Область Верника — Центры Брока и Верника Область Вернике и область Брока две области головного мозга, участвующие в процессе запоминания информации, связанной с речью. Содержание 1 Расположение … Википедия
Вернике, Карл — Карл Вернике Carl Wernicke Карл Вернике … Википедия
ВЕРНИКЕ ЦЕНТР — [по имени нем. психиатра и невропатолога K. Вернике (C. Wernicke)] область коры головного мозга в задней трети верхней височной извилины доминантного по речи полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афазии; был открыт К.… … Психомоторика: cловарь-справочник
Вернике центр — (К. Wernicke; син.: Вернике зона, речевая зона сенсорная) область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афазии … Большой медицинский словарь
Вернике аллопсихоз — (греч. allos другой) психическое расстройство с преобладанием нарушения представлений внешнего мира, например, бред преследования (Wernicke, 1906). Данное понятие имеет в качестве предпосылки гипотезу, согласно которой сознание человека суть… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Универсальная грамматика — Генеративная лингвистика … Википедия
Универсальная Грамматика — термин, которым в ряде лингвистических теорий обозначается предполагаемый набор правил или принципов, присущих каждому человеческому языку. Подобные правила не определяют язык полностью: они допускают значительную вариантность, но ограничивают её … Википедия
ГОЛОВНОЙ МОЗГ — см. Психофизический уровень. Философский энциклопедический словарь. 2010. ГОЛОВНОЙ МОЗГ основная часть центр. нервной системы поз … Философская энциклопедия
Центр Брока — участок коры головного мозга, названный по имени французского антрополога и хирурга Поля Брока, открывшего его в 1865 году [1], находящийся в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается… … Википедия
Согласно классическим представлениям, определенные языковые функции соотносятся с отдельными участками коры, при этом восприятие и воспроизводство речи представляют собой два разных акта. Эту концепцию и в настоящее время удобноприменять в условиях клиники; в честь ученых, которые впервые начали заниматься клиническим изучением языка, ее называют моделью Вернике-Лихтгейма-Гешвинда.
Несмотря на то, что и в настоящее время мы используем в своей работе некоторые компоненты этой модели, к настоящему времени стало понятно, что в основе человеческого языка лежат различные области коры головного мозга (а также подкорковые структуры). Восприятие и воспроизведение речи динамично связаны друг с другом, поэтому, по всей видимости, активность конкретной нейронной цепи определяет то, что происходит в настоящий момент (восприятие или воспроизведение).
При повреждении центра Брока у больного развивается нарушение речи по типу экспрессивной афазии, однако (как будет понятно позднее) все нарушения языковой функции можно назвать экспрессивными. В настоящее время известно, что в пределах центра Брока имеются отдельные функциональные области. Одни из них (и их нейронные связи) отвечают за фонологию (организация и использование звуков в естественных языках), другие — за синтаксис (составление полноценных предложений из отдельных слов и фраз), третьи — за семантику (понимание смысла слов, фраз, предложений и даже более крупных единиц).
Помимо этого, центр Брока и его связи отвечают не только за язык, но и за другие когнитивные функции, например восприятие музыки или внимание. При некоторых условиях внимание человека к определенным компонентам речи увеличивается, при других (например, разговор на шумной вечеринке), напротив, снижается. Благодаря центру Брока человек также может усиливать акцент на определенных компонентах своей речи, делая ее более понятной собеседнику.
Центр Брока отдает волокна к участкам моторной коры, отвечающим за движения языка и мимической мускулатуры. Нейроны центра Брока также регулируют и фокусируют внимание, отвечают за речевое взаимодействие с собеседником (ожидание своей очереди в диалоге, выбор соответствующего тона и манеры речи). Для реализации последней функции центр Брока имеет связи с дорсолатеральной префронтальной (предлобной) корой, передней поясной извилиной, теменной корой. Для того чтобы получить доступ к определенным воспоминаниям (знания) с их фонологическими, синтаксическими и семантическими особенностями, необходимо также взаимодействие с височной и нижней теменной корой.
Учитывая тот факт, что центр Брока выполняет такие различные функции, иногда его называют областью Брока. Наличие у нее различных функциональных ролей, видимо, анатомически обусловлено ее разделением на отдельные части в переднезаднем и дорсовентральном направлениях.
Языковые области Брока и Вернике, дугообразный пучок.
Верхнюю поверхность области Вернике называют височной площадкой (planum temporale), она расположена в верхней височной извилине, сразу за первичной слуховой корой (извилиной Гешля). Височная площадка отвечает за идентификацию и различение звуков речи в пространстве и времени (фонем; минимальная смыслоразличительная единица языка). Она также участвует в отборе слуховых сигналов, поступающих от левого или правого уха, а ее активность может меняться в зависимости от уровня слухового внимания (на его уровень может влиять и сама височная площадка). (У 65% правшей объем левой слуховой площадки больше, чем правой, однако эта разница не соотносится с тем, что у правшей более чем в 90% случаев за речь отвечает левое полушарие.)
Нарушения развития височной площадки часто встречают при шизофрении, что может играть определенную роль в возникновении слуховых галлюцинаций.
Область Вернике связана с областью Брока посредством ассоциативных волокон дугообразного пучка, который огибает задний конец латеральной борозды в составе подлежащего белого вещества. Методом магнитно-резонансной томографии (МРТ) у человека были также обнаружены дополнительные связи языковых областей с участками коры лобной, височной, теменной и затылочной долей (благодаря методам трассировки можно подозревать о существовании таких путей и у обезьян). Они идут в составе крючковидного пучка, верхнего и нижнего продольного пучков и крайней капсулы.
Существование этих многочисленных связей привело к созданию концепции вентрального и дорсального языковых путей (аналогичных путям обработки зрительной информации). Дорсальный путь отвечает за связь слуха с двигательными функциями, а также за восприятие синтаксически сложных фраз; височная кора связана с зоной Брока (поле 44 по Бродману) и премоторной корой. Вентральный путь отвечает за понимание смысла звуковых сигналов и построение синтаксически сложных фраз; нижние участки лобной коры связаны с затылочной корой, а передние вентральные нижние участки лобной коры — с височной долей.
(А) Повреждение, затрагивающее область Брока.
(Б) Повреждение, затрагивающее область Вернике.
(В) Объем повреждения при кондуктивной афазии.
(Г) Объем повреждения при тотальной афазии.
в) Угловая извилина. Угловую извилину (поле 39) относят к области нижней теменной дольки. Левая угловая извилина получает проекции от нижней части поля 19 (языковая извилина), а отдает волокна к височной площадке. Часто угловую извилину рассматривают как часть области Вернике.
г) Роль правого полушария. Во время обычного разговора усиливается кровоток в верхних отделах височной коры и правого, и левого полушарий. Они отвечают за восприятие и понимание речи на лексическом уровне (словарный состав языка, или вокабуляр). Предполагают также, что правое полушарие может отвечать за мелодические аспекты речи, ее ритм, смысловые ударения и другие нюансы, которые обобщенно называют интонацией (просодия); интонация необходима для передачи эмоциональной и неэмоциональной информации. Нарушения этой сферы языка называют апросодиями; апросодии предложено классифицировать так же, как классифицируют афазии.
Под аффективной просодией понимают эмоциональную окраску речи (например, злоба, радость). Неаффективная просодия передает намерение или отражает цель высказывания (вопрос или утверждение). Апросодией называют состояние, при котором человек не способен понимать или использовать аффективные и неэффективные компоненты языка. Несмотря на то, что чаще всего апросодию встречают при повреждении коры правого полушария, она также может развиваться при повреждении левого полушария или подкорковых структур.
Восстановление речи, если оно вообще происходит, зависит от возраста пациента, а у взрослых пациентов — от степени повреждения. Имеются единичные сообщения о восстановлении почти нормальной речи у праворуких детей 7 лет или младше, которым по поводу тяжелой эпилепсии было произведено удаление левого полушария. Единственным объяснением таких феноменов служит лишь то, что языковые функции, в том числе речь, к моменту операции еще не были локализованы в конкретном полушарии. С помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) удалось обнаружить, что у некоторых взрослых пациентов с поврежденным в результате инсульта левым полушарием повышается активность определенных участков правого полушария, которые начинают выступать в качестве аналогов областей Вернике и Брока.
Однако значительное восстановление языковых функций возможно лишь в том случае, если левая височная площадка, которая через мозолистое тело передает нервные импульсы к правому полушарию, осталась относительно интактной.
Латеральная борозда раскрыта, показана верхняя поверхность височных долей.
Это необходимо для проведения мета-анализа (анализа post hoc) собственной речи, который позволяет нам отдавать себе отчет об оговорках и ошибках. У больных с так называемой афазией Вернике способность к мета-анализу речи отсутствует.
Несмотря на то, что мы до настоящего времени открываем для себя новые функции, которые выполняют различные участки коры больших полушарий, становится ясно, что современная нейробиология языка более не укладывается в рамки модели Вернике-Лихтгейма- Гешвинда.
Участки головного мозга, в которых усиливается кровоток при прослушивании (А) тонов и (Б) слов.
Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 23.11.2018
Произнесение и понимание слов, составляющих основу речи, сложно организованные и взаимосвязанные процессы.
За это отвечают две важные зоны, называемые центрами речи в головном мозге.
В честь исследовавших их авторов они названы: зоны Брока и Вернике. При поражении этих участков мозга появляются нарушения речи или афазии.
Расположение корковых центров речи
Описываемые функциональные структуры расположены в конечном мозге: в коре полушарий. Друг с другом они связаны дугообразным пучком – совокупностью миелиновых волокон, аксонов нейроцитов указанных зон.
Сенсорный центр Вернике расположен в проекции верхней височной извилины. Неслучайно его расположение, ведь близко находится конечный пункт слухового анализатора. Они очень тесно взаимосвязаны между собой при формировании навыков речи, восприятии слов, предложений, а также письменной деятельности. Зона Вернике занимает не всю извилину, а только заднюю ее треть.
Зона формирования звуков и слов — это центр Брока, ограниченный участок лобной доли полушарий головного мозга. Центр Брока расположен в нижней лобной извилине. Нейрохирурги настаивают, что точная локализация – ее задняя треть.
Функции центров Вернике и Брока
Функциональное значение речевого центра чтения и восприятия обращенной устной речи довольно велико. Информация, которая поступает извне в виде слов, предложений обрабатывается в конечном счете в слуховом анализаторе.
Затем эта информация по ассоциативным связям достигают слухоречевой зоны Вернике. Из всей гаммы звуковых сигналов этот отдел полушарий вычленяет буквы, что позволяет понимать услышанное.
Кроме того, здесь формируется содержание и идея того, что человек пытается сказать. Это процесс инициации речи.
Функциональное значение речевого центра Брока заключено в обеспечении моторики речи. Замысел формируется на этапе зоны Вернике. Информация по дугообразному пучку достигает речемоторного центра Брока, откуда импульсы посылаются к артикуляционному речевому аппарату.
Последовательность созревания речевых центров у ребенка
Организм человека эволюционно сформировался так, чтобы все процессы и структуры функционировали только тогда, когда это целесообразно. Не все аксоны покрыты миелином после рождения ребенка. Миелинизированными оказываются только те волокна, которые непосредственно обеспечивают жизненно важные процессы.
Со временем активных зон головного мозга становится больше. Лобные извилины, например, полноценно работают с полугодовалого возраста.
Современные гипотезы афазии Вернике и Брока
Органическое поражение вещества головного мозга (в результате травмы, инсульта или интоксикации) в проекции любого из центров речи приведет к расстройству ее восприятия, воспроизведения. При этом утрачивается возможность выражать свои мысли при помощи привычных звуков, слов и предложений. Такое состояние называют афазией.
Различают множество вариантов нарушения речи. Чаще всего поражаются зоны Брока и Верника. Очагам патологии соименны названия афазий.
Афазия Вернике иначе называется моторной. Различают несколько вариантов нарушений речи при этом расстройстве, но типично для всех одно: сохраняется понимание обращенных слов у больного, а свои ошибки и отклонения в разговоре пациенты не осознают.
Моторный центр речи поражается в случае ишемии, кровоизлияния или иного причинного фактора, который повлек за собой затруднение кровотока по левой средней мозговой артерии. При стенозах (сужениях) или атеросклерозе мелких веток, отходящих к коре мозга, возможен мягкий вариант поражения. Неврологи называют его малым синдромом Брока.
Пациенты в отличие от здоровых людей говорят не так бегло. Им сложнее переключаться. Начинать разговор для лиц с этим видом афазии сложно. Артикуляционные движения страдают, так как обычно формируется параллельно парез (легкая форма паралича) мимической и лицевой мускулатуры. Слова становятся менее внятными, звук тихий (гипофоничная речь).
Нарушений при письме нет: пациенты грамотно составляют предложения, без ошибок пишут слова (в соответствии с уровнем образованности). Иначе этот вид патологии называется афемией.
Более серьезные нарушения возникают при эфферентной моторной афазии. Локализация очага поражения в мозге та же, но она меньше по площади, глубине и распространенности. Все перечисленные выше характеристики нарушений разговорной речи присутствуют.
К ним добавляется неокрашенная интонация, неверное составление предложений (аграмматизм). Разговор представлен короткими фразами, лишенными, как правило, глаголов (телеграфизм). Письменная речь страдает. О том, что существуют какие-то изменения в разговоре, пациент узнает от родственников, потому что сам он этого не осознает.
Клинически этот вид связан со сложностями в процессе восприятия. Пациент не страдает глухотой, он слышит звуки. Но среди их многообразия буквы и фонемы различить не удается. Поэтому при сенсорной афазии утрачивается понимание обращенных слов.
Артикуляция не меняется, голос звучный, ведь моторный центр речи не поражен. Сам разговор сохраняет медленный и плавный темп. Пауз не слышно. При письме также возможны литеральные парафазии (замены букв и звуков на похожие).
Информация о речевых зонах важна для понимания того, как связаны и на чем основаны основные речевые и письменные навыки. Это важно не только врачам для диагностики афазий, но и обычному человеку поможет разобраться в ситуации.