Ученые считают, что 20% мужчин имеют женский мозг, а 10% женщин — мужской, конечно, с множеством индивидуальных различий. Например, женщины слышат вдвое лучше (в 2,3 раза), чем мужчины. Женщины слышат, что мужчина кричит (и думают, что он зол), тогда как у мужчин создается ощущение, что он говорят в доверительной манере, даже с неким оттенком участия.
Женщина слышит говорящего с помощью обоих полушарий (левого и правого), тогда как мужчина — преимущественно с помощью левого полушария, с участием вербального, логического мышления и, следовательно, критически. У женщин — более тесные связи между двумя полушариями мозга, что позволяет решать одновременно несколько задач, и речь мужчины им кажется эмоционально окрашенной, субъективно осознанной через их желания и тревоги, пропущенной сквозь этические или социальные ценности. Они слышат, что мужчина говорит, но еще больше чувствуют, как он это делает, ощущая тембр мужского голоса, ритм его дыхания, его предполагаемые чувства.
Левое полушарие мозга более развито у женщин, а правое (так называемое эмоциональное) — у мужчин. Это противоречит тому, что думают обыватели (а иногда даже психотерапевты). Значит, женщина более вовлечена в вербальное участие и коммуникацию, тогда как мужчина больше подготовлен к действию и конкуренции.
Уже в детском саду девочки разговаривают в 4 раза больше чем мальчики. Мальчики шумят и дерутся в 10 раз чаще, чем девочки (в среднем 5 мин против 30 сек). В 9-летнем возрасте девочки опережают мальчиков в развитии на 18 месяцев. Взрослые женщины тратят в среднем 20 минут на каждый телефонный разговор, мужчины — 6 минут и только для того, чтобы передать необходимую или срочную информацию. Женщине необходимо поделиться своими мыслями, чувствами, эмоциями, тогда как мужчина сдерживает и контролирует эмоции, пытаясь найти решение.
Муж прерывает жену, чтобы предложить решение, а у жены создается ощущение, что он ее не слушает. Фактически же мужчины более эмоциональны, чем женщины, но они меньше выражают свои эмоции, и этим не следует пренебрегать в супружеской жизни. Для женщины более важно время, за это отвечает левое полушарие. Мужчине важнее пространство, и тут играет важную роль правое полушарие. Преимущество мужчины при испытаниях в объемном пространственном действии — огромно, начиная с детства.
Считается, что женщина более чувствительна, но не эмоциональна. У нее очень хорошо развит слух, вот почему важное значение имеют для нее нежные слова, тембр голоса, музыка и т. п. Более развита у нее тактильная чувствительность — на коже женщины находится в 10 раз больше, чем у мужчины, рецепторов, чувствительных к прикосновению. Кроме того, окситоцин и пролактин (гормоны привязанности и ласки) усиливают ее потребность в прикосновении и ласке.
Что касается зрения, то у мужчин оно более развито и более эротизировано — отсюда их интерес и возбуждение, вызываемые одеждой, макияжем, ювелирными украшениями, наготой, порнографическими журналами. Однако у женщин лучше развита зрительная память (на лица, порядок расположения предметов, форму объектов и т. д.).
Фундаментальные различия между мужчиной и женщиной объясняют естественным отбором в течение более миллиона лет эволюции человеческого вида. Мужчина приспособлен к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и войне между племенами). Обычно ему приходилось вести молчаливое преследование добычи, иногда в течение нескольких дней, а затем находить дорогу обратно в свою пещеру (ориентация). В давние времена вербальный обмен был очень незначительным, подсчитано, что доисторический человек за всю жизнь встречал не более 150 людей. В течение того же периода времени мозг женщины приспособился к выполнению ее основного назначения — воспитания детей, что требовало вербального общения. Исходя из этого, на биологическом уровне мужчина запрограммирован на конкуренцию, женщина — на сотрудничество.
Эти различия закладываются в течение самых первых недель внутриутробной жизни, и на них очень незначительно воздействуют в дальнейшем образование и культура. Сегодня считают, что наша личность детерминирована и определена на треть наследственностью, на треть — внутриутробной жизнью. Личность определяется на треть и приобретенными знаниями, на что влияют культурная среда, уровень образования, воспитание, случайные обстоятельства.
Когда мяч лежит на земле, мальчики бьют по нему ногой, а девочки берут в руки и прижимают к груди. Это происходит непроизвольно и имеет непосредственное отношение к гормонам.
Тестостерон — это гормон желания, сексуальности и агрессии. Его можно было бы назвать гормоном завоевания (военного или сексуального). В оптимальной концентрации тестостерон:
Эстрогены, в свою очередь, способствуют развитию ловкости, раздельному движению пальцев, левосторонности тела, а также образованию около 15% жира в организме мужчин и 25% — у женщин, необходимого для защиты и вскармливания младенца.
Эстрогены также влияют на слух женщины, она различает больший диапазон звуков, лучше, чем мужчина, (в 6 раз) узнает звуки и музыку, и лучше поет. Женщина хорошо запоминает названия цветов, у нее также хорошо развита слуховая и зрительная память. Женщину привлекает доминирующий самец, сильный, способный защитить, опытный и социально признанный, который, как правило, старше по возрасту.
Женщина говорит не думая; мужчина действует не думая.
Женщина, несчастливая в личных отношениях, имеет проблемы и на работе; мужчина, несчастливый в работе, имеет проблемы в отношениях с женщинами.
Женщине нужна близость для того, чтобы оценить сексуальность, мужчина нуждается в сексуальности для того, чтобы оценить близость.
Источник: Лекция физиолога-клинициста, регистратора Европейской ассоциации психотерапии, Сержа Гингера.
Функции полушарий головного мозга
Главенствующим органом нашего тела безусловно является мозг. Именно благодаря нейронным связям мы способны ощущать, мыслить и запоминать. С помощью главного органа центральной нервной системы отдаются команды о координации движений, мимических жестах, поэтому можно сказать, что он полностью управляет нашим телом.
Все планы и жизненно важные решения возникают в мозгу. Однако существует один нюанс: было обнаружено, что каждое из двух полушарий выполняет различные задачи. Давайте попробуем ответить на вопрос, за что отвечают правая и левая половина коры головного мозга.
Основной его задачей выступает построение логических связей и аналитическое мышление. Ранее это полушарие считалось учёными доминирующим, но позже выяснилось, что преобладает оно только в случае выполнения соответствующих рациональных и прагматических задач. Разберём поподробнее, какие именно процессы и действия координирует данная половина.
Аналитическое мышление
Сюда включаются различные причинно-следственные связи без привлечения эмоций. Если детективом расследуется преступление, в действие вступает преимущественно левое полушарие.
Усвоение языков и восприятие речи
Как ни странно, такая гуманитарная дисциплина, как лингвистика, существует благодаря исключительно рациональной половине. Она также связывает слова в речевом потоке в единое целое. Но произведённый анализ позволяет выявить лишь прямой смысл слов, в то время как всевозможные метафоры остаются нераспознанными.
Письмо и чтение
Одним из выполняемых заданий является и усвоение письменного текста с последующим его воспроизведением. Левым полушарием запоминаются факты и названия вещей.
Математические вычисления
При таком строгом расчете неудивительно, что математика напрямую зависит от нашей рациональной стороны. Входят в перечень цифры, последовательности, вычисление. Многие технические профессии требуют на полную силу задействовать левое полушарие.
Контроль правой половины тела
Наша ЦНС устроена таким необычным образом, что управлением правой руки или ноги человека занимается противоположное полушарие.
Функции правого полушария
Здесь всё прямо противоположно — эта половина коры отвечает за нашу интуицию. Зачастую выводы этого полушария не поддаются логическому объяснению. Искусство, любовь, фантазирование стало бы недоступным, будь у нас только левое полушарие. Ниже представлена более детальная информация о назначении правой половины мозга.
Восприятие искусства
Правое полушарие помогает нам понимать музыку, изобразительное искусство, танцы, скульптуру. Хотя теоретическая часть этих дисциплин всё-таки зависит от логики и аналитики.
Невербальная информация
Подразумеваются мимика, жесты, интонации и прочие факторы, способные в корне поменять значение фразы или высказывания. Относятся сюда также всевозможные символические и образные средства.
Ориентация в пространстве
Не потеряться в трёх соснах нам позволяет наличие правого полушария. Оно определяет наше расположение на местности и примерно набрасывает целостную картину местонахождения, тогда как левое полушарие ориентировано на детальность и последовательность.
Переносный смысл
Работа воображения
Способность воображать включает все фантазии, мечты и религиозный опыт. С помощью правой половины мозга можно просчитывать вероятности, выдумывать несуществующие истории. Преобладает визуальность вместо словесности.
Чистые эмоциональные реакции
Правое полушарие отвечает за спонтанные эмоции, а также управляет стрессовыми состояниями.
Контроль левой половины тела
По аналогии с другим полушарием правое управляет движениями левой половины тела и координирует их.
Если левое полушарие начинает развиваться только к двум годам, то правое достигает своего пика развития с одного до трёх лет. Затем оба совершенствуются индивидуально. При этом первое более изолировано и углублено в детали, отдельные его части осуществляют собственные функции. Второе же работает более интегрировано, что позволяет ему видеть целое вместо частного и в том числе узнавать лица.
Исследования показывают, что у мужчин менее развито мозолистое тело, обеспечивающее связь между полушариями. Поэтому чаще они склоняются в ту или иную сторону со значительным перевесом. Тогда как женщины в большинстве своём способны совмещать рациональное и интуитивное. Однако судить каждого человека по данной статистике не стоит, так как всегда находятся индивидуальные особенности.
Головной мозг – самый важный орган организма, состоящий из двух полушарий. Чтобы понять особенности того или иного человека, важно знать, за что отвечает правое полушарие мозга, а за что – левое.
У человека есть органы чувств, которыми он связан с внешним миром:
- слух;
- зрение;
- обоняние;
- вкусовые и тактильные ощущения, через которые он получает информацию.
И всей этой обработкой занимается мозг. Кроме этого, с его помощью осуществляется:
- действие планирования;
- принятие решений;
- координация движений;
- распознавание эмоций, разделение их на положительные и отрицательные;
- развитие внимания и памяти;
- мышление (высшая функция).
Разделение функций
Полушария мозга – не отдельные структуры, которые работают обособленно. Между ними есть щель с мозолистым телом. Это помогает функционировать обоим полушариям скоординировано.
Всеми движениями одной стороны тела руководит противоположная часть мозга. Так, если человек совершает движение правой рукой, значит, она получила импульс из левого полушария. У людей, переживших инсульт (нарушение кровообращения в области головного мозга), парализуется та сторона тела, которая противоположна пораженному участку.
Мозг состоит из двух компонентов – серого и белого вещества. Серое – это кора, под ее контролем находится вся деятельность человека, а белое – это нервные волокна, выполняющие множество функций, которые руководят слаженной работой обоих полушарий. Серое вещество формируется у человека в возрасте до 6 лет.
Благодаря тому, что мозг состоит из двух полушарий, каждое из них задействовано в большей или меньшей степени и выполняет свои функции. Это открытие было сделано меньше века тому назад американскими нейрохирургами Богеном, Фогелем и нейропсихологом Сперри.
Левое полушарие ответственно за способности человека пользоваться языком как средством общения. Оно контролирует:
- процесс речи (построение фраз, лексический запас);
- способность расшифровывать информацию, полученную с помощью органов зрения;
- использование графических знаков при письме;
- процесс запоминания важной информации.
Человек отличается от всего животного мира тем, что у него единственного развита способность к мышлению, за которую тоже отвечает левое полушарие.
Эта сторона мозга способна не только воспринимать информацию, но и перерабатывать ее. Именно левое полушарие распознает цифры и символы, потому что может их расшифровать.
Поскольку благодаря левому полушарию человек способен мыслить логически, именно эта часть мозга долгое время считалась ведущей (доминирующей). Но это справедливо только тогда, когда выполняются функции:
- речь;
- письмо;
- решение математических задач;
- движение правой половиной тела.
Обычно разные виды деятельности требуют активизации определенной доли мозга.
Способность к мышлению у человека существует не только благодаря работе левой половины мозга, но и правого полушария. Но долгое время ученые не видели особой пользы от правого полушария, а хирурги при повреждении могли удалить его, считая таким же рудиментарным органом, как и аппендикс.
Доходило до того, что ребенка, который учился писать и брал ручку в левую руку, переучивали и заставляли работать правой рукой.
Так как интуиция и конкретное образное мышление – это заслуга правой доли, то эти функции не считались важными. А интуиция вообще высмеивалась, и ее существование подвергалось сомнению. Доказано, что это не более чем миф.
Сегодня особенно ценны те люди, которые могут мыслить нестандартно, а их креативность – яркая черта творческой личности. Психологи считают, что долгое время воспитание детей было левополушарным. Поэтому в книжных магазинах можно встретить сборники упражнений, с помощью которых можно научиться стимулировать правое полушарие мозга.
Исходя из этого, возникает вопрос: если у ученого развито логическое мышление, за что отвечает левое полушарие мозга, то зачем ему правое? Может быть, оно ему не нужно?
Со временем ученые пришли к выводу, что функции правого полушария важны и для остальной части мозга. Оказалось, что большинство математиков одновременно используют и стиль мышления, свойственный противоположной доле. Обычные люди думают при помощи слов, но во время научной деятельности к этому часто подключается образность. Поэтому такая способность обеих долей синхронизироваться дает в результате нестандартные решения, изобретения, инновации в разных сферах жизни.
Альберт Эйнштейн в детстве поздно начал говорить и писать. Это значит, что у него в этот период активно развивалось правое полушарие. Благодаря ему он создавал свои знаки внутренней речи, а потом их использовал в научной деятельности. Этому известному всему миру ученому не давались школьные науки, кроме математики. Но тем не менее он стал образованным человеком и создал физическую теорию относительности, квантовую теорию теплоемкости.
Анализ его мозга показал, что левое и правое полушарие мозга связаны сильнее, чем у обычных людей, а некоторые зоны увеличены. Такая особенность строения этого органа позволила ученому с мировым именем подарить человечеству полезные изобретения.
Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, которая представляется в виде картин, знаков, символов, схем. Кроме этого, человек, у которого развита правая доля, отличается тем, что он:
- ориентируется в пространстве, собирает головоломки;
- имеет музыкальный слух и способности к музыке;
- понимает подтекст сказанного;
- способен мечтать и фантазировать, придумывать, сочинять;
- имеет способности к творчеству, в частности, к рисованию;
- обрабатывает параллельно информацию, идущую из нескольких источников.
Эти способности делают людей интересными, неординарными, творческими.
Развитие полушарий
Мозг ребенка работает иначе, чем у взрослого. Эти различия обусловлены тем, что у малыша все развивается поэтапно, а у взрослого это уже сформировавшийся орган.
Ученые доказали, что наиболее важными периодами, влияющими на развитие эмоций, процессов познания и адаптации в социуме, являются годы от 1 до 4. Скорость формирования новых нейронов у ребенка составляет 700 в секунду. У взрослого человека количество связей постепенно уменьшается (отсюда и забывчивость, невнимательность, замедленность реакций у пожилых людей).
Сначала у ребенка активно развиваются зоны, отвечающие за восприятие – зрение и слух. Затем активизируется область, отвечающая за речь. Потом формируется процесс познания.
Каждый человек владеет инструментом для развития мозга – это его пальцы. Чтобы маленький ребенок быстрее заговорил, с ним делают упражнения на мелкую моторику. Для получения активной работы левого и правого полушарий они стараются в течение дня делать не совсем стандартные действия. Например, любители рисовать пробуют это делать в зеркальном отражении.
Во время обычной зарядки нужно часто соединять противоположные конечности: левую руку с правой ногой и наоборот. Можно левой рукой достать до правого уха, затем все в точности до наоборот. Полезно делать ежедневные дела неактивной рукой:
- застегивать пуговицы на одежде;
- писать на бумаге;
- подметать;
- вытирать пыль;
- пользоваться столовыми приборами.
В результате продуктивность разных частей мозга повышается на несколько процентов.
Тем, кто хочет заниматься точными науками, не нужно специализироваться только на логических задачах. Развивая образное мышление, можно достичь значительных результатов даже в физике и математике.