Зарождение фонемы в мозгах

Этим понятием обозначают минимальную единицу языка, которая выполняет смыслоразличительную функцию. Сразу необходимо уточнить, что фонема самостоятельно не обладает ни лексическим, ни грамматическим значением.

Звук и фонема: в чем отличия между этими понятиями

Хотя эти слова очень близки по своему значению – это не одно и то же. Поскольку звуком (в данном случае имеется в виду его речевой вид) называют минимальное акустическое колебание упругой среды, которое производится речевым аппаратом человека для языкового общения с себе подобными.

В то же время фонема (в качестве абстрактной языковой единицы) соотносится с речевым звуком как конкретной единицей, в которой она материально реализуется.

Иными словами, рассматривая вопрос о том, что такое фонема и в чем ее отличие от звука, стоит усвоить главное: фонема – это ряд из нескольких звуков, способных чередоваться между собою.

Звук, буква и фонема

Разобравшись с тем, что такое фонема и чем она отличается от звука, стоит рассмотреть оба данных понятия относительно отдельного символа алфавита, а именно – буквы.

Несмотря на то, что каждый из этих трех терминов лингвистики имеет отдельное значение, на практике они иллюстрируют одно и тоже общее понятие, но слегка с разных сторон. Главная цель каждого из них – помогать при коммуникации.

Что качается эволюции этих понятий, то сначала возник речевой звук, который помогал первым людям общаться между собой и организовывать свою жизнь. Когда звуки организовались в слова, предложения, а позже помогли сформировать целый язык (и далеко не один), появилась необходимость записывать все это, дабы иметь возможность передавать накопленные знания другим людям, в том числе и потомкам. Так появились буквы как графическая реализация речевых звуков. А с возникновением науки лингвистики ученые постепенно выделили понятие фонемы и, кстати, сравнительно недавно — в XIX в.

Разновидности фонем

Все виды фонем разделяются по различным принципам.

  • Главный критерий для разделения на виды – это позиция. Фонемы могут быть как в слабой, так и в сильной позициях. Это влияет на простоту их идентификации.
  • Гласные/согласные – отличаются в зависимости от способа образования: при помощи шума это произошло или голоса.
  • Гласные фонемы в свою очередь могут находиться или не находиться под ударением.
  • Гласные фонемы бывают лабиализованными и не лабиализованными, зависимо от участия губ в процессе формирования фонемы. В русском языке есть только две гласные лабиализованные фонемы: [о] и [у].
  • По уровню мягкости согласные фонемы можно разделить на палатализованные/не палатализованные.
  • Также согласные фонемы бывают звонкими и глухими.
  • По месту образования согласные бывают: смычные и щелевые.

Отличительные черты (признаки) фонем

Несмотря на то, что эта лингвистическая единица является минимальной в своем роде и не может быть более разделена, она имеет ряд признаков, неспособных существовать вне ее. Они не являются равнозначными между собой и делятся на две большие категории: дифференциальные (различительные) и интегральные.

Какие функции выполняют фонемы

О важности любого лингвистического понятия можно судить по тем функциям, которые оно выполняет, и хотя их немного, они играют одну из ключевых ролей в языке.

Теория фонемы.

1. Из истории учения о фонеме. Понятие фонемы.

2. Фонологические школы.

3. Процесс выделения фонем в языке.

4. Понятие о системе фонем.

5. Соотношение фонемы и аллофона.

Учение о фонеме, или фонология – раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. [ Фонология изучает фон явления со стороны их функций в системе языка. Фонетика изучает речь в ее физическом, акустико-артикуляционном аспекте.] Созданию учения о фонеме предшествовало несколько этапов развития науки о языке.

До начала 19 века в европейском языкознании отождествляли звук и букву, что мешало изучению звуковой стороны языка. С середины 19 века начали строго разграничивать эти два понятия, а звуки языка успешно изучали как явления физиологические и акустические.

Звук – нечто очень материальное – его изучает фонетика.

Фонема – абстрактное – ее изучает фонология.

И.А. Бодуэн де Куртенэ разработал психологическую теорию фонемы, согласно которой фонема – идеальный образ, на который нацелен говорящий. Говорящий отклоняется от этого идеального звука частично потому, что идентичное повторение звука почти невозможно, частично из-за влияния соседних звуков.

В процессе формирования идеальных портретов звуков ак­тивное участие принимают чередования звуков в определен­ных позициях. Благодаря учению о чередовании звуков (аль­тернации звуков) Бодуэн де Куртенэ внес серьезный вклад в развитие научного представления о фонеме. Ученый исходил из положения о том, что все чередующиеся звуки в определен­ной позиции в одной и той же смысловой единице обладают способностью объединяться в нашем сознании в общее целое, т.е. создавать идеальный портрет звука. Однако такой подход не был лишен противоречий, и взгляды ученого на фонему менялись.

Вместе с И.А. Бодуэном де Куртенэ фонологические идеи развивали его друзья и соратники Николай Вячеславович Крушевский, Василий Алексеевич Богородицкий, Василий Васильевич Радлов. Казанская Лингвистическая школа, которую в 70-90 гг. создал И.А. Бодуэн де Куртенэ в Казанском университете много сделала для становления фонологии.

| следующая лекция ==>
Параметри території держави | Фонологические школы

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В истории отечественной фонологии выделяют влияние 2ух школ:

Ленингра́дская (Петербу́ргская) фонологи́ческая шко́ла (ЛФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме (наряду с Московской фонологической школой (МФШ), представителями которой были Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, А. А. Реформатский и другие учёные). Основателем школы является Л. В. Щерба. Среди других её представителей — Л. Р. Зиндер, Л. В. Бондарко, М. И. Матусевич.

Основной принцип подхода ЛФШ к единицам звукового уровня языка — стремление связать лингвистическую природу фонемы с её ролью в речевой деятельности. В учении школы фонема рассматривается как обеспечивающая использование материальных явлений (движений артикуляционного аппарата и производимых им акустических эффектов) для образования значащих единиц языка. Таким пониманием фонемы определяется интерес представителей ЛФШ к материальным свойствам звуковых единиц, их обращение к экспериментальной фонетике и методам анализа речи

Фонема — единое представление, принадлежащее миру фонетики, которое возникает в душе путём психологического слияния впечатлений, полученных от произношения одного и того же звука, — психический эквивалент звуков языка.

Моско́вская фонологи́ческая шко́ла (МФШ) — одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ[1] о фонеме (наряду с Ленинградской фонологической школой (ЛФШ), основанной Л. В. Щербой).

Важнейшее положение школы — необходимость применения морфологического критерия (обращения к морфемному членению) при определении фонемного состава языка. В рамках МФШ разработаны теория фонологических позиций и учение о варьировании фонемы.

роль звуков в механизме языка, их значение для чутья народа, не всегда совпадающее с соответствующими категориями звуков по их физическому свойству и обусловленное, с одной стороны, физиологическою природой, а с другой — происхождением, историей звуков; это разбор звуков с морфологической, словообразовательной точки зрения…

Р. И. Аванесов возглавил кафедру русского языка МГПИ, куда им были приглашены сторонники формирующегося учения: А. М. Селищев, С. И. Бернштейн, С. Б. Бернштейн, В. Н. Сидоров, А. М. Сухотин, А. Б. Шапиро, П. С. Кузнецов, А. И. Зарецкий, А. А. Реформатский, И. С. Ильинская, В. Г. Орлова. В 1935 году на кафедре состоялась дискуссия о фонеме, в которой докладчиком выступил А. А. Реформатский. Дискуссия способствовала формированию взглядов школы. Полезной для становления МФШ оказалась и работа основанной в 1934 г. при НИИ Большого советского атласа мира Транскрипционной комиссии, требовавшая применения фонологической теории к материалу различных языков.

1) дивергенции (позиционные):

1-й степени (вариации) — дивергенции, члены которых (варианты) не встречаются в одинаковых позиционных условиях (ср. понятие вариации фонемы в традиционном учении МФШ); варианты составляют фонему 1-й степени (Ф1);

2-й степени (субституции) — дивергенции, члены которых (субституты) чередуются в одних позиционных условиях и равно возможны в других (к примеру, в русском языке члены чередования д — т равно возможны перед гласными: дом — том, но в позиции конца слова один из них всегда заменяется другим: род [т] — рот); субституты составляют фонему 2-й степени (Ф²);

2) трансформации. Элементы трансформаций образуют фонему 3-й степени (Ф³), или морфонему.

— при замене одной фонемы на другую получится другое слово ( ом — ом);

— при изменении порядка следования фонем также получится другое слово ( — );

— при удалении фонемы также получится другое слово (т он — тон).

Фонема как абстрактная единица языка соответствует звуку речи как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется. Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физический анализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один и тот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти варианты произношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́] во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы .

Фонема — объект изучения фонологии. Это понятие играет важную роль при решении таких практических задач, как разработка алфавитов, принципов орфографии и т. п. Минимальная единица жестовых языков ранее называлась хиремой, но в последнее время также стала называться фонемой.

Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).

Наука о звуках речи называется фонетикой.

В целом звуки речи подразделяются на шумы и тоны: тоны в речи возникают в результате колебания голосовых складок; шумы образуются в результате непериодических колебаний выходящей из лёгких струи воздуха. Тонами являются обычно гласные; почти же все глухие согласные относятся к шумам. Звонкие согласные образуются путём слияния шумов и тонов. Шумы и тоны исследуются по их высоте, тембру, силе и многим другим характеристикам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:
Читайте также:  Менингиома головного мозга последствия после операции
Adblock
detector