует рассказать о лобной доли, за счет которой обеспечивается способность говорить и мышление человека. Это одна из важнейших частей головного мозга. Благодаря ей появляются и проявляются эмоции, контролируются поведение и мыслительные процессы.

Речедвигательная зона

Позволяет обеспечить нормальное функционирование лицевых мышц, что необходимо для произнесения сложных фраз и слов. Выражаясь по-другому, благодаря речедвигательной зоне у человека в целом формируется речь. Если тот правша, то в левой гемисфере речедвигательная зона занимает куда больше места, чем в правой, а если левша – всё ровно наоборот.

Если зона будет разрушена или сильно повреждена, то автоматически утрачивается способность говорить. При этом человек сможет петь и кричать без слов. Также при повреждении теряется способность чтения про себя, формулирования своих мыслей. На функции понимания речи других людей такие повреждения никак не сказываются.

Есть распространённый миф о том, что человек использует только 5-10% возможностей своего мозга. Это не так, потому что клетки, которые не задействуются, попросту отмирают.

Моторная зона

Левое и правое полушарие содержат моторную зону коры, необходимую для обеспечения активности поперечнополосатой мускулатуры. В левой гемисфере контролируется активность правой стороны туловища, координация точности движений, ориентация на местности. В эту зону внутренние органы отправляют свои импульсы.

Если моторная зона коры будет повреждена, то наблюдаются следующие проблемы:

  • нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов;
  • парез конечностей;
  • атаксия.

Теменная доля

Здесь располагается зона чувствительности мышц, суставов, кожных покровов. В левое полушарие поступают импульсы от рецепторов правой стороны тела.

Если эта зона будет повреждена, то, в большинстве случаев, у человека наблюдаются нарушения чувствительности на некоторых участках тела, он утратит способность определять вещи на ощупь. Также происходит утрата осязания, восприимчивости температуры окружающей среды, не чувствуются болевые ощущения в правой части тела.

Височная доля

Её основные функции – вестибулярная чувствительность и слух. Если зона повредится, то правое ухо слышать перестанет, утратиться способность левого уха нормально слышать. Человек будет двигаться менее точно, при ходьбе начнет шататься. Неподалеку от височной доли располагается слуховой центр речи, за счет которого мы можем понять обращенную речь и слышать собственную.

Читайте также:  Катэ головного мозга что это такое

Затылочная доля

На основании головного мозга происходит перекрещивание зрительных и слуховых волокон. Поэтому в зрительную зону левой гемисферы поступают импульсы от сетчатки правого и левого глаза. При этом если область будет повреждена, то полной слепоты у человека не возникнет – нарушения наблюдаются только в левом глазу.

Затылочная часть головы также необходима для обеспечения нормальной работы зрительного речевого центра – с его помощью мы распознаем написанные слова и буквы, читаем.

Специализации полушарий

Левое и правое полушарие мозга отвечают за определенные функции.

Главная специализация левой гемисферы – логическое мышление, поэтому раньше было активно распространено мнение, что именно левая сторона является доминирующей. Но доминирование левой гемисферы наблюдается только при осуществлении определенных функций:

  • Языковые способности, обеспечение контроля речи, возможности читать и писать, память (запоминание фактов, имен, дат и т.п., их написание), изучение иностранных языков.
  • Понимание слов (левое полушарие может понимать смысл сказанного только буквально).
  • Аналитическое мышление (распознание чисел и математических символов, логика, анализ фактов).
  • Последовательная обработка информации (левая гемисфера выполняет обработку получаемой информации поэтапно). Левой стороной рассматриваются все имеющиеся детали – она не видит картину в целом, в отличие от правой стороны, поэтому не способна собрать воедино полученную информацию.
  • Математические способности (левая сторона распознает символы, числа, для решения математических задач используется логический и аналитический подход, которые также обеспечиваются этой гемисферой).
  • Контроль правой стороны туловища (если приподнять правую ногу, то это будет указывать на то, что соответствующая команда поступила с левого полушария).

Полушария человеческого головного мозга находятся во взаимодействии друг с другом, поэтому при мыслительной деятельности центральная нервная система задействует их вместе. Происходит синхронизация функционирования двух полушарий. Активирует их и соединяет полученные результаты центральная нервная система. Но всё равно принято четко разделять их психические функции.

Распространено мнение, что чем больше мозг, тем человек умнее и гениальнее, но это заблуждение. У Альберта Эйнштейна был сравнительно небольшой мозг, который весил около 1,2 кг. Размеры органа никак не влияют на качество мыслительной деятельности.

Существует точное разделение определенных функций. Правое полушарие отвечает в большей степени за интуицию, поэтому доминировать оно не может. К его основным функциям также можно отнести:

  • Художественные способности. Рисовать, создавать скульптуры, заниматься дизайном и другим творчеством, связанным с изобразительным искусством, позволяет нам именно правая гемисфера. Она развивает умственные способности людей в этом направлении.
  • Половая жизнь. За сам факт совершения полового контакта несет ответственность именно правая сторона мозга. С другой стороны, если человек особое внимание уделяет технической стороне этого действа, то у него начинает сильно реагировать на процесс уже левая сторона. Если всё происходит на чувствах и эмоциях, то отвечает правая гемисфера, поэтому оба полушария одинаково важны в этой области.
  • Параллельная обработка информации. За счет работы правого полушария человек способен рассмотреть вопрос в целом, не применяя для этого аналитических способностей левой стороны мозга. Мы можем узнавать лица других людей, собирая характерные черты в единое целое.
  • Контроль движений левой стороны туловища. К примеру, если человек двигает левой ногой, то это указывает, что правая гемисфера дала соответствующую команду.

Определить, какое из полушарий мозга доминирует, можно с помощью специальных тестов.

Мозг человека является сложной неделимой системой центральной нервной системы, без которой функционирование последней невозможно. Немалое количество исследований и наблюдений позволило выяснить, за что отвечают правое и левое полушарие мозга, где локализуются и как работают нейроны. Более подробно сейчас мы попробуем разобраться с тем, за что отвечают полушария мозга и как улучшить их работу.

Разница в работе правого и левого полушарий

Согласно физиологическим особенностям строения человека, организм имеет два полушария мозга. Выделяют левую и правую часть органа. Полушария головного мозга соединяются друг с другом при помощи мозолистого тела, передней и задней спаек и спайки свода. О том, как они работают сейчас мы и поговорим.

Левое полушарие отвечает Правое полушарие отвечает
За получение вербальной информации. Благодаря его функционированию человек способен говорить удерживать в памяти необходимую информацию (важные даты, правила написания слов).

За прием невербальной информации, восприятие символов и образов.
За мышление аналитического характера, логику, анализ фактов и распознавание чисел.

За воображение. Благодаря его функционированию человек способен мечтать, придумывать истории. От степени его развития зависят способности к музыке и искусству.
За обработку и анализ поступающей информации последовательно. За способность обрабатывать много информации сразу.

Кроме этого правая часть мозга отвечает за функционирование левой половины тела, а левая часть наоборот. У людей с хорошо развитым левым полушарием наблюдается высокий уровень способностей к языкам.

Особенности функционирования больших полушарий головного мозга очень заметны в поведении личностей, которым было удалено одно из них. Люди без правого полушария не способны ориентироваться в пространстве, они воспринимают все слова буквально, не способны проявлять свои эмоции.

За что отвечает левое полушарие

Данные проведенных наблюдений свидетельствуют о том, что левое полушарие отвечает за прием вербальной информации, а именно за обучение, изучение иностранных языков, письмо и чтение. Нейроны, которые находятся в этой части мозга, позволяют осознавать написанное, выражать мнение и разговаривать.

Левое полушарие мозга отвечает за такие функции как логическое мышление, анализ информации, умение делать выводы и установление причинно-следственных связей. У ребенка оно начинает функционировать после годовалого возраста, в период формирования речи и слуха.

Мужчины воспринимают информацию именно с помощью левого полушария, у женщин же связи между двумя полушариями развиты лучше, поэтому они воспринимают язык двумя частями мозга и способны решать несколько задач.

За что отвечает правое полушарие

Правое полушарие несет ответственность за обработку сигналов, а также определение предметов и слияние их с сущностью. От развития этой стороны мозга человека также зависят способности к искусству и творческой деятельности, например, рисованию, лепке. Благодаря ей мы можем воспринимать музыку, произведения искусства, танцевальные номера, а также получать удовольствие или неудовольствие от них. Люди, у которых правая часть развита хорошо, могут еще и самостоятельно создавать свои шедевры.

  1. Отвечает за пространственную ориентацию. За счет его работы человек способен определять расположение объектов относительно себя и расстояние к ним. В результате человек запоминает дорогу, минимизируется риск заблудиться даже в незнакомых местах.
  2. Позволяет воспринимать аллегорию и реагировать на нее. Человек способен воспринимать пословицы, поговорки, анализировать их, делать выводы и реагировать на них. Сюда относят также чувство юмора и способность посмеяться над анекдотом или шуткой, а не воспринимать все буквально.
  3. Отвечает за воображение. Мы можем сочинять истории, мысленные образы, а также мечтать и фантазировать. Примером тут могут служить сновидения.
  4. Позволяет эмоционально реагировать на события, происходящие вокруг, слова и обращения других людей. Мы можем догадываться о том, что нас обманывают, о негативных поступках других людей и защищать себя от возможной опасности.
  5. Помогает узнавать людей по черте лица и различать чужих людей, от знакомых.

Оно также обладает способностью обрабатывать одновременно большое количество информации и воспринимать ее как одно целое. В результате человеку удается с легкостью решать поставленные перед ним задачи.

Синхронизация работы полушарий

Среди людей существует распространенное мнение о том, что необходимо заниматься упражнениями, направленными на развитие памяти, улучшение интеллектуальных способностей, внимания и совершенствования всего тела в целом. Однако в данной ситуации, прежде всего, необходимо обращать внимание на деятельность самого головного мозга, ведь именно от его функционирования зависит развитие всех перечисленных факторов. Нужно понимать, что тело и умение не будут совершенствоваться, если на это не настроен главный орган человеческого организма.

В одной категории людей лучше развито правое полушарие мозга, в другой — левое. Однако существуют и такие личности, которым повезло и у них одинаково хорошо работают обе половины головного мозга. Тем, кто не относится к этой группе счастливчиков, рекомендуется заниматься упражнениями, которые помогут улучшить их синхронизацию.

Благодаря многолетнему труду психофизиологов, который заключался в изучении строения и функций полушарий головного мозга, удалось разработать комплекс упражнений направленных на их гармоничную работу. Легче всего сделать это музыкантам, ведь они с ранних лет учатся гармонично воспринимать окружающие события. Объясняется это и тем, что у них хорошо развиты руки, они гармонично взаимодействуют, ведь именно эта часть тела является основным инструментом, направленным на развитие мозга. Представим вашему вниманию упражнения на синхронизацию полушарий, некоторые из них могут быть знакомы еще с детских лет.

Необходимо разместить на столе лист бумаги и вооружиться двумя простыми карандашами. Нужно одновременно, синхронно рисовать изображения, буквы или цифры. В конечном итоге должно появиться ощущение расслабления глаз и рук.

Быстрыми последовательными движениями необходимо соединять в кольцо большой палец со всеми другими. Выполнять сначала на каждой руке поочередно, затем одновременно.

Эффективным также является упражнение знакомое всем еще со школьных лет, с уроков физического воспитания. Необходимо попеременно доставать рукой ногу. Выполнение этой задачи позволяет избавиться напряжения эмоционального характера, улучшает внимание и мышление. Кроме этого упражнение является достаточно полезным даже для фигуры.

Что даст развитие каждого из полушарий

Развитие левого полушария увеличивает вероятность того, что человек, а возможно и его профессия будет тесно связана с языком (он может быть языковедом или переводчиком), точными науками или работой, которая требует хорошо развитого аналитического мышления. Данные проведенных наблюдений и исследований свидетельствуют о том, что можно простимулировать левое полушарие (его развитие), особенно в детском возрасте. Все что необходимо это развивать мелкую моторику рук.

Положительно на развитие левого полушария у человека влияет составление конструктора, вязание, вышивание, плетение. Наилучший эффект от выполнения перечисленных упражнений будет наблюдаться в детском возрасте. Однако и взрослые могут достичь успеха, если будут регулярно и настойчиво заниматься хотя бы по три часа в сутки.

Работа левого полушария направлена на обработку полученного опыта и принятие определенных решений (на его основе). Однако познать что-то новое, основываясь только на полученном опыте невозможно. Именно здесь на помощь приходит правое полушарие. Ведь оно создает то, чего не было и позволяет воспринимать информацию в целом. В результате удается принять какое-то единственно правильное решение.

Развитие правого полушария делает человека более коммуникабельным, ему становится легче общаться с другими людьми, понимать их намерения, желания и мотивы. Будет наблюдаться улучшение отношений в семье и коллективе. Оно позволяет быстро находить выход из проблемных ситуаций на работе и в личной жизни.

Простые упражнения на развитие мозговой деятельности

Гимнастика мозга может проводиться и упражнениями физического характера, они будут приносить пользу всему организму. Выполнение упражнений позволяет лучше учиться, повысить интеллектуальный уровень и способности. Кроме этого правое полушарие мозга начинает сотрудничать с левым, в результате становится лучше память, внимание, техника чтения и каллиграфия. Эффективным считается выполнение таких упражнений как:

  1. Кнопки мозга. Необходимо занять положение стоя, и проводить массирование углубления, которое локализуется под ключицей с правой или левой стороны. В это время другая рука должна располагаться на поверхности живота, около пупка. Движения должны быть круговыми, выполнить их нужно по десять раз. Положение верхних конечностей необходимо менять.
  2. Колено-локоть. Данное упражнение стимулирует активизацию работы обоих половин мозга. Необходимо занять стоячее положение, ноги на ширине плеч. Поочередно нужно поднимать и сгибать ноги в колене, касаясь коленом локтя противоположной руки. Повторить по десять раз для каждой стороны.
  3. Кулак — ребро — ладонь. Выполнение упражнений стимулирует умственную деятельность, улучшает память, повышает уровень концентрации внимания. Исходное положение, сидя, руки при этом должны находиться на поверхности стола. Поочередно необходимо менять положение руки. Сначала нужно сжимать ладонь в кулак, после этого размещать ее ребром по отношению к поверхности стола. Третье положение это положить руку распрямленной ладонью на плоскость стола. Количество повторов составляет 8-10 для каждой руки.
  4. Слон. Рекомендовано занять положение, стоя со слегка согнутыми в коленях ногами. Голову нужно наклонить на плечо и вытянуть руку этой стороны вперед, ею необходимо нарисовать в воздухе восьмерку. Повторить упражнение пять раз. Аналогичные движения повторить с другой рукой.

Подводя итог, хочется акцентировать внимание на том, что мозг человека является очень важным органом, обеспечивающим нормальное функционирование всего организма. Для того чтобы человек был развит всесторонне необходима синхронность работы больших полушарий головного мозга. Они должны дополнять друг друга. Нужно помнить, что улучшить работу мозга и простимулировать его работу никогда не поздно, заняться этим можно даже в 60 лет. Выбор того что делать и каким образом развивать свой головной мозг и свои способности остается только за вами.

Видео: доминирование одного полушария над другим

Реальность
Однако не надо забывать, что у здоровых людей оба полушария хорошо связаны и постоянно обмениваются информацией. То, что знает одно полушарие, знает и второе. Анализ данных функциональной МРТ показывает, что два полушария обычно общаются во время выполнения большинства задач.

Более того, сложные виды деятельности, такие как творчество, содержат в себе как собственно креативные задачи, так и рутинные задачи, поэтому даже с точки зрение приверженцев чёткого разделения функций между правым и левым полушариями, успех в такой деятельности должен определяться активностью их обоих [4].

_______________________________________________
[1] Gazzaniga, M.S. (1998). The Split Brain Revisited. Scientific American, 279, 1, 35-39.

[2] Jung-Beeman, M., Bowden, E. M., Haberman, J., Frymiare, J. L., Arambel-Liu, S., Greenblatt, R., … Kounios, J. (2004). Neural Activity When People Solve Verbal Problems with Insight. PLoS Biol, 2(4), e97. doi:10.1371/journal.pbio.0020097

[3] Lilienfeld, S. O., Lynn, S. J., Ruscio, J., & Beyerstein, B. L. (2009). 50 Great Myths of Popular Psychology: Shattering Widespread Misconceptions about Human Behavior (p. 332). Oxford: Wiley-Blackwell.

[4] Лилиенфельд, С. О., Линн, С. Д., Русио, Д., & Бейерстайн, Б. Л. (2013). 50 великих мифов популярной психологии. М.: Эксмо.

Читайте также:
Adblock
detector